Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96


Скачать 4.52 Mb.
Название Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96
страница 1/29
Тип Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Министерство образования и науки РФ 

Федеральное агентство по образованию 

Управление по делам молодёжи 

Межрегиональная общественная организация 

«Содействие детскому отдыху» 

ДЕТСКИЙ 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ 

ЛАГЕРЬ 
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 

ПРОСТРАНСТВО 

Сборник статей в помощь организаторам 

летнего отдыха и оздоровления детей и молодёжи 
Выпуск второй

Москва, 2006 год

Составитель сборника: Г.С. Суховейко, к. п. н., исполнительный директор

МОО «Содействие детскому отдыху»

Редактор: Л..Н. Игнатьева, кандидат педагогических наук 

Авторы: Барановская А.Л., Бирюкова Т..А., Геселева Т.М., Джеус А.В., Дмитриева Е.Г., Знаменщикова О.Н., Коняхина Н.Н., Куприянов Б.В., Лаврентьева З.И., Лыхина Е.В., Маслов А.А., Шипунов П..А., авторские коллективы ДОЛ Челябинской области.

Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство.

Сборник статей. М.: ЦГЛ, 2006.- 240 с.



Выпуск второй 

В сборнике представлены статьи учёных, организаторов детского и молодёжного оздоровительного отдыха, руководителей и специалистов детских оздоровительных лагерей разных типов и форм собственности, программы их деятельности.

Данный сборник статей продолжает и развивает тематику первой книги с одноимённым названием, изданной в декабре 2005 года. Надеемся, что сборник найдёт своего читателя и будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи.

Выражаем благодарность всем авторам статей.

Содержание: 
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА 
Тенденции развития лагерного движения в современной России. 4

От целевой федеральной программы «Дети России» к Национальным проектам 9

Авторские лагеря как воспитательные организации 13

Cоциально-педагогический потенциал детско-юношеского оздоровительно-образовательного полевого (палаточного) лагеря 21

Формы взаимодействия детских оздоровительных лагерей Челябинской области. Фестиваль «Дружба лагерей» 48

Система личностного роста. Из опыта работы детского оздоровительного лагеря «Ямал» 52

Молодежные смены «Ямала» 79

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82

Программа «Академия лесных наук» 96

Программа «Наше лето вокруг света» - 2006 г. 124

Вожатый – старт в профессию. 153

Разговоры с вожатыми-новичками 203

Подготовка студентов педагогического вуза к воспитательной работе в детских оздоровительных лагерях в условиях высшего дополнительного образования. 216

Великие и ужасные методические материалы, или почему мы не читаем лекций вожатым 219


А. В. Джеус,

к. пс. н., генеральный директор ВДЦ «Орлёнок»,

президент МОО «Содействие детскому отдыху» 

Тенденции развития лагерного движения в современной России.


Позитивно то, что благодаря усилиям многих энтузиастов, в том числе и нашей организации "Содействие детскому отдыху", сохранена система лагерного движения в России, которая, хотя бы частично, способна компенсировать ребенку дефицит общения в коллективе сверстников, позволяет оторваться от дома, семьи, привычных стереотипов, что создает условия для испытания себя в новой обстановке, для определения своих сильных и слабых сторон. Этот тезис подтверждается принятыми в 2004 году поправками в ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Впервые в правовое поле введено понятие "отдых и оздоровление". Его социальная значимость заключается в том, что отдых и оздоровление детей провозглашаются сферой государственных интересов Российской Федерации и пользуются государственной поддержкой.

Особую актуальность данная сфера деятельности, я уверен, приобретет в связи с началом осуществления приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здоровье". На первом этапе их осуществления не говорится о деятельности детских лагерей и оздоровительных центрах. Но развитие проектов потребует серьезного пересмотра содержания деятельности коллективов учреждений детского отдыха и оздоровления. Наша организация, не дожидаясь указаний сверху, должна включиться в разработку концепции осуществления проектов в непрерывном процессе развития и воспитания детей, подростков и молодежи. Именно у нас накоплен огромный опыт дополнительного образования и оздоровления детей. Мы внимательно следим и анализируем тенденции развития детского лагерного движения, которое в России переживает непростое время.

Возникло несколько типов и видов учреждений, решающих данную проблему. Многие из них появились сравнительно недавно, и их деятельность регламентируется заказчиками, такими, как творческие союзы, ассоциации, общества, организации и т.п.

К этим учреждениям относятся: международные и всероссийские детские центры; социально-педагогические оздоровительные детские центры и комплексы многопрофильного характера; лагеря детских и юношеских организаций; профильные лагеря; лагеря актива пионерских и других детских организаций; летние базы внешкольных учреждений; малые академии; летние школы; компьютерные лагеря; детские и юношеские туристические лагеря; лагеря юных талантов; лагеря "на воде", "на колесах"; детские круизы; лагеря-экспедиции; семейные дома отдыха; оздоровительные площадки; разновозрастные отряды; лагеря ученических производственных бригад; летние полевые станы; летние базы школьных лесничеств. Становление новой системы организации школьных каникул предполагает гибкую, постоянно обновляющуюся и развивающуюся структуру поддержки тех положительных изменений, которые происходят в деятельности детских лагерей и центров, региональных общественных объединений организаторов лагерного движения.

Главная цель содержания летнего организованного отдыха детей и подростков заключается в том, чтобы создать по возможности такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе.

Показателем эффективности многих детских лагерей становится комплекс образовательных, досуговых, медицинских, психологических, физкультурно - спортивных, бытовых и других услуг, способных привлечь внимание клиентов (родителей, самих ребят) к конкретному детскому лагерю. Другими словами, появляется и будет с каждым годом усиливаться рынок организованного детского отдыха и оздоровления. Вместе с тем, к сожалению, очень слабо развита нормативно-правовая база организации этого отдыха.

Коммерциализация летнего отдыха и оздоровления в значительной степени снизит возможности для детей из среднего слоя общества, составляющих 83 % населения России, и практически лишит такой возможности детей из малообеспеченных семей. Мы обязаны добиться, чтобы летний отдых и оздоровление по-прежнему были доступными основной части детского населения России. Единственный выход в этом направлении – включение категории "отдых и оздоровление" в содержание национальный проектов, о которых я говорил выше.

Отнесение детских оздоровительных комплексов, лагерей и центров к системе дополнительного образования детей будет стимулировать появление профильных лагерей по предметным направлениям образования школьников: компьютерных, математических, литературных, языковых и т.п. Основная функция подобных лагерей - расширение образовательных возможностей детей и подростков, формирование репетиционной образовательной сферы основного среднего образования.

Наибольшую тревогу в российском обществе вызывает группа детей 14-17 лет, так называемая группа "риска". Именно в этой возрастной группе активно развивается маргинальность, девиантные и асоциальные проявления, национализм, наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. Для данной возрастной группы в государственном секторе практически не предусмотрены рекреационные зоны развития, связанные с гражданским образованием и оздоровлением. Этим детям практически недоступны летние детские лагеря (возраст детей в детских лагерях 8-14 лет), после школы и в каникулярное время они предоставлены сами себе. Для большинства 14-17-летних детей невозможен коммерческий отдых и туризм. Эту проблему необходимо решать.

Интеграция детского лагерного движения России в мировое сообщество приведет в конечном итоге к появлению альтернативных для современной России форм организации летнего отдыха: лагерей приключений, лагерей с экстремальными видами спорта, лагерей на тридцать - сорок детей для общения с природой, лагерей религиозных конфессий, фольклорных лагерей и т.п.

Значительный потенциал летнего отдыха составят лагеря, направленно работающие на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей в системе здоровьесберегающих, корректирующих технологий, лагеря психологической реабилитации и коррекции, то есть детские учреждения, помогающие восстанавливать и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

Безусловно, в ближайшие годы начнут появляться детские лагеря крупнейших детских и молодежных организаций для привлечения подростков и молодежи в ряды организаций. В подобных лагерях будут отрабатываться, прежде всего, технологии лидерской направленности, формироваться сквозное лидерское звено для выращивания руководителей и политиков будущего государства. В этом же направлении будут развиваться профилированные детские лагеря: юных инспекторов движения, учащихся кадетских школ, юных спасателей и т.п. Это объясняется тем, что в значительной степени необходимо укреплять содержание гражданского воспитания, направленного на формирование ценности служения Отечеству, что в период реформирования практически утеряно в практике работы современных детских оздоровительных лагерей. Ориентиром в этом направлении работы станет проект стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации

Значительный потенциал организованного развивающего отдыха для детей и молодежи заложен в укрепляющемся фестивальном детском движении, позволяющем каждому ребенку, добившемуся определенных успехов в каком - то из видов деятельности, продемонстрировать себя и заявить о себе как одаренном человеке. Это позитивный процесс, требующий всемерной поддержки как со стороны государства, так и со стороны наиболее передовой интеллигенции, деятелей культуры, искусства, бизнеса, так как именно он создает перспективу развития отечественной культуры во всех ее направлениях. Вместе с тем, именно в этом направлении работы с детьми практически наименьший педагогический опыт, требующий еще осмысления и разработки. Одаренный ребенок требует индивидуального подхода и практически не приемлет коллективных форм воспитания.

Анализируя деятельность МОО «Содействие детскому отдыху» в период подготовки и проведения летней оздоровительной кампании 2006 года, стоит отметить следующие тенденции:

Во-первых, у членов нашей организации возросло желание профессионально общаться и обмениваться опытом работы. Прошли интересные семинары в Тюмени на базе «Ребячьей республики», в Новосибирске в лагере «Олимпиец», в Омске – на базе «Фабрики вожатых», в Челябинске на базе детского оздоровительного комплекса «Уральская берёзка». Побывали друг у друга в гостях специалисты лагерей Перми и Тюмени, Новосибирска и Омска.

Во-вторых, заметно активизируется в отдельных регионах взаимодействие учреждений детского отдыха с органами государственной власти при активном участии наших региональных отделений. Представители организации участвовали в окружном совещании по вопросам организации отдыха и оздоровления детей в Приволжском федеральном округе, проходившем в Республике Марий Эл, расширенном заседании межведомственной комиссии с участием руководителей муниципальных образований в Челябинской области. Контакты на таком уровне полезны, потому что предоставляется возможность заострить внимание на существующих проблемах, предложить пути их решения.

В-третьих, идёт, хотя ещё не так быстро, как хотелось бы, процесс укрепления позиций организации за счёт роста её рядов. В 2006 году созданы региональные отделения «Содействия детскому отдыху» в Республике Татарстан, в Орловской, Рязанской, Костромской, Тульской, Иркутской, Курганской, Псковской, Вологодской, Камчатской, Ленинградской, Самарской, Мурманской, Нижегородской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. О позитивном влиянии организации говорит и тот факт, что на V Всероссийскую встречу здесь в «Премьере» собрались представители 33 регионов.

В-четвертых, организация способствует отбору, подготовке и повышению квалификации педагогических кадров детских лагерей через оповещение о курсах повышения квалификации в региональных отделениях организации. В этом направлении "Орленок" готов оказывать всем желающим качественную помощь в проведении курсов повышения квалификации начальников детских лагерей, старших вожатых и воспитателей на базе нашего межотраслевого регионального центра повышения квалификации специалистов с выдачей свидетельств государственного образца. Наши программы дополнительного образования взрослых прошли государственное лицензирование, аттестацию и аккредитацию, о чем мы имеем соответствующие документы.

Надеемся, что Всероссийский детский центр «Орленок» по-прежнему будет занимать одно из ведущих мест в развитии детского лагерного движения России. По своему нынешнему официальному статусу наш Центр - многопрофильное комплексное образовательное учреждение.

Пожалуй, главным результатом в нашей работе является то, что каждый подросток может раскрыть свои способности, добиться успеха, значимого для себя и для других.

Сейчас коллектив центра серьезно занят разработкой программ по осуществлению в работе с детьми приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здравоохранение". 


  • Более половины программ разработано и осуществляется в сотрудничестве с региональными органами по делам молодежи. Каждая из программ ориентирована на оказание помощи регионам в реализации содержания государственной молодежной политики, в основе которой проект Стратегии государственной молодежной политики. Участие детей в этих программах является средством формирования у них, представителей всех наций и народностей современной России, ценностей толерантных отношений 


  • Каждая вторая программа носит опытно – экспериментальный, инновационный характер и направлена на поиск нового педагогического содержания работы с современными подростками. Одним из основных направлений подобного поиска стали смены досугово - оздоровительного характера. Активно стали использоваться технологии информационного обеспечения воспитательного и оздоровительного процесса в центре. 


Независимо от статуса и уровня смен в каждой из них обеспечивается программа лидерского образования, направленная на приобретение подростками лидерского опыта  в этом историческая миссия Центра, которую мы бережно поддерживаем и развиваем. В Центре разработана и начала свое осуществление программа "Ищу себя в будущем". В течение лета прошли две социальные акции: "Хочу гордиться своей Родиной" и "Хочу управлять своим государством". В акциях приняли участие более 5 тысяч подростков. А победителей принимали руководители Краснодарского края А.Н. Ткачев и В.А Бекетов, глава Туапсинского района В.В. Кошель. Программа поддержана администрацией Краснодарского края для осуществления в школах и детских лагерях.

Понимая значимость профилактики безнадзорности детей и подростков, мы уже пять лет на своей базе проводим смену "Клубное кольцо России", готовим кадры специалистов для работы в клубах по месту жительства. Подобная государственная поддержка привела к тому, что в стране работает более 50 тысяч подобных учреждений. Они создают условия для нормального развития и воспитания детей, снижая возможность их попадания в преступные и девиантные группировки молодежи.

Сейчас мы делаем все для развития движения юных инспекторов движения, юных пожарных, юных спасателей, то есть тех объединений для детей, подростков и молодежи, которые научат их вести себя в современном социуме и в сложных природных и техногенных ситуациях, сохранят жизнь и здоровье молодому поколению. Примером этому служит программа "Я – гражданин России", в рамках которой состоялись встреча и мастер - класс по выборам Президента России с Председателем Центральной избирательной комиссии страны Александром Альбертовичем Вешняковым. 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96
Авторы: Барановская А. Л., Бирюкова т а., Геселева Т. М., Джеус А. В., Дмитриева Е. Г., Знаменщикова О. Н., Коняхина Н. Н., Куприянов...
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Паспорт программы лист обновления программы комплекс основных характеристик...
Создать условия для развития творческой способностей учащихся через приобщение к декоративно-прикладному искусству
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Практикум по декоративно-прикладному творчеству Направление подготовки
Народные традиции изготовления изделий в техниках декоративно-прикладного творчества
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Программа по ознакомлению с окружающим миром и природоведении программа...
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (аооп ноо)
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Программа по прикладному виду спорта «спортивный туризм»
Разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями по виду спорта и с учётом гендерных и возрастных особенностей...
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Академия наук СССР академия наук грузинской сср
Беритов И. С. Структура и функции коры большого мозга. – М.: Наука, 1969. – 532 с
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Литература победитель обмана
Российская академия наук научный совет по истории мировой культуры Комиссия по истории культуры Древней и Средневековой Руси Евразийское...
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство»
Кгбоу «Красноярская общеобразовательная школа №5». Программа относится к педагогической, социально-трудовой и художественно-эстетической...
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Пояснительная записка творческое развитие школьников осуществляется...
Древесина неповторимый по своим технологическим и художественным свойствам природный материал. Программа построена так, чтобы дать...
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности...
Программа подготовки специалистов среднего звена (ппссз) по специальности 54. 02. 02 «Декоративно-прикладное искусство и народные...
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Рабочая программа по музыке разработана на основе преемственности...
Программа «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение»,...
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Программа государственной итоговой аттестации по направлению подготовки...
Гребенюк А. А, д-р экон наук, проф. Ионцев В. А., канд социол наук Корнеева И. И., канд филос наук, доц. Масленников Е. В., д р филос...
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Методические указания по авиаучёту лося и других лесных копытных животных на больших территориях
Настоящие "Методические указания…" составлены доктором биологических наук, профессором, академиком пани в. А. Кузякиным, доктором...
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе...
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования
Программа по декоративно-прикладному искусству. 82 Программа «Академия лесных наук» 96 icon Российская академия наук институт государства и права
Ибадова Лейла Тофиковна кандидат юридических наук, научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск