Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста


Скачать 322.57 Kb.
Название Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Документы
  1   2   3




РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения.

  2. Для детей с низким уровнем развития внимания особенно важно всегда начинать приготовление уроков в одно и то же время. Тогда им легче  настроиться на работу. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение.

  3. Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п.

  4. В перерывах между сложными видами работы используйте приемы расслабления или двигательную разрядку.



 Например, если ваш ребенок невнимателен при чтении и письме, предложите ему такое задание. Возьмите несколько страниц печатного текста из старой книги или журнала (шрифт должен быть достаточно крупным). Инструкция: "Вычеркни все буквы "т", а буквы "д" обведи кружком". А потом вместе с ребенком проверьте, сколько допущено ошибок. Упражнение можно повторять каждый день, меняя инструкцию. Постепенно количество ошибок будет снижаться.

    Можно найти специальные фигурные таблицы для тренировки способности к переключению внимания. Дается инструкция в каждой фигурке таблицы поставить определенный значок. Например: в квадрате - горизонтальную черточку, в кружке - вертикальную, в треугольнике - точку и т. д.

    Известное упражнение - отыскивание по порядку чисел, произвольно разбросанных на листе бумаги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу.

    Возможно, что вашему ребенку понадобится тренировка специфического вида внимания. Например, он хорошо воспринимает информацию, представленную в зрительном, наглядном виде. И благополучно пропускает то, что предъявляется на слух. Вспомните выражение "в одно ухо влетает, из другого вылетает". Это про него. Значит, необходимо развивать у такого школьника слуховое внимание, учить его сосредоточиваться на своих слуховых ощущениях. Попросите его закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. А затем пускай перечислит то, что услышал (шум льющейся на кухне воды, звуки с улицы, разговор за стеной и т.д.). Или такое упражнение: вы называете ребенку в произвольном порядке несколько имен. Каждое должно прозвучать несколько раз. Например: Катя, Антон, Даша, Дима, Антон, Антон, Даша, Катя, Дима, Катя и т.д. При этом отмечаете для себя, сколько раз назвали то или иное имя. Задача ребенка - сказать, сколько раз прозвучало каждое имя.

    Бывает, что ребенок, наоборот, недостаточно внимателен при восприятии зрительной информации. В таком случае стоит тренировать его наблюдательность, умение подмечать детали, сравнивать величину, цвет, положение предметов, другие признаки. Возьмите несколько любых мелких предметов, расположите их на столе. Попросите ребенка в течение 30 секунд рассмотреть эту композицию. Затем он отвернется, а вы в это время что-то измените: переставите предметы, добавите такой же, но другого цвета, что-то вовсе уберете. Ребенку нужно сказать, что изменилось. Полезно сравнение двух картинок, похожих на первый взгляд, но различающихся в деталях.

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены периодически включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

1. Упражнение "Да и нет, не говорить"

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила гардероб. Что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать, «Р» не выговаривать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова. Вопросов должно быть много.

- Вы поедете на бал?

- Какое на Вас будет платье?

- Вы на чем Вы поедете? И другие.

- Вы сегодня завтракали?

- Ваша прическа вам нравится?

- Вы сегодня не опоздали на занятия?

- Вы левша?

- Кино вы любите?

- Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?
5. Игра "Что изменилось?"

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

7. Где, чей домик? (устойчивость внимания)

Предложите ребенку рисунок с изображением разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где, чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.

8. Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и анализируйте их.

10. Картинки "Найди отличие"

Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

11. Упражнение "Раскрась вторую половинку"(

ражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

12. Упражнение "Цифровая таблица"

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.

1

10

11

18

7

16

20

3

14

22

2

25

9

13

24

12

5

21

4

17

19

23

15

6

8

Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 35, из них 10 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения этого задания.

Если же эти упражнения оказались трудными для сына или дочки, составьте более простую таблицу, например из 9 клеточек.

13. Птица - не птица

Веселая игра на внимание и знание птиц. 
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:

"А муха - это кто?" 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Мухи и стрижи...

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны, 
Галки, макароны.,

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи, 
Чайки и моржи

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чибисы, чижи, 
Сойки и ужи.

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чайки, пеликаны, 
Майки и орланы. 
Голуби, синицы, 
Цапли, соловьи, 
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Утки, гуси, совы, 
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Палки и стрижи, 
Бабочки, чижи, 
Аисты, кукушки, 
даже совы-сплюшки, 
лебеди и утки - 
и спасибо шутке!

14. Летела корова 

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
15. Топ-хлоп.

Игра на развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. 
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

16. Игра "Пуговица"

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

17. Игра "Маленький жук"
"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю.Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

18. Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания

(умения выполнять несколько дел одновременно).
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

19. Упражнение на распределение внимания
Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.
а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.

Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

(Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами".Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.)

Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.
  1   2   3

Похожие:

Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Общие рекомендации для родителей по развитию внимания детей дошкольного возраста
Занимаясь с ребёнком, не прячьте свои эмоции, проявляйте удивление, интерес, восторг!
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Картотека игр по развитию внимания у детей дошкольного возраста
Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Влияние гаджетов на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста
Тема: Влияние гаджетов на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Методические рекомендации по проектированию адаптированных образовательных...
Нормативно-правовые основы проектирования адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными...
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Пояснительная записка в современном образовании вопрос о необходимости...
В специальной литературе отмечается, что обучение иностранным языкам с раннего дошкольного возраста способствует развитию у детей...
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Н. Н. Заваденко Родителям о развитии речи у детей
Почему родителям следует обращать пристальное внимание на развитие речи у ребенка?
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Влияние техники модульное оригами на развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Дипломная работа на тему: «Коррекционно-логопедическая работа по...
«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Муниципального образования ханты-мансийского автономного округа-югры городской округ
Цель: дать родителям понятия, что игра является одним из средств формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного...
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Программа по развитию эстетического отношения детей старшего дошкольного...
...
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Патронаж новорожденного и грудного ребенка (с патронажной сестрой или участковым педиатром). Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного...
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста...
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста...
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Закон РФ "Об образовании", Конвенцию о правах ребёнка. Типовое положение...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №37
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Инновационный проект «Пальчиковая страна»
Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста
Рекомендации родителям по развитию внимания у ребенка дошкольного возраста icon Проекта
Проект Комплекс мероприятий по развитию, коррекции и совершенствованию невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск