Балашовский институт (филиал)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»
Л. А. Кабанина, О. М. Никулина,
Л. Н. Смотрова
Педагогическая практика
Учебно-методическое пособие
для студентов педагогических вузов
2-е издание, исправленное и дополненное
Саратов
2009
УДК 364
ББК 60.9я73
К12
Авторы:
Л. А. Кабанина — канд. пед. наук, доцент;
О. М. Никулина— канд. пед наук, доцент;
Л. Н. Смотрова — канд. пед. наук, доцент;
О. В. Бессчетнова — канд. пед. наук, доцент.
Рецензенты:
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО,
главный редактор журнала «Педагогика»
А. Я. Данилюк;
Кандидат социологических наук, доцент Балашовского института (филиала)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского».
Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом
Балашовского института (филиала)
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского».
Кабанина, Л. А.
К12 Педагогическая практика : учеб.-методич. пособие для студентов пед. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. / Л. А. Кабанина, О. М. Никулина,
Л. Н. Смотрова [и др.]. — Саратов : Научная книга, 2009. — 96 с.
ISBN 978-5-91272-439-8
Пособие представляет собой комплекс учебно-методических материалов по организации и проведению практик. Предназначено для студентов дневного и заочного отделений педагогических вузов, а также для преподавателей-методистов и руководителей практик.
УДК 364
ББК 60.9я73
ISBN 978-5-91272-439-8 © Кабанина Л. А., Никулина О. М.,
Смотрова Л. Н., 2009
О г л а в л е н и е
Введение 4
Глава 1. Общие положения, цели, задачи
и содержание учебной практики 7
1.1. Общие положения 7
1.2. Программа учебной практики
(инструктивно-методический лагерь) 17
Глава 2. Требования к содержанию и организации
педагогических практик 19
2.1. Программа летней педагогической практики 19
2.2. Программа социально-педагогической практики 23
2.3. Программа практики в школе 25
2.4. Программа комплексной практики 27
2.5. Общие методические рекомендации
по проведению практики 32
Список использованной литературы 44
Приложения 46
Введение
В соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта по специальности 050711.65 «Социальная педагогика» практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов по социальной педагогике и выступает как одно из средств формирования знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности будущих специалистов.
Сроки прохождения практики в соответствии с Государственным
образовательным стандартом 2005 г. не менее 20 недель:
— инструктивно-методический лагерь — 1 неделя;
— летняя педагогическая практика — 8 недель;
— комплексная практика — 4 недели;
— социально-педагогическая — 3 недели;
— практика в школе — 4 недели.
Практика — это активная индивидуальная форма обучения студентов, в ходе которой у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях, что выигрышно отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении. Особенно это важно при овладении профессиями сферы «человек — человек».
В профессиональной подготовке студентов по специальности «Социальная педагогика» значимое место занимает практика, в результате
прохождения практики студенты должны обладать представлениями
и знаниями об основных социально-педагогических и психологических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи; иметь важнейшие практические навыки в различных видах социально-педагогической и психологической работы с ребенком, подростком
и семьей.
Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.
Важнейшими целями практики, прежде всего, следует считать:
углубление знаний студентов об актуальных социальных проблемах современного общества, о существующих традиционных и инновационных способах их решения;
апробацию знаний, полученных за период обучения в вузе;
формирование индивидуальной базы знаний и опыта, необходимой как для продолжения освоения специальности, так и для будущей самостоятельной практической деятельности;
развитие профессиональных навыков и умений, которые в будущем позволят эффективно исполнять обязанности социального педагога, использовать технологии и методики прикладных социальных исследований;
приобретение практического опыта и навыков научной и производственной работы.
Педагогическая практика как форма профессиональной подготовки студентов по специальности «социальная педагогика» является частью Государственного образовательного стандарта, согласно которому минимальный период практической деятельности студентов составляет 1 неделю. От курса к курсу продолжительность практики увеличивается. Достаточно большая длительность практики, особенно на старших курсах, предоставляет студенту возможность эффективнее адаптироваться к будущей профессиональной деятельности, сформировать адекватную самооценку и уверенность в своем профессиональном выборе, позволяет научиться самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать полезные контакты со старшими коллегами. Прохождение практики обязательно для всех студентов, обучающихся в рамках данной специальности.
Программа практики базируется на следующих основных принципах:
наличие обратной связи теоретического обучения и практики;
соблюдение принципа последовательности и логичности, т. е. поэтапное освоение комплекса профессиональных умений и навыков, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;
преемственность — взаимосвязь всех видов практик, освоение нового опыта на базе уже приобретенного на предыдущих этапах;
динамичность — постепенное усложнение задач различных видов практик, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности;
полифункциональность — одновременное выполнение в ходе практик различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционно-реабилита-ционной и т. д.);
перспективность — знакомство со сферами социально-педагогической деятельности с учетом их перспективного развития.
свобода выбора — учет интересов и потребностей как студентов, так и руководителей практик, содержания заданий в рамках общих задач данного вида практик, тематики, научно-исследовательской работы;
Практика повышает ответственность за проведенную работу, развивает коммуникативные и организаторские способности, создает благоприятные условия для проведения курсовых и дипломных исследований, позволяет студенту почувствовать себя нужным, востребованным в профессиональном смысле человеком, ориентирует в выборе будущего места работы. Таким образом, практическая подготовка будущих социальных педагогов является важной стороной учебного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий.
|