Скачать 433.73 Kb.
|
Глава 2. Основы профессиональной ориентации Начните заниматься тем, что вам нравится, и вам не придется работать ни одного дня в жизни. Конфуций. Методические рекомендации: Данная глава посвящена основному содержанию профориентационной работы, целью которой является актуализация у учащихся потребности в выборе профессии, формирование готовности к осознанному выбору, выявление профессиональной и личностной направленности учащихся. Данная цель реализуется преподавателем курса через изучение следующих тем:
Эта тема раскрывает базовый этап профессионального самоопределения, основные компоненты, которые должен учитывать учащийся при выборе профессии. Тема рассчитана на 1-2 занятия, в зависимости от используемого в работе методического материала. Рекомендуемые игры, упражнения:
В теме предлагается 2 задания.
Тема построена по схеме Е.А. Климова, описывающая 8 факторов, влияющих на выбор профессии. Изучение данных факторов формирует осознанное отношение учащихся к процессу самоопределения и понимание личной ответственности за выбор. Тема рассчитана на 2-3 занятия. Рекомендуемые игры, упражнения:
В теме предлагается 1 задание.
Описание мотивов выбора профессии. Позволяет учащимся изучить основные мотивы выбора профессии, при помощи предложенного диагностического материала, выявить ведущие. Тема рассчитана на 2-3 занятия. В теме предлагается 2 задания. Диагностические методики:
Анализ данной темы направлен на ознакомление учащихся с типичными ошибками, допускаемыми при выборе профессии, позволяет учесть трудности, с которыми может столкнуться выбирающий. Тема рассчитана на 1 занятие. Рекомендуемые игры, упражнения:
В этой теме раскрываются мифы, связанные с выбором профессии, происходит развенчивание принятых заблуждений, и ориентирование учащегося на взвешенный и обдуманный выбор профессии. Раскрытие определенных заблуждений призвано снизить эмоциональное напряжение, связанное с процессом выбора. Тема рассчитана на 1 занятие. В теме предлагается 1 задание.
Дает учащимся информацию о существующих типах профессий по классификации, предложенной Е.А. Климовым, позволяет изучить требования, которые предъявляет профессия к будущему специалисту. Предложенный диагностический материал позволяет учащимся выявить область своих интересов и профессиональную направленность, принадлежность к классу профессий. Тема рассчитана на 3-4 занятия. Рекомендуемые игры, упражнения:
В теме предлагается 2 задания. Диагностические методики: Матрица выбора профессий, Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), Анкета интересов , Методика «Профиль», Анкета «Ориентация», Методика экспресс – оценки профессиональных возможностей личности «Шесть Рек», «Анкета профессиональной направленности личности».
В теме раскрывается понятие «профессиограмма», ее назначение, описывается структура профессиограмм. Изучение профессиограмм дает возможность учащимся расширить свои представления о профессиях, предложенные упражнения позволяют получить умения по их составлению и анализу. Тема рассчитана на 1-2 занятия. В теме предлагается 1 задание. Комплексное изучение тем позволяет учащимся не только задуматься о предстоящем выборе, но и проанализировать план личностного профессионального самоопределения, с учетом всех возможных ошибок и резервных вариантов. Предлагаемые диагностические методики, игры и задания, дают возможность школьникам получить знания о себе, определить свои интересы, склонности, профессиональную направленность. 2.1. Формула выбора профессии: «Хочу – Могу – Надо» Вот лучший совет, который можно дать юношеству: «Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить». Кэтрин Уайтхорн Методические рекомендации: В первой главе мы уже упоминали о необходимости активного участия школьников в процессе обучения, поэтому каждое занятие рекомендуем проводить в диалоговой форме. Пример диалога: Тема нашего занятия знакомство с формулой успешного выбора профессии: «Хочу – Могу – Надо». Это три кита профессионального выбора. Выбор профессии очень важный шаг в жизни каждого человека. Вы выбираете себе род профессиональной деятельности, которой будете заниматься в течение многих лет, а может быть и всей жизни. Скажите, есть ли в школе предметы, которые вам не очень интересно изучать? - …. - А теперь представьте, что вы пришли в школу, где больше кроме этого предмета ничего нет. Вы бы хотели учиться в такой школе? - …. - Так и выбор профессии является не менее важным шагом, определяющим не только род вашей дальнейшей трудовой деятельности, но и включающий социальные аспекты: группу людей, к которой вы будете принадлежать, люди с которыми будете общаться и налаживать деловые связи в дальнейшем. Печально видеть человека не любящего свою работу, каждый день с тоской думающего, что завтра опять на работу. Как вы думаете, если человек не любит свою работу, сможет ли он стать профессионалом? - ….. - А если страдает качество работы, сказывается ли это на окружающих? - … - Когда человек не любит свой труд страдает не только он, страдает деятельность всей организации, коллег по работе, людей пользующихся услугами этой организации. Поэтому так важно учитывать все особенности при выборе профессии, о которых мы с вами сейчас поговорим. В рабочей тетради ученика в задании №1 учащимся предлагается вместе с учителем проанализировать ситуацию и ответить на предложенные вопросы. Теоретический материал, применяемый в работе В основе успешной трудовой деятельности и профессионального успеха человека лежат три компонента: желание и интерес к выполняемой