МКУДПО «Городской центр развития образования»
в Кировском районе
Сборник
методических материалов
по итогам проведения
Х конкурса проектов
«Инновации в образовании»
Новосибирск-2018
Сборник опубликован при финансовой поддержке отдела образования
администрации Кировского района
Сборник
методических материалов
по итогам проведения Х конкурса проектов
«Инновации в образовании-2018»
Редактор:
Чернобылец Н. В.,
руководитель территориальной группы методистов
МКУДПО «ГЦРО» в Кировском районе
Автор-составитель:
Каминская Ю. С., методист территориальной группы методистов
МКУДПО «ГЦРО» в Кировском районе
В сборнике представлено информационно-методическое сопровождение конкурса проектов, а также инновационные проекты педагогов образовательных организаций Кировского района города Новосибирска – лауреатов городского конкурса «Инновации в образовании» в 2018 году. Сборник предназначен для педагогических и руководящих работников образовательных организаций общего и дополнительного образования. Материалы печатаются в авторской редакции.
№
|
Содержание
|
Стр.
|
1.
|
Информационно-методическое сопровождение конкурса проектов «Инновации в образовании».
|
4
|
1.1.
|
Положение о проведении городского конкурса инновационных проектов образовательных учреждений города Новосибирска.
|
4
|
1.2.
|
Методические рекомендации для участников городского конкурса инновационных проектов.
|
7
|
1.3.
|
Информационно-аналитическая справка об итогах проведения районного этапа Х городского конкурса проектов «Инновации в образовании».
|
13
|
1.4.
|
Итоги проведения городского этапа конкурса проектов «Инновации в образовании».
|
23
|
2.
|
Инновационные проекты педагогов ОО Кировского района - лауреатов городского этапа конкурса проектов.
|
36
|
2.1.
|
Проект «С чего начинается Родина…».
|
36
|
2.2.
|
Проект «Управление профессиональным развитием педагогических кадров путём организации сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций».
|
49
|
2.3.
|
Проект «Музей в чемодане» как условие взаимодействия всех участников образовательного процесса».
|
63
|
2.4.
|
Проект «Развитие инженерных компетенций лицеистов на базе Школьного Технопарка».
|
74
|
2.5.
|
Проект «С заботой о будущем». Модель организации деятельности ДОУ по воспитанию бережного отношения детей к природе родного края».
|
86
|
Часть 1
Информационно-методическое сопровождение конкурса проектов
«Инновации в образовании»
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.
Положение о проведении городского конкурса инновационных проектов образовательных учреждений города Новосибирска.
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет цели, порядок организации и проведения Х городского конкурса проектов «Инновации в образовании», посвящённого 125-летию города Новосибирска (далее – конкурс), требования к оформлению материалов участников конкурса.
Учредитель конкурса: департамент образования мэрии города Новосибирска.
Организатор конкурса: муниципальное казённое учреждение дополнительного профессионального образования города Новосибирска «Городской центр развития образования» (МКУДПО «ГЦРО»)
2. Цели и задачи конкурса
Выявление инновационных проектов, направленных на позитивные изменения в муниципальной системе образования.
Поиск творческих педагогов и руководителей образовательных учреждений, занимающихся инновационной педагогической деятельностью.
Стимулирование роста профессионального мастерства педагогов, содействие внедрению проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс.
3. Участники конкурса
В конкурсе принимают участие руководители, педагоги, педагогические коллективы образовательных учреждений города Новосибирска.
4. Порядок проведения конкурса
Сроки проведения конкурса.
I этап: с 01.12.2017 по 25.01.2018.
На данном этапе проводится конкурс лучших инновационных проектов в районах, округе города, производится отбор проектов для участия во II этапе конкурса.
II этап: с 01.02.2018 по 15.03.2018.
Во II этапе конкурса принимают участие инновационные проекты – победители I этапа конкурса.
По итогам II этапа определяются победители (2-3 участника, набравшие в сумме наибольшее количество баллов в номинации) и лауреаты конкурса (4-7 участников, следующих по рейтингу баллов за победителями в номинации).
Награждение победителей и лауреатов конкурса – 16.03.2018.
5. Номинации конкурса
Номинация 1 «Мой Новосибирск родной: новосибирсковедение»
На конкурс принимаются проекты, описывающие систему работы по сохранению и изучению культурно-исторического наследия, использование современных технологий воспитательной работы в рамках патриотического воспитания обучающихся. Номинация посвящена 125-летию города Новосибирска.
Номинация 2 «Эффективный менеджмент в образовательной организации»
В данной номинации свои проекты представляют образовательные организации, которые создали и развивают эффективную систему управления учреждением, достигли наилучших результатов в различных направлениях управленческой деятельности (менеджмент персонала/управление кадрами; управление ресурсами и др.) и применяют на практике подходы современного, в том числе инновационного менеджмента.
Номинация 3 «Обеспечение процесса реализации ФГОС»
На конкурс принимаются проекты, описывающие модели организации методического, информационного, психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в образовательном учреждении, современные технологии обучения, модели организации деятельности в свете реализации «Программы развития воспитательной компоненты».
Номинация 4 «Эффективные формы методической работы»
На конкурс принимаются проекты, описывающие эффективные модели организации методической работы в образовательных учреждениях, современные технологии организации методической работы.
Номинация 5 «Социализация и развитие личности школьника»
На конкурс принимаются проекты, описывающие деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Номинация 6 «Система профориентационной работы в образовательной организации»
На конкурс принимаются проекты, описывающие систему мероприятий по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, по формированию потребности и готовности к труду в условиях рынка, реализуемую через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Номинация 7 «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в рамках преподавания комплексного курса ОРКСЭ»
На конкурс принимаются проекты, описывающие деятельность по обновлению содержания и реализации духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях, создание условий для повышения мотивации обучающихся через организацию мероприятий, направленных на развитие нравственной культуры в рамках изучения курса.
Номинация 8 «Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся в рамках изучения школьного курса астрономии»
На конкурс принимаются проекты, описывающие опыт внедрения предмета «астрономия» на старшей ступени обучения в школе, современные технологии и образовательные методики по формированию естественнонаучной картины мира у учащихся, развитию мировоззренческих компетенций обучающихся на уроках астрономии, опыт реализации совместных проектов образовательных учреждений с МКУДО ДЮЦ «Планетарий».
6. Критерии оценки содержания конкурсных материалов
Конкурсный проект оценивается по следующим критериям:
актуальность проблемы, заявленной в проекте;
степень новизны проблемы;
значимость проблемы для развития муниципальной системы образования;
соответствие основной идеи проекта нормативно-правовой базе на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, школьном);
возможность реализации проекта в образовательных учреждениях города;
имеющиеся методические наработки (опубликованные и разработанные) по теме проекта;
реальность сроков выполнения основных этапов проекта;
наличие, развитие материально-технической базы для реализации проекта;
достаточность кадровых и интеллектуальных ресурсов для реализации проекта;
соответствие программы проекта требованиям к его структуре и оформлению.
7. Требования к оформлению конкурсных материалов
Для участия в городском конкурсе проектов предоставляются следующие материалы:
заявка на участие в конкурсе;
итоговый протокол I этапа конкурса, заверенный руководителем территориальной группы методистов (районы, округ);
конкурсные программы и проекты.
Материалы для участия в городском этапе конкурса предоставляются территориальными группами методистов (районы, округ) в период с 26 по 31 января 2018 года в соответствии с графиком по адресу: г. Новосибирск, ул. Котовского, 8. Организационный комитет Х городского конкурса проектов «Инновации в образовании».
Конкурсные материалы должны быть представлены в печатном варианте (шрифт Times New Roman, кегль № 14, через 1,5 интервала) и на электронном носителе – диск CD-R, CD-RW в формате Word (файлы с расширением doc, docx; заголовки посередине страницы, выравнивание текста «по ширине», расстановка переносов, поля стандартные – сверху 2 см, снизу 1,5 см, справа 1 см, слева 2,5 см).
8. Оргкомитет и жюри конкурса
Для организационно-методического обеспечения и проведения конкурса по согласованию с учредителем конкурса создаётся оргкомитет.
