Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность


Скачать 0.86 Mb.
Название Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
страница 1/6
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6

Дополнительная общеразвивающая программа
«Робототехника»

(наименование программы)

техническая

(направленность)

9-14 лет

(возраст детей)

3 года

(срок реализации)





Программу составил (а):

Малинина Екатерина Геннадьевна

Золотухин Константин Геннадьевич

(ФИО)

педагог дополнительного образования

(должность)



c:\users\user\documents\готовые образовательные + рабочие 2016\2018\img300.jpg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Робототехника» имеет техническую направленность и ориентирована на научно-техническую подготовку детей и подростков, формирование творческого технического мышления, ранней профессиональной ориентации обучающихся.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Сегодня Россия стоит на пороге эволюционного перехода от индустриальной экономики к инновационной экономике знаний. В связи с этим назрела острая необходимость решения кадровых проблем модернизации страны путем воспитания нового поколения исследователей, разработчиков и рабочих для высокотехнологических отраслей. Важными приоритетами социально- экономической политики сегодня становятся привлечение детей и молодѐжи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий – от рабочих до инженеров и от изобретателей до инноваторов.

Формирование знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, необходимых для развития инновационного общества и инновационной

экономики, требует развития с самого детства. Только в детстве могут быть

заложены основы творческой личности и особый склад ума – конструкторский.

Система дополнительного образования детей – это именно та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности. Занимаясь техническим творчеством в

объединении дополнительного образования, ребенок осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Техническое конструирование является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Актуальность программы обусловлена:

1 Привлечением детей с младшего школьного возраста к техническому конструированию, научно-исследовательской и рационализаторской

деятельности.

2 Необходимостью подготовки кадров по техническому профилю;

3 Профилактикой негативного поведения подростков;

4 Необходимостью обеспечения преемственности между ступенями

школьного образования, интеграции общего и дополнительного образования,

развитие профильного обучения в сфере технического творчества детей и

молодежи.

Последние годы одновременно с информатизацией общества лавинообразно расширяется применение микропроцессоров в качестве ключевых компонентов автономных устройств, взаимодействующих с окружающим миром без участия человека. Стремительно растущие коммуникационные возможности таких устройств, равно как и расширение информационных систем, позволяют говорить об изменении среды обитания человека. Авторитетными группами международных экспертов область взаимосвязанных роботизированных систем признана приоритетной, несущей потенциал революционного технологического прорыва и требующей адекватной реакции как в сфере науки, так и в сфере образования.

Робототехника - это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем, которая вбирает в себя научные знания из электроники, механики и программирования.

На занятиях по робототехнике осуществляется работа с конструкторами серии LEGO Mindstorms, а также робототехническими наборами на базе микроконтроллера Arduino, состоящими из отдельных комплектующих и электронных компонентов, которые требуется собрать и запрограммировать. Используя образовательную технологию LEGO MINDSTORMS в сочетании с конструкторами LEGO, команды учащихся разрабатывают, конструируют, программируют и испытывают роботов. В совместной работе обучающиеся развивают свои креативные способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания.

Образовательная программа имеет отличительные особенности от уже существующих аналогов. В содержание программы третьего года обучения включен раздел «Эксперименты с Arduino». В доступной форме дети учатся собирать электронные схемы на макетной плате и программировать их в графической среде Scratch. Этот раздел можно рассматривать как пропедевтический к образовательной программе следующего уровня – «Проектирование электронных устройств на основе микроконтроллерных плат».

Ключевые понятия образовательной программы

В образовательной программе используются следующие термины и понятия:

Общие термины:

Дополнительная общеобразовательная программа документ, определяющий содержание дополнительного образования. К дополнительным образовательным программам относятся: дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы (Ст.12 п.4 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).

Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Рабочая программа часть образовательной программы, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности

Специальные термины:

Микроконтроллер - Микроконтро́ллер (англ. Micro Controller Unit, MCU) — микросхема, предназначенная для управления электронными устройствами. Отличается от микропроцессора интегрированными в микросхему устройствами ввода-вывода, таймерами и другими периферийными устройствами.

