МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Раздел: История образования и педагогической мысли
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Исторический подход в изучении педагогических явлений.
Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки.
Истоки развития идей компетентностного подхода.
Идеалы воспитания Древнего Востока.
Древняя Греция: спартанская и афинская системы воспитания.
Древний Рим: система воспитания. Ее обоснование Марком Фабием Квинтилианом.
Развитие образования и педагогической мысли в эпоху Средних веков.
Гуманизация образования в эпоху Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень).
Идеи свободного воспитания в трудах ранних социалистов-утопистов (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город солнца»).
Школьная система Я.А. Коменского: цели, задачи, содержание образования и воспитания.
«Великая дидактика» Я.А. Коменского: дидактические принципы, организация школьной жизни.
«Мысли о воспитании» Джона Локка как выражение реализма английской педагогики.
Идеи Ж.Ж. Руссо о свободном воспитании, саморазвитии сил и способностей ребенка в романе «Эмиль, или О воспитании».
Идея развивающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци (И.Г. Песталоцци «Лингард и Гертруда», «Лебединая песня»).
Идеи развивающего и воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта.
Дидактические принципы и правила А. Дистервега. Требования к учителю. (А. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей»).
Основные авторские педагогические системы прошлого.
Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.).
Школа и педагогическая мысль в России в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений (ХVIII – первая половина ХIХ в.)
Создание государственной системы образования Петром I. Деятельность М.В. Ломоносова.
Реформаторская педагогика конца IХ, начала ХХ в.
Идея народности воспитания в трудах К.Д. Ушинского.
Факторы и средства воспитания в реформаторской педагогике К.Д. Ушинского.
Принципы гуманистического, свободного воспитания в педагогике Л.Н.Толстого.
Развитие школы и педагогики в России после большевистского переворота в октябре 1917 года (до 40-х гг.).
Педагогика детского сообщества С.Т. Шацкого.
П.П. Блонский–теоретик и организатор новой политехнической школы.
Декларация и положение о единой трудовой школе в РСФСР (1918 г.).
А.С. Макаренко – теоретик и практик коллективного воспитания.
Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны.
Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире.
Современные проблемы образования. Основные реформы образовательной политики ХХ века.
Модернизация образования: проблемы и решения. Итоги и перспективы педагогических реформ.
Сущность и значение процесса интеграции национальных систем образования.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.
Оценка «хорошо» – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.
Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата, отсутствует вывод.
Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Комплект контрольно-измерительных материалов №3
Вопросы к экзамену
Раздел История образования и педагогической мысли
Исторический подход в изучении педагогических явлений.
Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки.
Истоки развития идей компетентностного подхода.
Идеалы воспитания Древнего Востока.
Древняя Греция: спартанская и афинская системы воспитания.
Древний Рим: система воспитания. Ее обоснование Марком Фабием Квинтилианом.
Развитие образования и педагогической мысли в эпоху Средних веков.
Гуманизация образования в эпоху Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень).
Идеи свободного воспитания в трудах ранних социалистов-утопистов (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город солнца»).
Школьная система Я.А. Коменского: цели, задачи, содержание образования и воспитания.
«Великая дидактика» Я.А. Коменского: дидактические принципы, организация школьной жизни.
«Мысли о воспитании» Джона Локка как выражение реализма английской педагогики.
Идеи Ж.Ж. Руссо о свободном воспитании, саморазвитии сил и способностей ребенка в романе «Эмиль, или О воспитании».
Идея развивающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци (И.Г. Песталоцци «Лингард и Гертруда», «Лебединая песня»).
Идеи развивающего и воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта.
Дидактические принципы и правила А. Дистервега. Требования к учителю. (А. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей»).
Основные авторские педагогические системы прошлого.
Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.).
Школа и педагогическая мысль в России в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений (ХVIII – первая половина ХIХ в.)
Создание государственной системы образования Петром I. Деятельность М.В. Ломоносова.
Реформаторская педагогика конца IХ, начала ХХ в.
Идея народности воспитания в трудах К.Д. Ушинского.
Факторы и средства воспитания в реформаторской педагогике К.Д. Ушинского.
Принципы гуманистического, свободного воспитания в педагогике Л.Н.Толстого.
Развитие школы и педагогики в России после большевистского переворота в октябре 1917 года (до 40-х гг.).
Педагогика детского сообщества С.Т. Шацкого.
П.П. Блонский–теоретик и организатор новой политехнической школы.
Декларация и положение о единой трудовой школе в РСФСР (1918 г.).
А.С. Макаренко – теоретик и практик коллективного воспитания.
Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны.
Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире.
Современные проблемы образования. Основные реформы образовательной политики ХХ века.
Модернизация образования: проблемы и решения. Итоги и перспективы педагогических реформ.
Сущность и значение процесса интеграции национальных систем образования.
Критерии оценки:
Отлично: компетенции сформированы в полном объеме,
Хорошо: компетенции в основном сформированы.
