ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской программы Н. М. Сокольниковой, утверждённой Министерством образования Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Цель: приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры.
В соответствии с этими целями и методической концепции автора можно сформулировать следующие задачи курса:
приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно – прикладном, архитектуре, дизайне; о формах использования их в быту в повседневном окружении ребёнка;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведения профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
эмоционально – развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально – чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
ценностно – ориентированная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно – нравственным и эстетическим критериям;
информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоения учащимися основных источников и каналов информации об искусстве.
Основные задачи изучения курса «Изобразительное искусство» в 4 классе:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
формирование познавательного интереса и положительного отношения к изобразительному искусству, народному и декоративно – прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
ознакомление с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
формирование эстетического восприятия произведений искусства; эстетического отношения к миру; понимания красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
формирование представления о видах и жанрах художественного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно – прикладного искусства;
формирование практических умений и навыков в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучение пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умения анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
обучение теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
обучение основам народного и декоративно – прикладного искусства;
обучение основам дизайна;
развитие у школьников способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
обучение элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
обучение способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
развитие творческого воображения, художественного мышления, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительной способности;
развитие эмоционально – эстетической и нравственной сферы личности.
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования; приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.
Предлагаемая программа рассчитана на 34 часа (по одному часу в неделю).
Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (Россия – наша Родина, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объёмы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬГО ИСКУССТВА» - 15 часов
«МИР ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА» - 8 часов
«МИР НАРОДНОГО ИСКУССТВА» - 7 часов
«МИР АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА» - 4 часа
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Для уроков по изобразительного искусства необходимо иметь:
- учебник и рабочую тетрадь «Изобразительное искусство» под редакцией Н. М. Сокольниковой;
- бумагу для акварели;
- краски (акварель, гуашь), пастельные и восковые мелки, графитные и цветные карандаши, кисти;
- стаканчик для воды, тряпочку, палитру;
- репродукции картин; технические аудиовизуальные средства обучения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассники
научатся:
различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический)произведений изобразительного искусства и его виды6 графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;
называть ведущие художественные музеи России и мира;
различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы и живописные приёмы, а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами;
выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
следовать при выполнении художественно – творческой работы инструкция учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов - Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);
изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;
выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
характеризовать персонажей произведения искусства;
выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа;
самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;
планировать свои действия при создании художественно – творческой работы;
следовать при выполнении художественно – творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия:
определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно – творческой работы по выбранным критериям;
находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
высказывать собственное мнение о художественно – творческой работе;
договариваться и приходить к общему решению;
владеть монологической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
|
Кор. дата
|
№
|
Тема урока
(страницы учебника, тетради)
|
Решаемые проблемы
|
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
|
Понятия
|
Предметные результаты
|
УУД
|
Личност-
ные ре-
зультаты
|
«Мир изобразительного искусства» (15 часов)
|
06.09.2016
|
|
1
|
Необычные музеи.
С. 4 – 5
|
Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, твор-ческого потенциала, способ-ности оценивать окружаю-щий мир по законам кра-соты. Знакомство с нео-бычными музеями страны.
|
|
Ориенитиро-ваться в учеб-нике. Участво-вать в беседе о необычных му-зеях. Получить представления о роли архитекту-ры, дизайна и изобразительного искусства в жизни человека.
|
Выражать со-бственное от-ношение к искусству как способу по-знания и эмо-ционального отражения многообразия окружающе-го мира, мыс-лей и чувств человека.
|
Интересо-ваться и посещать художест-венные и историчес-кие музеи
и выстав-ки, пони-мать раз-нообразие и богатст-во худо-жествен-ных средств для выра-жения от-ношения к окружаю-щему ми-
ру.
Иметь по-ложитель-ную моти-вацию к
участию в различных видах изо-бразитель-ной дея-тельности, осознавать разнообра-зие выра-зительных средств для пере-дачи отно-шения к окружаю-щему ми-ру.
Адекватно оценивать трудности предлагае-мого зада-ния.
Интересо-ваться приобрете-нием и расширением зна-ний и спо-собов дей-ствий, иметь творчес-кий под-ход к вы-полнению заданий.
Восприни-мать изоб-разитель-ное искус-ство как части на-циональ-ной куль-туры.
Интересо-ваться ху-дожествен-ными тра
-дициями и достиже
-ниями ми
-рового ис
-кусства.
Иметь по-ложитель-ную моти-вацию и познава-тельный интерес к изучению основ изо-бразитель-ного ис-кусства.
Приоб-щаться к отчествен-ной куль-туре, к ос-воению сокровищ-ницы изо-бразитель-ного ис-кусства, народных традиций изобрази-тельного искусства.
Стремить-ся к разви-тию худо-жественно-го вкуса, творческо-го вообра-жения, спо
-собности к эстети-ческому развитию личности.
|
13.09.2016
|
|
2
|
Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики.
С. 8 – 13
|
Ознакомление с анималис-тическим жанром. Освоение знаний о классическом и со-временным искусстве. Озна-комление с выдающимися произведениями отечествен-ных и зарубежных художни-ков.
|
Анималисти-ческий жанр.
Художник – анималист.
|
Ознакомиться с выдающимися произведениями анималистичес-кого жанра. Сравнивать изо-бражение одно-го животного у разных худо-жников.
|
Анализиро-вать приёмы изображения объектов, средства вы-разительнос-ти и материа-лы, применя-емые для соз-дания образа.
|
|
|
3
|
Школа живописи. «Храбрый лев».
С. 14 – 15
|
Обучение рисованию льва. Создание образа храброго льва. Совершенствование живописной техники (гуашь).
|
|
Рисовать общий контур живот-ного. Соблю- дать пропорции фигуры льва и её части. Выпо-лнять цветовое решение. Ис-пользовать при-ёмы акварель-ной живописи.
|
Осуществ-лять пошаго-вый и итого-вый контроль по результа-там самостоя-тельной ху-дожественно – творческой работы; вно-сить необхо-димые корре-ктивы в ходе выполения работы.
|
27.09.2016
|
|
4
|
Исторический жанр.
С. 16 - 17
|
Ознакомление с историчес-ким жанром. Освоение зна-ний о классическом и совре-менном искусстве. Ознаком-ление с выдающимися про-изведениями отечественной и зарубежной культуры.
|
Историчес-кий жанр.
|
Знакомиться с выдающимися произведениями исторического жанра.
|
При обсужде-нии в классе выражать со-бственное эмоциональ-но – ценност-ное отноше-ние к героиз-му защитни-ков Отечест-ва.
|
|
|
5
|
Батальный жанр. Тульский госу-дарственный музей оружия. Школа живописи и графики «Бо-гатырское сражение».
С. 18 – 21
|
Ознакомление с батальным жанром. Ознакомление с выдающимися произведе-ниями отечественной и за-рубежной культуры. Обуче-ние рисованию многофигур-ной композиции, передачи движения. Знакомство с музеем оружия в Туле. Ува-жение традиций мастеров оружейников.
|
Батальный жанр.
|
Знакомиться с выдающимися произведениями художников – баталистов. Анализировать приёмы изобра-жения объектов, средства выра-зительности и материалы, при-меняемые для создания обра-за, отражающе-го героизм и нравственную красоту подвига защитников Оте
-чества.
|
Рисовать эпи-зод историче-ского сраже-ния или бит-вы. Подгото-
вить неболь-шое сообще-ние об изоб-ражённом со-бытии.
|
11.09.2016
|
|
6
|
Бытовой жанр.
С. 22 – 23
|
Ознакомление с бытовым жанром. Ознакомление с выдающимися произведе-ниями отечественной и за-рубежной культуры. Разви-тие художественного вкуса учащегося, его интеллекту-альной и эмоциональной сферы.
|
Бытовой жанр.
|
Знакомиться с выдающимися произведениями художников. Участвовать в беседе по карти-нам. Выражать
собственное эмоциональное отношение к классическому и современному искусству. Ре-шать творчес-кую задачу: вы-брать сюжет на тему чаепития.
|
Определять критерии оценки работ, анализиро-вать и оцени-вать резуль-таты художе-ственно – творческой работы по выбранным критериям.
|
|
|
7
|
Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Знакомимся с пропорциями. Учимся у мастеров. Школа гра-фики. Рисование фигуры челове-ка.
С. 24 – 29
|
Знакомство с пропорциями фигуры человека.
|
Пропорция.
|
Познакомиться с пропорциями фигуры челове-ка. Участвовать в беседе по кар-тинам. Решать творческую зада
-чу: наметить пропорции фи-гуры человека и схему движения.
|
Знать отли-чия пропор-ций малень-кого ребёнка т взрослого.
|
25.10.2016
|
|
8
|
Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем авто-портерт.
С. 30 – 31
|
Продолжение знакомства с жанром портретной живопи-си. Сравнение предметов по высоте, ширине, объёму. Знакомство с пропорциями лица человека, мимикой. Передача на рисунке разных эмоций: радость, печаль, ис-пуг и др.
|
Мимика.
|
Познакомиться с пропорциями лица человека: линия глаз, во-лос, основание носа, расстоя-ние между глаз и др. Участво-вать в беседе о выражении ли-ца человека.
|
Научиться передавать эмоции на лице.
|
01.11.2016
|
|
9
|
Натюрморт. Перспектива (фрон-тальная и угловая). Школа живо-писи и графики. «Натюрморт с двумя книгами».
С. 34 – 38
|
Освоение способов построе-ния перспективных сокра-щений предметов во фрон-тальной и угловой перспек-тиве.
|
Перспектива (фронталь-ная и угло-вая).
|
Изучить спосо-бы изображения книги во фрон-тальной и угло-вой перспекти-ве. Изображать глубину прост-ранства на плос-кости с помо-щью элементов линейной перс-пективы. Рисо-вать натюрморт с двумя книга-ми.
|
Осуществ-лять пошаго-вый и итого-вый контроль по результа-там самостоя-тельной ху-дожественно – творческой работы; вно-сить необхо-димые корре-ктивы в ходе выполения работы.
|
15.11.2016
|
|
10
|
Пейзаж. Учимся у мастеров. Ли-ния горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь.
С. 32 – 34, 39
|
Обучение умению переда-вать пространство на плос-кости с помощью линейной и воздушной перспективы, передавать различные при-родные явления с помощью цвета.
|
Линия гори-зонта.
|
Наблюдать при-роду и природ-ные явления, различать их ха-рактер и эмоци-ональное состо-яние; понимать разницу в изоб-ражении приро-ды в разное вре-мя суток.
|
Изображать глубину про-странства на плоскости с помощью эле
-ментов ли-нейной и воз-душной перс-пективы. Ре-шать творчес
-кую задачу: рисовать ком
-позиции по выбору.
|
22.11.2016
|
|
11
|
Книжная графика как вид изоб-разительного искусства. Школа книжной графики. Иллюстриро-вание басни И. Крылова «Стре-коза и Муравей».
С. 40 – 43
|
Ознакомление с книжной графикой как видом искус-ства. Обучение умению ана-лизировать средства худо-жественной выразительнос-ти в иллюстрациях. Развитие у учащихся умения образно характеризовать персонажей басни в рисунке. Обучение умению передавать в иллю-страции содержание басни, выбирать формат иллюстра-ции в зависимости от замыс-ла.
|
Иллюстра-ции – застав-ки.
Иллюстра-ции – кон-цовки.
Буквицы.
|
Принимать участие в беседе о художниках книги, видах иллюстраций. Соотносить но-вую информа-цию с имеющи-мися знаниями по теме урока. Выражать собс-твенное эмоци-ональное отно-шение к книж-ной графике как искусству.
|
Решать твор-ческую зада-чу: выбрать сюжет из басни И. Крылова.Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самост.худож – творческой работы; вно-сить необхо-димые корре-ктивы в ходе выполения работы.
|
29.11.2016
|
|
12
|
Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллигра-фии. Чудо – звери.
С. 44 – 47
|
Знакомство с каллиграфией. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Обу-чение декорированию зве-рей.
|
Каллиграфия
|
Знакомиться с каллиграфией как видом искус
-ства, с выдаю-щимися произ-ведениями кал-лиграфии.
|
Декорировать с помощью каллиграфиче-ских знаков на тониро-ванной бума-ге пером и тушью зайчи-ка или слона.
|
06.12.2016
|
|
13
|
Компьютерная графика.
С. 48 – 51
|
Ознакомление с компьютер-ной графикой как видом ис-кусства. Изучение инстру-ментов и возможной прог-раммы Adobe PhotoShop.
|
Компьютер-ная графика.
|
Знакомиться с компьютерной графикой как видом искусст-ва. Выражать собственное эмоциональное отношение к компьютерной графике как способу позна-ния и эмоцто-нального отра-жения много-образия окру-жающего мира.
Изучить после-довательность выполнения коллажа.
|
Осуществ-лять пошаго-вый и итого-вый контроль по результа-там самостоя-тельной ху-дожественно – творческой работы; вно-сить необхо-димые корре-ктивы в ходе выполения работы.
|
|
|
14
|
Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка».
С. 52 – 53
|
Обучение рисованию в программе Adobe PhotoShop игрушки. Развитие интелле-ктуальной и эмоциональной сферы учащихся.
|
|
Изучить поря-док работы. Вы-полгить на ком-пьютере контур
-ные рисунки «Девочка с со-бачкой», «Иг-рушечный миш-ка».
|
Распечатать рисунки и раскрасить их.
|
20.12.2016
|
|
15
|
Проверочный урок. Твои твор-ческие достижения.
С. 54 – 55
|
Проверка развития восприя-тия и оценки произведений графики. Проверка умения передавать пропорциональ-ные отношения и перспек-тивные сокращения объек-тов в коллаже. Проверка умений образно характери-зовать персонажей.
|
|
Сделать фото-коллаж «Ребята и зверята». Ис-пользовать для него свои собс-твенные сним-ки или вырезки из журналов. Следить за про-порциональны-ми отношения-ми.
|
Сравнивать произведения графики, клас
-сифициро-вать их по видам и жан-рам.
Объяснять причины ус-пеха в твор-ческой дея-тельности; осуществлять самооценку творческих достижений.
|
«Мир декоративного искусства» (8 часов)
|
|