Скачать 166.29 Kb.
|
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ Математические модели в экономике и управленииРабочая учебная программа дисциплины Специальности: 080103.65 «Национальная экономика», 080107.65 «Налоги и налогообложение», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Составитель: Биккин Х. М., канд. физ. мат. наук, доцент Екатеринбург 2008 ВВЕДЕНИЕПриложения математики в социально-экономических науках развивались параллельно с развитием самой математики, а первые опыты построения математических моделей в общественных науках связаны с использованием физических аналогий при изучении социальных процессов в XVII—XVIII вв., которые заложили основу «социальной физики». К настоящему времени в экономической теории прочно закрепились различные модели взаимодействия рынков рабочей силы, товаров и денег, модели описывающие деятельность фирм, модели поведения потребителя и многие другие. Эти модели — результат развития математической экономики как части экономической теории. Существенно, что подавляющее большинство экономических процессов протекает во времени, вследствие чего математические модели, адекватные объекту исследования, должны быть динамическими. Один из традиционных подходов к прогнозу развития динамических экономических процессов — квазистационарный. В рамках такого подхода анализируется как смещается точка равновесия соответствующей динамической модели при изменении тех или иных параметров последней. В макроэкономике квазистационарный подход опирается гипотезу о существовании на конкурентных рынках автоматического равновесного механизма –«невидимой руки Адама Смита». Иначе говоря, при использовании квазистационарного подхода развитие любой сложной экономической системы рассматривается как смена одного устойчивого состояния другим с кратким периодом перехода от одного к другому. Цель курса – познакомить студентов с основными простыми математическими моделями, используемыми для описания ряда социально-экономических процессов, дать основной математический аппарат и привить навыки использования пакетов прикладных программ, прежде всего MS Excel, для решения экономических и управленческих задач, моделирования и анализа экономических и других практических ситуаций, сводящихся к поиску оптимального решения. Таким образом, курс как фундаментальная дисциплина, ориентирован на освоение приемов математической формализации задач экономико-управленческого содержания, их исследования и решения. Существенным отличием курса от большинства других подходов к моделированию экономических процессов является использование динамических подходов там, где это оказывается возможным. Курс состоит из трех основных блоков: моделирование макроэкономических процессов, моделирования поведения потребителей и производителей и моделирование процесса принятия решения в экономике. Такой подход позволяет рассмотреть в небольшом по объему курсе основные типы моделей, которые широко используются при изучении различных разделов экономики. Как учебная дисциплина, курс опирается на такие разделы вузовской математики, как анализ функции одной и нескольких переменных, экстремум и методы его поиска, элементы линейной алгебры (системы линейных уравнений и неравенств), элементарные навыки решения дифференциальных уравнений. В результате освоения курса студент должен овладеть следующими понятиями, практическими навыками и умениями:
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Примечание. В таблице «Тематический план» данные в скобках в графах «практ.» и «самост.» относятся к специальности 080103.65 «Национальная экономика». СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Математическая модель в экономике и ее элементыКлассификация моделей экономики. Понятие математической модели. Основные этапы и принципы построения экономической модели. Агрегирование как важнейший принцип макроэкономического анализа. Основные макроэкономические агенты: Агрегирование рынков. Схемы кругооборота продукта, расходов и доходов (или модели круговых потоков – model of circular flows). Односекторная, двухсекторная и трехсекторная модели экономики. Основное экономическое тождество для односекторной, двухсекторной и трехсекторной моделей экономики. Экзогеннные и эндогенные переменные. Управляющие параметры. Основные виды моделей в экономике и их классификация. Описательные модели и модели принятия решений. Детерминированные и стохастические модели. Статические (стационарные) и динамические модели. Модели с дискретным и непрерывным временем; Оптимизационные и игровые модели. Поведенческие, технологические, институциональные и дефиниционные модели. Математическая экономика и эконометрика. Основные этапы практического построения модели и ее анализа. Математическая структура модели и ее содержательная интерпретация. Неполнота экономико-математических моделей. Тема 2. Производственные функции и их свойства. Статические модели экономики. Модель Межотраслевого баланса ЛеонтьеваМакроэкономические производственные функции. Предельные и маргинальные величины, Эластичность. Частная эластичность. Изокванты и изоклинали. Производственные функции Леонтьева и Кобба – Дугласа. Понятие предельной нормы замены. Класс функций с постоянной эластичностью замены труда фондами. Примеры статических моделей экономики. Модель многоотраслевой экономики Леонтьева. Тема 3. Задачи оптимизации производства. Модели принятия решений в экономике и управлении. Принятие решений в условиях рискаПринятие решений в условиях определенности. Оптимизация при наличии ограничений. Задачи линейного программирования. Графическая интерпретация задачи линейного программирования. Теоремы двойственности в линейном программировании и их экономический смысл. Многокритериальная оптимизация. Теоретико-игровые модели принятия решений в экономике. Классификация игр. Матрица выигрышей. Максиминные и минимаксные стратегии. Модели принятия решений. Взаимосвязь теории игр и линейного программирования. Игры с природой и антагонистические игры. Принятие решений в условиях риска. Тема 4. Динамические модели макроэкономики с дискретным и непрерывным временем. Моделирование экономических цикловЭкономика как динамическая система. Дифференциальные и конечно-разностные модели экономики. Динамическая линейная модель Кейнса и ее интерпретация. Траектория динамической системы в фазовом простанстве. Понятие равновесия в экономике. Виды равновесия. Крест Самуельсона – Хансена. Понятие стационарной точки экономической системы. Устойчивость стационарного состояния экономической системы. Нелинейная модель Кейнса. Понятие Бифуркации и хаотического поведения в экономике. Модель Самуельсона–Хикса. Стационарное решение в модели Самуельсона–Хикса. Условия возникновения колебаний объема ВВП в этой модели. Понятие экономических циклов. Волны макроэкономической динамики. Предпосылки циклического развития экономики. Цикличность ВВП в модели Самуельсона–Хикса. Модели установления равновесной цены на рынке одного товара. Паутинообразная модель. Модель Эванса с дискретным и непрерывным временем. Модель Вальраса. Возникновение циклических колебаний цены. Динамика занятости и фондов потребления. Модель Гудвина. Стационарное решение в модели Гудвина. Поведение экономической системы при небольшом отклонении от стационарной точки. Понятие о равновесии и устойчивости в динамических системах, описываемых дифференциальными и разностными уравнениями. Устойчивость экономического развития. Тема 5. Моделирование экономического ростаМакроэкономический рост и его показатели. Экстенсивный и интенсивный рост экономики. Факторы и пределы экономического роста. Моделирование макроэкономического роста. Динамическая модель Леонтьева и Неймана. Модель Домара. Неустойчивость равновесного роста в модели Домара. Модель Харрода. Основные недостатки моделей Харрода и Домара. Односекторная схема агрегированной национальной экономики и ее математическая формализация. Базовая модель Солоу. Устойчивость равновесного роста в модели Солоу. «Золотое» правило накопления. Проблема технологического роста и ее решение в модели Солоу. Обобщение модели Солоу на случай многосекторной экономики, учет влияния государственного регулирования. План лекции № 1
Литература: [1], [2], [10]. План лекции № 2
Литература: [1], [2], [3], [9]. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ1 Занятие 1. Производственные функции. Средние и предельные величины. Линейная модель межотраслевого баланса Леонтьева Производственные функции и их смысл. Примеры производственных функций. Функции Кобба – Дугласа и Леонтьева. Понятия средних, предельных величин, эластичности, предельной нормы замещения труда капиталом, изоквант и изоклиналий. Статическая модель межотраслевого баланса Леонтьева. Таблица и тождества межотраслевого баланса. Модель Леонтьева с ограничениями. Литература: [1], [7]. Занятие 2. Задачи оптимизации производства. Модели принятия решений в экономике и управленииОптимизация при наличии ограничений. Решение задач линейного программирования. Графическая интерпретация задач линейного программирования. Постановка двойственных задач линейного программирования. Приемы создания табличной модели, приводящей к созданию легко интерпретируемого отчета по устойчивости. Решение задач, в которых анализируется отчет по устойчивости. Литература: [1], [2], [3]. Занятие 3. Решение различных вариантов транспортных задач. Задачи назначенияЗадачи с несбалансированным объемом перевозок и недопустимыми путями. Возможность многокритериальной оптимизации в транспортных задачах и ее природа. Задачи назначений как вариант транспортной задачи. Интерпретация отчета по устойчивости в транспортных задачах и задачах о назначении. Особенности интерпретации отчета по устойчивости при использовании прямых ограничений на переменные модели. Литература: [1], [2], [4]. Занятие 4 Моделирование макроэкономической динамики. Модель экономического роста Солоу. Базовая модель СолоуМодели экономического роста. Базовая модель Солоу. Эндогенные и экзогенные переменные модели. Модель Солоу в исходных и удельных величинах. Равновесие в модели Солоу. Золотое правило накопления. Литература: [1], [6]. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1 Приведен перечень тем аудиторных практических занятий для специальности «Национальная экономика». Для специальностей 080107.65 «Налоги и налогообложение», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» аудиторными являются только занятия 2 и 3. |
Конкурсе видеоуроков учителей и преподавателей математики и информатики Ехнологий боу дпо (ПК) с «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии в рамках XXVI республиканского методического... |
В нижегородской академии мвд россии объявлен конкурс на замещение... Кафедра профессиональной деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности |
||
Фгбоу впо «Ишимский государственный педагогический институт им. П.... Формирование учебно – познавательной компетенции учащихся при обучении доказательству теорем в курсе стереометрии |
Кафедра информатики и математики Цели и задачи дисциплины: дать комплексные знания необходимые как для управления информационными системами организации, так и практического... |
||
Гбоуво рк «крымский инженерно-педагогический университет» Факультет... Программные средства разработки flash-приложения «анимация для школьников» 22 |
Образования Российской Федерации томский государственный университет... Алгоритм построения совокупной модели пересечения трехмерных объектов, 3ds формат, dll, плагин для 3ds max |
||
Э. Г. Дадян Информационные технологии Рекомендовано Советом Учебно-методического департамента математики и информатики, протокол № от г |
Алтайского государственного университета Автор: Кулаков К. М. старший преподаватель кафедры математики и прикладной информатики |
||
Федеральное агентство по образованию сахалинский государственный университет Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методической комиссией факультета математики, физики и информатики |
Место научно-исследовательской работы в структуре образовательной программы Современные проблемы прикладной математики и информатики", " Современная философия и методология науки" |
||
Методические рекомендации по освоению учебного материала 2 Литература... Автор: Рязанова О. В., ст преподаватель кафедры математики и прикладной информатики |
Работа с субд mysql Учебное пособие по выполнению лабораторных работ О. Н. Лучко, профессор, зав кафедрой прикладной информатики и математики Омского государственного института сервиса |
||
Паспорт кабинета информатики Использовать кабинет информатики с целью освоения средств икт на уроках информатики и в свободное от уроков время |
«компетентностный подход на уроках информатики» предназначена для... Щерба Валентина Юрьевна, учитель информатики, мкоу «Средняя ощеобразовательная школа №5, г. Киренска» |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет Бизнес-Информатики Кафедра инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет бизнес-информатики Кафедра инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий |
Поиск |