Удовлетворительно: компетенции сформированы
Неудовлетворительно: частично, компетенции не сформированы
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 2003,
используется общая сквозная нумерация для всех видов источников)
а) основная литература:
№ п/п
|
Источник
|
|
Введение в педагогическую деятельность: учеб.пос. для студ. пед. вузов /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; под ред. А.С.Роботовой.- М.: Академия
|
|
Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учеб.для бакалавров.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2011
|
|
Виненко, В.Г. Общие основы педагогики: учеб.пос.- М.: Дашков и К*, 2010
|
|
Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров,- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2012.-
|
|
Коджаспирова ,Г.М. и др. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пос. для пед. вузов.- 5-е изд., стер.- М.: Академия, 2008
|
|
Методика воспитательной работы: учеб.пос./ под ред. В.А. Сластенина.- 6-е изд., стер.- М.: Академия, 2008
|
|
Педагогика: учеб.для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: Проспект, 2009
|
|
Педагогика: учеб.для студ. вузов/ под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Высшее образование, 2007
|
|
Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб.пос.- 2-е изд., испр.- М.: Академия, 2012 (Бакалавриат)
|
|
Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.- 6-е изд., стер.- М.: Академия, 2008
|
|
Ситаров, В.А. Дидактика: учеб.пос. для вузов.- М.: Академия, 2008
|
|
Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб.- 10-е изд., перераб.- М.: Академия, 2011
|
|
Сластенин ,В.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. вузов.- 8-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008
|
|
Хроленко, А.Т. и др. Современные информационные технологии для гуманитариев: практическое руководство.- 3-е изд.- М.: Флинта: Наука, 2010
|
б) дополнительная литература:
№ п/п
|
Источник
|
15.
|
Виненко, В.Г. Общие основы педагогики: учеб.пос.- М.: Дашков и К*, 2010
|
16.
|
Джуринский ,А.Н. История педагогики: учеб. пос. для студ. вузов.- М.: Владос, 2000
|
17.
|
Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб.для пед. вузов. - М.: Академия, 2001
|
18.
|
Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб.пос. для студ. педвузов.- М.: Академия, 2003
|
19.
|
История педагогики в России: хрестоматия: для студ. гуманитарных фак. вузов / сост. С.Ф.Егоров.- М.: Академия, 2000
|
20.
|
Краевский, В.В. и др. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб.пос. для вузов.- М.: Академия, 2008
|
21.
|
Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб.для студ. высш. пед. учеб. завед.- 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2008
|
22.
|
Педагогика: учеб.для студ. вузов/ под ред. Л.П.Крившенко. – М.: Проспект, 2009
|
23.
|
Орлов, А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: практикум: учебно-метод. пос. для студ. пед. вузов - М.: Академия, 2004
|
24.
|
Педагогика: учеб.для студ. вузов/ под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Высшее образование, 2007
|
25.
|
Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.пос. для высш. учеб завед.- М.: Владос-Пресс, 2001
|
26.
|
Подласый ,И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.1: учеб.для студ. вузов - М.: Владос, 2002
|
27.
|
Подласый,И.П. Педагогика: Новый курс: Ч.2: учеб.для студ. вузов.- М.: Владос, 2002
|
28.
|
Радугин, А.А. Педагогика: учеб.пос.- М.: Центр, 2002
|
29.
|
Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.- 6-е изд., стер.- М.: Академия, 2008
|
30.
|
Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб.пос. для вузов.- М.: Академия, 2007
|
31.
|
Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб.пос. для студ. вузов.- М.: Академия, 2003
|
32.
|
Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пос. для студ. педвузов.- 3-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2004
|
33.
|
Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб.пос.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2007
|
34.
|
Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: учеб.пос.- М.: Академия, 2001
|
35.
|
Шиянов, Е.Н., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении: учеб.пос. для вузов.- М.: Академия, 1999
|
в)информационные электронно-образовательные ресурсы (официальные ресурсы интернет)*:
36.
|
Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность : учебник / А.Г. Бермус. - М. :Директ-Медиа, 2013. - 112 с. - ISBN 978-5-4458-3047-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242(22.11.2017)
|
37.
|
Богуславский, М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии / М.В. Богуславский. - М. : Институт эффективных технологий, 2012. - 434 с. - ISBN 978-5-904212-06-3 ; То же [Электронный ресурс]. - То же [Электронный ресурс].URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=63408 (22.11.2017)L: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232199 (22.11.2017)
|
38.
|
Ковалевский, П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. В 2-х ч. / П.И. Ковалевский. - М. :Директ-Медиа, 2014. - 392 с. - ISBN 978-5-9989-6608-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=63408 (22.11.2017)
|
39.
|
Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика : учебное пособие / Е.В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 171 с. : ил. - Библиогр.: с. 144-145. - ISBN 978-5-4475-1585-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275105(22.11.2017).
|
40.
|
Методология педагогики: понятийный аспект : монографический сборник научных трудов / Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, Федеральное государственное научное учреждение, Институт теории и истории педагогики и др. - М. : Институт эффективных технологий, 2014. - Вып. 1. - 212 с. - ISBN 978-5-904212-32-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232305(22.11.2017).
|
41.
|
Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей : учебник / под ред. П.И. Пидкасистого. - 5-е изд., допол. и перераб. - М. : Педагогическое общество России, 2008. - 580 с. - ISBN 978-5-93134-371-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93280(22.11.2017).
|
42.
|
Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций : учебное пособие / В.Е. Пешкова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 2. Общие основы педагогики. - 121 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3912-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426826(22.11.2017).
|
43.
|
Харченко, Л.Н. Теория педагогических технологий: презентация / Л.Н. Харченко. - М. :Директ-Медиа, 2014. - 163 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240809(22.11.2017).
|
44.
|
Хрестоматия по истории отечественной педагогики ХIХ–начала ХХ века / сост. Л.Н. Беленчук, Е.Н. Никулина, А.В. Овчинников, Е.А. Прокофьева. - М. : Институт эффективных технологий, 2012. - 564 с. - ISBN 978-5-904212-09-04 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232278(22.11.2017).
|
|