|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский колледж радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности
|
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора
________ Л.Р. Туктарова
«30» августа 2017 г.
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
дисциплинА «автоматизированные системы управления и связь »
специальность 20.02.04 «Пожарная безопасность»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой
_____________ Р.Ю. Шафеев
|
РАЗРАБОТАЛ
Преподаватель
_____________ Л.А. Арютина
|
Уфа 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
Стр.
|
Предисловие
|
3
|
Практическое занятие № 1 «Создание документов с изображениями, объектами и фигурами в Microsoft Office Word»
|
5
|
Практическое занятие № 2 «Выполнение работы в сети Интернет. Работа с электронной почтой»
|
8
|
Практическое занятие № 3 «Телефонные аппараты и АТС»
|
13
|
Практическое занятие № 4 «Расчет дальности действия очень высоких частот и высоких частот радиосвязи»
|
15
|
Практическое занятие № 5 «Принципы построения и работы радиопередающих устройств, радиоприемника»
|
20
|
Практическое занятие № 6 «Расчет и выбор высот установки антенн стационарных радиостанций»
|
23
|
Практическое занятие № 7 «Радиостанции пожарной охраны»
|
27
|
Практическое занятие № 8-9 «Организация и осуществление радиообмена»
|
30
|
Практическое занятие № 10 «Организация и осуществление оповещения в структуре МЧС. Организация связи в условиях ЧС»
|
35
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические указания для студентов по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания созданы в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, необходимо внимательно прочитать цель работы, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами (ФГОС), краткими теоретическими сведениями, выполнить задания работы, ответить на контрольные вопросы для закрепления теоретического материала и сделать выводы.
Отчет о практической работе необходимо выполнить и сдать в срок, установленный преподавателем.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета и/или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия студента на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи.
Правила выполнения практических работ
1. Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к выполнению практической работы.
2. После проведения практической работы студент должен представить отчет о проделанной работе.
3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в журнале практических работ на листах формата А4 с одной стороны листа.
Оценку по практической работе студент получает, если:
- студентом работа выполнена в полном объеме;
- студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
- отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы;
- студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше.
Зачет по выполнению практических работ студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой практических работ после сдачи журнала с отчетами по работам и оценкам.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Основная литература
В.И. Зыков, А.В. Командиров, А.Б. Мосягин, И.М. Тетерин, Ю.В. Чекмарев. Автоматизированные системы управления и связь. Учебник. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2015г
В.Н. Чудинов, А.А. Терехин, Ф.И. Шаровар. Связь пожарной охраны. Учебник. – М.: Редакционно-издательский отдел, 2014.
Бабурин М.М., Иванов С.А. Основы проводной связи: Учебное пособие. – СПб.: СПбИПБ МВД России, 2015.
Дополнительная литература
1. Дубровский В.А., Гордеев В.А. Радиотехника и антенны. Учебник для техникумов. - М.: Радио и связь, 2012.
Нормативные правовые акты
Приказы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. (Из списка для служебного пользования)
Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи"
Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Интернет-ресурсы:
http://www.mchs.gov.ru/ (МЧС России)
http://www.02.mchs.gov.ru/gu/(ГУ МЧС России по Республике Башкортостан)
Рабочая тетрадь (отчет по выполнению практических работ).
Порядок выполнения отчета по практической работе
Ознакомиться с теоретическим материалом по практической работе.
Записать:
Название работы
Цель работы
Задание
Выполнить предложенное задание согласно варианту по списку группы.
Продемонстрировать результаты выполнения предложенных заданий преподавателю.
Ответить на контрольные вопросы.
Записать выводы о проделанной работе.
Практическое занятие 1
«Создание документов с изображениями, объектами и фигурами в Microsoft Office Word»
Цель работы: Приобрести навыки работы с документами в среде Microsoft Word.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
знать:
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
Краткие теоретические материалы по теме практической работы:
Современный текстовый процессор Microsoft Word предназначен для создания, просмотра, модификации и печати текстовых документов, предусматривает выполнение операций над текстовой и графической информацией. С помощью Word можно быстро и с высоким качеством подготовить любой документ — от простой записки до оригинал-макета сложного издания.
Текстовый процессор – прикладное программное обеспечение, используемое для создания текстовых документов.
Во многих научных и исследовательских работах часто встречаются математические формулы. Для их ввода ППП «Ms Word» имеет в своем арсенале Редактор формул, позволяющий соответствующим образом располагать элементы математических формул и выводить их на печать.
Редактор формул – это инструмент визуального редактирования, размещающий структуры математических формул, в которые можно вводить с клавиатуры и вставлять из буфера числа, буквы, символы и другие элементы.
Редактирование уже введённых в документ Word формул выполняется после двойного щелчка по ним или вызова команды Правка\Объект\ Формула\ Изменить – текстовый редактор Word запускает Редактор формул с готовыми для правки элементами формул.
Для того, чтобы систематизировать разнородную информацию, удобно представить ее в виде таблицы. Таблицы используются для организации и предстваления информации в виде строк и столбцов.
В программе Word нет особой необходимости сначала вводить данные,а затем превращать их в таблицу, хотя и имеется такая возможность (Таблица/Преобразовать).
Проще сразу создать таблицу, щелкнув по кнопке Добавить таблицу, после чего выбрать мышкой нужное количество строк и столбцов, правда, в зависимости от версии программы имеются определенные ограничения у этого способа.
Другой способ задания таблицы – командой Таблица/Добавить/Таблица.
Можно рисовать таблицы и карандашом из панели инструментов Таблицы и Границы.
Задания для практического занятия:
1 Вставить формулу, для чего установить курсор в конец текста и выбрать в меню Вставка команду Объект. В окне Вставка объекта выбрать вкладку Создание, включить опцию поверх текста и в списке вставляемых типов объектов выбрать Microsoft Equation и щелкнуть ОК. После этого на экране развернется панель инструментов Формула, показанная на рисунке 1, в которой имеется две строки инструментов. В верхней строке панели можно выбрать более чем 150 математических символов. В ее нижней строке содержатся шаблоны и наборы, в которых можно выбирать специальные символы (дроби, интегралы, суммы и т.д.).
Рисунок 1- Панель инструментов редактора формул Microsoft Equation
Выбирая символы на панели инструментов Формула и введя переменные и числа, создайте следующую формулу:
2 Вызвать справку редактора формул, для чего в меню Справка выбрать команду Вызов справки. В окне справки на вкладке Содержание просмотреть справочную информацию по темам: Создание и изменение формул, Изменение размеров элементов формул. На вкладке Указатель задать образ команды меню редактора формул, после чего, выбирая в окне справки различные пункты меню, изучить назначение команд меню. Для возврата к предыдущему экрану справки щелкнуть кнопку Назад. По окончании изучения команд меню редактора формул на вкладке Поиск задать образ поиска: вставка символов в формулу и щелкнуть кнопку Вывести. Изучив справку раздела, закрыть окно справки.
3 Выйти из режима редактирования формул и вернуться в редактор Word, щелкнув документ Word.
4 Измените формулу, заменив функции cos(x) на sin(x), для чего дважды щелкните формулу левой кнопкой мыши для вызова ее в окно редактора формул. Используйте команды панели инструментов Формула для изменения формулы. Чтобы возвратиться в Word, щелкните документ.
5. Завершить работу, сохранив документ с именем formula.doc.
6. Создать таблицу по образцу:
Образец 1:
№ п/п
|
Фамилия
|
Рост
|
1
|
Абрамов
|
168
|
2
|
Беляев
|
173
|
3
|
Иванов
|
182
|
4
|
Савичев
|
177
|
5
|
Яковлев
|
172
|
Самый большой рост
|
182
|
Самый маленький рост
|
168
|
Средний рост
|
174,4
|
Образец 2:
День
|
|
Предмет
|
День
|
|
Предмет
|
понедельник
|
1
|
|
четверг
|
1
|
|
2
|
|
2
|
|
3
|
|
3
|
|
4
|
|
4
|
|
5
|
|
5
|
|
6
|
|
6
|
|
вторник
|
1
|
|
пятница
|
1
|
|
2
|
|
2
|
|
3
|
|
3
|
|
4
|
|
4
|
|
5
|
|
5
|
|
6
|
|
6
|
|
среда
|
1
|
|
суббота
|
1
|
|
2
|
|
2
|
|
3
|
|
3
|
|
4
|
|
4
|
|
5
|
|
5
|
|
6
|
|
6
|
|
Контрольные вопросы:
1. Перечислите действия необходимые для создания документа в среде Word?
2. Для чего нужна прикладная программа MS Word?
3. Что такое редактор формул?
4. Как создавать формулы, используя программу MS Word?
5. Какие способы создания таблиц вы знаете?
6.Что нужно сделать, чтобы вставить и отредактировать таблицу?
7. Каким образом можно соединить две ячейки, находящиеся в одной
строке или одном столбце?
8. Как добавить строки в таблицу?
9. Как удалить строки в таблице?
Практическое занятие № 2
«Выполнение работы в сети Интернет. Работа с электронной почтой»
Цель работы: знать принцип работы и типы почтовых программ, формат почтового сообщения, уметь отправлять и получать почту при помощи настроенной учетной записи
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
знать:
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
Краткие теоретические материалы по теме практической работы:
В настоящее время большинство компьютеров используются не изолированно от других компьютеров, а подключены к локальным, распределённым или глобальным компьютерным сетям. Локальная сеть – это группа из нескольких компьютеров, соединённых между собой кабельной линией, через которую компьютеры могут обмениваться информацией. Использование локальных сетей обеспечивает:
- коллективную обработку данных пользователями подключённых в сеть компьютеров и обмен данными между ними;
- совместное использование программ, а также принтеров, модемов, сканеров и другого оборудования.
Локальная сеть используется, в основном, пределах одного здания, поэтому все фирмы, имеющие более одного компьютера, объединяют их в сеть.
Распределённая сеть соединяет группу компьютеров посредством телефонных или кабельных линий (например, межбанковская городская, государственная сеть), т.е. объединяет группу локальных сетей.
Глобальная сеть соединяет группы компьютеров различных стран посредством телефонных каналов или через радиоканалы – посредством спутниковой связи - Internet.
Оборудование для локальных сетей. Для объединения компьютеров в локальную сеть в каждый компьютер вставляется сетевой контроллер, который позволяет ему получать информацию из локальной сети или передавать данные в сеть. Соединяются компьютеры между собой кабелями, по которым происходит передача данных и сигналов управления между компьютерами, принтерами, сканерами и другими подключенными устройствами.
В простейших сетях (для одного помещения) кабели соединяют компьютеры непосредственно, в других (более мощных) соединение кабелей производится через концентраторы(или хабы ) – для сжатия данных и усиления сигналов, коммутаторы - для распределения сигналов и соединения между собой только конкретных, а не всех компьютеров.
Сервер – это специальный компьютер , обеспечивающий функционирование локальной сети.Он является самым мощным компьютером в системе с большим объёмом оперативной и дисковой памяти, имеет повышенную надёжность, высокую производительность ввода-вывода, дублирование устройств и хранимых данных, средства контроля над состоянием сервера, обеспечения бесперебойной работы системы при отказе некоторых устройств и др. На его дисках расположены совместно используемые программы, базы данных и т.д. Остальные компьютеры называются рабочими станциями, на них часто, из соображений экономии или безопасности, не устанавливают жестких дисков. Для сети, состоящей из 20-25 и более компьютеров, наличие сервера обязательно – иначе производительность такой компьютерной системы будет неудовлетворительной. Серверы обычно не используются в качестве рабочих станций.
Для простых сетей функции сервера выполняет один из компьютеров сети.
Программное обеспечение. Операционные системы Windows 98, Windows 2000, Windows XT имеют встроенные возможности по организации небольших локальных сетей, поэтому для компьютеров, использующих эти системы, дополнительное программное обеспечение не требуется. В локальных сетях с выделенным компьютером-сервером используют специальные операционные системы – Novell NetWare, Windows NT Server и др. На рабочих станциях такой локальной сети может использоваться любая операционная система (DOS, Windows и т.д.) и должен быть запущен программный драйвер, который обеспечивает доступ каждого компьютера к сети.
В сетях с сервером применяется также вспомогательное программное обеспечение:
электронная почта – обеспечивает доставку писем и других файлов от одних пользователей сети к другим,
средства удалённого доступа – позволяют подключать компьютер, не входящий в локальную сеть через модем , т.е. по телефонным проводам (модем – это модулятор\демодулятор, преобразующий аналоговый сигнал в цифровой и обратно), в том числе и к сети Internet,
средства групповой работы – позволяют нескольким пользователем совместно работать над одним документом и др.
Internet– это общемировая совокупность компьютерных сетей, связывающая между собой миллионы компьютеров через спутниковый радиоканал, появилась в конце 60-х годов, т.е. это всемирная глобальная компьютерная сеть. WWW (Word Wide Web – «всемирная паутина»)– подсистема Internet, являющаяся всемирной распределённой базой текстовых документов, хранящихся на компьютерах-серверах по всему миру. Поставщиком документов может стать любой человек, имеющий компьютер , подключеный к Internet. Для просмотра других серверов WWW пользователь должен иметь программу просмотра WWW, называемую Web –броузером. Подсоединившись к Internet, пользователь должен ввести имя нужного ему Web – сервера и его содержимое появится на экране. При подключении к Web – серверу на экран выводится Web – страница, похожая на экран справочника Windows- программы, пролистав гиперссылки которого можно за несколько минут про-смотреть любую информацию Web – серверов в десятках стран – научные труды, газеты, журналы, информацию по бизнесу, промышленности, спорту, культуре и т.п.
Задания для практического занятия:
1. Зарегистрироваться на одном из бесплатных серверов www.mail.nn.ru, www.yandex.ru, www.mail.ru, www.nm.ru, www.rambler.ru, www.ok.ru, www.pochta.ru, http://www.nextmail.ru и т.п.
Порядок выполнения:
Запустите программу Internet Explorer через кнопку Пуск - Программы - Internet Explorer или с помощью значка на Рабочем столе (Панели задач).
В адресной строке браузера введите адрес сайта www.yandex.ru.
Выберите ссылку Почта - Зарегистрироваться или Завести почтовый ящик.
-
Заполните форму регистрации.
Примечание. Помните, что:
При введении Вашего имени и Фамилии будут предложены автоматически свободные логины, понравившийся вы можете выбрать или придумать собственный, который будет проверен почтовым сервером, занят ли он другим пользователем.
Поля Логин, Пароль и Подтверждение пароля должны заполняться латинскими буквами, причем пароль должен содержать не менее 4-х символов;
Обязательные поля для заполнения отмечены звездочками.
Подтвердите данные, нажав кнопку Зарегистрировать.
После успешной регистрации появляется ваш личный адрес.
Подтвердите согласие, нажав кнопку Сохранить.
Откройте свой почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере и изучите основные элементы интерфейса.
Порядок выполнения:
Откройте свой почтовый ящик. Примерно так выглядит интерфейс вашего почтового ящика:
Примечание:
Папка Входящие содержит всю поступившую к вам корреспонденцию (на ваш почтовый ящик).
Папка Отправленные cодержит всю отправленную вами другим адресатам в Internet корреспонденцию.
В папку Рассылки складываются письма, которые были одновременно разосланы большому числу пользователей.
Папка Удаленные хранит удаленные письма из любой другой папки.
Работа с почтовыми сообщениями.
Задание:
создайте и отправьте по электронной почте одно почтовое сообщение;
напишите ответ на полученное письмо;
создайте сообщение и вложите в него файл любого формата;
сохраните вложенный в почтовое сообщение файл на локальном диске;
полученное сообщение с вложением перешлите преподавателю.
Порядок выполнения:
Откройте свой почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере, (например www.yandex.ru), введя логин и пароль в соответствующую форму:
-
Создайте сообщение с темой «Распоряжение»:
Щелкните по кнопке панели инструментов Написать письмо;
Заполните заголовки сообщения: Кому, Копия,
|