Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Северяночка», г.Снежногорск, ЗАТО Александровск
2018г.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность осуществления целенаправленной работы по формированию двигательного статуса дошкольников.
1.2 Стратегия организации работы по здоровью сбережению детей.
1.3 Концепция деятельности МБДОУ по формированию двигательного статуса дошкольников (цель, принципы, задачи, формы).
1.4 Программа реализации концепции по здоровьесбережению детей.
2.Паспорт программы.
3. Динамика здоровья и физического развития воспитанников.
3.1 Анализ заболеваемости детей МБДОУ № 2 «Северяночка».
3.2 Степень включенности родителей в процесс физкультурно-оздоровительной
деятельности (анкетирование родителей по теме «Какое место занимает физкультура в вашей
семье»).
3.3 Формы взаимодействия с родителями.
3.4 Анализ профессионального уровня педагогов, выявление потенциала и его влияния на
качество физкультурно-оздоровительной работы.
4. Содержание оздоровительной деятельности.
4.1 Основные направления оздоровительной работы.
4.2 Этапы и пути реализации.
4.3 Планирование и организация работы по направлениям, ресурсное обеспечение.
4.4 Формы и методы оздоровления детей.
4.5 Создание условий для двигательной активности детей. Двигательный режим в МБДОУ (модель).
4.6 Закаливание (схема).
4.7 Мониторинг физических качеств.
5. Контроль и руководство физкультурно-оздоровительной деятельностью
Пояснительная записка
1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ осуществления целенаправленной работы по формированию двигательного статуса дошкольников
"Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство,
но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения".
Ж. Тиссо
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Мурманской области, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Поэтому, перед нами встала необходимость активизации методической работы по данному направлению, в разработке программы " Здоровья", которая бы отражала систему деятельности МБДОУ №2 по здоровьесбережению детей, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении.
1.2 Стратегия организации работы по здоровью сбережению детей
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование общей культуры личности, в том числе ценности здорового образа жизни. Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:
-
Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
исследований состояния здоровья детей,
диагностика физической подготовленности дошкольников;
анализ профессиональной компетенции воспитателей,
тематическая проверка состояния физкультурно - оздоровительной работы,
исследование среди родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье".
Анализ созданных условий в детском саду.
Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МБДОУ по здоровьесбережению.
Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
Выработка алгоритма деятельности
Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения
Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии, что и определило необходимость организации индивидуального оздоровительного маршрута ребенка.
Работа по физическому воспитанию в МБДОУ строится на основе мониторинга, который проводит инструктор по физической культуре. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в документации, оформленной в каждой группе.
Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующим, медсестрой, заместителем заведующего по ВМР. Данные оформляются в специальной документации с указанием выводов и предложений.
В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье" с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, тренажёрами, горкой, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке МБДОУ имеется спортивно-игровое оборудование.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки , которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания - дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули "Гусеница", "Туннель". Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Педагог-психолог проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями.
Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевые лампы, бактерицидные лампы.
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
Важным компонентом стратегии является изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МБДОУ по здоровьесбережению.
Для выработки концептуальной модели деятельности по здоровьесбережению нами изучено стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей, ряд нормативно-правовых документов. Это законы Российской Федерации: "Об образовании в Российской Федерации", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; указы Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации", "Конвенция о правах ребёнка".
Учтены локальные акты, регулирующие деятельность учреждения по вопросам физической культуры, такие как: Основная образовательная программа МБДОУ; законодательные документы и инструктажи; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции специалистов; приказ об утверждении графика работы специалистов; договор со специалистами.
1.3 Концепция деятельности МБДОУ по формированию двигательного статуса дошкольников
"Физическое воспитание есть огромный, но таинственный космос,
через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью".
Н. Ефименко
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив МБДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Принципы организации деятельности педагогов:
принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всей образовательной деятельности;
принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целеноправленной деятельности по оздоровлению детей;
принцип адресности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
Задачи:
Разработка в дошкольном учреждении системы физкультурно –оздоровительной работы в МБДОУ, обеспечивающей укрепление здоровья детей.
Создание комплекта методических материалов по обеспечению программы «Здоровячок».
Укрепление материально-технической базы МБДОУ, служащей для формирования и сохранения здоровья воспитанников и педагогов.
Формирование в дошкольном образовательном учреждении системы медико-педагогического контроля за организацией образовательного процесса на соответствие его требованиям здоровьясбережения детей.
Формирование оздоровительной направленности в организации жизнедеятельности детей в учреждении.
Создать в дошкольном учреждении условия, способствующие повышению двигательной активности детей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:
утренняя гимнастика;
гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
занятия, прогулки, походы;
совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
спортивные праздники и развлечения.
Реализация оздоровительной деятельной деятельности МБДОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.
Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение сангигиенического режима, проведение обследования по скрининг-программе и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в МБДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
1.4 программа реализации концепции по здоровьесбережению детей
На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.
Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.
Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Кроме этого, инструктор по физкультуре применяет на практике авторские разработки занятий. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий "Познай себя".
Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения.
Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. Старшей медсестрой совместно с врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.
Нами разработана система оздоровительной работы по следующим направлениям:
использование вариативных режимов дня и пребывания ребёнка в МБДОУ;
психологическое сопровождение развития;
разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;
система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
организация питания;
оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.
В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей, средней и старших группах добавляется дыхательная гимнастика,обливание рук по локоть водой и растирание.
А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится каникулярная неделя, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", в игре "Зов джунглей" и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я- спортивная семья".
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Данную работу проводит как инструктор по физкультуре, так и воспитатели. В зимний период катание с горы на санках, постройка ледяного вала, горки, Дни здоровья. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения.
|