Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине
АУДИТ
Специальность 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Форма обучения заочная
Кафедра экономики
Рубцовск
2015
При разработке методических указаний по выполнению курсовой работы в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 181 ЭК/СП
2) Учебный план по специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный решением Ученого совета РИ (филиала) АлтГУ от «17» февраля 2014 г., протокол №6
Методические указания по выполнению курсовой работы одобрены на заседании кафедры экономики от «30» августа 2015 г., протокол №1
Заведующий кафедрой ______________А.В. Овсянникова
Разработчик:
Работодатель:
Председатель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г. Рубцовска
|
____________
|
В.И. Пьянков
|
Общие положения
Написание курсовой работы является одним из основных видов самостоятельной работы студентов. Выполнение курсовой работы по дисциплине «Аудит» представляет собой научное исследование, проводимое студентом по выбранной теме, и выступает заключительным этапом изучения данного курса в высшем учебном заведении.
Целью курсовой работы является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие ее законодательству Российской Федерации на основе проведения аудита, а также подготовка рекомендаций по улучшению финансово-хозяйственной деятельности на аудируемом предприятии.
Выполнение курсовой работы решает следующие задачи:
углубление и закрепление теоретических знаний по аудиту, приобретенных в процессе обучения,
приобщение студента к самостоятельной практической работе,
приобщение к научно- исследовательской работе, к подборке, обобщению, анализу материалов учебной, научной, методической литературы,
умение применять методы документального и фактического контроля при проведении аудита.
Выбор темы курсовой работы:
Тема курсовой работы выбирается студентом в соответствии с учебной программой и возможностями получения информации для осуществления аудита на избранном объекте исследования.
Примерный перечень тем курсовых работ приведен в приложении 1, однако, студенты могут предложить другую тему, актуальную для предприятия или контролирующего органа. Тему курсовой работы необходимо согласовать с научным руководителем, зарегистрировать у методиста кафедры.
Курсовая работа является самостоятельным научным исследованием. Тема курсовой работы может быть развита и углублена в процессе дальнейшей научно-исследовательской работы студента и может являться впоследствии частью выпускной квалификационной работы. Она также может быть рекомендована как доклад на научную студенческую конференцию.
Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.
Студенты в процессе выполнения курсовой работы должны:
- изучить нормативные документы, специальную учебную, научную литературу;
- рассмотреть проблемные вопросы по конкретной теме;
- провести подбор, обобщение и систематизацию информации по теме исследования;
- проанализировать бухгалтерскую (финансовую отчетность данного предприятия, первичные документы и регистры бухгалтерского учета;
- выявить нарушения. недостатки и оценить их влияние на достоверность бухгалтерской отчетности;
- сформулировать вид аудиторского заключения по исследуемому экономическому субъекту разработать и обосновать конкретные предложения, направленные на повышение эффективности производственной и финансовой деятельности по исследуемой теме на конкретном предприятии.
Выбор темы курсовой работы
При выборе темы студентам следует руководствоваться:
- учебной программой дисциплины «Аудит»
- актуальностью темы в целом, либо проблематичностью отдельных моментов проверяемого экономического субъекта;
- возможностью получения информации для изучения данной проблемы на избранном объекте исследования;
- собственными предпочтениями студента по отношению к тем или иным вопросам аудита деятельности организации.
Студент самостоятельно может выбрать любую тему для исследования исходя из личных предпочтений или актуальности для конкретного предприятия, либо выбрать тему курсовой работы из рекомендованного перечня тем курсовых работ, приведенного в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Независимо от того, как был осуществлен выбор темы, ее, а также план работы необходимо в обязательном порядке согласовать с научным руководителем.
Подбор и изучение литературы
В процессе подбора и изучения литературы по теме курсовой работы студент может ознакомиться с источниками, указанными в рабочей программе дисциплины и в списке дополнительно рекомендуемой литературы. В дальнейшем необходимо заняться самостоятельным подбором литературы по теме курсовой работы, для этого осуществляется поиск библиографических источников. Общее количество их не ограничивается, но оно должно быть не менее 25-ти, включать законодательные и нормативные документы, монографии, статьи из периодических изданий последних лет.
В процессе исследования избранной темы, работу необходимо начинать, прежде всего, с изучения существующей законодательной и нормативной базы, обращая особое внимание на то, имеет ли юридическую силу тот или иной нормативный документ в данный момент времени, когда и кем в него вносились коррективы, и действовал ли он в период исследования.
После ознакомления с законодательной и нормативной базой приступают к изучению научной литературы и публикаций по исследуемой проблематике, в ходе усвоения изложенного следует опираться на знание нормативной базы и критически подходить к изучаемым материалам.
Изучение подобранной литературы – очень трудоемкая и ответственная часть исследования, сопровождаемая записями в той или иной форме.
Студент должен не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы. Стоит выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое мнение по отношению к ним. Привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике придерживается автор и почему.
Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как противоречит самому смыслу курсовой работы, не создает условий для получения знаний, выработке убеждений, развитию способностей, приучает к плагиату.
Только самостоятельность в изложении полученных знаний позволит студенту через свою курсовую работу понять, насколько он усвоил тему, осуществить самоконтроль знаний.
Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его самостоятельному изложению, допуская при этом использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора работы, а не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо давать сноску на используемый источник, например [12 C.18].
Структура и содержание курсовой работы
После изучения источников необходимо составить рабочий план курсовой работы, согласовав его с научным руководителем. Правильно составленный план свидетельствует о понимании студентом содержания рассматриваемой проблемы.
Рабочий план должен охватывать развернутый перечень вопросов, раскрывающих содержание темы.
Структурные элементы курсовой работы:
- титульный лист;
- реферат;
- содержание;
- введение;
- теоретическая и практическая главы;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения (таблицы, графики, схемы, формы статистической и бухгалтерской отчетности и другие необходимые документы).
Реферат представляет собой краткое точное изложение содержания курсовой работы, включающее основные выводы и результаты проведенного исследования без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора работы. В реферат следует включить следующие аспекты: предмет, тему и цель работы; задачи работы, метод и методологию проведения исследования; результаты работы и сделанные выводы.
В данном случае под «целью» понимается – конечный результат, которого стремится достичь студент при выполнении курсовой работы, а «задачи» - это этапы работы, последовательным выполнением которых студент достигает поставленную цель (задачи работы должны вытекать из ее содержания). Задачи работы конкретизируют цель исследования и подразделяют её достижение на определенные этапы. Обычно рекомендуется формулировать 3-4 задачи.
Далее следует указать период, описать предмет и объект исследования.
Содержание курсовой работы должно включать названия глав, параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Разделы плана должны соответствовать заголовкам глав и параграфов в тексте работы. Примерный образец содержания курсовой работы оформляется по образцу, приведенному в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Введение объемом 1,5-2 страницы призвано познакомить читателя с сущностью исследуемой темы.
Введение должно содержать: обоснование выбора темы, актуальность и новизну темы, ее практическую значимость. Во введении необходимо указать период исследования и задачи. Здесь же описывается предмет и объект исследования. Предмет исследования - это то, что подлежит изучению в процессе работы (например, кассовые и банковские операции). Объектом исследования является база, выбранная для написания курсовой работы (например, завод, общество, отделение банка). Обязательным элементом является критический обзор специальной литературы по теме. Кроме этого, во введении необходимо дать краткое содержание каждой из глав. Введение должно заканчиваться четко сформулированной целью работы.
Основная часть отражает теоретические исследования, обобщения и оценку результатов исследований. Основная часть состоит из двух глав (теоретическая и практическая), которые имеют название, соответствующее выбранной теме. Каждая глава разбивается на параграфы (не менее трех).
Первая глава должна раскрывать теоретические вопросы темы, а именно:
характеристику выбранного предмета как экономической категории;
обзор законодательных и нормативных документов и актов, стандартов аудиторской деятельности, регулирующих аудит по направлению исследования;
критический обзор литературных источников, методических материалов по теме курсовой работы;
оценку состояния изучаемого вопроса;
полемику по спорным вопросам исследования, собственное отношение к ней;
обобщение опыта проведения аудита,
сравнительную характеристику российских и международных стандартов аудита по теме курсовой работы.
При написании первой главы задача студента заключается в том, чтобы понять и осмыслить суть явления, критически проанализировать его методологическое и методическое освещение в литературе, отметить противоречивые, спорные или нерешенные вопросы. Для этого необходимо рассмотреть возможные подходы к решению проблем и обосновать мнение о направлении исследования.
Вторая глава должна включать:
характеристику выбранного к исследованию объекта для написания курсовой работы;
обзор внешних и внутренних источников информации для проведения аудита4
оценку состояния системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета на аудируемом предприятии в соответствии с темой курсовой работы;
план и программу аудиторской проверки, расчет уровня существенности и приемлемого аудиторского риска;
процедуры сбора аудиторских доказательств, документирование аудита;
выражение мнения аудиторской организации (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в одной из установленных форм;
письменное сообщение руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита.
Целью написания второй главы является раскрытие порядка проведения аудиторской проверки на всех ее этапах, соблюдая при этом требования Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии ее законодательству Российской Федерации.
Каждая глава курсовой работы завершается краткими выводами.
Задача студентов заключается в том, чтобы провести на аудируемом предприятии сбор аудиторских доказательств по выбранной теме; выявить отклонения от установленных нормативных актов по ведению учета; дать денежную оценку выявленных искажений отчетности; сравнить их с уровнем существенности в целом по отчетности и по отдельной статье отчетности (основные средства, материально-производственные запасы и др.); составить аудиторское заключение и разработать рекомендации по устранению выявленных нарушений и совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на данном предприятии, а также отметить причины, влияющие на эти отклонения.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам проведенной работы, предложения по их использованию. В обобщенном виде излагаются важнейшие теоретические положения первой главы, краткий обзор этапов проведения аудиторской проверки, выводы по результатам аудита, рекомендации студента по внесению исправлений в финансовую (бухгалтерскую) отчетность и мероприятия по совершенствованию системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на аудируемом предприятии .В приложении 2 приведен развернутый план курсовой работы.
Список использованной литературы и источников (данное заглавие выбирается, если включается вся изученная автором литература, независимо от того, использовалась она в работе или нет): позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований: таблиц, иллюстраций, формул, цитат, фактов, текстов памятников и документов. В список использованной литературы должно быть включено не менее 25 источников.
Приложение оформляются как продолжение работы на последующих ее страницах. Они состоят из таблиц, графиков, диаграмм, РДА (рабочих документов аудитора), форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций и т. д. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами; приложение должно иметь содержательный заголовок, нумерация страниц не проставляется.
Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №), например:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.
Порядок выполнения, оформления и защиты работы.
После согласования темы курсовой работы с научным руководителем, студент подбирает необходимую литературу по данной теме, тщательно изучает ее, составляет план работы. Руководитель уточняет, конкретизирует перечень вопросов темы, список основной, вспомогательной литературы, возможные источники для сбора практического материала.
В процессе выполнения курсовой работы студент должен утвердить тему курсовой работы, написав заявление на кафедру на имя заведующего кафедрой экономики по установленному образцу, После утверждения темы в виде распоряжения директора института, студент должен согласовать содержание (развернутый план) курсовой работы с научным руководителем. В течение времени, предусмотренного учебным планом. студент представляет научному руководителю законченные главы для проверки и исправляет замечания научного руководителя. Выполненная курсовая работа должна быть сдана на кафедру в установленный срок (за две недели до начала сессии), зарегистрирована в журнале у методиста кафедры и передана руководителю для проверки и рецензирования, после чего она возвращается студенту для устранения недостатков, ознакомления с рецензией и подготовки к защите. На защите студент должен подготовить презентацию (7-10) слайдов, доклад (5-7мин) и ответить на вопросы комиссии.
Защита курсовой работы проводится комиссией из 2-3 преподавателей в соответствии с графиком, утвержденным заведующим кафедрой.
Целью защиты курсовой работы является выявление знаний студентов по избранной теме. Студент должен хорошо ориентироваться в изложенном им материале, знать источники информации для проведения аудита, излагать сущность применяемой методики аудита и аудиторских процедур, отвечать на вопросы теоретического и практического характера, относящиеся к данной теме.
По окончании защиты комиссия оценивает работу, а затем сообщает результаты защиты.
Изложение материала в курсовой работе должно быть четким, без стилистических и орфографических ошибок.
Общий объем работы должен быть не менее 40 страниц машинописного текста. Образец оформления титульного листа и содержания приведены в приложении 2,4.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
Текст работы может быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).
Должны соблюдаться следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, левое и нижнее - 20 мм.
Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста.
Заголовки структурных элементов работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце.
Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Расстояние между заголовками структурных элементов отчета и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3, 4 интервалов.
Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа.
Каждый раздел (глава) начинается с нового листа (страницы).
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 7-10 мм (три-четыре пробела).
Нумерация страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. На титульном листе номер не ставится, но включается в общую нумерацию работы.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами.
Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела, например:
2.1- первый подраздел второго раздела
Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела, пункта, разделенных точками. В конце номера точка не ставится, например:
1.2.3 - третий пункт второго подраздела первого раздела
Формулы в работе (если их более одной) нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например:
(3.2)- вторая формула третьего раздела
Примечания к тексту и таблицам, в которых указывают справочные и поясняющие данные, нумеруют последовательно арабскими цифрами с точкой. Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова «Примечание» ставят точку.
Если примечаний несколько, то после слова «Примечание» ставят двоеточие.
Иллюстрации - иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) располагают непосредственно после текста. Иллюстрации могут быть выполнены в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово рисунок и его наименование располагают посередине строки.
Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например:
Рисунок 1.2 (второй рисунок первого раздела)
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование. Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные - под ней.
Таблицы - применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Размещение таблиц зависит от их объема. Большие таблицы могут быть вынесены в приложение.
Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Например:
Таблица 1.1 -______________________________
(название таблицы)
При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Таблицы нумеруются в соответствии с главой, например, если таблица находится во второй главе и первая, то она нумеруется – Таблица 2.1. Если таблиц много, они нумеруются в соответствии с параграфом – Таблица 2.1.1.
Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц:
Таблица 2.1- Анализ экспортной продукции за 2007-2008 г.г
Государство-импортер
|
Предыдущий год
|
Отчетный год
|
Отклонение от предыдущего года
|
Объем продукции на экспорт, тыс. руб
|
Удельный вес в общем объеме выпуска, %
|
Объем продукции на экспорт, тыс. руб
|
Удельный вес в общем объеме выпуска, %
|
объема продукции. тыс. руб
|
удельного веса,
%
|
Бельгия
|
681
|
12,1
|
1400
|
19,72
|
+719
|
+7,62
|
Канада
|
341
|
6,05
|
-
|
-
|
-341
|
-6,05
|
Китай
|
3900
|
69,27
|
4500
|
63,38
|
+600
|
-5,89
|
Венгрия
|
708
|
12,58
|
1200
|
16,9
|
+492
|
+4,32
|
Итого:
|
5630
|
100
|
7100
|
100
|
+1470
|
-
|
Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист, заголовок помещают только над ее первой частью.
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае - боковик. Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Не допускается ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов.
Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
Формулы и уравнения - уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), или минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.
Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в порядке всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
А=а:b (1)
В=с:е (2)
4.6.3 Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.
Пример - ... в формуле (1).
- Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).
- Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул.
- В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.
Список используемой литературы оформляется в соответствии с действующим стандартом. При ссылке в тексте на литературные источники следует приводить их порядковый номер по списку литературы и номер страницы, заключенные в квадратные скобки [18, с.123]. Такие ссылки должны иметь все приводимые в тексте цитаты и заимствованные из литературных источников цифровые данные. Варианты оформления использованной литературы:
1. РАСПОЛОЖЕНИЕ ПО ВИДАМ ИСТОЧНИКОВ:
- нормативные акты (в порядке обратной хронологии опубликования документов):
а) Конституция;
б) нормативные акты федерального уровня:
1) Федеральные законы;
2) Указы Президента;
3) Постановления Правительства;
4) инструкции министерств и ведомств.
в) нормативные акты регионального уровня:
1) законы законодательных органов субъектов Федерации;
2) указы губернаторов краев, областей, президентов республик;
3) постановления администрации краев, областей, правительств республик.
г) нормативные акты местного уровня:
1) решения органов местного самоуправления;
2) корпоративные акты (внутриорганизационные, внутрифирменные).
- перечень отечественной и зарубежной литературы по теме (книги, статьи, сообщения, тезисы докладов, депонированные рукописи, препринты, нормативно-техническая документация и пр.) -по алфавиту.
2. АЛФАВИТНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ - по фамилиям авторов, заглавиям книг и статей, если фамилия автора не указана. В начало алфавитного списка можно вынести, если таковые имеются, нормативно-правовые акты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке работы. Не следует смешивать разные алфавиты.
Примеры библиографической записи некоторых документов представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 3.
Образцы оформления нормативных документов.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА · М, 1999. 560 с.
О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ. (в ред. от 30.11.2006) // Собр. законодательства РФ. – 1996. - № 48. - Ст. 5369.
Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001г. №119-ФЗ (в ред. от 03.11.2006 N 183-ФЗ) // Рос. газета. – 2001. – 09 авг.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02.: Утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.02. №126н (в ред. от 18.09.2006) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. - № 9.
Примечание. Если в нормативный документ вносились изменения, дополнения, то в скобках перед источником указывается последняя редакция.
Образец оформления книги одного автора:
Палий, В.Ф. Бухгалтерская отчетность: особенности. учебное пособие / В.Ф. Палий. – М.: Бератор - Пресс, 2003. - 116с.
Ендовицкий, Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика: монография / Д.А. Ендовицкий. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 400с.
Образец оформления книги двух авторов:
Филипьев, Д.Ю. Аудит: учебное пособие / Д.Ю. Филипьев, Н.В. Пислегина. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2006. – 108с.
Образец оформления книги авторского коллектива «Под редакцией»:
Аудит: учебник для вузов / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В. И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 583с.
Образец оформления материалов совещаний, конференций, семинаров:
Стратегия и тактика устойчивого развития России в условиях социально-ориентированной экономики: Материалы межрегиональной науч.- практ. конф. (Барнаул 27-28 июня 2006г.)/ под общ. ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – 267с.
Образец оформления журнальной статьи:
Бурцев, В.В. Проблемы организации внутреннего контроля в коммерческой фирме / В. В. Бурцев //Аудитор. - 2006. - N 7. - С.14-16.
Образцы оформления статей из материалов конференций, совещаний:
Левичева, С.В. Роль внутреннего контроля в повышении эффективности управления коммерческой организацией / С. В. Левичева // Стратегия и тактика устойчивого развития России в условиях социально-ориентированной экономики: Материалы межрегиональной науч.- практ. конф. (Барнаул 27-28 июня 2006г.)/ под общ. ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. –С. 171-174.
Образец оформления статьи из книги, сборника:
Иванов, С.А. Маркетинг и менеджмент / С.А. Иванов // Статьи о классиках.- М, 2002.- С.12-23.
Образец оформления газетной статьи:
Вахрушев, А.В. Страхование ответственности по договору на оказание аудиторских услуг / А.В. Вахрушев //Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2001. - 10 окт. – С. 10-12.
Образец оформления главы из книги:
Филипьев, Д. Ю. Аудит унитарных предприятий / Д.Ю. Филипьев // Аудит: учебник / Под ред. проф. В. И. Подольского. - М., 2003. - Гл. 14. - С. 426 - 456.
Образец оформления ссылок на беседы, интервью:
Тихомиров, С. С "Кодексом" можно смело браться за дело / Беседу вел Е Малинин // Экономика и жизнь.- 2004.- Янв.(№4).- С. 6.
Образец оформления ссылок на словари и энциклопедии:
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
Экономическая энциклопедия / Е. И. Александрова и др. - М.: Экономика, 1999. - 1055 с.
Образец описания электронных ресурсов (твердый носитель):
Гончаров, В. В. Руководство для высшего управленческого персонала [Электронный ресурс].- М.: МНИИПУ, 2001.- 1 электрон. опт. диск (CD ROM).
TeachProtm MS Acces 2000: Базовый курс [Электронный ресурс].- М.: ООО "Мультимедиа технологии и Дистанционное обучение", 2002.- Электрон. опт. Диск (CD ROM).
Образец описания электронных ресурсов (сетевой электронный ресурс):
Тимченко, А. В. Бухгалтерский учет и налогообложение в сельскохозяйственных предприятиях [Электронный ресурс] / А. В. Тимченко – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная Академия, 1996. – Режим доступа: http://ngo.org.ru/ngoss/get/id12986.html, свободный. Проверено 13.12.2006.
Официальный сайт Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России [Электронный ресурс] / НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России». – Москва, 2000. – Режим доступа: http://www.ipbr.ru/, свободный. Проверено 13.12.2006.
Филипьев, Д. Ю. Роль и значение комитетов по аудиту акционерных обществ [Электронный ресурс] / Д. Ю. Филипьев // Сибирская Финансовая Школа. 2005. - № 4. – С. 52. – Режим доступа: http://www.sifbd.ru/magazine/article/777, свободный. Проверено 13.12.2006.
Фомичева, Л. П. Изменения в Трудовом кодексе РФ [Электронный ресурс] / Л. П. Фомичева - Режим доступа: http://www.audit-it.ru/account.php?sort=1, свободный. Проверено 13.12.2006.
Образец описания электронных ресурсов (база данных):
Обычно, вместе с документом, в базе приводится информация об источнике опубликования (печатном аналоге) и в списке литературы нужно указывать именно его.
Но бывают случаи, когда документ опубликован только в базе данных, тогда необходимо составлять аналитическое описание, где в первой части будут приведены все реквизиты законодательного акта, а во второй реквизиты самой системы.
Голомазова, Л. А. Правовое регулирование соглашений о разделе продукции [Электронный ресурс] / Л. А. Голомазова // Бух. учет. – 1999. – № 11. – С. 71–79. – Режим доступа: Статьи : библиогр. БД / Новосиб. гос. техн. ун-т. Науч. б-ка. Науч.-библиогр. отд. – Новосибирск, 17.05.2000.
Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 10.11.2006 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 10.11.2006.
Левичева, С. В. Виды резервов и принципы их учета /С. В. Левичева // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 09.12.2006.
Титульный лист курсовой работы оформляется по образцу, приведенному в ПРИЛОЖЕНИИ 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерная тематика курсовых работ
по дисциплине «Аудит»
Примечание. Данная тематика является примерной. Студент может самостоятельно, с учетом своих интересов, выбрать тему курсовой работы, формулировку темы необходимо согласовать с научным руководителем.
Аудит залоговых операций
аудит операций по договору простого товарищества
Аудит расчетов с филиалами и структурными подразделениями организациями.
Аудит предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Аудит внереализационных доходов и расходов
Аудит прочих операционных доходов и расходов.
Аудит формирования прибыли организации.
Аудит операций по движению наличных денежных средств организации.
Аудит безналичного оборота денежных средств организации.
Аудит расходов будущих периодов.
Аудит расчетов с дочерними и зависимыми обществами.
Аудит расчетов по договорам комиссии и поручения.
Аудит порядка проведения инвентаризации.
Особенности аудита предприятий малого бизнеса.
Особенности аудита некоммерческих организаций.
Особенности аудита в розничной торговле.
Аудит основных затрат на производство продукции (работ, услуг).
Аудит косвенных затрат на производство продукции (работ, услуг).
Аудит расходов на восстановление основных средств.
Аудит расчетов с персоналом по оплате труда.
Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Аудит формирования и использования резервов организации.
Аудит операций по договорам текущей аренды.
Проблемы аудита обслуживающих производств и хозяйств.
Особенности аудита товарообменных операций.
Аудит операций, связанных с рекламной деятельностью.
Аудит операций по использованию обязательств в неденежной форме и прекращению обязательств.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
Аудит доходов будущих периодов.
Аудит операций по договору лизинга.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Применение правил (стандартов) аудиторской деятельности в практике аудита.
Методика аудита бухгалтерской отчетности.
Аудит учетной политики.
Аудит оценки материально – производственных запасов.
Аудит операций с тарой.
Аудит курсовых и суммовых разниц.
Аудит оценки внеоборотных активов.
Аудит операций на валютных счетах.
Аудит добавочного капитала.
Аудит обеспечения обязательств.
Аудит продажи продукции (работ, услуг).
Аудит чрезвычайных доходов и расходов.
Аудит расчетов по обязательному и добровольному страхованию.
Аудит расчетов по коммерческому кредиту.
Аудит событий после отчетной даты.
Аудит расчетов с персоналом по прочим операциям.
Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Аудит расчетов по налогам и сборам (на примере конкретного налога).
Аудит пояснительной записки к годовому отчету.
Аудит вложений во внеоборотные активы (на примере отдельных видов внеоборотных активов).
Аудит учета природоохранных мероприятий.
Аудит движения средств целевого финансирования.
Аудит раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.
Аудит учета на забалансовых счетах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|