Скачать 1.23 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт программы ………………………………………………………... 4 Лист обновления программы ………………………………………………. 5 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка………………………………………………............6 1.2. Цель и задачи программы………………………………………………. … .8 1.3. Планируемые результаты….…………………………………………….… .9 1.4. Сводный учебно-тематический план……………………………………….13 1.5. Учебно-тематический план первый год…………………………………….14 1.6. Учебно-тематический план второй год…………………………………….14 1.7. Учебно-тематический план третий год…………………………………….16 1.8. Учебно-тематический план четвертый год………………………………...17 1.9. Содержание программы первого года………………………………………18 1.10. Содержание программы второго года……………………………………..20 1.11. Содержание программы третьего года…………………………………….24 1.12. Содержание программы четвертого года………………………………….28 1.13.Учебно-календарный план первый год……………………………………32 1.14.Учебно-календарный план второй год……………………………………33 1.15. Учебно-тематический план третий год……………………………………34 1.16. Учебно-тематический план четвертый год……………………………….35 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы………………………………..………...36 2.2. Формы аттестации /контроля…………………………………………….38 2.3. Оценочные материалы…………………………………………………....38 2.4. Методические материалы………………………………………………...41 3. Список литературы и источников 3.1. Литература для педагога…………………………………………………42 3.2. Литература для учащихся…………………………………………….......43 Приложение ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Программа «Сувениры» разработана в соответствии с основными положениями Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (3); Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № и 1726-р); Порядок организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», (приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008); СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «от04.07.2014 № 41); Концепция развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Курганской области от 17.06.2015 г.; методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки России; Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи № 09-3242 от 18.11.2015 г., Положением о дополнительных общеразвивающих программах МКУ ДО «ДЮЦ «Радуга», «Положением о программах дополнительного образования (дополнительных общеразвивающих программах), порядок их рассмотрения и утверждения». Направленность программы – художественная. Актуальность программы - соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижением искусства и культуры, а также запросам родителей и детей, подтверждающих необходимость и полезность предполагаемой программы. Из всего многообразия декоративно-прикладное искусство является, наверное, самым популярным. С давних времен прикладное искусство было неотъемлемой частью культуры народа и создавалось в домашних условиях, своими руками. В различных видах искусства, народ, выражал своё представление о прекрасном, стремился преобразить красоту быта людей и среду их обитания. Лучшие произведения народного искусства поражают простой и лаконичностью, вносят красоту в обстановку дома, служат великолепными образцами культуры и быта каждого народа. Дети уже с пяти лет, подражали и одновременно учились в труде у родителей, они создавали изделия для дома и себя, изготавливали подарки для своих близких и для продажи. Девушки и женщины, шили одежду, ткали полотно, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по частицам опыт искусных мастеров, передавая его от поколения к поколению. Мы все живем среди вещей. Вещи, которые соответствуют своему функциональному назначению и выполнены на высоком художественном уровне, влияют на эстетическое воспитание. Целесообразность занятий прикладным искусством заключается в развитии творческих способностей, образного мышления детей. Результаты социологических исследований показывают большую заинтересованность учащихся в дополнительных образованных услугах. Переход к рыночным отношениям повлиял на ценностные ориентиры подростков. На первый план выходит возможность получения тех навыков и знаний, которые могут быть полезны в последующей жизни, а также помочь в выборе профессии, то есть остро стоит вопрос о профориентации и начальной профессиональной подготовки. Тематические блоки программы построены так, чтобы познакомить детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, включенными в образовательную программу, погрузить детей в богатейший мир народного творчества, дать первые навыки и умения по изготовлению простейших образцов, пробудить интерес к дальнейшим занятиям. Обучение каждому виду народного прикладного творчества начинается с детального знакомства с материалом и инструментами. Так, в течение первого года обучения, учащиеся знакомятся с разными видами декоративного творчества: работа с бумагой и картоном, работа с пряжей, нитками, тканью. Осваивают технику работы с соблюдением правил безопасности труда и личной гигиены, с такими инструментами, как ножницы, иголка, крючок, учатся пользоваться шаблонами и трафаретами. Каждый вид прикладного творчества от занятия к занятию развивает у детей: координацию движения пальцев, глазомер, моторику рук, пространственное мышление, концентрацию внимания, первые чертежные навыки; знакомит с основными геометрическими фигурами и понятиями; воспитывает аккуратность, бережливость, экономное отношение к материалу, образное мышление, художественный вкус; вызывает положительные эмоции; помогает освоить понятие «форма», «цвет», «композиция» и т. д. На втором году обучения дети знакомятся с новыми видами народного прикладного творчества — цветы из ткани, пряжи, кожи; бисеронизание, шитье, вязании е крючком и спицами, входят совершенно новые материалы. На третьем и четвертом году обучения дети знакомятся с народным прикладным творчеством более углублено. Учащиеся, двигаясь от простого к сложному, учатся «читать» схему изделия, применять и изготавливать шаблоны по темам. Дети изучают приемы вышивки гладью, бисером, лентами, крестом, учатся сами составлять схемы для вышивки. Обучающиеся могут выполнять самостоятельную работу разной степени сложности. Каждый вид народного творчества последовательно пополняет знания детей, расширяет представления об окружающем мире, способствует воспитанию многих жизненно-важных качеств человека. Шитье погружает в самые старейшие виды женского рукоделия и выносит много новых элементов. Вязаные вещи с малолетства окружают детей, они всегда красивы, всегда модны, и, самое главное, их можно связать самим, своими руками. Занятия прикладным творчеством, овладения мастерством в разных его видах нужно человеку любой профессии и может быть началом профессионального самоопределения. Дети с опережающим развитием легко справляются с заданиями, в связи с этими особенностями, для каждого занятия предусматриваются вариативные задания (для кого-то они усложняются, для кого-то видоизменяются). Это необходимо, чтобы интерес к творчеству не угасал, избавляя ребенка от ненужных переживаний из-за неудач. Отличительные особенности программы В процессе занятий декоративно-прикладным творчеством у детей воспитывается усидчивость, трудолюбие, аккуратность; развивается мелкая моторика пальцев, что положительно влияет на умственную деятельность, развитие речи и тесно связанные с ней такие психологические процессы как память и внимание; оказывает благоприятное влияние на нервную систему. Обучению расчетам для вязаных изделий и планированию на каждом этапе работе способствует развитию у детей логического и абстрактного мышления возможность выбора при изготовлении изделий, осмысленное усвоение учебного материала, анализ собственных работ развивает у них самостоятельность мышления, инициативу, т. е. качества сопутствующие творчеству. И когда дети овладеют, уже не одной техникой, мы учимся комбинировать их знания и умения в различных поделках. В программе используется: проектная деятельность, нетрадиционные методы и формы занятий. Участие в выставках детских работ, демонстрация изделий, игрушек изготовленных своими руками, учащиеся получают похвалу, признание, могут сравнивать свои успехи с успехами других, способствуют развитию уважения к своему труду и труду других людей. Формированию деловых, дружеских взаимоотношений между детьми. Программа может быть реализована в полной мере только в системе дополнительного образования, где созданы условия для индивидуального подхода. Адресат программы – рассчитано от 7 до 13 лет (по возрастным подгруппам: 1 группа с 7- 9 лет; 2 группа с 9 - 10 лет; 3 группа с 10 - 11 лет; 4 группа с 11- 13 лет). Объем программы: 1 год обучения - 114 час; 2 - 4 год обучения – 216 час. Формы организации образовательного процесса – индивидуальные, в парах, групповые, коллективные, виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут включать практические и лабораторные работы, мастерские, деловые и познавательные игры, рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, мастер-классы, соревнования, самостоятельные работы, выставки, творческие отчеты. Приемы: художественное слово, пояснение, самостоятельная работа, Методы обучения: 1.Объяснительно-иллюстративный (демонстрация методических материалов, схем, карт, иллюстраций, репродукций); 2. Частично-поисковый (выполнение вариативных задания); 3. Творческие (творческие задания, участие в конкурсах, выставках, уметь выбирать известный способ и применять), 4. Исследовательский (лабораторные работы, исследование свойства материалов) Вариативные методы и формы реализации программы В программе предусмотрены следующие формы обучения, включающие: - занятие–беседа; - практические подгрупповые и фронтальные занятия; - использование схем и моделей; - игровые приемы; - практическая игра; - дидактические игры и задания; - игровые упражнения Работа с родителями: индивидуальные беседа и рекомендации, консультации, папка-раскладка, информационный стенд, выпуск брошюр, выставка детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития. Режим занятий - 1 год обучения: 2 занятия в неделю по 1 часу - 114 час; 2 - 4 год обучения: 2 - 3 занятия в неделю по 2 часа – 216 час. 1.2. Цели и задачи программы Цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся через приобщение к декоративно-прикладному искусству. Задачи обучающие: – формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству; - познакомить с различными техниками рукоделия; - научить работать с различными материалами и инструментами, помочь овладеть основами культуры труда; - научить планировать последовательность выполнения операций, осуществлять контроль на различных этапах; Задачи воспитательные: – способствовать воспитанию творческой, активной личности; – прививать навыки самоконтроля, взаимоконтроля; – воспитывать нравственную личность, через уважения к национальной культуре малой Родины и края. Задачи развивающие: – развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер. – развивать индивидуальные способности в раннем возрасте, фантазию, наблюдательность и творчество; – развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий 1.3. Планируемые результаты К окончанию обучения у учащихся будут сформированы следующие результаты: Личностные: - бережное отношение к своему здоровью, познавательный интерес к художественным промыслам; - эмоционально - положительное отношение к себе, своему родному краю и людям; - потребность в творчестве, познании всего нового, участие в выставках; -навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - заложены основы социально - ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Метапредметные: Универсальные учебные действия (УУД): Позновательные УУД: - умение результативно работать с предложенной информацией и уметь находить самому; -различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества - умение применять теоретические знания на практике и в бытовой жизни; - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства Регулятивные УУД: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности -умение осуществлять контроль своей деятельности, что позволяет достичь правильных результатов; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; -умение адекватно оценивать свои возможности, самооценка; - умение самостоятельно организовывать свою работу в предложенных условиях; - умение корректировать свой действия в соответствии с ситуацией; |
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной... Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы |
Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Программа «Основы программирования» является программой технической направленности |
||
Структура программы Паспорт Программы 3 Пояснительная записка 5 Цели... «Региональный открытый социальный техникум», Льговский филиал техникума, родители студентов |
Содержание программы: Раздел Комплекс основных характеристик программы пояснительная записка Программа «Робо-Бум!», имеет техническую направленность, нацелена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного... |
||
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы... Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Атлетизм» рассмотрена на заседании... |
Комплекс основных характеристик программы Информационная карта образовательной программы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского технического творчества Бугульминского... |
||
Пояснительная записка принципы и подходы к формированию Программы... Перечень основных видов организованной образовательной деятельности |
Комплекс основных характеристик программы пояснительная записка дополнительная... «Пластичная скульптура» реализуется в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского... |
||
Паспорт программы 4 Раздел 1 Введение 6 1 Общие сведения о доу 6 ... |
Пояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы» Принципы... Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с тнр |
||
Пояснительная записка 1 Нормативно-правовое обеспечение программы... Цели и задачи программы |
Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации программы 5 1... Значимые для разработки программы характеристики, в том числе особенностей развития детей |
||
Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы; -принципы... Программы характеристики, в т ч характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Целевой раздел программы. Пояснительная записка. 1 Цели, задачи реализации... Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка |
||
Пояснительная записка Цель и задачи программы Принципы и подходы... Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Пояснительная записка 3 Цель и задачи программы 4 Принципы и подходы... Планируемые результаты освоения программы детьми пятого года жизни (средняя группа) по образовательным областям 12 |
Поиск |