СОДЕРЖАНИЕ:
|
Номинация «Я-наставник: опыт по сопровождению
молодого специалиста»
|
|
1
|
Информационно-педагогический модуль «Адаптация молодого педагога в условиях перехода к новым стандартам ФГОС»
Л.В. Инчикова________________________________________________
|
4
|
2
|
Информационно-педагогический модуль «Я наставник: опыт по сопровождению молодого специалиста»
Г.Н. Харькова_________________________________________________
|
15
|
|
Номинация «Школьная система работы по профессиональному становлению молодых специалистов»
|
|
3
|
Информационно-педагогический модуль «Клуб молодых специалистов «Путь к успеху» как важная составляющая системы работы по сопровождению профессионального становления молодых специалистов
Т.В. Малюгина________________________________________________
|
32
|
4
|
Тьюторское сопровождение как одна из форм формирования, развития и совершенствования профессионального уровня педагога
Н.А. Третьякова______________________________________________
|
39
|
5
|
Школьная система работы по профессиональному становлению молодых специалистов«Призвание: стать настоящим учителем!»
Н.Г.Федюк, В.А.Ткач ________________________________________
|
45
|
Номинация «Я-наставник:
опыт по сопровождению молодого специалиста»
Инчикова Людмила Викторовна,
учитель математики и физики
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2 п.Пангоды»
Образовательная программа
«Адаптация молодого педагога в условиях перехода
к новым стандартам ФГОС»
/информационно-педагогический модуль/
Пояснительная записка
Образовательное пространство в условиях реализации ФГОС выдвигает высокие требования к общей культуре и социальным знаниям учителя, делает необходимым постоянное совершенствование его общепедагогического и методического уровня.
Особое значение для профессионального становления учителя имеет снижение риска профессиональной дезадаптации в первые годы работы в школе, формирование положительной мотивации к профессиональной деятельности, рост удовлетворенности начинающего педагога содержанием своей работы, что в конечном итоге, приводит к закрепляемости молодых специалистов в образовательном учреждении.
Предлагаемая образовательная программа «Адаптация молодого педагога в условиях перехода к новым стандартам ФГОС» решает проблему адаптации молодого специалиста в образовательном учреждении и ориентирована на решение многих проблем.
С учетом специфических особенностей образования взрослых, при организации обучения, предлагается использовать следующие принципы организации образовательного процесса:
а) непрерывности – взаимосвязи рабочей деятельности и самообразования педагога;
б) опережающего характера содержания образования - ориентация не только на актуальные, но и на прогнозируемые проблемы сферы образования;
в) стимулирования субъектности - формирования способности педагога к саморазвитию и самоорганизации;
г) преемственности содержанияи методики различных уровней повышения квалификации;
д) связи содержания и методикиобучения с практической деятельностью специалиста.
Программа информационно-педагогического модуля с начинающими педагогами включает серию блоков.
Диагностический блок предполагает осуществление мониторинга профессиональной компетентности педагогов, занимающихся по данной программе, проводимого в два этапа: входная и итоговая диагностика.
Программно – методический блок: включает ознакомление с материалами по новым стандартам ФГОС, самостоятельной проработке учебного модуля, выполнению задания по теме модуля и рефлексией педагога.
Психолого - педагогический блок дает возможность рассмотреть актуальные проблемы современной педагогической науки и практики, ознакомиться с педагогическими инновациями, изучить основы конструированию современного урока, повысить стрессоустойчивость молодого и начинающего педагога.
Программа рассчитана на реализацию работы с молодым специалистом на 2012/2013 учебный год.
Алгоритм освоения программы:
Работа по изучению учебного модуля.
Работа по материалам Интернета.
Проектирование и выполнение задания по учебному модулю молодого педагога.
Отражение результатов работы молодого педагога в рефлексивном процессе.
Формы контроля
Контроль будет промежуточным и итоговым. Качество знаний, умений и навыков обеспечивается за счет качества самого учебного процесса. Поэтому контролируется не только конечный продукт, но и сам ход учебного процесса.
Формы промежуточного контроля:
- рецензия или оценка наставником занятия, выполненного молодым специалистом. В процессе изучения модуля специалист ведёт дневник:
№
|
Тема модуля
|
Способ освоения
|
Результат
|
Самооценка
|
Отметка преподавателя
|
|
|
|
|
|
|
Форма итогового контроля:
– защита мультимедийного проекта, реферата по итогам изучения информационного модуля на методическом объединении учителей математики, физики и информатики или на Педагогическом совете школы.
Индивидуальная траектория профессионального роста
План саморазвития молодого специалиста (или индивидуальная траектория профессионального роста) включает в себя три этапа:
- развитие профессиональных компетенций;
- развитие гностических умений;
- творческий подход к профессиональной деятельности, креативность.
Данный план включает рефлексию в виде заполнения листа оценки наставником и самооценки профессиональной деятельности и личности молодого специалиста определяется уровень профессиональной мобильности по трем уровням:
-операционный уровень деятельности – ситуационная активность – это человек-исполнитель(1-2 балла);
-тактический уровень деятельности – надситуативный уровень – активный деятель(3-4 балла);
-стратегический уровень деятельности – творческая активность – творческий человек – творец (5-6 баллов):
-
№п/п
|
Качества
|
Оценка в баллах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Результат профессиональной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие у учащихся прочных и глубоких знаний по физике
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформированность у учащихся устойчивого интереса к физике, способности к самообразованию
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие у учащихся прочных умений и навыков в самостоятельном использовании знаний по физике в различных жизненных ситуациях, во внеурочной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформированность творческих способностей учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие волевых качеств учащихся, способности к самовоспитанию
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Уровень предметных знаний молодого специалиста
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание требований ФГОС нового поколения
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание физики
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая эрудиция
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание методики преподавания физики
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание истории и теории педагогики
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание особенностей педагогической деятельности
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Гностические умения
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение систематически пополнять свои знания по физике
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение изучать личность учащихся в плане развития ученических компетенций
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение изучать достоинства и недостатки своей личности и педагогической деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение методически анализировать и критически оценивать учебный материал, пособия, средства обучения
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Умения проектировать
|
|
|
|
|
|
|
|
Планирование урока и системы уроков согласно новым ФГОС
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
Нахождение наиболее эффективных методов и приёмов ведения современного урока
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение грамотно использовать средства обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
Конструктивные умения
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Организаторские умения
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление детским коллективом
|
|
|
|
|
|
|
|
Рациональная организация коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласованность деятельности сзапланированной
|
|
|
|
|
|
|
|
Использование инновационных приёмов обучения
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Коммуникативные умения
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение устанавливать целесообразные контакты: учитель-класс, учитель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик
|
|
|
|
|
|
|
|
Внушать учащимся уверенность в успехе
|
|
|
|
|
|
|
|
Внушать учащимся уверенность в себе
|
|
|
|
|
|
|
|
Общительность
|
|
|
|
|
|
|
Индикативные показатели успешности реализации программы модуля:
умение планировать и организовывать деятельность по выполнению заданий учебного модуля, на основе творческого поиска через самообразование;
овладение методикой проведения инновационных уроков;
умение проектировать и внедрять полученные ЗУН в ходе освоения образовательной программы в учебный процесс;
овладение навыками рефлексии собственной деятельности;
становление молодого учителя как учителя-профессионала;
повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
Учебно-тематический план образовательной программы
|
Разделы - модули
|
Период
|
|
1
|
Модуль 1
Диагностический блок
|
октябрь
|
2
|
Модуль 2
«ФГОС: особенности реализации в основной и старшей школе»
|
ноябрь
|
3
|
Модуль 3
«Универсальные учебные действия: как формировать и проверять»
|
декабрь
|
4
|
Модуль 4
«Метапредметное содержание ФГОС»
|
январь
|
5
|
Модуль 5
«Деятельностный подход на уроках физики»
|
февраль
|
6
|
Модуль 6
«Ключевые компетенции в учебных программах по физике».
|
март
|
7
|
Модуль 7
«Планируем урок с учетом новых стандартов». «Мой урок физики»
|
апрель
|
8
|
Модуль 8
Диагностический блок
|
май
|
|