Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы


Скачать 191.91 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы
ТипПояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы / под редакцией В.В. Воронковой, М: Просвещение, 2013.

Задачи программы:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Программа учебного курса рассчитана на четыре года.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения.  В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Общая характеристика учебного предмета.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

На уроках декоративного рисования дети знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация изделий позволяет понять красоту и целесообразность использования их в быту. В процессе бесед дети получают сведения о применении узоров на ткани, обоях, посуде, игрушках. Дети знакомятся с предметами быта. Беседы о прикладном искусстве народных умельцев формируют эстетический вкус.

Рисованию с натуры предшествует наблюдение объекта, определение формы, цвета, взаимного расположения. Основная задача - научить нарисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого. Существенное значение этого занятия имеет развитие у детей умения применять среднюю осевую линию, а также пользовать вспомогательными средствами.

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение окружающей жизни и иллюстрирование отрывков произведений. В 1-2 классах занятие сводится к тому, чтобы дети могли нарисовать предметы по представлению, в 3-4 классах ставятся задачи: правильно передать зрительное соотношение предметов, передать видимое соотношение предметов. Учитель во время этих занятий должен формировать у них замысел, активизировать зрительные образы, что нарисовать и в какой последовательности.

Беседы об искусстве - важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания учащихся. В 1-3 классах рассматриваются изделия народных мастеров, репродукции произведений. Отдельные уроки на это не выделяются, а выделяется 10-15 минут урока. В 4 классе выделяются отдельные уроки по проведению бесед об изобразительном искусстве.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство». На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 2- 4 классах отводится по 1 часу в неделю, 34 часа в год, 34 учебные недели.
Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованность в приобретении знаний;

Развитие мыслительной деятельности,

Умение принимать разные культурные явления и традиции;

Ответственное отношение к учебе.

Формирование умения четко и ясно излагать свои мысли.

Формирование способности четко и эмоционально воспринимать учебный материал.

Метапредметные результаты:

- формулировать цели деятельности с помощью учителя;

- планировать и организовывать действия в соответствии с целью,

- анализировать свои рисунки, рисунки одноклассников;

- отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы.

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- учиться работать в паре или группами;

- сотрудничать с о сверстниками;

- формировать свое мнение о работе, уметь высказать его.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны уметь:

·         правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

·         самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

·         ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

·         правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

·         делить лист на глаз на две и четыре равные части;

·         свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

·         изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

·         рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

·        изображать в рисунках на темы основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

  • закрашивать рисунок, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);

·        различать и называть цвета и их оттенки;

·        передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

·        подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

·        рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства;

·         анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя).

2 класс

Минимальный уровень

- проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные) с помощью учителя;

- делить отрезок на равные части с помощью учителя;

- уметь рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету с помощью учителя;

- составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге с помощью учителя;

- адекватно передавать цвет, изображаемого объекта с помощью учителя;

- уметь наносить штрихи в одном направлении , не выходя за контур с помощью учителя;

- соблюдать пространственное отношение предметов и обозначать эти отношения словами (посередине, справа, слева) с помощью учителя;

- подбирать цветные карандаши в соответствии с натурой;

- передавать в рисунке основную форму знакомых предметов, объединять эти предметы в одном рисунке;

- изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину (с помощью учителя);

- передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около) по образцу с помощью учителя.

Достаточный уровень

- самостоятельно проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные);

- самостоятельно делить отрезок на равные части;

- самостоятельно уметь рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету;

- составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге;

- адекватно передавать цвет ,изображаемого объекта;

- самостоятельно уметь наносить штрихи в одном направлении , не выходя за контур;

- соблюдать пространственное отношение предметов и обозначать эти отношения словами (посередине, справа, слева);

- подбирать цветные карандаши в соответствии с натурой;

- передавать в рисунке основную форму знакомых предметов, объединять эти предметы в одном рисунке;

- изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину;

- передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около) по образцу;

- знать название некоторых народных и национальных промыслов: Дымково, Гжель

3 класс

Минимальный уровень

- рисовать по памяти предметы несложной формы и конструкции;

- адекватно передавать цвет, изображаемого объекта (образец, инструкция учителя) ;

- анализировать с помощью учителя строение предмета;

- уметь рисовать узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге (по образцу, с помощью учителя);

- при изображении плоских предметов симметричной формы уметь применять среднюю (осевую )линию (с помощью учителя;

- уметь определять последовательность выполнения рисунка;

- использовать в рисовании с натуры светлый и тёмный оттенки цвета (с помощью учителя);

- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года (с помощью учителя);

- знать название некоторых народных и национальных промыслов: Дымково, Гжель, Городец (с помощью учителя);

- уметь различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку (по образцу);

- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки;

- рисовать с натуры, по памяти, передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой (с помощью учителя);

- ориентироваться на пространстве листа (с помощью учителя);

- знать выразительные средства изобразительного искусства:

- «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «контур», «штриховка», «цвет» (с помощью учителя).

Достаточный уровень

- рисовать по память предметы несложной формы и конструкции;

- самостоятельно адекватно передавать цвет ,изображаемого объекта ;

- анализировать с помощью учителя строение предмета;

- уметь рисовать узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге по образцу;

- при изображении плоских предметов симметричной формы уметь применять среднюю (осевую ) линию;

- уметь определять последовательность выполнения рисунка;

- использовать в рисовании с натуры светлый и тёмный оттенки цвета;

- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года;

- знать название некоторых народных и национальных промыслов: Дымково, Гжель, Городец;

- рисовать с натуры, по памяти, передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;

- ориентироваться в пространстве листа;

- уметь различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку;

- анализировать свой рисунок и рисунок товарища с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки

4 класс

Минимальный уровень

- рисовать с натуры, по памяти, представлению предметы;

- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (с помощью учителя);

- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в не сложном пространственном положении (с помощью учителя);

- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы (с помощью учителя);

- передавать объемную форму предметов элементарной светотенью пользуясь различной штриховкой( по образцу, с помощью учителя);

- подбирать и предавать в рисунке цвета изображаемых предметов(по образцу);

- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (с помощью учителя);

- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по вопросам учителя);

- знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «объем», «пространство», «пропорция», «симметрия» (помощь учителя);

- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов (с помощью учителя);

- различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетные изображения (с помощью учителя).

Достаточный уровень

- рисовать с натуры, по памяти, представлению предметы;

- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в не сложном пространственном положении;

- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

- передавать объемную форму предметов элементарной светотенью пользуясь различной штриховкой, по образцу;

- подбирать и предавать в рисунке цвета изображаемых предметов;

- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов;

- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

- знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «объем», «пространство», «пропорция», «симметрия»;

- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

- различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетные изображения

Содержание учебного предмета


Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов на изучение раздела

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть

Реализация РК

2 класс













Рисование с натуры

12 часов

Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).

Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).

Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Рисование с натуры праздничных флажков.

Рисование с натуры елочных украшений.

Рисование с натуры рамки для картины.

Рисование с натуры игрушки-рыбки.

Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.




Осень

Декоративное рисование

12 часов

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).

Орнамент в квадрате.

Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).

Узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).

Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).

Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.

Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма).




Хвойные деревья

Первые цветы

Рисование на тему

6 часов

Рисование на тему «Деревья осенью».

Рисование на тему «Снеговики».

Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».

Декоративное оформление открытки «Ракета летит».

Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».

Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».




Зимние забавы

Беседа по теме

5 часов

Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Знакомство с городецкой росписью.

Беседа по картинам.

Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.

Беседа по картинам. Рисование с натуры весенних цветов.







3 класс













Рисование с натуры

16 часов

Рисование с натуры осенних листьев.

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).

Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

Рисование с натуры игрушечного домика.

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Рисование с натуры молотка.

Рисование с натуры весенней веточки.

Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).

Рисование с натуры теннисной ракетки. ·        

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).  

Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.




Золотая осень

Декоративное рисование

13 часов

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

Рисование шахматного узора в квадрате

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма).

Рисование симметричного узора по образцу.

Оформление поздравительной открытки к 8 Марта.

Рисование по образцу орнамента из квадратов.

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).

Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).




Природа в Чувашии.

Рисование на тему

6 часов

Рисование на тему «Парк осенью».

Рисование на тему «Нарядная елка».

Рисование на тему «Елка зимой в лесу».

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

Рисование на тему «Деревья весной».




Хвойные деревья.

Беседа по теме

В течение

Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.

Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).

Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).

Знакомство с работами гжельских мастеров.

Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др.

Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.).

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).




Весна

4 класс













Рисование с натуры

15 часов

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя

Рисование с натуры ветки рябины.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля);

Рисование с натуры игрушки-автобуса.

Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона).

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

Рисование с натуры бумажного стаканчика \

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).

Рисование с натуры домиков для птиц

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).

Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).




Рябина– полезное красивое растение
Птицы нашего края

Декоративное рисование

8 часов

Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).




Ледовый городок


Рисование на тему

5 часов

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

Рисование на тему «Городской транспорт».

Рисование на тему «Пришла весна».

Рисование на тему «Космические корабли в полете».







Беседа по теме

7 часов

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).

Беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.

Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»). ·         Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).




Прикладное искусство Чувашии.



Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Оценивание в первом классе проводится только словесно с учетом наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется карта предметных достижений обучающегося.
Во 2 – 4 классе результаты обучающихся оцениваются следующим образом:

Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может самостоятельно выполнить задания.

Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в изображении материала.

Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в передаче изображаемых предметов.
Качество работы

Отметка «5» ставится, если работа выполнена точно; соблюдена последовательность; действия выполнены качественно в соответствии с требованиями.

Отметка «4» ставится, если в работе соблюдена последовательность, но есть неточности в изображении.

Отметка «3» ставится, если работа выполнена с некоторыми отклонениями от качества выполнения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Список учебно-методической литературы:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.

Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

  • автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

  • телевизор, CD/DVD –проигрыватели,

  • аудиомагнитофон,

  • мультимедиапроектор; экран,

  • аудиозаписи музыки к литературным произведениям;

  • видеофильмы и презентации памятников архитектуры и художественных музеев;

  • видеофильмы и презентации видов и жанров изобразительного искусства; творчества отдельных художников;

  • видеофильмы и презентации народных промыслов; художественных стилей и технологий;- слайды, соответствующие содержанию обучения

  • классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

  1. цифровые образовательные ресурсы:

Детские электронные презентации http://viki.rdf.ru

  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

  • печатные пособия:

  • портреты русских и зарубежных художников;

  • таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

  • таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

  • дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

  • учебно-практическое оборудование:

  • конструкторы;

  • краски акварельные, гуашевые;

  • бумага А3, А4; бумага цветная;

  • фломастеры;

  • восковые мелки;

  • кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; стеки;

  • ножницы;

  • рамки для оформления работ;

  • тренажеры (прозрачные папки) для выработки навыков рисования;

  • шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;

  • модели и натуральный ряд:

  • муляжи фруктов и овощей (комплект);

  • гербарии;

  • изделия декоративно –прикладного искусства и народных промыслов;

  • гипсовые геометрические тела;

  • гипсовые орнаменты;

  • модель фигуры человека, животных, птиц, рыб;

  • керамические изделия;

  • предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconПояснительная записка по математике рабочая программа по учебному...
«Математика» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный...

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов...
Настоящая рабочая программа для 5 – 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconРабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных)...
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,...

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconПояснительная записка рабочая программа по швейному делу для 9 класса...
Р. Ф., Москва, «Просвещение» 2004 год. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Технология....

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconПояснительная записка. Адаптированная рабочая программа составлена...
Программа предназначена для работы с детьми 5 класса с нарушением интеллекта (лёгкая умственная отсталость)

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconПрограмма для учащихся 5 9 классов была составлена на основе программ...
Е. а «Сельскохозяйственный труд» и «Цветоводство и декоративное садоводство» для специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconПояснительная записка Программа составлена на основе специальных...
Программа составлена на основе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вид (издательство владос, 2011год...

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconЗакон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconРабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 5 10 специальных...
«Согласовано» и принято» на заседании мc гкс(К)оу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconРабочая программа по «Технологии. Обслуживающий труд» для учащихся...
«норильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-4 классы (умк «Планета знаний»)
Программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа умк «Планета...

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconРабочая программа по предметам разработана на основе сборника программ...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные...

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы iconРабочая программа по социально бытовой ориентировке 8 класс основана...
Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат»


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск