Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов»
г. Енисейска Красноярского края
ПРОЕКТ
по благоустройству и озеленению парадной зоны
Станции юных натуралистов
«ЖИВАЯ ПАЛИТРА КРАСОК»
Инициативная группа учащихся - Бобкова Оля, Зверева Диана, Карпузович Дарья – учащиеся МБОУ ДОД СЮН
Руководитель проекта:
педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД СЮН
Рычкова Ж. Н.
г. Енисейск, 92, 8(39195)22086
г. Енисейск, 2011 г.
Введение
В ближайшее время учреждение станции юннатов перешагнуло 50 летний юбилей. В течение этих лет в основном развитие и изменения происходили на учебно-опытном участке. Парадная зона же оставляет желать лучшего. На территории, окружающей учреждение СЮН, многие дети в тёплое время года проводят, чуть ли не всё своё свободное время. И от того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, как можно снять негативный настрой, нервное и мышечное напряжение ребёнка, создать доброжелательную обстановку.
К тому же создание и реализация проекта предоставит широкие возможности для вовлечения детей в проектную, исследовательскую и практическую деятельность. Красивый ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души. И наша задача улучшить, преобразовать состояние парадной зоны для положительно-эмоционального настроя всех входящих и находящихся на территории учреждения.
Актуальность проекта заключается в современном востребованном направлении – дизайне территории и в возможности подросткам принять посильное участие в решении экологических проблем, преобразовании территории.
Цель проекта
Предоставление возможности подросткам включиться в активную трудовую и социально-значимую деятельность через реализацию творческого проекта.
Задачи проекта:
Формировать проектную культуру школьников средствами технологии ландшафтного дизайна.
Создать условия для проявления творчества, инициативы, реализации оригинальных замыслов дизайна.
Отрабатывать технику действий и коммуникации в условиях детско-взрослого пространства.
Проектная идея
На территории, окружающей учреждение СЮН дети проводят большое количество свободного времени. И от того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, как можно снять негативный настрой, нервное и мышечное напряжение ребёнка создать доброжелательную обстановку. Создание и реализация проекта предоставит широкие возможности для вовлечения детей в проектную, исследовательскую и практическую деятельность. Создание красивых форм ландшафтного дизайна имеет огромное воспитательное влияние на учащихся. Наша задача улучшить, преобразовать состояние парадной зоны.
Творческая группа проекта
Руководитель проекта – Рычкова Жанна Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» г. Енисейск Красноярского края.
Инициативная группа учащихся - Бобкова Оля, Зверева Диана, Карпузович Дарья – учащиеся МБОУ ДОД СЮН.
Участники проекта
Коллектив учреждения – 5 человек.
Родители – 7 человек.
Учащиеся МБОУ ДОД СЮН – 12 человек.
Описание проекта
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» находится почти в центре исторической части города, на главной улице. Расположено оно среди жилых домов, можно сказать зажато с трёх сторон. Только с южной стороны проходит оживлённое шоссе.
Краткая характеристика территории учреждения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» построена в 1959 году. Основное строение здания занимает площадь 313 м². Здание одноэтажно. Основным строительным материалом является брус. Здание состоит из 2-х частей. 1-ая – старый бревенчатый дом, 2-ая – пристройка из бруса, построенная в конце 80-х годов.
С северной и восточной стороны расположен участок, в котором помещены зоны по направлениям: плодово-ягодная, овощная, цветочная, полевая.
104 м² - занимают хозпостройки. Площадь озеленения – 468 м. Общая площадь – 1га.
Географическое расположение участка
Станция юннатов находится в центральной части г. Енисейска. Рельеф местности – пологий. Территория участка и его окрестностей представляет собой низменную равнину. Участок достаточно хорошо освещается солнечным светом. Основные площади зелёных насаждений расположены с южной и восточной стороны относительно здания.
Климатические условия территории
Природно-климатические условия характеризуются резко континентальным климатом с продолжительной зимой и коротким жарким летом. Средняя температура января - 22С, в июле соответственно + 18,4С. Характерны сильные колебания температур воздуха в течение года. Наиболее благоприятным тёплым месяцем является июль, наиболее суровым январь. Период со среднесуточной температурой выше 0 начинается с 19 апреля и продолжается 142 дня. Снежный покров устанавливается в конце октября и сходит к концу апреля. Средняя высота снежного покрова h = 50-90см. Минимальная высота в октябре – 5 см и максимальная в феврале – 70 см. Продолжительность периода с устойчивым снежным покровом в среднем составляет – 187 дней.
В среднем в год на территории г. Енисейска выпадает 433 мм осадков, большая часть осадков выпадает с апреля по август, в холодный период – 107 мм, в тёплый – 326 мм, то есть основная часть выпадает летом.
Механический состав и плодородие почв
На территории ОУ агротехническое состояние почв следующее: структура- зернистая, комковато – зернистая, гранулометрический состав – среднесуглинистые почвы, реакция почвы – слабокислая (5,2).
Почвы в основе своей дерново-подзолистые, гумусный слой составляет 10-20 см. По гранулометрическому составу занимают промежуточное положение. Это достаточно плодородные почвы, с хорошим водным, воздушным и тепловым режимом. Однако нуждаются в регулярном пополнении питательными веществами для сохранения и повышения плодородия.
Сроки реализации проекта
Январь 2011 – сентябрь 2011г.
Этапы реализации проекта
Этапы
|
Содержание
|
Сроки
|
1 этап
|
Организационный
|
Изучение ресурсной базы ОУ. Изучение нормативно-правовой базы ОУ. Определение содержания деятельности и сроков
|
Январь 2011
|
2 этап
|
Проектный
|
Разработка проекта ландшафтного дизайна:
предпроектный анализ территории;
оформление документации проекта;
оформление графической части проекта
|
Февраль 2011 – апрель 2011
|
3 этап
|
Практический
|
Создание групп озеленения. Подготовка растительного материала. Подготовка участка, создание элементов дизайна. Уход за посадками
|
Май 2011 – август 2011
|
4 этап
|
Итогово-аналитический
|
Подведение итогов деятельности участников проекта. Анализ деятельности
|
Сентябрь 2011
|
Мероприятия
Виды деятельности
|
Время и место проведения
|
Кол-во участников
|
Результаты
|
Форма регистрации результата
|
1. Анализ природного и социального окружения; анализ микросреды территории МБОУ ДОД СЮН
|
Январь 2011 , СЮН
|
3
|
Произведена оценка состояния территории СЮН с эколого-эстетических позиций.
|
Экологический паспорт СЮН
|
2. Изучение экологических технологий и технологий озеленения
|
Январь 2011Енисейская СЮН
|
22
|
Зафиксированы оригинальные способы решения проблемы цветочно-декортивного озеленения территории
|
«Банк идей»
|
3. Детальная разработка проекта
|
Февраль 2011
|
3
|
Определена цель, задачи, концепция проекта, предполагаемые результаты и основные мероприятия
|
Проект «Живая палитра красок», план-карта деятельности по проекту
|
4. Просчёт и анализ объёма основных работ и финансовых затрат на реализацию проекта
|
Февраль 2011
|
3
|
Составлена экономически обоснованная ведомость объёма работ
|
Смета проекта
|
5. Осуществление конкретных действий по реализации проекта
|
Март 2011 – май 2011
|
10
|
Посев семян. Заключение договоров на изготовление ящиков, подвоз песка, изготовления металлоконструк-ций.
|
Договора о сотрудничест-ве
|
6. Семинар «Технология создания красивого цветника»
|
Апрель, СЮН
|
15
|
Знакомство с современными технологиями ландшафтного дизайна
|
Эскизы, рисунки, план цветника
|
7. Детальная разработка объектов композиций
|
Апрель, СЮН
|
8
|
Знакомство с условиями создания элементов ландшафта
|
Эскизы
|
8. Проведение городского Слёта-конкурса ландшафтных проектов
|
25 апреля, СЮН
|
6
|
Защита проекта
|
Компьютерная презентация проекта «Живая палитра красок»
|
9. Разработка рабочего плана реализации проекта
|
Май 2011
|
5
|
Намечены основные мероприятия, направленные на обеспечение благоприятных условий для развития и роста растений, на сохранение объектов на территории ОУ
|
План-карта работ на лето
|
10. Проведение летнего образовательного модуля
|
Июнь 2011
|
15
|
Отработка практических умений и навыков по посадке и уходу за растениями
|
Фотографии
|
11. Организация деятельности воспитанников СЮН по проекту
|
Июнь 2011 – сентябрь 2011
|
15
|
Отработка практических умений и навыков по уходу за растениями
|
Дневник работ
|
Экономическое обоснование проекта
Ведомость объёмов работ
Обрезка 2-х тополей на территории ОУ и одно за территорией.
Изготовление ящиков для посадки однолетних цветов, для посадки вьющихся растений.
Закупка трехъярусных вазонов, подвесных кашпо, семян цветочно-декоративных растений.
Изготовление трельяжа на стенку здания.
Изготовление скамеек для отдыха воспитанников и гостей.
Изготовление стоек для цветов из металлоконструкций.
Подвоз песка для выравнивания, проектируемого участка.
Смета затрат
№ п\п
|
Наименование и характер работ
|
Единичные измерения
|
Прямые затраты, в руб.
|
В том числе, руб.
|
Трудозатраты. Рабочих в чел/ч.
|
Всего
|
Эксплуатация машин
|
1
|
Обрезка тополей
|
3 шт.
|
3 х 5700
|
17100
|
|
|
2
|
Пиломатериал для ящиков
|
0,5 м³
|
0,5 х 3100
|
1550
|
|
|
3
|
Вазоны
|
3 шт.
|
3 х 600
|
1800
|
|
|
4
|
Кашпо
|
11 шт.
|
11 х 100
|
1100
|
|
|
5
|
Металлоконструкции
|
4 шт.
|
4 х 1000
|
4000
|
|
|
6
|
Лавочки
|
0,5 м³
|
0,5 х 3100
|
1550
|
|
|
7
|
Доставка песка
|
1 машина
|
1 х 1500
|
1500
|
|
|
8
|
Семена цветов
|
30 п.
|
30 х 15
|
450
|
|
|
Всего: 29050 руб.
|
Финансирование, партнёры, спонсоры
Бюджет города.
Партнёры: архитектура города, МПП ЖКХ.
Спонсоры.
Ожидаемые результаты
Формирование умений проектной культуры;
коммуникативные умения;
расширение знаний в области современных ландшафтных технологий;
практические умения и навыки по выращиванию и уходу за растениями.
Выводы
1. В процессе реализации проекта сформированы проектные умения и навыки у учащихся.
2. Участники проекта проявили себя творчески, через разработку отдельных элементов ландшафтного дизайна.
3. Во взаимодействии и сотрудничестве учащихся, педагогов, родителей создана благоприятная атмосфера взаимопомощи и самореализации для успешной работы над проектом.
Список литературы
1. Бочкова И.Ю. Садовые цветы.Практическое руководство по подбору растений для современных цветников. – М.:ЗАО «Фитон+», 2006.-96 с.: ил.
2. Воронов В.А. Ландшафтный дизайн.- М.: Астрель: АСТ, 2006 – 270 с.: ил.
3. Вертикальное озеленение вашего двора/ авт.-сост.Д.Р. Костырко. – М.:АСТ; Донецк Сталкер, 2006. – 110 с.: ил.
4. Д-р Д.Г. Хессайон.Всё о контейнерных растениях.Издательство «Кладезь-Букс», 2000-128 с.
5. Мебель и аксессуары для сада/ авт.-сост.И.Г.Жилякова. – М.:АСТ; Донецк Сталкер, 2006. – 140 с.: ил.
|