Оргкомитет городского конкурса:
устанавливает процедуру проведения конкурса и критерии оценивания конкурсных заданий;
утверждает состав жюри конкурса и регламент его работы;
обеспечивает организационное и информационное сопровождение конкурса;
утверждает списки победителей и лауреатов конкурса.
Жюри конкурса:
осуществляет экспертизу проектов, представленных на конкурс;
отражает результаты экспертизы согласно критериям оценки проектов в данной номинации конкурса.
9. Подведение итогов. Награждение победителей и лауреатов конкурса
9.1. Определение победителей и лауреатов городского конкурса проходит в каждой номинации.
9.2. Итоги конкурса утверждаются приказом начальника департамента образования мэрии города Новосибирска.
9.3. Победители городского конкурса награждаются дипломами и памятными знаками департамента образования мэрии города Новосибирска. Лауреаты городского конкурса награждаются дипломами департамента образования мэрии города Новосибирска.
1.2. Методические рекомендации для участников городского конкурса инновационных проектов
Инновации (англ. innovation - нововведение) – внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.
Понятие «инновационный проект» употребляется в нескольких аспектах:
как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определённых целей;
как система организационно-правовых и расчётно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий;
как процесс осуществления инновационной деятельности.
Эти три аспекта подчёркивают значение инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью.
Инновационный проект – проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.
Реализация инновационного проекта – процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.
Цель инновационного проекта – создание новых или изменение существующих систем – технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.
Метод проектирования в учебных заведениях используется достаточно часто. Он направлен на достижение определённых результатов и развития умения планировать свою деятельность. Термин «проект» произошёл от латинского слова, обозначающего «выброшенный вперёд» или «выступающий». В настоящее время под ним понимают то, чего ещё нет, но уже известен путь к его получению. Образовательный проект – это такая система действий учителя, которая направлена на реализацию конкретной задачи, при этом уточняется роль и место всех действий, участники процесса, время и условия, которые понадобятся для эффективного решения проблемы. Данное словосочетание используют, если необходимо обозначить разработку и реализацию иных, нетрадиционных, способов и методов обучения, новых технологий в образовании.
Педагогический проект учителя – это необходимый компонент его деятельности в условиях современной школы. Он может быть различным по типу: творческим, исследовательским, игровым, информационным, практико-ориентированным и т. д. Помимо этого, проект может быть выполнен либо самим педагогом, либо совместно с коллегами, учеником или группой школьников под руководством учителя. Педагогический проект – это эффективный способ научить детей исследовательской деятельности и повысить собственное профессиональное мастерство. Такой метод может использоваться в работе с детьми различных возрастов.
Инновационным образовательным проектом является сложная система действий всех участников образовательного процесса, направленных на достижение определённых целей в развитии актуальных сфер жизнедеятельности образовательной организации (учебной, воспитательной, методической, управленческой, кадровой). Они связаны между собой исполнителями мероприятий, сроками и ресурсами. Инновационной программой называют комплекс связанных между собой инновационных проектов, а также проектов, которые направлены на поддержку деятельности по всем направлениям. В настоящее время популярность набирают инновационные проекты в ОУ, примеры которых вдохновляют на создание новых образовательных и воспитательных программ.
Уровень значимости проектов
Инновационные проекты, а также инновационные решения и идеи, которые они реализуют, могут иметь следующие уровни значимости:
модернизационный (базовая технология не подвергается кардинальным изменениям);
новаторский (конструкция нового продукта существенно отличается от прежнего);
опережающий (конструкция создана благодаря опережающим решениям);
пионерный (появляются новые технологии и методики, которые ранее не существовали).
Уровень значимости инновационного проекта определяет сложность, масштаб, особенности продвижения результатов процесса и состав исполнителей. Это повлияет на содержание управления проектом.
Классификация инновационных проектов
Инновационные проекты можно классифицировать следующим образом:
1. По характеру целей: конечные; промежуточные.
2. По периоду реализации: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные.
3. По потребностям, которые удовлетворяет проект: они могут ориентироваться на создание новых или удовлетворение имеющихся потребностей.
4. По типу инноваций: создание нового или усовершенствование продукта, реорганизация структуры управления и пр.
5. По степени принимаемых решений могут иметь такой характер:
фирменный (на уровне организации);
муниципальный;
региональный;
отраслевой / межотраслевой;
федеральный;
международный.
6. По масштабности выполняемых задач:
монопроекты – проекты, которые выполняются одной компанией в строгих финансовых и временных рамках, причём имеют однозначную инновационную цель;
мультипроекты – комплексные программы, направленные на достижение сложных целей;
мегапроекты – многоцелевые программы, которые объединяют в себе ряд мультипроетов, которые связаны одной сложнодостижимой целью.
Каждый проект проходит через определённые ступени своего развития от возникновения до своего завершения. Их совокупность образует его жизненный цикл. Его принято разделять на фазы, их – на стадии, после чего – на этапы. Они различаются в зависимости от системы организации работ и сферы деятельности.
Разработка инновационного проекта
При создании инновационные проекты проходят стадию разработки, реализации и завершения. Стоит обратить внимание на основные этапы:
формирование идеи;
исследование возможностей;
подготовка документации для заключения контракта;
подготовка документации для оформления проекта;
работы по реализации программы;
мониторинг показателей и результатов.
На стадии разработки уделяют внимание успешности и результативности проекта. При этом детали его существования в этот момент не слишком важны. Для них особенно важна новизна, конкурентоспособность, лицензионная защита и наличие патента. Кроме того, инновационные проекты требуют инвестирования средств, направляемых на совершенствование и развитие деятельности.
Основные требования к содержанию и оформлению конкурсных проектов
При разработке и оформлении образовательного проекта, представляемого на конкурс как инновационный, рекомендуем придерживаться следующей примерной структуры:
Титульный лист
|
Указывается полное наименование учреждения в соответствии с Уставом; район, юридический адрес; контактные данные (телефоны, факс, e-mail); название проекта, автор проекта (Ф. И. О. полностью, занимаемая должность, квалификационная категория, звания). Для творческой группы авторов – руководитель группы.
|
Краткая
аннотация
проекта
|
Краткое изложение проекта, повторяющее все его части. Описывается – кто будет выполнять проект, почему и кому нужен проект, каковы его цели и задачи, что получится в результате, сколько времени проект будет продолжаться, сколько потребуется ресурсов.
|
1 стр.
|
Описание
учреждения
(организации)
|
Даётся краткое описание истории, основной деятельности и её перспектив на ближайшие два-три года.
|
1 стр.
|
Постановка
проблемы
|
Описывается – почему возникла необходимость в выполнении проекта, какую проблему он решает. Проблема должна быть сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит проект и подтверждена статистикой, ссылками на авторитеты в данной области, ключевыми литературными источниками.
|
1 стр.
|
Цель и задачи
проекта
|
Цель описывает предполагаемый результат проекта. Задачи – конкретные, реалистичные, поддающиеся измерению «частные» результаты, направленные на общую цель.
Задачи должны быть максимально конкретизированы, в них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта (показатели).
|
1 стр.
|
Обоснование
актуальности
проекта
|
Обоснование инновационности и значимости для муниципальной системы образования города Новосибирска предлагаемого образовательного проекта.
|
1-1,5 стр.
|
Готовность к реализации
проекта
|
Анализ готовности образовательного учреждения к реализации данного образовательного проекта.
|
2-3 стр.
|
Этапы,
содержание и методы
реализации
проекта
|
Детальное (поэтапное) описание мероприятий, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач с помощью определённых ресурсов. Методы – это план действий.
При разработке методов должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия как, когда и в какой последовательности, какие ресурсы (исполнители, помещение, оборудование) будут привлечены.
Календарный план реализации образовательного проекта.
|
7-8 стр.
|
Прогнозируемые конечные
результаты
деятельности
|
Какие конкретные результаты предполагается достичь в итоге? Что должно конкретно измениться в результате выполнения проекта?
|
1-1,5 стр.
|
Практическая
значимость
результатов
|
Возможности эффективного использования результатов проекта для реализации задач по развитию образовательной среды (прогнозирование или имеющийся опыт).
|
1 стр.
|
Критерии и
показатели
эффективности реализации
проекта
|
Оценка степени эффективности работы по реализации проекта, сбор сведений о ходе проекта, осуществлении его этапов, оценка проекта участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми).
Количественные методы – переводят опыт в единицы, которые могут быть обсчитаны, сравнены, измерены, обработаны статистически.
Качественные (социологические) методы – анкетные опросы и интервью, наблюдение (прямая регистрация событий, происходящих в рамках реализации проекта), контент-анализ (работа с документами).
Мониторинг (оценка хода работы по реализации проекта) – сбор информации о соблюдении графика работы, поступления ресурсов и пр.
Предоставляется программа оценки качества реализации проекта.
|
1-2 стр.
|
Ресурсы
(бюджет
проекта)
|
Описание ресурсного обеспечения проекта с указанием объёма и источников финансирования - план проекта, выраженный на языке денежных знаков. Оценка общих затрат и стоимости необходимых приобретений. Качество предполагаемых ресурсов влияет на формирование привлекательности проекта в целом, является показателем компетентностного подхода авторов к решению проблемы.
Необходимо указать имеющиеся ресурсы и отметить, какие ресурсы необходимо привлечь дополнительно.
|
1 стр.
(в табличной форме)
|
Функционал
участников
проекта
|
Перечень и функции участников реализации образовательного проекта, включающий научного руководителя (консультанта).
Характеристика средств контроля и обеспечения достоверности результатов.
|
1-2 стр.
|
Перечень
источников
|
Перечень основных нормативных, учебно-методических, научных источников по теме образовательного проекта.
|
1 стр.
|
Полный объём
|
20-25 стр.
|
Проект должен содержать в своей основе целостную картину того, что должно быть достигнуто. Это позволяет оценить эффективность затрачиваемых на его реализацию средств ещё до начала реализации проекта.
Основные части проекта и их содержание должны находиться в логической связи между собой, вытекать одна из другой, обосновывать друг друга.
В проекте должно быть показано, что идея проекта, подходы, проблемы, на которые направлен проект, появились не случайно, а как следствие работы авторов по осмыслению ситуации.
Технические требования к оформлению конкурсных материалов
Конкурсные материалы должны быть представлены в печатном варианте (шрифт Times New Roman, кегль № 14, через 1,5 интервала) и на электронном носителе – диск CD-R, CD-RW в формате Word (файлы с расширением doc; заголовки посередине страницы, выравнивание текста «по ширине», расстановка переносов, поля стандартные – сверху 2 см, снизу 1,5 см, справа 1 см, слева 2,5 см).
Все материалы каждого участника конкурса должны быть аккуратно сформированы в отдельную папку в последовательности, соответствующей требованиям к оформлениям проекта (отдельная мультифора на каждую позицию).
К проекту могут прилагаться на диске дополнительные материалы (фотографии, видеофильмы, презентации, отзывы и рецензии научных руководителей и консультантов).
Требования при экспертизе конкурсных материалов
При написании конкурсного проекта следует обратить особое внимание на максимальное соответствие содержания материалов критериям оценивания проекта, указанным в Положении о конкурсе:
- актуальность проблемы, заявленной в проекте;
- степень новизны проблемы;
- значимость проблемы для развития муниципальной системы образования;
- соответствие основной идеи проекта нормативно-правовой базе на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, школьном);
- возможность реализации проекта в образовательных организациях города;
- имеющиеся методические наработки (разработанные, опубликованные) по теме проекта;
- реальность сроков выполнения основных этапов проекта;
- наличие, развитие материально-технической базы для реализации проекта;
- достаточность кадровых и интеллектуальных ресурсов для реализации проекта;
- соответствие программы проекта требованиям к его структуре и оформлению.
1.3. Информационно-аналитическая справка об итогах проведения районного этапа Х городского конкурса проектов «Инновации в образовании»
В целях стимулирования роста профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных учреждений района, содействия развитию и внедрению проектной и исследовательской деятельности, выявления и поддержки инновационных проектов, направленных на развитие системы образования района в условиях её модернизации, во исполнение приказа департамента образования мэрии города Новосибирска от 27.11.2017 № 1085-од «О проведении городского конкурса проектов «Инновации в образовании», в период с 11 декабря 2017 года по 25 января 2018 года проведён районный этап городского конкурса проектов «Инновации в образовании».
|