Скачать 78.33 Kb.
|
Организация самостоятельной работы учащихся при изучении темы «Обработка звуковой информации» на основе электронного учебникаН.А. Янкина Научный руководитель: М.В. Мащенко Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, г. Нижний Тагил Самостоятельность поведения и деятельности человека относится к числу тех качеств, которые определяют его жизнеспособность и относительно автономное существование в сообществе людей. Приобретение учащимися самостоятельности в различных видах деятельности в период школьного обучения – одна из главных задач организованного образовательного процесса. Решение этой задачи является одним из направлений модернизации современной образовательной системы России [1], оно становится особенно актуальным в условиях перехода к образовательным стандартам второго поколения, когда содержание предметов расширяется, а количество часов на их изучение уменьшается. Под самостоятельной работой учащихся будем понимать такую деятельность учащихся, которая представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату работы. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение в процессе самосовершенствования и самопознания. Кроме того, самостоятельная работа способствует систематизации и закреплению знаний учащихся; развитию внимания, памяти, мышления, речи школьников, воспитанию устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, а также честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности. Основными признаками самостоятельной работы учащихся можно считать [2, с. 76]:
При этом самостоятельную работу учащихся по информатике можно трактовать как вид учебной деятельности, которая базируется на выполнении системы усложняющихся заданий, подразумевающих использование информационных технологий, при консультационно-координирующей помощи учителя и ориентирована на развитие самостоятельности в принятии решений и вовлечение учащихся в активную поисковую деятельность. Особенно важной организация самостоятельной работы в курсе информатики и ИКТ оказывается при изучении таких тем, к которым учащиеся проявляют большой интерес, а часов на их изучение отводится недостаточное количество. Так на изучение темы «Обработка звуковой информации на компьютере» во всем курсе информатики и ИКТ отводится не более 10 часов. Этого времени недостаточно для приобретения достаточных знаний и умений в области обработки цифрового звука. Кроме того, следует отметить, что, методика изучения данной темы до сих пор недостаточно хорошо разработана, в связи с тем, что, во-первых, в школах долгое время отсутствовало необходимое аппаратное и программное обеспечение для работы с мультимедиа, во-вторых, недостаточно учебных пособий по освоению программ обработки звука. Изучив методику организации самостоятельной работы при обучении информатике и ИКТ, удалось прийти к выводу, что использование электронного учебника позволит не только повысить уровень знаний и умений учащихся по теме «Обработка звуковой информации на компьютере», но и сформировать необходимый познавательный интерес для продолжения образования в данной области. Несмотря на имеющийся отечественный и зарубежный опыт использование электронных учебников, все еще отсутствует общепринятое его определение. Многие считают, что электронным учебником можно назвать использование компьютера для воспроизведения на экране монитора текста и цветных иллюстраций, полностью копирующих текстовый учебник, однако это всего лишь электронная форма обычного учебника, которую значительно тяжелее читать на экране. Также, нельзя называть электронным учебником любой продукт образовательного характера только из-за того, что он может быть использован исключительно с помощью компьютера. При этом электронным учебником можно считать продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые возможности по сравнению с обычным учебником. К таким возможностям относятся [4, с. 59]:
Кроме того, электронный учебник эффективен при организации самостоятельной работы учащихся потому, что он:
Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие дидактические и методические требования к электронному учебнику.
Таким образом, электронный учебник должен являться не просто компьютерной версией обычного учебника, а представляет собой программу, которая позволяет изложить учебный материал более наглядно, снабдить его мультимедийной информацией (графика, аудио- и видеофрагменты), определением терминов, используемых в текстах, системой тестирования и оценки знаний. Перечисленные особенности позволяют утверждать, что электронный учебник является одним из важнейших средств развития умений самостоятельной работы. Разработанный электронный учебник «Обработка звуковой информации на компьютере» позволит организовать дополнительное самостоятельное изучение данной теме на основе дифференцированного подхода. В учебнике имеются общие сведения о цифровом звуке и способах его получения, а также пошаговые инструкции для освоения наиболее популярных программ для обработки звука: Sound Forge, Adobe Audition и Audacity(свободно распространяемый аудио редактор), что позволяет как учителю, так и ученику выбрать нужную программу в зависимости от целей обучения и имеющихся условий. Весь материал в учебнике представлен на разных уровнях сложности, по каждому разделу имеется дополнительный материал для наиболее сильных учащихся (см. рис. 1). Рис. 1. Раздел теоретических сведений о звуке Например, для обучения базовым навыкам работы в редакторе Audacity следует рассмотреть такие темы как: «Знакомство с аудио редактором Audacity», «Запись и редактирование звука», «Работа со звуковыми дорожками», «Использование фильтров при обработке звука». При этом тема «Создание «минуса»» является дополнительной. При разработке содержания учебника учитывались принципы модульности, системности и преемственности, в этой связи желательно изучать материал в представленной последовательности внутри раздела, но выбор изучаемых разделов может быть свободным. В «Глоссарии» содержатся все необходимые определения, термины и понятия из изучаемой области звука, что дополнительно систематизирует и структурирует весь теоретический материал учебника. Кроме того, в учебнике имеется раздел «Практикум», куда включены вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы и итоговый тест. Одним из преимуществ данного электронного учебника для организации самостоятельной работы учащихся является его интерактивность. При самостоятельной работе появляется возможность взаимодействия учащегося с обучающей системой: выполняя те или иные учебные действия, решая те или иные задачи, ученик получает реакцию обучающей системы, оценивающей качество его действий и выдающей конкретные корректирующие воздействия, соответствующие допущенным им ошибкам. Работая самостоятельно, учащийся имеет возможность изучения учебного материала в удобном для него индивидуальном темпе, в спокойной обстановке. При работе с электронным учебником можно допускать ошибки, можно многократно возвращаться к одним и тем же вопросам. Таким образом, разработанный электронный учебник «Обработка звуковой информации на компьютере» является очень удобным и эффективным средством для формирования умений самостоятельной работы. Каждый структурный элемент учебника позволяет развивать определенные виды умений, что в совокупности дает целостный набор умений самостоятельной работы. Литература
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель Бородин М. Н. 4-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. |
В целях размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ,... Свердловской области "Стоматологическая поликлиника №2 город Нижний Тагил", (гаму со «сп №2 г. Нижний Тагил») |
Электронных ресурсов «наука и образование» №02 (33) февраль 2012 удк 54: 51-7 № офэрниО: 17859 Носарева А. В., Лосева Н. И., Зайцева О. С. Образовательный веб-сайт "Общая химия" / Тобольская государственная социально-педагогическая... |
||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии |
Дайте детству наиграться! Игра относится к числу основных видов деятельности человека, наряду с трудом и учением. Она появилась в его жизни с незапамятных... |
||
Нижний Тагил Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования... В 2016 году отмечается 55 лет с даты первого полета человека в космос. В представленной работе сделана попытка воссоздания исторической... |
Программа «Воспитать человека» Социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом |
||
«Роль социально-педагогической деятельности по профилактике аддиктивного... Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов: «Каковы причины такого поведения? Что заставляет... |
Гордовенко Михаил Сергеевич Мужчина, 32 года +7 (906) 356-64-54, +7 (920) 052-53-42 Вгавт (Волжская государственная академия водного транспорта; гиивт) Нижний Новгород |
||
Татьяна Георгиевна Талипова Дата рождения: 07 мая, 1953, Москва, СССР С 1977 по настоящее время, ведущий научный сотрудник/старший научный сотрудник, /научный сотрудник/младший научный сотрудник, Институт... |
Социально – коммуникатив-ное развитие Психолого – педагогическая работа данной области решается в совместной деятельности педагогов и детей в режиме дня, в игровой деятельности,... |
||
Эмитента эмиссионных ценных бумаг Место нахождения: 622012, Свердловская область, г. Нижний Тагил, Северное шоссе,21 |
Оптимизация терапии тревожно- депрессивных расстройств у больных климактерическим синдромом Работа выполнена в гоу впо «Воронежская государственная медицинская академия имени Н. Н. Бурденко» и гу «Научный центр биомедицинских... |
||
Для нужд ао «рц урала» Закупка у единственного поставщика № рцу/18-59 Нижнетагильского представительства (по адресу г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, 113) |
Читинская государственная медицинская академия ... |
||
Читинская государственная медицинская академия ... |
Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения младших школьников Тема: Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения младших школьников |
Поиск |