государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Осинский аграрный техникум»
Методические указания по выполнению практических работ
по математике для студентов 1 курса
по специальностям:
100701 Коммерция (по отраслям)
140409 «Электроснабжение»
Оса, 2014
Разработчик:
Высокова Нина Фадеевна, преподаватель математики
Данные методические указания предназначены для студентов 1 курса специальностей: 100701 Коммерция (по отраслям), 140409 «Электроснабжение» при выполнении практических работ по дисциплине «Математика».
В методических указаниях представлены практические работы, даны указания по их выполнению и перечень литературы, которым обучающийся может воспользоваться при выполнении работ.
Оглавление
Введение 4
Методические указания по проведению практических работ 5
Ход выполнения практической работы 6
Критерии оценивания практической работы 6
Литература 6
Перечень практических работ 7
Практическая работа № 1 8
Практическая работа № 2 10
Практическая работа № 3 13
Практическая работа № 4 15
Практическая работа № 5 17
Практическая работа № 6 19
Практическая работа № 7 22
Практическая работа № 8 23
Практическая работа № 9 27
Практическая работа № 10 29
Практическая работа № 11 31
Практическая работа № 12 34
Практическая работа № 13 35
Практическая работа № 14 36
Практическая работа № 15 38
Практическая работа № 16 40
Практическая работа № 17 43
Практическая работа № 18 48
Практическая работа № 19 58
Практическая работа № 20 60
Практическая работа № 21 61
Практическая работа № 22 63
Практическая работа № 23 64
I. Введение
Дисциплина «Математика» является фундаментальной общеобразовательной дисциплиной со сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке обучающихся. Реализация общих целей изучения математики традиционно формируется в четырех направлениях – методическое (общее представление об идеях и методах математики), интеллектуальное развитие, утилитарно-прагматическое направление (овладение необходимыми конкретными знаниями и умениями) и воспитательное воздействие.
Математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры. Поэтому математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки специалиста.
Целью математического образования является развитие:
- навыков математического мышления;
- навыков использования математических методов и основ математического моделирования;
- математической культуры у обучающегося.
Развитие математической культуры студента должно включать в себя ясное понимание необходимости математической составляющей в общей подготовке, выработку представления о роли и месте математики в современной цивилизации и в мировой культуре умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и корректно использовать математические понятия и символы для выражения количественных и качественных отношений.
Математическое образование специалиста должно основываться на фундаментальных понятиях математики. Фундаментальность математической подготовки включает в себя достаточную общность математических понятий и конструкций, обеспечивающую широкий спектр их применимости, точность формулировок математических свойств изучаемых объектов, логическую строгость изложения математики, опирающуюся на адекватный современный математический язык.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о роли математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
знать:
- математические методы, позволяющие решать прикладные задачи;
уметь:
- применять эти методы в будущей практической деятельности.
При изучении дисциплины необходимо обращать внимание студентов наее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Методические указания
по проведению практических работ по дисциплине «Математика»
Пояснительная записка
Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине "Математика" (для студентов первого курса специальностей 140409 «Электроснабжение», 100701 «Коммерция»).
Содержание практических работ позволяет освоить:
Действия над приближенными значениями чисел;
Практические приемы выполнения действий над степенями;
Практические приемы вычисления логарифмов;
Способы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму;
Практические приемы преобразования простейших тригонометрических выражений;
Способы решения простейших тригонометрических уравнений;
Практические навыки построения графиков показательных, степенных, логарифмических и тригонометрических функций;
Практические приемы вычисления пределов;
Практические навыки исследования функций с помощью производной и построения их графиков;
Практические приемы вычисления с помощью методов дифференциального и интегрального исчисления;
Методы и способы решения уравнений и неравенств;
Приемы решения задач с применением вероятностных методов;
Практические приемы решения задач по темам «Параллельность прямых и плоскостей» и «Перпендикулярность прямых и плоскостей»;
Практические навыки нахождения основных элементов многогранников, тел вращения;
Практические приемы нахождения площадей поверхностей и объемов многогранников и тел вращения;
Практические приемы использования координат и векторов при решении математических и практических задач.
В методических указаниях к выполнению практических работ содержится инструкция с четким алгоритмом хода работы. Каждая практическая работа включает краткий теоретический материал, примеры задач и набор заданий.
Методические указания могут быть использованы для самостоятельной работы студентов.
Ход выполнения практической работы
Практические работы необходимо выполнять в специальных тетрадях с указанием номера, темы, целей работы.
Ход работы:
Познакомиться с теоретическим материалом
Сделать краткий конспект теоретического материала в рабочих тетрадях (основные понятия, определения, формулы, примеры)
В тетрадях для практических работ выполнить самостоятельную работу или решить номера, которые указаны в работе.
Сдать преподавателю тетради для практических работ.
Критерии оценивания практических работ
Оценка «5» ставится, если верно и рационально решено 90%-100% предлагаемых заданий, допустим 1 недочет, неискажающий сути решения.
Оценка «4» ставится при безошибочном решении 80% предлагаемых заданий.
Оценка «3» ставится, если выполнено 70% предлагаемых заданий, допустим 1 недочет.
Оценка «2» - решено мене 70% предлагаемых заданий.
Литература:
Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для техникумов. - М.: Высш. Шк., 1990. – 495 с.: ил
Богомолов Н. В. Математика: Учебник для сузов. - М.: Дрофа.,2008. – 359 с.: ил
Богомолов Н. В. Сборник задач по математике: Учебник для сузов. - М.: Дрофа.,2007. – 204 с.: ил
Атанасян Л. С. Геометрия: Учебник для 10 – 11 кл. ср. шк. - М.: Просвещение, 1993. – 207 с.: ил
Алимов Ш. А. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень - М.: Просвещение, 2012. – 464 с.: ил (электронная версия)
Смирнова И. М., Смирнов В. А. Геометрия. 10-11 кл.: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень) – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2008. – 288 стр. (электронная версия)
Погорелов А. В. Геометрия 10-11 классы: учеб. для общеобразов. организаций: базовый и профильный уровень. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с. (электронная версия)
Атанасян Л. С. Геометрия, 10 – 11: для общеобразов. учреждений: базовый и профильный уровень. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 255 с. (электронная версия)
Балаян Э. Н. Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ЕГЭ: 10-11 классы – Ростов н/Д: Феникс, 2013.-217с. (электронная версия)
Перечень практических работ
№
работы
|
Тема
|
1.
|
Действия над приближенными значениями чисел.
|
2.
|
Выполнение действий над степенями.
|
3.
|
Вычисление логарифмов.
|
4.
|
Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму.
|
5.
|
Преобразования простейших тригонометрических выражений.
|
6.
|
Решение тригонометрических уравнений
|
7.
|
Построение графиков показательной, степенной и логарифмической функций.
|
8.
|
Построение графиков тригонометрических функций
|
9.
|
Вычисление предела функций
|
10.
|
Построение графиков функции. Исследование графиков с помощью производной.
|
11.
|
Вычисление интегралов
|
12.
|
Решение уравнений
|
13.
|
Решение неравенств
|
14.
|
Решение практических задач с применением основных понятий комбинаторики.
|
15.
|
Решение практических задач с применением вероятностных методов.
|
16
|
Решение задач по теме «Параллельность прямых и плоскостей»
|
17
|
Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
|
18
|
Нахождение основных элементов многогранников
|
19
|
Нахождение основных элементов правильных многогранников
|
20
|
Нахождение основных элементов цилиндра, конуса и шара.
|
21
|
Вычисление площадей поверхностей и объемов многогранников и тел вращения.
|
22
|
Использование координат и векторов при решении математических задач.
|
23
|
Использование координат и векторов при решении прикладных задач.
|
Практическая работа №1
“ Действия над приближенными значениями чисел ”
Цель работы:
На конкретных примерах научиться выполнять действия над приближенными значениями чисел.
Содержание работы:
Сложение приближенных значений чисел
Граница абсолютной погрешности суммы приближенных значений чисел равна сумме границ абсолютных погрешностей этих чисел:, где а и в– приближенные значения чисел; Δа и Δв –границы абсолютных погрешностей соответствующих приближений.
Граница относительной погрешности суммы вычисляется по формуле:
Вычитание приближенных значений чисел
Граница абсолютной погрешности разности двух приближенных значений чисел равна сумме границ их абсолютных погрешностей:.
Граница относительной погрешности разности вычисляется по формуле:
Умножение приближенных значений чисел
Формулы для границ абсолютной и относительной погрешностей некоторых функций:
Задания для самостоятельной работы:
Н. В. Богомолов «Практические занятия по математике», см. гл. № 2, , № 1, 2, 6, 7, 9, 11, 14, 16.
Практическая работа:
1 вариант
|
2 вариант
|
Найдите сумму приближенных значений чисел .
Вычислить разность чисел 5,67 и 3, 267, границы абсолютной погрешности которых соответственно равны 0,005 и 0, 0005.
Найдите верные цифры произведения приближенных значений чисел: .
Найдите границу абсолютной погрешности частного приближенных значений чисел .
Вычислить относительную погрешность .
|
Найдите сумму приближенных значений чисел .
Вычислить разность чисел 6,587 и 21, 04, границы абсолютной погрешности которых соответственно равны 0,0005 и 0, 005.
Найдите верные цифры произведения приближенных значений чисел: .
Найдите границу абсолютной погрешности частного приближенных значений чисел .
Вычислить относительную погрешность .
|
Практическая работа № 2
“ Выполнение действий над степенями ”
Цель работы:
На конкретных примерах научиться выполнять действия над степенями.
Содержание работы:
Правила действий с корнями и степенями
Задания для самостоятельной работы:
Практическая работа № 3
“ Вычисление логарифмов”
Цель работы:
На конкретных примерах научиться выполнять действия над логарифмами.
Содержание работы:
Свойства логарифмов
= с, а > 0, а ≠ 1, с > 0.
а > 0, а ≠ 1.
а > 0, а ≠ 1.
+ а > 0, а ≠ 1,b > 0, с > 0.
= - а > 0, а ≠ 1,b > 0, с > 0.
= р * а> 0, а ≠ 1,b > 0.
= , а > 0, а ≠ 1,b > 0.
= а > 0, а ≠ 1,b > 0.
= , а > 0, а ≠ 1,b > 0, с > 0, с ≠ 1.
* = 1, а > 0, а ≠ 1,b > 0, b ≠ 1.
Задания для самостоятельной работы:
Практическая работа № 4
“ Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму ”
Цель работы:
На конкретных примерах научиться преобразовывать сумму тригонометрических функций в произведение и произведение в сумму.
Содержание работы:
Для преобразования произведения тригонометрических функций в сумму применяются формулы:
Для преобразования алгебраической суммы тригонометрических функций в произведение применяются формулы:
;
;
;
;
;
, , , .
Задания для самостоятельной работы:
Н. В. Богомолов «Практические занятия по математике», см. гл. 9 § 18, 19; рассмотреть решение примеров № 220, 221, 225.
Практическая работа:
1 вариант
|
2 вариант
|
Преобразуйте в сумму
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преобразуйте в произведение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №5
“ Преобразования простейших тригонометрических выражений ”
Цель работы:
На конкретных примерах научиться преобразовывать простейшие тригонометрические выражения.
Содержание работы:
|