Стандарт безопасности отдыха и оздоровления детей в загородных оздоровительных учреждениях – правила, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья детей, отдыхающих
в оздоровительных учреждениях, и регламентирующие осуществление организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области отдыха и оздоровления детей.
Область применения
Настоящий стандарт распространяется на загородные оздоровительные учреждения всех форм собственности. Настоящий стандарт устанавливает максимальные или минимальные количественные и/или качественные значения показателей, характеризующих безопасные условия отдыха и оздоровления детей.
Разработан на основании действующего законодательства.
I. Основные требования по обеспечению функционирования загородных оздоровительных лагерей:
- наличие акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- наличие заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- наличия акта проверки надежности закрепления конструкций, имеющихся на участке загородного учреждения плоскостных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, гладкости поверхностей, гарантирующих безопасность при эксплуатации;
- наличие акта приемки оздоровительного учреждения независимо
от формы собственности муниципальной комиссией, в состав которой включены представители органов надзорной деятельности, представители органов местного самоуправления, учредители оздоровительного учреждения, с выводами о готовности учреждения к приему и содержанию детей;
- укомплектованный штат сотрудников в соответствии со штатным расписанием;
- наличие у всех сотрудников личной медицинской книжки с пройденным медицинским осмотром и отметкой о прохождении санитарно-гигиенической подготовки, а также отметок о наличии прививок в соответствии с национальным календарем прививок;
- наличие документов на проведение акарицидных обработок и акта энтомологического обследования территории лагеря;
- наличие справки об исправности электро– и холодильного оборудования в соответствии с их паспортными характеристиками, выданными экспертной организацией.
II. Основные документы, которые должны иметь при себе дети при заезде в лагерь:
- ксерокопия свидетельства о рождении или паспорта;
- медицинская справка для отъезжающего в лагерь (форма № 079/у) или санаторно-курортная карта для детей и подростков (форма № 076/у);
- ксерокопия страхового полиса обязательного медицинского страхования;
- результаты анализов на яйцеглист и энтеробиоз (если в загородном оздоровительном учреждении есть плавательный бассейн);
- справка о прививках (прививочный сертификат);
- справка об эпидемическом окружении (действительна в течение 3 суток).
III. Основные требования по обеспечению пожарной безопасности детей в загородных оздоровительных учреждениях:
- наличие защитной минерализованной полосы либо опашки или иного покрытия, обеспечивающего предотвращение распространения пожара на территорию загородных оздоровительных учреждений, которое должно быть шириной не менее 3 метров по периметру территории учреждений, а также журнал проверок их состояния;
- наличие в зданиях загородных оздоровительных учреждений исправных путей эвакуации и не менее 2-х исправных эвакуационных выходов с этажа;
- наличие планов эвакуации людей при пожаре, выполненные в соответствии ГОСТ;
- недопустимость размещения детей в мансардных помещениях, деревянных зданиях, а также более 50 детей в деревянных и других зданиях из горючих материалов;
- своевременная очистка территории загородных оздоровительных учреждений от горючих отходов, мусора, тары, сухой листвы и пр.;
- в случае расположения детского оздоровительного учреждения вне радиуса нормативного времени прибытия первого подразделения пожарной охраны (более 20 минут) на территории оздоровительного учреждения должно быть добровольное пожарное формирование в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;
- наличие пожарной мотопомпы с необходимым пожарно-техническим вооружением, за которой закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку;
- наличие резерва финансовых средств на проведение эвакуационных мероприятий (определить силы и средства для вывоза детей из зоны возможной ЧС, спланировать пункты временного размещения для приема эвакуируемых при ЧС природного и техногенного характера);
- наличие в загородных оздоровительных учреждениях исправного и соответствующего установленным нормам водоисточников наружного противопожарного водоснабжения;
- наличие не менее 2-х огнетушителей на этаже (порошковых или углекислотных). Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа. Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.;
- наличие и поддержание в рабочем состоянии автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- наличие в загородных оздоровительных учреждениях средств индивидуальной защиты органов дыхания;
- наличие у аппарата телефонной связи номеров телефонов дежурных служб ГО и ЧС, пожарной службы, службы водоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения;
- наличие в загородных оздоровительных учреждениях общего списка сотрудников загородного оздоровительного учреждения (приложение 1)
- наличие в загородных оздоровительных учреждениях списка сотрудников - старших групп ГО (пожарных расчетов), а также ответственных лиц
(приложение 2).
- наличие в загородных оздоровительных учреждениях списка детей, находящихся в оздоровительном учреждении (приложение 3), в том числе имеющих неврологические заболевания, психические отклонения, другие показания по состоянию здоровья или заболевания (ограничение мобильности, слуха и т.п.), требующие оказания им дополнительной персональной помощи в эвакуации, в том числе медицинской помощи при эвакуации (приложение 4);
- наличие в загородных оздоровительных учреждениях инструкций о соблюдении мер пожарной безопасности, приказов об установлении противопожарного режима на объекте, о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность, приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;
- наличие в загородных оздоровительных учреждениях журнала проведения инструктажей по обеспечению безопасности детей в оздоровительном учреждении, по отработке эвакуации обслуживающего персонала и детей;
- наличие документов о прохождении обучения руководителя учреждения и лиц, ответственных за пожарную безопасность, в объеме пожарно-технического минимума;
- наличие специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, утвержденной территориальными органами надзорной деятельности.
IV. Основные требования по обеспечению антитеррористической защищенности оздоровительных учреждений:
- наличие целостного ограждения высотой не менее 1,5 метра,
с запирающимися калитками, воротами (ограждение должно исключать беспрепятственный вход посторонних людей, въезд транспорта);
- наличие системы видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны по всему периметру на видеомонитор, устанавливаемый на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами;
- наличие контрольно-пропускных пунктов, калиток, ворот для прохода персонала, детей, прибывавших на отдых (отбывающих до места основного проживания), пунктов для проезда автотранспорта, наличие на них технических средств контроля;
- наличие охранной сигнализации (кнопка тревожной сигнализации, охранная сигнализация; система охранная телевизионная; система обнаружения металлических предметов (стационарные и ручные металлодетекторы) с указанием, кем и когда установлены и обслуживаются;
- наличие сотрудников частных охранных предприятий,
из расчета - 1 сотрудник на территорию обслуживания не более 5 гектаров;
- техническая укрепленность дверных проемов (входная дверь должна быть оборудована запорными устройствами, исключающими проникновение посторонних лиц);
- оконные проемы во всех помещениях должны быть остеклены, стекла надежно закреплены в рамках, иметь исправные запирающие устройства, которые в ночное время необходимо держать в закрытом положении;
- наличие наружного искусственного освещения не менее 10 лк (на земле), в том числе возле надворных туалетов, моечных и др. сооружений, расположенных на территории оздоровительного учреждения;
- наличие приказа руководителя оздоровительного учреждения
о назначении должностного лица, ответственного за организацию доступа
к трансформаторам и электрощитам;
- наличие должностных инструкций вожатых и воспитателей
по осуществлению контроля за детьми в ночное время;
- наличие сведений из территориальных органов внутренних дел
об отсутствии судимости у сотрудников загородных оздоровительных учреждений;
- организация ежедневного обхода сотрудниками охраны территории
с целью своевременного выявления подозрительных предметов;
- наличие информационных стендов, плакатов, памяток
с иллюстрациями и рекомендациями с целью информирования сотрудников оздоровительных учреждений и детей о действиях при возникновении угрозы для жизни и здоровья;
- наличие инструкций и приказов для сотрудников оздоровительных лагерей о действиях в случаях чрезвычайной ситуации;
- наличие устойчивой телефонной связи между постами охраны, между охраной и руководством общеобразовательного учреждения, между охраной и правоохранительными органами;
- наличие на контрольно-пропускном пункте (КПП) учреждений лиц, осуществляющих пропускной режим в течение суток, а также наличии на КПП памятки об ограничениях при входе (въезде) в учреждение;
- наличие сведений о судимости не только у сотрудников учреждения, но и у обслуживающего персонала.
V. Основные требования по обеспечению безопасности детей
на воде при организации купания в загородных оздоровительных лагерях
- наличие акта о выполнении водолазного обследования (очистка дна акватории на глубинах до 2 метров в границах заплыва);
- наличие письменного заключения о санитарном состоянии территории пляжа, ежегодное техническое освидетельствование на годность к эксплуатации;
- наличие (на период купального сезона) развернутого на пляже спасательного поста с необходимыми плавательными средствами, оборудованием, снаряжением;
- наличие на пляже летних лагерей отдыха детей и других детских учреждений оборудованного участка для обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста с глубинами не более 0,7 метра, а также для детей старшего возраста с глубинами не более 1,2 метра;
- наличие на участке ограждающего забора или линии из поплавков, закрепленных на тросах;
- наличие в местах, разрешенных для купания детям в возрасте 12 лет и более, с глубинами до 1,3 метра ограждающих буйков, расположенных на расстоянии 25 - 30 метров один от другого;
- наличие на расстоянии трех метров от уреза водного объекта с интервалом через каждые 25 метров стоек с вывешенными на них спасательными кругами и другими спасательными средствами;
- наличие на территории стендов с материалами по профилактике несчастных случаев с людьми на воде, данными о температуре воды и воздуха;
- наличие на территории в достаточном количестве лежаков, тентов, зонтов для защиты от солнечных лучей, душей с естественным подогревом воды, баков с кипяченой водой, а при наличии водопроводов - фонтанчиков с питьевой водой;
- наличие на территории летнего лагеря отдыха детей и другого детского учреждения стенда с извлечениями из Правил охраны жизни людей на водных объектах, материалами по профилактике несчастных случаев, данными о температуре воды и воздуха, силе и направлении ветра;
- наличие во время купания детей на территории пляжа медицинского пункта, навесов для защиты от солнца;
- наличие выделенной границы участка, отведенного для купания отряда (группы), обозначенной вдоль береговой линии флажками;
- наличие на щитах развешанных спасательных кругов и другого спасательного инвентаря;
- наличие в загородных оздоровительных учреждениях приказов
о назначении ответственного за организацию безопасного купания детей, ответственного за техническое состояние и санитарное освидетельствование пляжа, проводимое ежегодно перед началом купального сезона, ответственного медицинского работника за ежедневное проведение осмотра санитарного состояния береговой полосы пляжа и замера температуры воды с отметкой результатов осмотра и замеров в специальном журнале
с заключением о разрешении или запрещении купания детей в зависимости от результатов осмотра;
- наличие у лица, назначенного на должность инструктора по плаванию и спасателя, соответствующей подготовки, подтверждаемой документами установленного в Российской Федерации образца и дающими право
на данный вид деятельности;
- наличие в загородных оздоровительных учреждениях инструкций и приказов для сотрудников оздоровительных лагерей о действиях в случаях чрезвычайной ситуации на воде;
- эксплуатировать искусственные бассейны в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов.
На пляжах и в других местах массового отдыха ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- купаться в местах, где выставлены щиты с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями;
- заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;
- подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам,
- прыгать с не приспособленных для этих целей сооружений в воду;
- загрязнять и засорять водоемы и берега;
- купаться в состоянии алкогольного опьянения;
- стирать белье, как на территории пляжа, так и выше по течению до 500 метров;
- приводить с собой и производить купание собак и других животных;
- допускать шалости в воде, связанные с нырянием и захватом купающихся и др.;
- подавать крики ложной тревоги;
- плавать на досках, бревнах, лежаках и др.
На акватории водных объектов по его периметру рядом с буями устанавливаются соответствующие плавучие знаки.
Рекомендуемые знаки;
- проход м/с запрещен,
- стоянка на якоре м/с запрещена,
- создание волны м/с запрещено,
- купание запрещено,
- ныряние в воду запрещено,
- использование м/с на акватории водного объекта запрещено,
- купание разрешено,
- место для проката катамаранов, м/с судов.
VI. Основные требования по обеспечению безопасности детей при проведении лагерного костра
- обязательное присутствие во время проведения торжественного мероприятия (лагерного костра) с детьми руководителя лагеря, заместителя директора, старшего вожатого, вожатых, воспитателей отрядов, медицинских работников, лица, ответственного за пожарную безопасность;
- наличие приказов о назначении ответственного за проведение лагерного костра и вменить в его обязанности;
- наличие Положения о проведении лагерного костра, согласованного с соответствующими службами, где подробно указываются условия проведения мероприятия, место проведения, требования к участникам, ответственные лица;
- согласование проведения мероприятия с соответствующими службами,
- наличие вблизи костра первичных средств пожаротушения;
- наличие журнала регистрации проведения инструктажей по охране труда и противопожарной безопасности с детьми, сотрудниками лагеря;
VII. Основные требования по обеспечению безопасности детей при организации питания (в соответствии с СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха
и оздоровления детей):
- наличие на пищеблоке необходимого набора помещений
в соответствии с действующим санитарным законодательством;
- наличие в соответствии с действующим санитарным законодательством необходимого технологического, холодильного оборудования, инвентаря, посуды;
- наличие в столовой раковин для мытья рук, умывальников в соответствии с санитарными требованиями;
- наличие утвержденного 10-дневного цикличного меню с технологическими картами;
- наличие ежедневной суточной пробы готовой пищи и обеспечение ее хранения в течение 48 часов;
- наличие журнала ежедневного осмотра медработником сотрудников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний;
- наличие на пищеблоке памяток о соблюдении правил мытья
и обработки посуды, инвентаря, оборудования, помещений пищеблока (пункта питания);
- наличие маркировки и специально отведенных мест для хранения уборочного инвентаря;
- наличие индивидуальных шкафов у работников пищеблока
для хранения личной и рабочей одежды, расположенных в комнате
для персонала;
- наличие постоянного контроля за качеством поступающих продуктов, сроком их реализации и условиями хранения готовых блюд и кулинарных изделий, в том числе посредством организации производственного контроля с проведением лабораторных исследований готовых блюд и кулинарных изделий по микробиологическим показателям безопасности;
- наличие и своевременное заполнение необходимой регистрационной документации на пищеблоке;
- наличие при приеме документов, подтверждающих их качество
и безопасность, при наличии полной информации на ярлыках-этикетках, предусмотренной законодательством;
- наличие маркированной тары для транспортировки продуктов;
- наличие у сотрудников пищеблока должностных инструкций;
- транспортирование сырья, пищевых продуктов должно осуществляться специальным, чистым специализированным транспортом, на который имеются документы о проведении его дезинфекции. Соблюдать условия транспортировки пищевых продуктов, предусмотренных изготовителем, в том числе соблюдение температурного режима, товарного соседства;
- организация питьевого режима детей и персонала питьевой водой надлежащего качества;
- проведение идентификации поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- исключение поставок, использования продуктов и приготовления блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую оболочку органов пищеварения детей, а также продуктов, запрещенных к использованию и приготовлению в летних оздоровительных учреждениях;
- соблюдение режима питания (кратность приема пищи, распределение калорийности по приемам пищи, интервалы между приемами пищи);
- исключение организации розничной торговли продовольственными товарами на территории летних оздоровительных учреждений, получения детьми продуктов от родителей;
- неукоснительное соблюдение технологической (кулинарной) обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества, безопасность кулинарной продукции, сохранность пищевой ценности всех продуктов; диетическую направленность;
- наличие достаточного запаса моющих и дезинфицирующих средств, предназначенных для мытья посуды, оборудования, инвентаря, помещений пищеблока (пункта питания);
- своевременное удаление пищевых отходов.
VIII. Основные требования по организации мероприятий по предупреждению травматизма и несчастных случаев с детьми во время летнего отдыха и самовольных уходов:
- наличие инструктажей по всем видам деятельности с сотрудниками
и детьми, соблюдению распорядка дня и установленных правил санитарной гигиены, техники безопасности, пребывания детей у водоемов и в лесу,
по порядку эвакуации детей на случай пожара и стихийных бедствий;
- наличие инструкций о запрете пребывания и проживания посторонних лиц на территории лагеря;
- наличие при отправке группы детей в экскурсионную, туристическую поездку, в экспедицию питания, снаряжения, инструментов, сигнальных средств в соответствии с условиями районов, маршрутом и местом дислокации;
- наличие инструкции об незамедлительной передаче информации
о чрезвычайной ситуации согласно утвержденным регламентам;
- наличие у администрации учреждений, при поступлении в него воспитанников государственных учреждений, сведений о родственных связях несовершеннолетних и об их склонности к самовольным уходам (периодичность, направление, связи).
IX. Основные требования по обеспечению безопасности детей во время их транспортировки к местам отдыха и обратно (в соответствии
с п. 33 приказа МВД РФ № 767 от 31 августа 2007 года):
- наличие транспорта для перевозки детей, соответствующего ГОСТу
Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования»;
- наличие приказа о назначении ответственных за жизнь и здоровье детей на время сопровождения групп детей с их ознакомлением под подпись;
- наличие обязательного медицинского сопровождения организованных групп детей;
- наличие журнала регистрации инструктажей водителей
и сопровождающих лиц по вопросам обеспечения безопасности детей;
- наличие обязательного медицинского страхования детей во время пребывания их в оздоровительных учреждениях;
- наличие у водителя результатов медицинского осмотра, осуществленного перед поездкой, подтверждающего допуск к управлению автобусом;
- при условии, если транспортная колонна состоит из трех и более автобусов, необходимо обеспечить сопровождение колонны патрульными автомобилями Госавтоинспекции;
- запрет перевозки детей при экскурсионных и туристических поездках в темное время суток.
Х. Основные требования по охране труда в детском оздоровительном учреждении
До открытия загородного оздоровительного учреждения руководители учреждения, его структурных подразделений в установленном порядке должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда, иметь удостоверения установленного образца (в соответствии с требованиями ст. 225 Трудового кодекса РФ; п.1, 3 постановления Министерства труда Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года
№ 1/29).
2. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждении.
Статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены права работников, в том числе на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Аттестацией рабочих мест по условиям труда является - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Результаты аттестации используются в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- оценки профессионального риска;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В учреждении должно быть положение (или приказ) об организации работы по охране труда, должностные обязанности по охране труда для руководителей всех уровней (межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007).
При заезде в загородный лагерь обязательно проведение для работников вводного инструктажа по охране труда. Должны иметься: программа проведения вводного инструктажа (п.7.1.4. ГОСТ 12.О.004-90; п.2.1.1 постановления Министерства труда Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года №1/29); журнал регистрации вводного инструктажа (п.7.1.5.; Приложение 4 ГОСТ 12.О.004-90).
Организуются инструктажи по охране труда на рабочем месте, в наличии должны быть:
- журналы регистрации инструктажей на рабочем месте (п.7.9; Приложение 6 ГОСТ 12.0.004-90);
- перечень профессий и должностей работников, освобожденных от инструктажа на рабочем месте (п. 7. 2.1. ГОСТ 12.0.004-90; п.2.1.4 постановления Министерства труда Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года №1/29);
- перечень инструкций по охране труда, действующих на предприятии и его структурных подразделениях (п. 5.9 постановления Министерства труда Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 80);
- инструкции по охране труда согласно перечню должностей и видов работ, выполняемых в учреждении (п.5 Методических рекомендаций, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 17 декабря
2002 года № 80).
Работники загородных оздоровительных учреждений обеспечиваются спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, должны вестись документы:
- перечень работ и профессий бесплатной выдачи работникам спецодежды и средств индивидуальной защиты, предусмотренных по действующим нормам (ст.221 Трудового кодекса Российской Федерации; Типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты рабочих и служащих, утвержденный постановлением Министерства труда Российской Федерации);
- личные карточки учета спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»);
- на средства индивидуальной защиты должны быть сертификаты безопасности.
Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст.253 Трудового кодекса Российской Федерации). Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой должен составлять не более 10 кг (до 2 раз в час), постоянно в течение рабочей смены не более 7 кг (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105).
Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до 18-ти лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ст.253 Трудового кодекса Российской Федерации).
Детей не разрешается привлекать к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья); с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников), опасным в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна); запрещена уборка мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, мытье полов с применением моющих и дезсредств
(п.7.5 СанПиН 2.4.4.1204-03).
Требования электробезопасности
Должно быть проведено обучение в установленном порядке производственного электротехнического и неэлектротехнического персонала с присвоением соответствующей группы по электробезопасности с оформлением результатов в специальном журнале (п.1.4. ПТЭЭП).
Должен быть приказ (распоряжение) по учреждению о назначении должностного лица, ответственного за электрохозяйство, включая ответственность за учет, обеспечение, организацию своевременного осмотра, испытания и хранения электрозащитных средств, а также лица, его замещающего, прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по электробезопасности и имеющих соответствующую группу по электробезопасности (п.п. 1.2.3. – 1.2.4 ПТЭЭП).
Должны вестись документы согласно требованиям Правил технической эксплуатации к электроустановкам потребителей (ПТЭЭП): технические паспорта основного электрооборудования, инструкции по эксплуатации;перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации электрооборудования;инструкция по электробезопасности, регистрация инструктажа по электробезопасности с работниками в установленном порядке;протоколы проверки сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования.
Электрооборудование на местах должно иметь:
- запирающие устройства у электрощитов и сборок;
- ограждения токоведущих частей пускорегулирующих аппаратов и аппаратов защиты;
- указатели включенного и отключенного положения выключателей;
- на крышках электрощитов и сборок - знаки безопасности;
- на крышках электрощитов и сборок - надписи, указывающие назначение присоединений, надписи, указывающие номинальный ток плавкой вставки;
- у светильников в пожароопасных помещениях - плафоны из сплошного силикатного стекла;
- над входом в здание - наличие светильника;
- открытые проводящие части электроприборов должны быть присоединены к нулевому защитному проводнику;
- заземляющие проводники должны быть прочно присоединены к заземлителям и конструкциям;
- заземляющие проводники должны быть окрашены в черный цвет.
Согласно требованиям Правил устройства электроустановок потребителей: светильники на территории должны быть установлены вне крон деревьев;
штепсельные розетки в помещениях с детьми должны быть оборудованы на высоте не менее 1,8 м от пола и автоматически закрывающимися устройствами;
в душевой, сауне, ванной, парильной, стиральной комнате: электропроводка должна быть скрытая; штепсельные розетки и выключатели должны быть вынесены в сухое помещение.
Устройство и эксплуатация временных электросетей, за исключением электропроводки, питающей места производства строительных и временных ремонтно-монтажных работ, не допускаются.
В производственных, складских и других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в сгораемой упаковке электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками).
Устройство воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок над сгораемыми кровлями, навесами и складами для хранения горючих материалов не допускается.
Осветительная электросеть должна быть смонтирована так, чтобы светильники находились на расстоянии не менее 0,2 м от поверхности строительных конструкций из горючих материалов.
Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, сверхдопустимый нагрев изоляции кабелей и проводов, должны немедленно устраняться.
При эксплуатации электроустановок запрещается:
использовать кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;
пользоваться поврежденными (неисправными) розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроизделиями;
завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники, подвешивать светильники (за исключением открытых ламп) на электрических проводах;
использовать ролики, выключатели, штепсельные розетки для подвешивания одежды и других предметов;
применять для прокладки электросетей радио- и телефонные провода;
применять в качестве электрической защиты самодельные и некаблированные предохранители;
снимать стеклянные колпаки со светильников закрытого исполнения.
Используемые для отопления небольших помещений масляные электрорадиаторы и греющие электропанели заводского изготовления должны иметь индивидуальную электрозащиту и исправные электрорегуляторы.
Детские учреждения должны быть обеспечены электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии.
Требования охраны труда к оборудованию пищеблоков
На все оборудование, агрегаты, механизмы, механизированный инструмент, контрольно-измерительные приборы должна быть техническая документация (паспорт, руководство по эксплуатации).
Производственное оборудование, работа которого сопровождается выделением вредных веществ (в том числе пожароопасных), должно включать встроенные устройства для их удаления или обеспечивать возможность присоединения к оборудованию устройств, удаляющих вредные вещества.
Производственное оборудование не должно иметь острых углов, кромок и неровности поверхностей, представляющих опасность травмирования работников. Компоновка составных частей оборудования должна обеспечивать свободный доступ к ним, безопасность при монтаже и эксплуатации .
Части производственного оборудования (в том числе предохранительные клапаны, кабели и др.), механическое повреждение которых может вызвать возникновение опасности, должны быть защищены ограждениями и расположены так, чтобы предотвратить их случайное повреждение работниками или средствами технического обслуживания. Защитные ограждения и подобные устройства должны иметь достаточную механическую прочность. Они не должны сниматься без применения инструмента, если их удаление необязательно при нормальной эксплуатации.
Стационарное незакрепленное производственное оборудование должно быть устойчивым.
Производственное оборудование, которое работает при давлении больше атмосферного, должно быть снабжено устройством для его сброса, чтобы избежать чрезмерного повышения давления.
Производственное оборудование, работающее под давлением, должно иметь контрольно-измерительные приборы, аварийную, предупредительную и технологическую сигнализацию, предусмотренные утвержденным технологическим процессом, режимом и регламентом.
Производственное оборудование необходимо оснащать аппаратом аварийного отключения «стоп», который монтируется на каждом рабочем месте управления этим оборудованием. Если оборудование управляется с нескольких рабочих мест, то каждое из них должно быть оснащено устройством аварийного отключения. Кнопки аварийного отключения должны быть красного цвета, увеличенного размера по сравнению с другими кнопками.
Части производственного оборудования, представляющие опасность для работников, должны быть окрашены в сигнальные цвета с нанесением знаков безопасности.
Электронагревательное оборудование, работающее под давлением, должно быть снабжено:
контрольно-измерительными, предохранительными и регулирующими устройствами;
одним или более рычажным или пружинным предохранительным клапаном, или затвором, исключающим возможность произвольного увеличения нагрузки клапана;
автоматическим редуцирующим устройством с манометром и предохранительным клапаном, если рабочее давление среды меньше, чем у источника давления.
Микроволновая печь (СВЧ - печь) должна иметь специальную систему защиты, препятствующую распространению (утечке) электромагнитных волн: плотно прилегающую дверцу, не пропускающую электромагнитные волны, и стекло с защитной сеткой. Пользоваться печью с поврежденной дверцей, экраном или стеклом запрещается.
Корпус сменной мясорубки должен быть надежно укреплен в патрубке редуктора. Загрузочная тарелка должна надежно фиксироваться. Конструкция загрузочного отверстия должна исключать возможность попадания рук работника к шнеку мясорубки. Над горловиной мясорубки с диаметром загрузочного отверстия свыше 45 мм должно быть установлено предохранительное кольцо. Ограждение привода мясорубки должно выполняться так, чтобы снятие его было возможно лишь при помощи слесарного инструмента. Запрещается работать на мясорубке со снятой загрузочной чашей.
Овощерезательные машины должны иметь направляющие воронки такой длины, чтобы предотвратить попадание рук в зону действия ножей. Проталкивать продукты в рабочую камеру допускается только толкачом или лопаткой. При заклинивании вращающегося диска овощерезательную машину следует остановить и только после этого извлечь продукт.
Посудомоечные машины должны иметь ограждения, исключающие возможность ожога горячей водой или паром.
Хлеборезательная машина должна опираться на опоры, обеспечивающие устойчивость машины при работе. Механизм подачи хлеба под нарезку и приемный лоток должны иметь откидные защитные крышки, оборудованные блокирующим устройством, исключающим возможность пуска хлеборезательной машины при их открытом положении, а также возможность попадания рук работников в зону ножа при работающей машине.
Рабочие поверхности производственных столов должны быть с закругленными углами. Они должны плотно прилегать к основе стола, быть ровными, без швов, трещин и выбоин (при наличии швов - с тщательной их пропайкой или герметизацией).
Стеллажи, подтоварники для укладки и хранения товаров должны быть прочными, рассчитанными на максимальную нагрузку, устойчивыми. Полки стеллажей должны иметь наклон внутрь. Стеллажи испытывают один раз в год статической нагрузкой, превышающей нормативную на 20 %. На них должны быть вывешены таблички с указанием нормативной загрузки и срока очередного испытания.
Обвалочные и поварские ножи, скребки для зачистки рыбы должны иметь гладкие, без заусенцев, удобные и прочно насаженные деревянные рукоятки. Обвалочные ножи и мусаты должны иметь на рукоятках предохранительные выступы для защиты рук от травм.
Не допускается наличие трещин и заусенцев на разделочных досках, а также колодах для рубки мяса и рыбы. По мере надобности колода должна спиливаться, а разделочные доски остругиваться с поверхности.
Разрубочный стул должен устанавливаться на крестовину. Высота стула должна быть в пределах 87-92 см.
Противни должны быть легкими, изготовленными из нержавеющего материала, без заусенцев, острых углов.
Наплитные котлы, кастрюли, сотейники и другая кухонная посуда должна иметь прочно прикрепленные ручки, ровное недеформированное дно и хорошо пригнанные крышки.
Чайная и столовая посуда должна быть без трещин и щербинок, чтобы не вызывать ранения рук мойщиц посуды.
Горячие цехи должны быть оборудованы системами вытяжной и приточной вентиляций с механическим побуждением, местными вентиляционными отсосами над всем газо - и паровыделяющим оборудованием.
Баллоны с газом, устанавливаемые в помещениях, должны находиться на расстоянии не менее 1 м от радиаторов отопления и других отопительных приборов и печей и не менее 5 м - от источников тепла с открытым огнем.
Очистка и окраска наполненных газом баллонов, укрепление колец на их горловине запрещается. Перемещение баллонов должно производиться на предназначенных для этого тележках. Транспортирование и хранение баллонов следует производить с навернутыми на них колпаками.
Полы помещений должны располагаться, как правило, на одном уровне, быть ровными, без выбоин, нескользкими и теплыми. Ковровые дорожки и другие напольные покрытия в помещениях должны надежно крепиться к полу.
Требования безопасности к прачечным
Конструкция, компоновка и расположение узлов машин должны обеспечивать свободный и удобный доступ к ним, безопасность при монтаже, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании (ГОСТ Р 12.2.084-93).
Все металлические части машины, которые могут оказаться под напряжением свыше 42 В, должны быть обеспечены устройством заземления.
На машинах должна быть автоматическая световая сигнализация о подаче напряжения в цепь.
Машины для химчистки, стиральные и стирально-отжимные машины, центрифуги и барабанные сушильные машины должны быть снабжены устройствами, исключающими открытие крышек загрузочных и разгрузочных люков во время вращения барабана и при наличии воды в барабанах выше нижней кромки загрузочного люка, а также устройствами, исключающими возможность включения привода барабана при открытых крышках загрузочных и разгрузочных люков.
Конструкция гладильных катков должна предусматривать следующие предохранительные устройства:
блокирующее устройство, устанавливаемое со стороны ввода белья в каток, обеспечивающее отключение привода катка с автоматическим подъемом валка в момент опасности попадания рук оператора в зону глажения;
устройство, обеспечивающее подъем валка при остановке катка;
автоматическое устройство, предохраняющее каток с электрообогревом от перегрева;
предохранительный клапан в катках с паровым обогревом, установленный на линии подачи пара в каток;
аварийную кнопку «стоп» которая должна быть предусмотрена со стороны подачи и приема белья.
Каждая машина должна иметь орган аварийного отключения (кнопку, трос, рукоятку) красного цвета, установленный таким образом, чтобы он был ясно виден, легко доступен работающему с его рабочего места и обеспечивал бы отключение электрооборудования независимо от режима работы.
Движущиеся части машин должны быть ограждены или снабжены средствами защиты.
Органы управления машины должны быть обозначены надписями и символами по ГОСТ 12.4.040-78.
Все трубы, подводящие пар и отводящие конденсат, а также поверхности элементов машин, доступные для обслуживающего персонала, с температурой выше 60°С (за исключением рабочих поверхностей) должны быть изолированы, ограждены или закрыты предохранительными экранами.
Конструкция машин должна исключать утечку вредных веществ, опасных для здоровья обслуживающего персонала, а также должна обеспечивать эксплуатацию машин в помещениях, оборудованных общеобменной, местной и аварийной вентиляцией, обеспечивающей требования к воздуху рабочей зоны.
XI. Требования к безопасной эксплуатации зданий и сооружений
Здания и помещения учреждений должны отвечать требованиям СанПиН 2.4.4.1204-03, правил пожарной безопасности.
Согласно требованиям Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений, утвержденный Госстроем СССР 29.12.73. №279, в учреждении необходимо организовать в установленном порядке надзор за состоянием и безопасной эксплуатацией производственных зданий и сооружений:
- приказом по учреждению создать комиссию по надзору за зданием и сооружениями;
- организовать комиссионные периодические технические осмотры всех зданий и сооружений учреждения, своевременно составлять акты общего технического осмотра зданий и сооружений;
- вести технический журнал учета работ по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений.
В надлежащем состоянии должна поддерживаться планировка земли у зданий, должна иметь уклон от стен зданий.
Отмостка вокруг здания должна быть в исправном состоянии, не иметь трещин.
Оконные переплеты, двери, ворота и другие части оборудования зданий - в исправном состоянии.
В несущих и ограждающих конструкциях зданий и сооружений не должно быть трещин. Стены и колонны должны быть строго вертикальными.
Не допускать перегрузок строительных конструкций, полов, перекрытий и площадок. Не допускать установку и подвеску оборудования, особенно на верхних этажах, не предусмотренного проектом.
Кровля зданий и устройства по отводу воды с крыши должны находиться в исправном состоянии. Кровля должна плотно примыкать к стенам, парапетам и так далее.
Деревянные конструкции, примыкающие к грунту, не должны иметь дефектов, гнилостных изменений.
В здании необходимо устранить течи внутренних частей водоснабжения, не должно быть сырости.
В покрытиях полов в помещениях должны быть устранены уступы недопустимой величины – более 3 мм (п.6.6в СНиП 3-В.14-72 «Полы. Правила производства и приемки работ»).
При перепаде полов более 1 м по периметру верхнего уровня предусмотреть ограждения высотой не менее 0,9 м или иное устройство, исключающее возможность падения людей (п.5.10 СНиП 31-06-2009).
|