деятельности («хочу»), возможности для выполнения данного вида деятельности, включая имеющиеся навыки и состояние здоровья («могу»), востребованность данного вида деятельности на рынке труда («надо»). «Хочу» – интересы человека, к каким-то видам практической деятельности – написание текстов, произведение расчётов, совершенствование физической формы. А также эмоциональные, моральные – желания общаться, желание помогать другим, стремление к признанию своих достижений, поиск новых ощущений, стремление сохранить здоровье и не утруждать себя излишним трудом, потребность в творчестве, самовыражении и т. д. Понятие «Могу» включает любые способности человека, то, что ему удается делать хорошо. Способности могут быть самыми разными и порой весьма неожиданными. Интеллектуальными обычно называются способности к математике, иностранным языкам и т.п. Это желание изучать, понимать содержание деятельности. Творческими – литературные, актёрско-сценические, художественные, музыкальные. Это желание создавать новое, необычное. Коммуникативные – это способности устанавливать контакты, выстраивать общение, заинтересовывать людей. Например, эмоциональная устойчивость, способность сдерживать и контролировать свои эмоции, особенно важны для менеджеров, спасателей, учителей, полицейских, медицинского персонала и всех, кто работает в тесном контакте с людьми. А отсутствие брезгливости и предубеждения против работы в антисанитарных, негигиеничных, полевых условиях чрезвычайно важно для сантехников, ассенизаторов. «Надо» – это востребованность конкретной профессии на рынке труда. Это знание о перспективных отраслях экономики, понимание какие специальности пользуются спросом и какие профессионалы необходимы современному обществу. Это немаловажная часть профессионального выбора, показывающая востребованность профессионала у работодателей. Могу Способности Таланты Состояние здоровья Хочу Интересы Желания Стремления Надо Потребности рынка труда ! Схема №1. Взаимозависимость трех элементов, составляющих основу профессионального выбора К счастью, интересы и способности человека нередко гармонично сочетаются — ему нравится заниматься тем, что у него получается. Психологи заметили: чем больше опыт подростка и чем больше разных видов работ он пробовал выполнять, тем больше у него возможностей для совершения осознанного выбора и тем больше профессиональных путей открыто для него. Поэтому полезно пробовать себя в самых разных сферах, к которым вы испытываете интерес или о которых мало знаете. Совершая выбор, необходимо соотносить три фактора: «хочу», «могу», «надо». Понятно, что идеальным будет такой вид деятельности, выполнение которой, во-первых, интересно вам как исполнителю, во-вторых — не вызывает у вас особых затруднений при осуществлении деятельности, в-третьих, полезно обществу и хорошо оплачивается. Однако не всегда удается гармонично сочетать эти факторы и выбрать профессию, которая нравится, получается и при этом является востребованной на рынке труда. В этом случае следует определить, что для вас первостепенно при выборе профессии: спрос на специалистов, уровень заработной платы, выполнение того, что хорошо получается, или интересующий вас вид деятельности, приносящий удовольствие. Ни один из параметров в этой схеме не является ни ведущим, ни определяющим, поэтому, что значимо и первостепенно для человека, может решить только он сам. Но стоит также учесть, что потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Главное при выборе профессии правильно учесть и объединить свои: «хочу», «могу», «надо» и осознанно выделить приоритеты. Упражнение «Дерево судьбы» Время проведения: 5-10 минут. Цель: показать последствия случайного (неосознанного) профессионального выбора. Материалы: импровизированное дерево с листочками, содержащими названия профессий, также можно использовать доску, ватман и т.п. Процедура: Необходимо «сорвать» листочек с «дерева судьбы». На листике написано название профессии. Представьте, что сейчас сама судьба сделала выбор за вас. Каковы ваши чувства? (Отвечают по очереди). В ходе обсуждения упражнения учителю важно актуализировать осознание школьниками важности выбора профессии исходя из своих интересов, способностей, возможностей и кадровых потребностей. Упражнение «Продолжение сказки «Хочу – могу - надо» Время проведения: 30-40 минут. Цель: обыгрывание и анализ трех компонентов выбора профессии («хочу», «могу», «надо»), развитие творческого потенциала учащихся. Материалы: бумага, карандаши или фломастеры. Процедура: работа проводится в подгруппах. Каждая группа готовит сценарий сказки и презентует его (при желании и готовности участников проигрывает его). Инструкция участникам: Сейчас я расскажу вам начало сказки, продолжение которой вам нужно будет придумать самим: «Идет герой по дороге. (Кто будет героем, вы придумаете сами — Чебурашка, Царевна-несмеяна, Терминатор, три богатыря или кто-то другой). И видит герой камень, а на камне написано: «Налево пойдешь — найдешь то, что хочешь, прямо пойдешь — найдешь то, что можешь, а направо пойдешь — найдешь то, что надо!». Придумайте и презентуйте продолжение сказки. Важно, чтобы сказка отражала сценарии возможного карьерного пути героя. После презентации сказок, учителю необходимо вместе с ребятами обсудить какие сложности встретились на пути героя сказки, как их можно было избежать, чему учит сказка, которую ребята только что прослушали (посмотрели). Задание №2 может использоваться для самостоятельной работы, как в классе, так и в качестве домашнего задания. Учащимся предлагается проанализировать и составить список своих интересов и увлечений; способностей, талантов и навыков; соотнеся с перечнем интересующих профессий, в которых они смогут применить свои способности и имеющиеся навыки. 2.2. Факторы, влияющие на выбор профессии «Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями». Апшерон А. Пример диалога: - Как важно опираться при выборе профессии на знание своих личностных особенностей, своих интересов и потребностей экономики, общества мы уже говорили. Но все ли это, что влияет и что стоит учитывать при выборе профессии? Есть ли еще что-то, о чем мы не говорили, на ваш взгляд? - Предположения учеников… Теоретический материал, применяемый в работе Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно. Мы живем в обществе, поэтому принимая любое решение, мы советуемся с важными для нас людьми, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение, на него также влияют не только личностные особенности, но и существующее вокруг нас окружение. Главная задача выбирающего профессию – тщательно проанализировать все эти факторы, учесть их влияние и принять грамотное, самостоятельное решение. Существует восемь факторов выбора профессии, описанных Е.А. Климовым: 1. Наличие склонностей, интересов. Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер). 2. Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности, а также хороший слух. 3. Уровень притязаний (ваши предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. Иначе говоря, это то, чего человек хочет достичь в процессе своей профессиональной жизни. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов. 4. Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются. 5. Мнение учителей. Также немаловажный фактор, влияющий на выбор профессии учащимся. Мнение учителей обязательно стоит учитывать, ведь они вас обучают, а значит, многое знают о ваших способностях, о ваших интересах и умениях. Но полагаться только на мнение учителя не стоит и, тем более, выбирать профессию, соотнося ее с любимым предметом в школе. Мир профессий глубок и разнообразен и вам могут потребоваться различные знания. 6. Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает. Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примерять» на себе самые разные профессии. 7. Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора. Стоит учитывать пожелание родителей и их аргументы, но профессиональный путь человек выбирает сам. 8. Личный профессиональный план (ЛПП) – это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Выстраивание личного профессионального плана - основа успешного выбора профессии. Факторы выбора профессии представлены в тетради ученика в схеме №2. |
Анкета изучения мотивов деятельности Направления и содержание деятельности по духовно-нравственного воспитания обучающихся мбу до г. Ульяновска «цдт№2» как фактора их... |
Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) Если вы уже уточнили свои интересы и склонности, узнали о правилах выбора профессии и требованиях рынка труда, поработайте с методикой... |
||
«Час кода в Казахстане 2015 года» Познакомить учащихся на практике с работой программиста и показать им возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей... |
Рабочая программа по предмету технология Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий... |
||
Модифицированный тест Голланда Предлагаем вам пройти тест, который поможет определить ваши интересы и склонности, то есть одну из составляющих выбора профессии... |
Справочник программ 14 Меню телевизора Меню настройки картинки изображения Нажмите кнопку «menu» Нажмите кнопку выбора источника сигнала «source» для прокрутки вариантов выбора, представленных в меню выбора источника входящего... |
||
Анкета Уважаемые студенты! Анкета проводится с целью получения информации относительно Ваших знаний о вич-инфекции и спиде |
Анкета его Анкетирование проводится для учащихся 9, 10, 11 классов и их родителей. Анкете каждого учащегося и анкете его родителей присваивается... |
||
Анкета распечатывается в трёх экземплярах; анкета заполняется согласно... Найти его можно через любой поисковик (набрать «Волжское гбу» (1-ая ссылка наш сайт) → навигация → информация по дипломированию и... |
Рабочая программа учебной дисциплины мдк 05. 01 Выполнение работ... ... |
||
Кларины связи Удачный выбор" вы с большим удовольствием сможете гладить себе вещи. На сколько ловко утюг приходится к руке, вам скорее всего покажут... |
Анкета преподавателя; анкета студента Для прохождения анкетирования откройте окно установленного на Вашем пк браузера и в адресной строке введите адрес https://moodle... |
||
Руководство пользователя 8 Операция «Сохранение заявки на государственную регистрацию брака» Руководство пользователя сервиса выбора органа загс, выбора и сохранения времени приёма в загс, сохранения вопроса и получения ответа... |
Закупки, извещение об осуществлении которых планируется разместить в 2017, 2018, 2019 годах; 2 Перейдите на рабочее место «Закупки по 44-фз» (см. Рисунок 1). Путем выбора рабочего места слева, или выбора рабочего места из выпадающего... |
||
Инструкция по заполнению опросного листа на факельную установку Во многих списках имеется позиция Other (Enter Value): (перевод: «Другое(Введи значение)»), которая используется для выбора нестандартного... |
Инструкция по оформлению и подаче предложений для участия в открытом... Организатор открытого тендера проводит процедуру выбора подрядчика. Настоящее извещение не является офертой, предложением участием... |
Поиск |