Скачать 3.97 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ 24 января 2000 г. N 20 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ В целях совершенствования организации медицинского обеспечения населения при радиационных авариях ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Ввести в действие с 1 января 2000 г. Руководство по организации санитарно - гигиенических и лечебно - профилактических мероприятий при крупномасштабных радиационных авариях (приложение). 2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений и организаций Министерства здравоохранения Российской Федерации при планировании и проведении работ по ликвидации медико - санитарных последствий радиационных аварий обеспечить выполнение положений данного руководства. 3. Контроль за выполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Вялкова А.И. Министр Ю.Л.ШЕВЧЕНКО Приложение УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.01.2000 г. N 20 РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ ------------------------------------------------------------------ примечание. В связи с тем, что в тексте документа неоднократно встречаются ссылки на "Нормы радиационной безопасности (НРБ-96)" обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2000 года вступили в силу Санитарные правила СП 2.6.1.758-99 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)". С вводом указанных Санитарных правил НРБ-96 утратили силу. ------------------------------------------------------------------ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ АИУС автоматизированная информационная управляющая система АПЛ атомная подводная лодка АРТП атомный реактор с технологическим процессом АТЭЦ атомная теплоэлектроцентраль АЭС атомная электростанция ВВ взрывчатое вещество ВОЗ Всемирная организация здравоохранения ВСМК Всероссийская служба медицины катастроф ГА гипотетическая авария ГПР группа поддержки решения ГСЭН государственный санитарно - эпидемиологический надзор ГФУ гексафторид урана ДЗ допустимые уровни загрязнения ДМ делящийся материал ДОА допустимая среднегодовая объемная активность ДУА допустимая среднегодовая удельная активность ДУВ дозовый уровень вмешательства ЖКТ желудочно - кишечный тракт ЗА запроектная авария ИРГ инертные радиоактивные газы ИТЦ инженерно технический центр КМС костномозговой синдром КС кишечный синдром ЛП лучевой пневмонит ЛПА ликвидация последствий аварии ЛПЭ линейная потеря энергии ЛПУ лечебно - профилактическое учреждение ЛЭМ лечебно - эвакуационные мероприятия ЛЭО лечебно - эвакуационное обеспечение МАГАТЭ Международное агентство по атомной энергии МГА максимальная гипотетическая авария МКК межведомственная координационная комиссия МКРЗ Международная комиссия по радиологической защите МЛП местное лучевое поражение МПА максимальная проектная авария МСЧ медико - санитарная часть НП населенный пункт НРБ нормы радиационной безопасности НЦР неполная цепная реакция ОЛБ острая лучевая болезнь ОФС оро - фарингеальный синдром ПГП предел годового поступления ПДК предельно допустимая концентрация ПЗРО пункт захоронения радиоактивных отходов ПР первичная реакция ПМГ полевой многопрофильный госпиталь ПУВ производные уровни вмешательства РА радиационная авария РАО радиоактивные отходы РБ радиационная безопасность РМ радиоактивный материал РМКК региональная межведомственная координационная комиссия РНИ радионуклидный источник РНКРЗ Российская научная комиссия по радиационной защите РПД радиоактивные продукты деления РТ регенерация топлива СЗЗ санитарно - защитная зона СИЗ средства индивидуальной защиты СМБ специализированная медицинская бригада СЦР самопроизвольная цепная реакция ТМКК территориальная межведомственная координационная комиссия ТВЭЛ тепловыделяющий элемент ТРА транспортная радиационная авария ТЦМК территориальный центр медицины катастроф ХЛБ хроническая лучевая болезнь ЧАЭС Чернобыльская атомная электростанция ЧС чрезвычайная ситуация ЦМСЧ центральная медико - санитарная часть ЯБП ядерные боеприпасы ЯЗ ядерные заряды ЯРД ядерная установка в качестве двигательной системы космического аппарата ЯТЦ ядерно - топливный цикл ЯФУ ядерно - физическая установка ЯЭУ ядерная энергетическая установка ВВЕДЕНИЕ В апреле 1986 г. произошла крупнейшая за всю историю развития атомной промышленности и энергетики радиационная авария на Чернобыльской АЭС [1-5]. Несмотря на то, что имевшиеся к этому времени в отечественной медицинской науке знания и опыт позволяли решить сложные проблемы минимизации последствий этой аварии, на практике они зачастую не были реализованы.<*> По-видимому, можно с большой степенью уверенности утверждать, что неправильные действия со стороны руководства и персонала Чернобыльской АЭС в самом начале возникновения и развития аварии были связаны с их представлением о невозможности аварии подобного масштаба. Такое же отношение, сформированное на фоне бурного развития атомной энергетики в стране в 70-е - 80-е годы, было характерно для большинства руководителей различного уровня, специалистов и населения. -------------------------------- <*> В 1970 г. Минздравом СССР были утверждены "Временные методические указания для разработки мероприятий по защите населения в случае аварии ядерных реакторов", которые в дальнейшем были доработаны с учетом международных рекомендаций и утверждены Минздравом СССР в 1983 г. под названием "Критерии для принятия решения о мерах зашиты населения в случае аварии реактора". В этих документах были определены значения доз, являющиеся критериями для введения защитных мер (йодная профилактика, укрытие, эвакуация) для взрослого и детского населения. Однако эти документы оказались практически невостребованными. Территориальные органы управления здравоохранения и санитарно - эпидемиологическая служба, как правило, вообще не знали об их существовании. Это привело к тому, что, например, не всегда организованно и своевременно проводилась йодная профилактика, особенно населению Белоруссии, проживающему в отдаленных сельских районах. До настоящего времени существует противоречие, которое достаточно сложно преодолеть. С одной стороны, в силу традиционно большого внимания отечественных и зарубежных ученых и специалистов к проблемам радиационной безопасности и радиационной медицины, эти проблемы можно отнести к достаточно изученным. С другой стороны, - в понимании населения (особенно после аварии на Чернобыльской АЭС) угроза ("риск") радиационного фактора считается превалирующей по сравнению с большинством вредных для здоровья факторов, имеющих место в современной жизни. К сожалению, подобного мнения придерживаются и многие медицинские работники, особенно не работающие в области радиационной медицины и гигиены. Такое понимание можно изменить, если у общества появится уверенность в надежности и безопасности технических решений, правильном выборе мест размещения радиационно - опасных объектов , правильной и своевременной организации и проведения противоаварийных, в том числе и медицинских мероприятий. Организация медицинских мероприятий при радиационной аварии в значительной степени определяется результатами оценки радиационной обстановки. Это обусловливает необходимость организации и осуществления большого объема достаточно сложных измерений с использованием различных методов. Результаты этих измерений чрезвычайно важны, поскольку они являются основой для принятия решений по организации и проведению широкомасштабных санитарно - гигиенических и лечебно - профилактических мероприятий. Кроме этого, адекватная оценка последствий радиационной аварии требует использования сложных расчетных методов прогноза развития радиационной обстановки, оценки дозовых нагрузок на население и последствий для его здоровья. Указанные мероприятия, как правило, необходимо осуществлять в сжатые сроки и на обширных территориях, что выдвигает особые требования к их организации. Необходимым условием является проведение разъяснительной работы среди населения, что в ряде случаев (низкий общеобразовательный уровень, отсутствие знаний или, что чаще - наличие неверных представлений по такому сложному вопросу как влияние радиационного фактора на здоровье) может поставить эту проблему в число трудно решаемых. При организации собственно медицинских мероприятий следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, они должны рассматриваться как неотъемлемая и приоритетная часть в общей системе организационных, инженерно - технических, защитных, экологических, нормативно - правовых и других мер, направленных на минимизацию последствий радиационной аварии. Во-вторых, при организации медицинских мероприятий следует учитывать необходимость комплексного проведения физико - дозиметрических, санитарно - гигиенических, лечебно - профилактических, лечебно - эвакуационных и реабилитационных мероприятий. Кроме того, необходимо также учитывать возможные медицинские последствия радиационной аварии, не связанные непосредственно с воздействием радиационного фактора. К таким последствиям можно отнести острые психотические и стрессорные состояния, формирование синдрома психологической и социальной дезадаптации, обострение ряда общесоматических заболеваний, избыточный травматизм и другие значимые расстройства здоровья. Указанные состояния могут быть связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности больших групп населения в процессе осуществления таких защитных мер, как эвакуация или переселение, а также с ограничением или исключением из рациона питания важных, а для сельского населения таких основных продуктов питания, как свежее молоко, мясо домашних животных, листовая зелень и овощи. Особенности воздействия ионизирующего излучения на организм человека и клиника лучевой патологии определяют специфику организации медицинской помощи при радиационных авариях. Не смотря на то, что первичные биофизические процессы взаимодействия ионизирующего излучения с живыми тканями вызывают в клетках организма множественные патологические изменения практически сразу после воздействия, первичные клинические проявления выявляются (в зависимости от дозы) лишь через несколько минут, часов, а иногда и суток после облучения. При правильной организации работы медицинских формирований это дает возможность провести сортировку пораженных и подготовить их к транспортировке для лечения в условиях специализированного стационара. Экстренность медицинских мероприятий в этих условиях определяется необходимостью устранения дальнейшего воздействия ионизирующего излучения, оценки величины дозы, купирования первичной реакции и организации отправки пораженных в стационар. Указанный комплекс мероприятий может быть выполнен только достаточно квалифицированными специалистами. Имеющаяся в настоящее время в стране система медицинского обслуживания радиационно - опасных производств позволяет эффективно решать эти задачи. Однако, учитывая в целом небольшую практику в диагностике и лечении лучевой патологии в местных медицинских учреждениях (в том числе и в медсанчастях, обслуживающих радиационно - опасные объекты), целесообразно ориентироваться на специализированные медицинские бригады (СМБ), функционирующие на базе ведущих специализированных учреждений, имеющих соответствующий опыт. В условиях широкомасштабной радиационной аварии, связанной с выбросом в окружающую среду большого количества радиоактивных веществ и потенциальной угрозой для здоровья населения, основными принципами организации и проведения защитных, в том числе и медицинских мероприятий, являются недопущение острых (детерминированных) эффектов облучения и максимальное снижение отдаленных стохастических (злокачественные заболевания, наследованная патология) эффектов. В связи с этим защитные мероприятия, включая санитарно - гигиенические и лечебно - профилактические носят экстренный характер. Неправильная оценка радиационной обстановки, неудачная и несвоевременная организация комплекса первоочередных мер могут привести в дальнейшем к значительным отрицательным последствиям для здоровья населения. Следует отметить, что и в отечественных, и в международных документах и рекомендациях, посвященных планированию защитных мер в случае радиационных аварий, вопросы организации собственно медицинских мероприятий или не рассматриваются, или носят достаточно общий характер. Одной из основных задач, решаемых настоящим Руководством, является формулирование основных принципов организации медицинских мероприятий на всех этапах оказания медицинской помощи в зависимости от типа и масштаба аварийной ситуации в их сочетании с организацией всего комплекса необходимых защитных мер. В Руководстве нашел отражение опыт работы органов управления здравоохранения и медицинских учреждений, накопленный при ликвидации последствий крупных радиационных аварий на Южном Урале в 1957 и 1967 гг., а также работа Национальной Комиссии по радиационной защите (НКРЗ) в начальный и последующие периоды аварии на Чернобыльской АЭС. Особое место в документе занимают положения, связанные с организацией медицинской помощи пострадавшим на догоспитальном этапе на базе местных (территориальных) медицинских учреждений. Подготовка настоящего Руководства в значительной степени обусловлена необходимостью учета современных научных представлений и принципов радиационной защиты в практике планирования и оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационных авариях. В последние годы в России были введены новые Нормы радиационной |
Приказ Роскартографии от 26 января 2000 г. N 10-пр Об утверждении... Во исполнение задания отраслевой программы стандартизации опс-2000, утвержденной 29 января 1996 года, цниигаиК осуществил разработку... |
Образовательная программа старшей группы муниципального бюджетного... «Детский сад №40 присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением лечебно – профилактических, оздоровительных, санитарно-гигиенических... |
||
Приказ от 28 ноября 2006 г. N 450 Об утверждении клинико-организационного... ... |
Методические рекомендации по использованию в лечебно-профилактических... Методические указания предназначены для руководителей организации, начальников отдела охраны труда, специалистов лечебно-профилактических... |
||
Методические указания Мос му 1 005-2000 «Организация и осуществление... |
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических... Методические рекомендации предназначены для работников лечебно-профилактических учреждений, кабинетов, оказывающих стоматологическую... |
||
Приказ №58 от 06. 07. 2017 г. Изменения и дополнения в образовательную... «Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий... |
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11... О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2 1385-03 |
||
Противоэпидемических и санитарно гигиенических Утвердить Инструкцию об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно гигиенических |
Методические рекомендации по организации централизованных стерилизационных... Методические рекомендации предназначены для работников лечебно-профилактических учреждений, организующих и обслуживающих централизованные... |
||
Приказ №60 от 19 января 1983 года «Медицинское наблюдение за развитием... Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-фз от 30. 03. 99 |
Стандарт безопасности отдыха и оздоровления детей в загородных оздоровительных учреждениях В оздоровительных учреждениях, и регламентирующие осуществление организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических,... |
||
Итоги деятельности санитарно-гигиенических лабораторий за 2015 год Выполнение санитарно-гигиенических исследований и инструментальных замеров проводится в соответствии с областью аккредитации илц |
Приказ о введении в действие инструкций по охране труда и назначении... Приказ о введении в действие инструкций по охране труда и назначении ответственных лиц за их разработку |
||
Приказ от 14 декабря 2007 г. N 859 об утверждении и введении в действие... Утвердить и ввести в действие с 25 января 2008 г прилагаемые Методические указания по оценке последствий аварийных выбросов опасных... |
Приказ мвд РФ от 14 декабря 1993 г. N 536 "О введении в действие... Ввести в действие с 31 января 1994 года "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. Ппб 01-93" (приложение 1) |
Поиск |