Устройство ввода-вывода - устройство для взаимодействия между обработчиком информации (например, компьютер) и внешним миром, который может представлять как человек, так и любая другая система обработки информации. Ввод — сигнал или данные, полученные системой, а вывод — сигнал или данные, посланные ею (или из неё). Устройства ввода-вывода используются человеком (или другой системой) для взаимодействия с компьютером. Например, клавиатуры и мыши — специально разработанные компьютерные устройства ввода, а мониторы и принтеры — компьютерные устройства вывода. Устройства для взаимодействия между компьютерами, как модемы и сетевые карты, обычно служат устройствами ввода и вывода одновременно.

Алгоритм - набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий, при любом наборе исходных данных.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Системное мышление - взгляд на ситуацию, когда при решении учитываются все актуальные влияющие на нее факторы: прошлое и будущее, окружение, задачи близкие и дальние

*Здесь и далее определения даны в соответствии с ГОСТ Р ИСО 8373—2014

(Национальный стандарт Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства)
Робот - приводной механизм, программируемый по двум и более осям, имеющий некоторую степень автономности, движущийся внутри своей рабочей среды и выполняющий задачи по предназначению.

Автономность - способность выполнять задачи по предназначению, основанная на текущем состоянии изделия и особенностях считывания данных без вмешательства человека.

Система управления - набор функций логического управления и силовых

функций, позволяющих проводить мониторинг, управление механической конструкцией робота и осуществлять связь с окружающей средой (оборудованием и пользователями).

Роботизированное устройство - приводной механизм, имеющий характеристики промышленного робота или обслуживающего робота. Может иметь непрограммируемые оси или недостаточную степень автономности.

Мобильный робот - роботы с автономным управлением, которые могут

самостоятельно передвигаться.

Робототехника - наука и практика разработки, производства и применения роботов

Степень свободы - одна из переменных, необходимых для определения движения тела в пространстве.

Программа управления - собственный набор управляющих инструкций,

определяющих возможности, действия и реакции робота или робототехнической системы
Цели и задачи образовательной программы:

Цель: формирование творческой личности, владеющей техническими

знаниями, умениями и навыками в области роботостроения.

Обучающие задачи:

  • обучить разнообразным видам деятельности в области роботостроения: конструкторским навыкам и основам программирования;

  • познакомить с основами визуального программирования в среде Mindstorms NXT, Robolab.

  • сформировать раннюю ориентацию на инновационные технологии и методы организации практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;

  • сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию к современным рыночным отношениям;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать гражданские качества личности, патриотизм;

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

  • формировать потребность в самоорганизации: аккуратность, трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие задачи:

  • развивать системное мышление учащихся;

  • развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;

  • развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • формировать умение творчески подходить к решению технической задачи;

  • формировать умение довести решение задачи до работающей модели;

  • развивать мелкую моторику, координации «глаз-рука»;

  • развивать любознательность и интерес к устройству технических объектов, стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов.


Срок реализации программы:

Образовательная программа рассчитана на три года обучения:

1-й год обучения: 144 часа; 2 занятия в неделю по два часа;

2-й год обучения: 144 часа; 2 занятия в неделю по два часа;

3-й год обучения – 144 часа; 2 занятия в неделю по два часа,
Принцип отбора содержания программы

Образовательная программа реализуется в нескольких образовательных организациях Гурьевского городского округа. Содержание программы может быть скорректировано в зависимости от возраста учащихся, материально-технического оснащения объединений «Робототехника» на базе образовательных организаций. При этом цели и задачи, образовательные результаты остаются общими, независимо от путей их достижения.

Примерный учебный план предусматривает на первом году обучения углубленное изучение механики и конструирования, основ программирования в графической среде. На втором году обучения учащиеся знакомятся с более сложными понятиями, углубленно изучают программирование, решают более сложные задачи. На третьем году обучения учащиеся знакомятся с элементами Теории автоматического управления, большое внимание уделяется разработке технических и исследовательских проектов. Предпочтение отдается групповой работе, когда учащиеся разного уровня подготовки и избранных специализаций объединяются работой над общим проектом. На третьем году обучения в содержание программы включен раздел «Эксперименты с Arduino».

Режим занятий

Образовательная деятельность проводятся в течение всего календарного года, с 1 сентября по 31 августа, который делится на учебный период по общеразвивающей программе и летний период.

Учебный период

Начало учебного периода- 1 сентября

Окончание учебного периода – 31 мая

Учебный период состоит из аудиторных и внеаудиторных занятий.

-продолжительность аудиторные занятия – 36 недель

-продолжительность внеаудиторных занятий- 3 недели

Летний период:

Начало летнего периода – 1 июня;

Окончание летнего периода – 31 августа;

Летний период состоит из внеуадиторных занятий и самоподготовки.

-Продолжительность внеаудиторных занятий7 недель;

-Продолжительность самоподготовки-6 недель

Комплектование в группы производится с 1 июня по 1 сентября текущего года для групп второго и последующих годов обучения,

и до 10 сентября – для первого года обучения.

Формы работы в летний период:

В летний период занятия детей в объединении проводятся в разных формах и видах: экскурсии, поездки, соревнования, конкурсы, участие в работе летнего оздоровительного лагеря, самоподготовка.
Формы организации учебного процесса.

Основной формой обучения является практическая работа, которая выполняется малыми группами (2-3 человека).

Используются также различные методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, лекция);

  • наглядный (показ, демонстрация, экскурсия);

  • практический (работа над чертежом, эскизом, созданием модели, макета);

  • исследовательский (самостоятельный поиск эскизов, чертежей для разработки моделей, макетов).

  • репродуктивный метод (деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях);

  • объяснительно-иллюстративный метод;

  • метод проблемного изложения материала;

  • частично-поисковый.

Возраст детей

Образовательная программа рассчитана на детей в возрасте 9-14 лет. В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.

Результаты освоения программы

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы «Робототехника» являются следующие умения и навыки:

  • умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, умение работать в команде;

  • умение проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • умение проявлять гражданские качества личности, патриотизм.

Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы «Робототехника» являются следующие умения и навыки:

  • сформированные навыки самостоятельного поиска информации и добывания новых знаний;

  • сформированные навыки разработки технического проекта: от идеи до конченого результата;

  • навыки современного организационно-экономического мышления;

  • умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы являются следующие умения и навыки:

  • сформированный интерес к науке и технике;

  • сформированные представления о робототехнике как прикладной науке;

  • умения создавать 3D модели в виртуальном конструкторе;

  • знание базовых принципов конструирования;

  • умение решать технические задачи;

  • знание принципов визуального программирования в среде LEGO Mindstorms, умение собирать конструкции роботов по инструкции и на заданную тему;

  • умение программировать конструкции роботов исходя из целей и выполняемых задач;

  • навыки презентации творческого проекта;

  • знание основ и принципов разработки и оформления технической документации.


Результаты освоения программы. 1-й год обучения
учащиеся будут знать:

  • что такое алгоритм, основные виды алгоритмов;

  • что такое компиляция, система команд исполнителю;

  • основные программные структура: цикл, цикл с предусловием, цикл с постусловием, ветвление, вложенные циклы;

  • основные понятия из области робототехники;

  • устройство и принципы работы датчика цвета, расстояния, касания;

учащиеся будут уметь:

  • использовать основные блоки графической среды программирования для решения поставленных задач;

  • уметь планировать свою деятельность;

  • конструировать роботов по инструкции;

  • использовать различные инструкции для конструирования роботов


Результаты освоения программы. 2-й год обучения
Предметные результаты

По окончанию первого года обучения предполагается что:

учащиеся будут знать:

  • Перспективные направления развития роботостроения;

  • Основные этапы развития космонавтики;

  • Новейшие разработки в области беспилотных транспортных средств;

  • Приемы и методы создания трехмерных моделей в среде Tinkercad;

  • Типы данных, логические операторы (И, ИЛИ, НЕ), массивы данных;

учащиеся будут уметь:

  • уметь использовать знания и умения в области программирования и конструирования для решения поставленных задач;

  • уметь планировать свою деятельность;

  • уметь работать с информацией;


Результаты освоения программы. 3-й год обучения
По окончанию 3-го года обучения учащиеся будут знать и уметь:

  • Знать базовые принципы конструирования;

  • Уметь пользоваться различными алгоритмическими структурами программирования;

  • Знать принципы действия различных датчиков;

  • Уметь собирать программируемые технические устройства с заданными свойствами;

  • Знать и уметь использовать в работе цифровые и аналоговые датчики, исполнительные устройства;

  • Уметь программировать в среде NXT-G и С++ роботов с несколькими датчиками;

  • Уметь самостоятельно находить информацию в сети Интернет, работать в команде.



Механизм оценивания образовательных результатов

Контроль уровня освоения материала учащимися осуществляется по результатам выполнения практических заданий на каждом занятии.

Важным элементом механизма оценивания образовательных результатов является рейтинг творческой активности учащихся в конкурсах, выставках и иных мероприятиях различных уровней.

В качестве формы контроля реализации образовательной программы используется:

• защита творческих проектов;

• практическая работа;

• зачет;

• тестирование;

• соревнования и конкурсы;


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК



Год реализации программы

Учебный период

Продолжительность учебно-

календарного года

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август




I год обучения

1,5 нед.

2,5 нед

4нед.

4 нед.

5 нед.

1,5

нед.

3 нед.

4 нед.

5 нед.

4 нед.

4,5 нед

Про

меж
аттестация


4 нед.

4 нед

4 нед

3
3

3

2
2

2

4 нед.

4 нед.


4 нед.

52 недели

II год обучения

4 нед.

4нед.

4 нед.

5 нед.

1,5 нед.

3 нед.

4 нед.

5 нед.

4 нед.

3 нед

Про

меж.

аттестация


1,5 нед.

52 недели

III год обучения

4 нед.

4нед.

4 нед.

5 нед.

1,5 нед.

3 нед.

4 нед.

5 нед.

4 нед.

3 нед.


Итоговая аттестация

1,5 нед.

52 недели




Аудиторные занятия по расписанию - 36 недель




Внеаудиторный период - 10 недель




Cамоподготовка – 6 недель В конце учебного года проводится промежуточная и итоговая аттестации.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа...
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon 1. Пояснительная записка 1Актуальность, новизна и целесообразность программы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «центр «Созвездие»
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4
Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon Педагогическая практика Психолого-педагогическая практика
Составлено в соответствии с Инструкцией по производственной (профессиональной) практике студентов по специальностям среднего педагогического...
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon Факультет педагогики и психологии кафедра психологии педагогическая психология
Программа предназначена для аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по направлению подготовки 37. 06. 01 Психологические науки,...
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon Солодникова И. В./ под общей редакцией Мещеряковой М. А./. Материалы...
Психология человека, педагогика, педагогическая антропология, педагогическая акмеология, организационные основы системы высшего образования,...
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon Научно – педагогическая практика
Научно – педагогическая практика (далее нпп) магистрантов является обязательной составной частью образовательной программы высшего...
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon И ее актуальность
Актуальность проблемы адекватного и полноценного обезболивания в стоматологии связано с тем, что основной и ведущей причиной психоэмоционального...
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon Педагогическая практика Учебно-методическое пособие для студентов...
...
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon Н. А. Янкина Научный М. В. Мащенко Нижнетагильская государственная...
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, г. Нижний Тагил
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon «Разработка информационного сайта для проекта «Живая история». В...
Во введении определены актуальность работы, объект, предмет, цели и задачи, практическая значимость работы
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon «Разработка информационного сайта для проекта «Живая история». В...
Во введении определены актуальность работы, объект, предмет, цели и задачи, практическая значимость работы
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon Отчет гмо учителей иностраных языков за I полугодие 2013-2014 учебного года
Трудности в определении ууд к каждому уроку в начальной школе и их целесообразность
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon Опыт и перспективы применения
Техническая возможность и экономическая целесообразность использования пластмассовых труб в отечественной нефтегазовой отрасли не...
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon Цели и задачи рабочей программы Принципы построения рабочей программы...
Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность icon Глава 1 Сахарный диабет глава 2 Приборы для измерения уровня сахара в крови
Актуальность приборов для измерения сахара в крови. Актуальность изучения проблем сахарного диабета определяется как исключительно...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск