Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»


Скачать 1.16 Mb.
Название Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
страница 1/11
Тип Справочник
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Справочник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли». Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е.

 

Поделиться




Античность

В античных школах закладывалось все великое и прекрасное, что оставили нам философская мысль того времени и вдохновенный труд архитекторов, скульпторов, ученых и поэтов.

Пифагор (580 -500 до р. Х. )

Обучение должно соответствовать возрасту (в основе возрастной периодизации — семилетние отрезки времени), развивать память, приучать к самостоятельному преодолению трудностей. Организация дня: одинокая утренняя прогулка для упорядочивания сознания, учение и исправление нравов в храме, гимнастика, завтрак и прогулка с друзьями для совместного повторения знаний, чтение, наставления учителя. "Обучение должно быть добровольным, должно происходить по обоюдному желанию ученика и учителя, иначе оно безрезультатно. Преподаватель не должен облегчать хода учения.

Гераклит (544-483 до р. Х. )

«Многознание уму не научает». Утверждал, что человек способен к обучению, познанию истины, совершенствованию. Для познания истины надо быть усердным учеником. Два основных орудия познания: ощущения (через органы чувств человек вступает в контакт с окружающим миром и приобретает способность мыслить) и разум (познание всеобщего как критерия истины, которую надо научиться понимать). Разум, а не чувства - свидетель истинности явления. Интеллектуальное и нравственное воспитание - единый процесс. Главным считал развитие способности самостоятельно мыслить, учиться действовать сообразно природе. Призывал следовать природе в деле воспитания.

Демокрит (ок. 470/460 - ок. 371 до р. Х. )

Высказывал мысли о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка. По его мнению природа и воспитание подобны: воспитание создает вторую природу человека (на основе труда, непрерывного упражнения в нравственных поступках, выработки навыков правильного поведения). Утверждал, что труд -важное условие воспитания, необходимо приучение к труду, а не принуждение. Основные мотивы самосовершенствования видел в детской любознательности. Считал, что в обучении важно не количество знаний, а развитие интеллекта, мышления. Подчеркивал роль семьи, положительного примера родителей.

Сократ (469-399 до р. Х. )

Учение Сократа, как этапный момент в повороте философского знания к индивидуальности человека, связано со становлением проблемы человека и гуманизма. Цель философии по Сократу - самопознание как путь к постижению истинного блага («познай самого себя»). Суть его учения - направленность философии на этические качества души человека. Идеал нравственности - добродетель, которая равна знанию, мудрости. Плохое поведение человека объясняется его незнанием. Добродетели - самостоятельно выработанные человеком качества, обусловленные понятиями о благе и доблести. Самопознание - высшая добродетель.
Сократ- учитель, в живой диалогической беседе совместно с учениками ищущий истину (истина познается в споре). Искусство учителя — ведение беседы, постановка вопросов, помогающих в поиске истины, в образовании ясного представления об истинно нравственном. Предпосылка практической приспособленности человека — его самопознание как источник нравственного поведения, приносящего истинную пользу.
Метод Сократа - ироническая майевтика (буквально - повивальное искусство, помощь в родах) - помощь учителя ученику в рождении истины. Ирония Сократа - способ развенчать самоуверенность собеседника, его «многознание», заставить задуматься над своей жизнью, заводя его в тупик, заставляя противоречить самому себе и, таким образом, отказываться от прежнего утверждения. Ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.
С именем Сократа связано становление развивающего, гуманистического подхода в образовании, направленного на изучение и развитие личности, становление эвристического метода обучения, диалогического подхода в образовании.

Платон (427-347 до р. Х. )

Платон - ученик Сократа, создатель учения о вечных идеях, лежащих в основе всего сущего. Утверждал, что в основе государства лежит идея всеобщего блага. Задача образования — формировать у членов общества такие качества, которые необходимы государству для реализации этой идеи. Таким образом воспитание должно отвращать человека от субъективных интересов и подчинять его интересам общего. Фактически Платон принижает роль семейного воспитания: он считает, что государство должно контролировать браки, дети вскармливаться общественными кормилицами в государственных воспитательных домах, воспитываться с 3-6 лет воспитательницами, с 7 лет посещать единообразные государственные школы. Образование должно осуществляться под контролем государства. В Академии, которой руководил Платон, преподавались математика, диалектика, астрономия, естествознание, использовались разнообразные методы (беседы, споры, диалоги). Его теория познания основана на идее познания как «припоминания» того, что душа знала еще до своего земного воплощения. Вечные идеи - мощный импульс, изнутри влияющий на формирование личности. Ребенка необходимо окружить впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеальном мире.

Антисфен (ок. 435-370 до р. Х. )

Антисфен - ученик Сократа, основатель школы киников. Основное средство воспитания - личный пример учителя. Подчеркивал роль труда: блага человека - результат его личного труда, поэтому нужно наслаждаться удовольствиями, которые следуют за трудами, а не наоборот. Важна привычка преодолевать трудности, поэтому одна из задач воспитания — закаливание, выработка стойкости, умение переносить лишения, презрение к роскоши. Самая важная задача школы, по мнению Антисфена, - обучение добродетели, воспитание силы воли. Критерий добродетели не знания, а поступки учеников. Необходимо укреплять тело гимнастическими упражнениями. Главный воспитатель и руководитель в жизни - разум человека, поэтому важно умственное развитие.

Ксенофонт (430-355 до н. э. )

Ксенофонт - ученик Сократа, автор педагогического романа «Воспитание Кира» об образовании и воспитании правителя. Высоко оценивал роль обучения искусству речи, спора: необходимо уметь сопоставлять, анализировать, пользоваться аналогиями, истолковывать понятия. Считал, что образование должно быть под контролем государства для воспитания совершенных граждан.

Аристотель (384/3-322/1 до н. э. )

Аристотель - ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, энциклопедист. Труды Аристотеля охватывают всю сумму существовавшего тогда знания. Развивал идею государственного образования, но не принижал роли семьи. Семейное и общественное воспитание должны быть соотносительны как часть и целое. По мнению Аристотеля человек - общественное («политическое») животное. Критиковал учение Платона о врожденных идеях, считал, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска».
Главная задача воспитания, по мнению Аристотеля, - сообщать ученикам основы знаний из разных областей и вырабатывать способность самостоятельного суждения.
Цель воспитания - формирование у молодежи добродетели. Воспитатель прежде всего развивает душу, которая имеет три части, выполняющие различные функции: растительную (питание, размножение),. животную (ощущения, чувства), разумную (мышление, познание). Три вида воспитания, соответствующие трем видам души: физическое, умственное, нравственное. Факторы воспитания: внешний мир; внутренние силы, развивающие присущие человеку задатки; целенаправленное воспитание в необходимом для общества направлении.
Этапы обучения: овладение умениями писать, читать и считать; совершенствование физическое (гимнастика); эстетическое развитие (музыка и рисование). Отрицал в образовании физический труд как удел рабов. Методы обучения: подражание, пример, упражнения, вызывающие чувство удовольствия.

ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (3-1 вв до р. Х. )

Эпохой эллинизма называется период времени от смерти Александра Македонского (323 г до н. э. ) до подчинения эллинистических государств Риму и Парфии. Идеал воспитания - самостоятельная, независимая и сильная личность мудреца. В этот период развиваются государственные учебные заведения. Элементарное образование, общедоступное для свободнорожденных, получают дети 7-12 лет. Более основательное обучение давалось в грамматических школах (изучение литературы, основ поэтического искусства). В гимнасиях занятия велись в форме бесед о литературе, философии, музыке, обучали географии, математике, риторике.

Пиррон (ок. ЗбО-ок. 270 до р. Х. )

Скептицизм. Путь к счастью состоит не в организованном познании, а в отказе от него, что позволяет воспитывать невозмутимого и безмятежного человека. На каждую «убедительность» скептики находят противоположную «убедительность», отменяющую ее. Одно и то же для одних справедливо, добро, а для других - несправедливо, зло.

Эпикур (341-270 до р. Х. )

Эпикур - последователь Демокрита (атомист). Один из предшественников сенсуализма (данные органов чувств являются истинными, а ошибки в познании от неверного истолкования). Задача: научить человека правильно мыслить. Человек не должен быть игрушкой судьбы, а должен сам распоряжаться своей судьбой. В этом ему помогают знания законов происходящих явлений, на основе которых он с большей свободой может избирать целесообразный способ предпринимаемых действий и лучше устраивать свою жизнь. В рамках необходимости можно найти пути к свободе и счастью человека. Следует повиноваться природе, исполнять необходимые желания, если они не вредны, а вредные надо сурово подавлять.
Критерий человеческого счастья — чувство удовольствия: то, что порождает удовольствие — благо; что вызывает страдания — зло. "Когда мы говорим, что наслаждения есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения от распутства или чувственности. . . мы разумеем свободу от страданий тела и от смятений души". Путь к счастью и свободе - через познание.
Собирал учеников в школе «Сад» в Афинах, посещать его беседы могли все: мужчины и женщины, свободные и рабы. Ученики изучали философию, получая при этом духовное удовлетворение. Философия Эпикура утверждала новое отношение к человеку как члену общества.

Зенон (335 - 262 до р. Х. )

Основатель стоической школы, видел в воспитании возможность сделать человека добродетельным. Основные добродетели: невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. Молодежь обучалась философии (с физикой), этике, логике с риторикой, диалектике.

ДРЕВНИЙ РИМ

Греко-римская культура. Патриархальное семейное устройство, власть отца, ответственность за воспитание детей перед общиной. Развиты сельское хозяйство, военное искусство, врачевание, право и риторика. Грамматический идеал образования (со II в до р. X. ): изучение грамматики, законов. Математика, по сравнению со школами Древней Греции, отходит на второй план, музыка и гимнастика отсутствуют, вместо этого обучают фехтованию, верховой езде и плаванию.
В семьях богатых приглашали на дом учителей-греков.
Элементарное образование давалось в тривиальных (элементарных) школах (тривиум - трехпутье), в которых главным было обучение чтению, письму, счету. Любой римлянин, умеющий читать и писать, мог держать свою школу и учить, профессия учителя приравнивалась к профессии ремесленника. Школы среднего типа - грамматические, в этих школах, как и у эллинов, учили латинскому и греческому языкам, риторике. Учителя грамматических школ были более уважаемы, чем элементарных школ, могли состоять и на государственной службе. Для аристократов существовали риторские школы, в которых учили философии, праву, истории, красноречию, ораторскому искусству. Выпускники были хорошо подготовлены для практической государственной деятельности. Обучение велось на греческом языке, который считался языком знати.

Марк Туллий Цицерон (106-43 до р. Х. )

Оратор, политический деятель, философ и педагог. Создал учебное пособие по риторике. В трактате «Об ораторе» обрисовал идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, обладающего подвижностью и остротой ума, которые вырабатывались в процессе обучения. Идеал воспитания - совершенный оратор, художник слова и общественный деятель.
Сущность человека он определял понятием «гуманность». Чтобы стать совершенным человеком, необходимо непрерывное образование и самообразование, освоение всеобщей культуры. Черты личности совершенного человека: такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, дружелюбие, желание служить обществу. Основной недостаток - эгоизм.

Луций Анией Сенека (ок 4 г. до р. Х. - 65 г. )

Философ и оратор. Главная задача воспитания, по его мнению, - моральное совершенствование. Считал, что постичь природу и самого себя можно изучив философию, которая является главным средством морального совершенствования человека. В своих произведениях излагает программу нравственного совершенствования человека. Основной метод - побуждение человека к самодвижению к божественному идеалу (предвосхитил христианские воззрения на воспитание). Основное средство - назидательные проповеди-беседы. Основное понятие, характеризующее процесс воспитания - норма (педагог не должен отступать от норм, своим поведением должен утверждать их). Был сторонником энциклопедического образования, высказывал идею о бесконечных возможностях прогресса человеческого знания. Основатель эмпирического направления в образовании.

Марк Фабий Квинтилиан (42 г. - ок. 118 г. )

В 12 книгах «О воспитании оратора» обобщает современную ему греческую и римскую философскую и педагогическую литературу, свой опыт как преподавателя школы риторов. Эта работа тесно связана с практикой школы.
Высоко оценивал роль воспитания, веру в силы и способности ребенка, много внимания уделял природе ученика («природа и без учения многое может сделать, а одно учение без природы не принесет никакой пользы»), однако отдавал преимущество учению перед природой;
Цель воспитания и обучения - подготовка общественного деятеля.
Предъявлял требования к учителю: образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям. Призывал к свободному, творческому, а не догматическому применению рекомендаций учителем.
Придавал значение развитию речи ребенка, правильному произношению. Для этого надо окружать ребенка няньками, товарищами, являющими собой положительный пример, обучать музыке и языкам, которые, по его мнению, способствуют развитию правильной речи. Оказал огромное влияние на педагогическую мысль Возрождения. Подчеркивал важность школьного образования, правильно организованных школ. Видел положительные факторы школьного образования в соревновательности, установлении дружеских связей, между учениками, усвоением норм общежития. Считал, что семья должна готовить детей у поступлению в школу.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Период раннего феодализма в Европе

Этот период характеризуется влиянием христианской религии и церкви как идеологического оплота государства. Христианство наделило земную жизнь человека особым смыслом, придав всем человеческим деяниям духовную направленность (идеи милосердия, человеколюбия, святости, веры, праведности жизни). Церковь имеет монополию на образование. Образование приобретает богословский характер. Религия учит повиновению, покорности Богу, требует усмирения плоти ради спасения души. Отрицается наследие Античности как языческой культуры, но сохраняется большой авторитет Аристотеля. Средневековье характеризуется как мрачное время с кострами инквизиции, военными и политическими распрями, стихийными бунтами бедноты, эпидемиями чумы (XIII в. ).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Методические материалы по педагогике раздел: История образования и педагогической мысли
Идеи свободного воспитания в трудах ранних социалистов-утопистов (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город солнца»)
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Учебно-методический комплекс история управленческой мысли рекомендуется...
«История управленческой мысли» важно для формирования профессионального сознания будущего менеджера, формирования у него уверенности...
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Развитие образования и педагогической мысли на территории беларуси в 60-е гг. ХIХ начале ХХ вв.
Охватывает 1884-1904 гг. С 1906 г в результате неудовлетворительности частью населения этими школами их количество начало сокращаться....
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon 8. Руководство и контроль над педагогической деятельностью
Характеристика педагогов по уровню образования и по стажу педагогической работы
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Когда европа была нашей: история балтийских славян / А. Ф. Гильфердинг....

Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Справочник «Услуги» 58 2 Справочник «огв» 59 2 Справочник «Жизненные ситуации»
Типовая информационная система поддержки деятельности многофункциональных центров
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Программа государственной итоговой аттестации по направлению подготовки...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по...
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Дёшин Р. Г. Д11 Краткий справочник фармакологических препаратов,...
Справочник предназначен врачам и тренерам спортивных команд, спортсменам различных видов спорта
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Справочник для студентов вузов: Учебное пособие/И. В
Абдурахманова, И. В. История государства и права зарубе- а13 жных стран : 100 экзаменационных ответов. Экспресс
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Учебно-методическое пособие по курсу «Практикум психолого-педагогического...
Артамонова Е. Р., к психол н., доцент кафедры общей и педагогической психологии Гуми влГУ
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Справочник стратегических целей и задач 1 Справочник мероприятий...
Паспорт государственной программы Республики Коми, паспорт подпрограммы государственной программы Республики Коми 37
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Практикум по курсу “ история английского языка” учебно-методические материалы
Печатается по решению редакционно–издательского совета гоу нглу им. Н. А. Добролюбова. Специальность: 022600 тимпияк
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Программа кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 01 «Теория...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран». 11 класс
Урок общие тенденции в экономическом, политическом и культурном развитии стран Европы и Северной Америки
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Научный редактор выпуска: Запарий В. В. д и. н., профессор, зав каф. Инт
В книге собраны научные статьи аспирантов, прошедших подготовку по курсу История и философия науки. Это второй выпуск аспирантских...
Справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» icon Инструкция по выполнению работы 4 Тема Российское государство в XVIII в. 5
Сборник контрольно-измерительных материалов составлен в соответствии с содержанием дидактических единиц по курсу «Отечественная история»...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск