Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм


Скачать 445.4 Kb.
Название Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм
страница 1/7
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Печатается по изданию: Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство "Питер", 2000. - С.11-34.

Ильин Е.П.

1. ТЕОРИИ ВОЛИ

1.1. ВОЛЯ КАК ВОЛЮНТАРИЗМ


В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 году, с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название "волюнтаризм" и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу, философского направления в изучении воли имеет свою предысторию. Еще Эпикур впервые поставил вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном, свободном выборе поведения. Причиной возникновения подобного учения явился кризис представлений античной философии о том, что главной духовной способностью человека является разум, мышление. Блаженный Августин (354-430) выдвинул положение о том, что действиями души и тела управляет воля. Именно она побуждает душу к самопознанию, строит из чувственных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи. Первенство воли перед интеллектом подчеркивал и Иоанн Дуне Скотт ("воля выше мышления").
          Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.
          Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.
          Оформившись в трудах А. Шопенгауэра в качестве самостоятельного философского направления, волюнтаризм проник и в психологию. Волюнтаристского взгляда на проблему воли придерживались многие видные психологи конца XIX - начала XX века.
          Против такого понимания поведения человека и связанного с этим объяснения воли выступали многие философы и психологи. В частности, еще Спиноза отрицал беспричинное поведение, поскольку сама "воля, как и все остальное, нуждается в причине". Поэтому он писал: "Люди заблуждаются, считая себя свободными. Это мнение основано на том, что свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают" [Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х томах. Т. 1. - М., 1957. - С. 433.]. В то же время сам он понимал волю как такое стремление человека, которое относится только к душе, а не к телу. Воля у Спинозы - это способность, благодаря которой душа утверждает или отрицает, определяет, что истинно, а что ложно, а желание - способность, благодаря которой душа домогается какой-либо вещи или отвращается от нее.
          И. Кант признавал в равной степени доказуемыми как тезис о свободе воли, так и антитезис о том, что воля несвободна. Решая проблему человеческой свободы, Кант подверг критическому анализу как христианское учение о свободе воли, так и концепции механистического детерминизма. Несостоятельность христианского учения о воле И. Кант видел в том, что в нем конечной причиной человеческих поступков выступает не сам человек, а бог. И поскольку эта причина находится вне власти человека, он в конечном счете остается безвольной игрушкой сверхъестественных сил.
          Но и механистический детерминизм, по мнению Канта, является фаталистическим учением, которое превращает человеческое поведение в игру марионеток, трактуя человека лишь как природное существо. В действительности же, писал Кант, человек является не пассивно-механическим, а деятельностно-волевым существом, поскольку он способен ставить перед собой определенные цели и в соответствии с ними строить свои действия. Ошибка материалистов, полагал Кант, состоит в том, что на место божьего всемогущества они ставят могущество природы, перед которой человек оказался таким же беспомощным, как и перед богом. В обоих случаях над человеком стоят внешние, чуждые ему силы.
          Стремясь к компромиссу между материализмом и идеализмом, И. Кант выдвинул тезис о двойственности человека: он является эмпирическим и умопостигаемым существом. В качестве первого он подчинен причинным связям чувственного мира и не обладает свободой. Но как умопостигаемое существо, обладающее нравственной волей, он абсолютно свободен. В отличие от воли, которая определяется чувственными побуждениями, волю, происходящую от разума, Кант называл свободной волей. Он писал, что воля становится свободной при подчинении ее нравственному закону. В силу этого человек оказывается способным действовать не только по чувственным впечатлениям (желаниям), но и на основании представлений о полезном и вредном. "Свободу должно предполагать как свойство воли всех разумных существ", - писал И. Кант [Кант И. Сочинения. В 6-ти томах. Т. 4, ч. 1. - М„ 1964. - С. 300.].
          В отличие от волюнтаристов Кант доказывал, что воля должна быть детерминирована, однако в этой роли выступают не внешние, эмпирические побуждения, лишающие человека свободы, а ничем не обусловленный, существующий априорно, до опыта, нравственный закон, известный любому здравому рассудку. По мнению И. Канта, мысль о свободе человеческой воли навязывается нам именно этим законом. Не будь нравственного закона, люди никогда бы не думали ни о какой свободе воли и не испытывали бы в ней никакой необходимости. Только следуя долгу, человек свободен в своих поступках, ибо долг как нравственный закон имеет свой источник в самой личности.
          Г. Гегель пытался преодолеть дуализм кантовской концепции, согласно которой человек оказывается раздвоенным на мыслящего, с одной стороны, и волящего - с другой. По его образному выражению, воля у человека, если следовать И. Канту, находится как бы в одном кармане, а мышление - в другом.
          Гегель свободу воли считал свободой вообще, включая в нее свободу слова, религиозную свободу и т.д., переведя рассмотрение этого вопроса из личностного аспекта в социально-политический. Свобода, по Гегелю, есть сама воля; это тождественные по своей сути понятия.
          В отличие от позиции Канта, обособлявшего волю от мышления, Гегель выдвинул тезис об их единстве: вне и помимо мышления воля невозможна и она не является некой особой сущностью, наличествующей в человеке наряду с мышлением. Мышление и воля, по Гегелю, - это две стороны духа: теоретическая и практическая; они взаимно проникают и дополняют друг друга. Различие же между ними состоит в специфике подхода к внешнему миру: мышление стремится наиболее адекватно его познать, а воля - преобразовать.
          Свободу воли Гегель рассматривает как необходимую предпосылку практической деятельности человека. Содержательные компоненты человеческого сознания - цели, стремления и т.п. - сами по себе существуют лишь в форме возможности; это только намерения человека. И только воля переводит их из возможности в действительность. Поэтому воля у Гегеля есть деятельность человека.
          Антиподом понятия свободы воли является в учении Гегеля понятие произвола. Здесь он следует за французскими просветителями, один из которых, Ш. Монтескье, подчеркивал, что "свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется... Свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность сделать то, чего должно хотеть [Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955. - С. 288-289.]..."
          Произвол, по Гегелю, это низшая ступень развития воли, "отрицательная свобода". На этой ступени мы имеем дело с природной волей, содержание которой составляют страсти, влечения, склонности и т.п. В социальном плане произвол есть выражение крайнего субъективизма и эгоизма, идущего вразрез с принципами, регулирующими жизнедеятельность человека в интересах общества в целом. Сознательный, свободный человек должен подавлять в себе субъективистские тенденции и воспитывать "чувство ничтожности себялюбия".
          Последний представитель немецкой классической философии Л. Фейербах тоже стремился найти научное решение проблемы свободы воли. Поэтому он отбросил представления о свободе воли как о сверхъестественном феномене некоей сущности, лишенной материального носителя.
          Воля, считал Фейербах, может быть лишь у живого, чувствующего человека, "ибо что такое воля, как не желающий человек [Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х томах. Т. 1. - М., 1955. - С. 580.]?" Предмет, способный удовлетворить желание, становится желаемым и вызывает ощущение, которым направляется стремление субъекта к этому предмету. Поэтому первым условием проявления воли, по Фейербаху, является ощущение. Где оно отсутствует, там нет и воли. В этом смысле воля несвободна, но она хочет быть свободной.
          Л. Фейербах выступает против гегелевского отождествления воли и мышления, хотя и не отделяет их друг от друга: нет мышления без воли, она должна присутствовать в нем, так как в противном случае мышление было бы пустым, бесплодным и мертвым.
          Однако Фейербах критиковал механистический детерминизм (присутствующий в понимании воли как рефлекса) за абсолютизацию необходимости, приводящей к фатализму. "Ни одно человеческое действие не случается, конечно, с безусловной абсолютной необходимостью, ибо между началом и концом, между чистой мыслью и действительным намерением, даже между решением и самим действием может еще выступать во мне бесчисленное количество господствующих звеньев..." (там же, с. 639).
          Против волюнтаризма выступали и физиологи, которые волевое (произвольное) поведение рассматривали не только как детерминированное, но и как рефлекторное. Впервые это положение было обосновано И. М. Сеченовым в его классической работе "Рефлексы головного мозга". Сеченов выступал против мысли о том, что "так как человек волен поступать и согласно своим мыслям и желаниям, и наперекор им, - значит, между ними и поступками должна стоять особая свободная сила, которая и называется волей" (1953, с. 246).
          Противники волюнтаризма утверждали, что свобода воли означает не что иное, как возможность принимать решения со знанием дела. Причем эта возможность относится и к подавлению побуждений, а не только к инициации действий. Недаром Л. С. Выготский (1983), ссылаясь на Блонделя, писал, что волевое, или произвольное, поведение есть поведение социальное по своему существу и что максимум воли есть максимум повиновения. Поэтому отсутствие свободы в принятии решений еще не говорит об отсутствии воли.
          В советской психологии и философии волюнтаризм стал нарицательным понятием, означающим господство произвола, ничем не ограниченного удовлетворения потребностей, желаний ("чего моя левая нога захочет").
          Однако необходимо отметить и положительную роль, которую сыграло это направление, в частности - в отстаивании понимания воли как самостоятельной проблемы, как качественно своеобразного психического явления, несводимого к ассоциации представлений и движений, которое нашло отражение в "автогенетических" теориях воли (В. Вундт, 1912; Н. Ах [N. Ach, 1905, 1910]; И. Линдворский [J. Lindworsky, 1923]). Кроме того, обсуждение темы "свободы воли" привлекло внимание и к проблеме "свободного выбора".
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon 1. теоретический анализ литературы по проблеме развития воли и произвольности...
...
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. №2, 3-14 c
Рассказывать о психологии воли, особенно если нужно рассказывать очень коротко, затруднительно, как, впрочем, затруднительно коротко...
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon 1: Управление как целенаправленный процесс
Управление как воздействие и как взаимодействие. Организационные связи субординации, координации, реординации. Основные характеристики...
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Рабочая программа дисциплины (модуля) по дисциплине
Освоение студентами теории марковских цепей как составной части теории случайных процессов, а также связанных с ней разделов общей...
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Наша воля чиста, как слеза, откровения нам открывают глаза: в тонком...

Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Уважаемый коллеги, добрый вечер. Продолжаем нашу работу. Как мы с...
Продолжаем нашу работу. Как мы с вами и договаривались, у нас сегодня выступление Виктора Вахштайна «Смысл и действие в классической...
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Упражнение задание тестовое задание: точки пересечения
«задание» и «упражнение», которые тем не менее с точки зрения теории речевой деятельности, психологии, уровневой теории владения...
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Кафедра информатики и математики
Эти модели — результат развития математической экономики как части экономической теории
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Матрёшки на округлости земли
Гермес (Hermes)он же Меркурий- загорелый античный бог 25 лет, поклонник олимпийских видов спорта, вестник воли Зевса
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Учебное пособие. М.: Издательство "Март", 2004. Предыдущая
Моделирование как метод теории принятия решений и анализ ряда конкретных моделей предмет четвертой части. Приводятся методы принятия...
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Уэбстер Ф. Теории информационного общества. 2000.
«информационной» экономики. В предлагаемой книге Фрэнк Уэбстер подвергает критическому анализу теории Д. Белла, М. Кастельса, Г....
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Перевод с английского
Беркли, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии и автор выдающихся...
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Кафедра теории и практики перевода С. М. Вопияшина, О. Н. Матвеева научное
Рецензент: Т. Г. Никитина, к ф н., доцент кафедры теории и практики перевода тф мир
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Расстрельные 30-е годы и профсоюзы
Результатом этой теории, теории вражды и подозрительности стала гибель лучших представителей партии, государства, деятелей науки,...
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Сборник конкурсных работ
Д э н., профессор В. А. Ильин (отв редактор), к э н. М. Ф. Сычев (зам редактора)
Ильин Е. П. Теории воли воля как волюнтаризм icon Факультет технологии и предпринимательства кафедра теории и методики...
Технология и методика обучения работе на швейной машине, как средство овладения основами творческой деятельности

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск