Скачать 2.82 Mb.
|
Проект «Комплекс мероприятий по развитию, коррекции и совершенствованию невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2-3 уровня «Общение без мучения». Автор проекта: учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №10 компенсирующего вида» г. Сосногорска Сысоева Наталья Александровна. Паспорт проекта:
Введение. Анализ научной литературы и изучение опыта педагогов по вопросу развития невербальных средств коммуникации у детей с речевой патологией. Необходимость оптимизации коррекционно-логопедической работы, поиска новых эффективных средств коррекции речевого недоразвития обуславливает расширение тематики традиционных логопедических исследований и смещение интереса логопедов с внешней стороны речевой деятельности на её внутреннее содержание. В центре внимания оказываются вопросы мотивации речевого порождения, его когнитивных и структурно-функциональных компонентов. В связи с этим меняется и взгляд на невербальную составляющую речевого процесса. Если раньше невербальные компоненты коммуникации воспринимались исключительно как средства, тормозящие речевое развитие детей и мешающие эффективной логопедической работе, то в современных логопедических исследованиях всё чаще звучат призывы к проведению невербальной пропедевтики речи у детей с речевой патологией. Теоретическим основанием для подобного рода исследований служит ряд положений психологии и психолингвистики: о невербальных компонентах общения как базисе речеязыкового развития; о мысли как об экстралингвистическом явлении, которая может быть выражена как вербально, так и невербально; о невербально по природе коммуникативной потребности, обуславливающей прогрессирование речевых механизмов. Так, согласно семиотическому подходу невербальные средства представляют собой относительно независимую знаковую систему, существующую параллельно с языковой и обладающую собственным планом выражения и содержания (Б.Ф.Ломов, Е.Н.Панов, Н.Г.Салмина, Ю.С.Степанов). Согласно лингвистическому взгляду невербальные средства общения дополняют, уточняют, объясняют, интерпретируют вербальный текст, проясняют его подтекст, усиливают экспрессивность и выразительность высказывания (Е.М.Верещагин, Ю.Н.Караулов, Г.В.Кольшанский, В.Г.Костомаров, Б.де Куртюне, Ф. де Соссюр). Согласно психолингвистической точке зрения процессы продуцирования и рецепции речи неизбежно опираются на невербальные структуры. Вербальная и невербальная системы знаков рассматриваются как взаимосвязанные , достигающие своего значения и ценности в рамках речевой деятельности только в условиях взаимной интеграции и взаимного присутствия (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, И.А,Зимняя, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, Н.И.Жинкин). Н.И.Жинкин, раскрывая специфику внутренней речи, отмечает, что базовый компонент мышления – это особый язык интеллекта (универсальный предметный код), имеющий принципиально невербальную природу. В.А.Лабунская указывает, что «…наиболее веским аргументом в ползу приоритета невербального языка над вербальным служат результаты, свидетельствующие об интернациональном характере основных мимических картин, поз, набора жестов». Анализ работ по детской психологии и онтолингвистике показывает, что согласно мнению большинства исследователей предпосылки речи имеют невербальную природу (Е.Д.Божович, Е.Н.Винарская, И.Н.Горелов, А.А.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин, А.М.Шахнарович). несмотря на разницу в направлении исследования речевого онтогенеза (нейролингвистическое, психолингвистическое, психологическое, логопедическое), учёные приходят к сходным выводам о базовых предпосылках речи. Исследователи сходны во мнении, что невербальные средства общения являются генетическими предшественниками и базовой предпосылкой речи. В целом они составляют базис для формирования речевой мотивации, речевой семантики, речевой выразительности и речевой антиципации. Обнаружено, что с появлением словесного языка невербальные компоненты не исчезают. Они продолжают активно функционировать, образуя особый язык интеллекта. На протяжении дошкольного возраста доля вербальных и невербальных средств общения в коммуникативном поле ребёнка меняется, но сохраняется связь вербальных и невербальных структур. Актуальность темы. Необходимость невербальных сигналов для общения подтверждается экспериментальными исследованиями, из которых следует, что слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут интонации, модуляции голоса и 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты. Речь как основа коммуникативного процесса представляет собой знаковую систему. К таким системам принадлежит и невербальная коммуникация, которая включает в себя 5 подсистем:
относятся:
В работах по изучению онтогенеза детской речи доказана огромная роль невербальных компонентов в ее появлении и совершенствовании (П.К.Анохин, Н.И.Жинкин, Л.С.Выгодский, В.А.Гиляровский, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, М.Н.Лисина, А.Р.Лурия и др.) Экспериментальные данные (Л.С.Волковой, Т.С.Когнивицкой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной и др.) показали недоразвитие паралингвистических, экстралингвистических средств общения у детей с ОНР. Анализируя деятельность общения, мы выявили, что у детей с речевой патологией, страдает не только вербальная, но и невербальная коммуникация. Нарушена синхронность, согласованность двойной связи: коммуникативной (вербальной) и метакоммуникативной (двигательной), эмоциональной, интонационной, жестовой, предшествующей в онтогенезе вербальной. У детей с патологией речи нарушается не только способность самовыражения, передачи коммуникативной и метакоммуникативной информации, но и способность восприятия этих видов информации от других лиц. Необходимость работы по развитию средств невербальной коммуникации в настоящее время уже получило признание в логопедии, хотя в большинстве методических руководств эта работа представлена скорее декларативно, нежели как определенная целенаправленная система. На наш взгляд, развитию невербальных средств общения, как базы для вербальной речи отводится недостаточное место в связи с тем, что такая работа более традиционна и естественна в раннем возрасте, а история логопедической работы с детьми раннего возраста в нашей стране еще очень недолгая. Однако, эти компоненты речи очень важны для социализации ребёнка, особенно, если речь идёт о детях с речевой патологией. Умение общаться повышает уверенность в себе, эта уверенность помогает ему расслабиться и обеспечивает базу для развития речи. Развитие невербальных средств коммуникации часто оказывается недостаточно охваченным коррекционной деятельностью логопеда. Однако, как показали наши исследования, распространенность данных нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию невербальных средств общения должное внимание. Новые коррективы вносит и век информационных технологий. В последнее время педагоги и психологи отмечают снижение у детей и подростков так называемого «эмоционального» интеллекта, и связывают это с тем, что дети довольно в раннем возрасте овладевают компьютерными технологиями и предпочитают общаться с помощью социальных сетей и всевозможных приложений, вместо «живого» общения. Привычка не видеть собеседника в реальности и не воспринимать его жесты, мимику, позы, интонации речи, силу и высоту голоса, приводит к тому, что дети не всегда правильно понимают, или не могут правильно интерпретировать получаемую информацию от виртуального собеседника. Это значительно затрудняет и обедняет общение и социализацию ребёнка в целом. Ведь видеть смайлики на экране монитора это совсем не то же самое, что видеть реальные эмоции собеседника. Таким образом, вопрос о развитии невербальных средств коммуникации у детей с ОНР является актуальным и социально-значимым. Инновационность данного проекта в том, что это новый курс занятий, игр, консультаций для воспитателей и родителей, семинаров-практикумов для воспитателей и родителей. Его можно применять как в работе с детьми с патологией речи, так и с нормально говорящими детьми, так как проблема социализации и адаптации детей крайне актуальна в современном мире. В результате дети получают новые знания, умения и опыт невербальной коммуникации для более успешного понимания других людей. Так же данный курс поможет изменить отношение воспитателей и родителей к данной проблеме. Кроме того, развитее невербальных компонентов речи поможет более эффективно корректировать речевые нарушения. В настоящем проекте отражены все необходимые разделы работы по коррекции, развитию и совершенствованию невербальных средств общения, что значительно обогащает и делает коррекционный процесс по устранению ОНР у детей более интересным и увлекательным. А так же развивает у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на ненасильственную модель поведения; что очень важно, так как способность оценить других, способность выразить себя, свои чувства и мысли через общение являются путем к успеху в жизни (см. приложение № 1, стр. 20 – 31). Мы предполагаем, что:
Вышеуказанные трудности, проявляющиеся в коммуникативной деятельности дошкольников, побудили нас к изучению владения невербальными средствами общения у старших дошкольников с ОНР, и разработке системы работы по развитию, коррекции и совершенствованию невербальных средств общения у детей с патологией речи. Проведенное нами экспериментальное исследование подтвердило целесообразность и необходимость использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе. Цель проекта Создание нового разностороннего теоретического и практического коррекционно – педагогического курса для развития навыков невербального общения детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста профилактически – развивающей и коррекционно – компенсаторной направленности, главной целью которого является формирование, развитие, коррекция и совершенствование невербальных средств коммуникации у старших дошкольников с ОНР 2 – 3 уровня, для более эффективной коррекции речевых нарушений, развития «эмоционального» интеллекта и успешной социализации детей в обществе. А так же повышение компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития невербальной коммуникации у детей. Качественное улучшение традиционной логопедической работы. Внесение новых разнообразных видов деятельности в традиционные логопедические занятия. Повышение творческого потенциала логопеда, создание условий для формирования высокого уровня заинтересованности детей на занятиях для более эффективного усвоения новых знаний. Ведущие ПРИНЦИПЫ курса:
Реализация этого принципа предполагает постановку и решение на каждом занятии задач, которые учитывают имеющийся и необходимый уровень развития невербальной коммуникации и речи у детей.
Одновременное проведение воспитательной и коррекционно – педагогической работы. Реализация этого принципа предполагает расширение работы по развитию речи и устранению ОНР по сравнению с объемом содержания обучения в обычной логопедической группе.
Учет возраста детей при обучении, а так же динамики развития, характера речевых нарушений и вторичных отклонений у детей, если таковые имеются.
Учет общих закономерностей развития средств невербальной коммуникации и речи. А так же целенаправленность, поэтапность, систематичность коррекционно – развивающего процесса.
Содержание, методы, приемы работы, объем и продолжительность занятий соответствуют интеллектуальному и речевому уровню развития детей. Завышение программных требований, если материал занятия доступен детям. Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение целям занятия.
Реализация предполагает управление мотивационной стороной невербального общения. Средством при реализации является отбор дидактического материала, который значим для детей в данный момент. Важным условием активности детей является понимание ими способа выполнения задания. Выбор педагогом оптимальных манеры ведения занятия, тона, темпа речи, силы голоса.
На фоне коллективной работы активизация всех детей на занятии. При затруднении в усвоении материала, проводятся дополнительные подгрупповые и индивидуальные занятия.
Обеспечение всех видов работы наглядным материалом, правильный его подбор: достаточный размер, соответствие возрасту, эстетичность, современность. Задачи проекта:
Основные методы и приёмы реализации:
Ожидаемые результаты: Исходя из поставленной цели, мы предполагаем, что:
Продукт проекта: Продуктами нашего проекта являются приемлемые эффективные средства для решения поставленных задач:
Основные формы реализации проекта. Для реализации основной цели и решения поставленных задач нами были использованы следующие формы работы:
План реализации (этапы).
- Глубокое изучение тематики проекта, научных работ на данную тему (см. приложение № 1); - Пополнение предметно-развивающей среды; - Разработка диагностического инструментария для выявления уровня развития невербальных средств коммуникации у детей с ОНР 2 – 3 уровня (см. приложение № 4); - Формирование банка данных об уровне компетенции воспитателей и родителей в вопросах невербальной коммуникации (см. приложение № 10).
- Проведение исследования уровня развития средств невербальной коммуникации у старших дошкольников с ОНР, посещающих логопедические группы (см. приложение № 4, приложение № 5); - Выявление уровня развития средств невербальной коммуникации у старших дошкольников с ОНР, посещающих логопедические группы (см. приложение № 6); - Разработка специального комплекса мероприятий (занятий, игр, консультаций, семинаров-практикумов, игровых тренингов) по развитию невербальных средств коммуникации у детей с патологией речи (см. приложение № 2, приложение № 3, приложение № 8, приложение № 9, приложение № 10); - Реализация специального курса занятий, игр, консультаций по развитию невербальных средств коммуникации у детей с патологией речи «Общение без мучения» (см. приложение №2, приложение № 3, приложение № 8, приложение № 9, прил. № 10, прил. № 11); - Проведение контрольного исследования уровня развития средств невербальной коммуникации у детей, сравнение результатов с исходными и с результатами детей контрольной группы (см. приложение № 6 стр. 60, приложение № 7); - Обобщение и распространение опыта работы.
- Анализ достижения целей и полученных результатов - Определение дальнейших направлений реализации проекта в работе ДОУ. Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта. Анализируя полученные данные в ходе контрольного исследования, которое проводилось в конце обучения с использованием тех же тестовых методик, что и в ходе констатирующего эксперимента, а так же в ходе сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп, мы сделали вывод о высокой эффективности курса «Общение без мучения». Об этом свидетельствует (и является индикаторами):
Условия реализации проекта, ресурсы. Разработанная модель обучения реализуется преимущественно учителем-логопедом и осуществляется под его руководством другими участниками воспитательно-образовательного процесса (детьми, воспитателями и родителями). Для решения поставленных задач учитель-логопед использует отдельные фронтальные формы работы, а также элементы технологии включаются и в традиционную логопедическую фронтальную, подгрупповую и индивидуальную образовательную деятельность. Тематика занятий, игр согласовывается с лексической темой недели (см. приложение № 8, приложение № 11). Для закрепления и совершенствования полученных в ходе специальной коррекционно-развивающей образовательной деятельности умений по использованию различных невербальных средств коммуникации, в курсе «Общение без мучения» предложены игры, соответствующие данному этапу работы, воспитателям и родителям детей (см. приложение № 9), домашние упражнения на сплочение семейных отношений и развитие эмпатии (см. приложение № 10). Большое внимание в данном направлении также отводится развитию общих речевых навыков и средств невербальной коммуникации в повседневной жизни детей. Для родителей и воспитателей разработаны специальные консультации и рекомендации (см. приложение № 10), проведены деловые игры-тренинги и семинары – практикумы для воспитателей и родителей с целью повышения компетенции в вопросах развития невербальной коммуникации (см. приложение № 10). Для распространения опыта работы использования данной технологии, предполагается посещение учителем-логопедом специальных конференций и мастер-классов. Ресурсы:
Возможные риски проекта.
Полученные результаты (количественные и качественные показатели). В экспериментальном исследовании приняли участие 24 ребенка с ОНР 2 – 3 уровня старшего дошкольного возраста, посещающие логопедические группы МДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» города Cосногорска Республики Коми. Из них – 12 детей (50%) – контрольная группа (см. приложение № 5). Средние показатели владения невербальными средствами общения дети контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце проекта – см. приложение № 6, приложение № 7. Анализ исследования владения невербальными средствами общения выявил недоразвитие всех подсистем невербальной коммуникации у 24 испытуемых (100%). Эти нарушения проявились в недостаточной силе голоса, повышенном тембре, что, скорее всего, вызвало ускорение темпа речи. Некоторые дети начинали говорить с твердой атаки, также присутствовала восходящая интонация или затухающая к концу фразы. Особые трудности дети испытывали при тех пробах, где требовалось усилить или ослабить голос постепенно. При исследовании оптико – кинетической подсистемы можно отметить инфантильность мимики, пантомимики в большинстве случаев. Многие дети стеснялись выполнять игровые задания, были зажаты и эмоционально скупы. Также нарушения проявлялись в дискоординации дыхания и фонации (дети с дизартрией), несоблюдение пауз, монотонность, невыразительность речи, ускоренный речевой выдох, дополнительные вдохи, в связи с чем, нарушалась плавность и интонационная выразительность речи. Задания по исследованию логического ударения оказались практически недоступны, так же как и прохлопывание песенки, дети могли повторить за логопедом только самые элементарные ритмические рисунки. В целях выявления динамики развития невербальных средств общения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста в результате проведенной коррекционно-развивающей работы, и сравнения полученных результатов с результатами детей из контрольной группы, было проведено контрольное исследование. Контрольный эксперимент проводился в конце обучения с использованием тех же тестовых методик, что и в ходе констатирующего эксперимента. Критерии при оценке полученных результатов аналогичных тем, которые использовались при анализе констатирующего эксперимента. Анализируя полученные данные в ходе контрольного исследования, мы сделали вывод о хорошей результативности обучающего эксперимента. Об этом свидетельствует изменение количества баллов у каждого ребенка (см. приложение № 6). При сравнении результатов детей из экспериментальной группы с результатами детей из контрольной группы можно также увидеть высокую эффективность коррекционно-развивающего обучения по курсу «Общение без мучения». С детьми контрольной группы преодоление нарушений и развитие неречевых компонентов общения происходило в рамках работы в разделе формирования общих навыков, предусмотренного программой. Но динамика развития неречевых средств общения у детей контрольной группы значительно ниже, чем у детей экспериментальной группы. Данные нашего контрольного сравнительного исследования отображены в таблице и гистограмме (см. приложение № 6, приложение № 7). Также можно отметить и качественные положительные результаты у детей экспериментальной группы: дети научились достаточно хорошо внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, сто значительно облегчает процесс коммуникации. Дети стали более уважительно относиться к себе и окружающим, могут терпимо относиться к мнению собеседника, умеют пойти на компромисс в нужной ситуации, понимают 2хканальность процесса общения: роли говорения и слушания других, таким образом, диалогическая речь детей находится на достаточно высоком уровне развития. Изменился и общий вид детей: стал более естественным, распрямленным, раскованным, движения хорошо координированы, точны, соответствуют необходимой амплитуде, ритму, также как и движения пальцев рук. В отношении общих речевых навыков также можно отметить положительные изменения: дети владеют правильным, экономным, устойчивым выдохом, что является хорошей базой для слитной, связной речи. Практически все дети обладают речью нормального темпа и громкости. Значительные изменения наблюдаются в интонированности речевого высказывания. Речь детей стала выразительной, хорошо интонированной, что значительно обогащает и украшает диалоги и монологи детей. Речевая активность детей повысилась, как и общительность, дети стали более любознательными, внимательными, улучшилось состояние памяти и мыслительных процессов. Данные выводы следуют из показателей контрольного эксперимента, а также из наблюдений за детьми воспитателей и родителей в повседневной жизни. Что свидетельствует о том, что большинство детей владеют знаниями, умениями и навыками, опытом, который они используют самостоятельно. В действиях проявляют уверенность, способны принимать помощь со стороны окружающих, легко вступают в коммуникативный процесс. Можно отметить повышенный интерес к вопросам развития и коррекции невербальных средств общения со стороны родителей детей (результаты анкетирования, активное участие родителей в семинарах, игровых тренингах, выполнение с детьми в домашних условиях специальных игровых упражнений). У воспитателей значительно повысился уровень компетентности в вопросах развития, коррекции и совершенствования невербалики у детей с патологией речи (результаты анкетирования, активное участие педагогов во всех предлагаемых мероприятиях, ответственное проведение рекомендуемых логопедом игр и упражнений). Кроме того, как и ожидалось, качественно улучшилась традиционная логопедическая работа в рамках основной программы. За счёт внесения новых разнообразных видов деятельности в традиционные логопедические занятия, возрос уровень заинтересованности и мотивированности детей на занятиях, что улучшает эффективность логопедической работы в целом. Выводы: В начале нашего проекта мы предполагали, что:
Исходя из этого, нами был разработан и апробирован специальный коррекционно-развивающий комплекс мероприятий по формированию, развитию и коррекции невербальных средств коммуникации у детей с ОНР старшего дошкольного возраста «Общение без мучения», так как в большинстве методических руководств эта работа представлена декларативно, нежели как определенная целенаправленная система. Исходя из достаточно высокой результативности применения данного проекта, можно сделать вывод о необходимости включения в систему коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР систематических занятий по развитию, коррекции невербальных средств коммуникации, для достижения большей эффективности коррекционного воздействия по устранению ОНР у детей старшего дошкольного возраста, развитию их «эмоционального» интеллекта и успешной социализации в обществе. Опыт работы по данному проекту, помогающему развивать неречевые средства общения, убедил нас в том, какие богатые возможности он несет с собой. В дальнейшем мы планируем обязательно использовать этот проект в своей работе с детьми с нарушениями речи, так как его использование помогает значительно улучшить качество общих неречевых навыков и собственно речи, психомоторного и эмоционального развития детей, и в достаточной степени позволяет разнообразить традиционную работу по устранению ОНР у детей. Также мы планируем искать новые приемы работы в разных разделах данного проекта. Широкий выбор методов и приемов работы позволяет рекомендовать использование проекта или его элементов для работы как с детьми с патологией речи, так и нормально говорящих детей, в детских садах логопедами и воспитателями, в домашних занятиях родителей с детьми. Так как полученные нами сведения подтверждают эффективность использования предложенного комплекса мероприятий, способствующего формированию и развитию невербальной коммуникации у старших дошкольников с ОНР. |
Формат Устава проекта Устав проекта является нормативным документом, регламентирующим реализацию проекта и порядок взаимодействия участников проекта |
Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право... Мегион, проекта планировки и проекта межевания территории V микрорайона г. Мегиона в составе комплексного проекта управления градостроительным... |
||
Описание Нажмите для отображения проекта в центре. Нажмите для изменения скорости прокрутки экрана. Нажмите для контроля за созданием проекта.... |
Пояснительная записка состав проекта том Основная (утверждаемая) часть проекта планировки «Яблоновское городское поселение» от 26 сентября 2016 года №592 «О мероприятиях по подготовке проекта планировки территории совместно... |
||
Должностная инструкция Главного инженера проекта Главный архитектор проекта Подразделение |
Проекта Тема проекта «Управление проектом разработки интернет-магазина по Scrum-методологии» |
||
Тема проекта Руководитель проекта: Белянова Татьяна Геннадьевна учитель истории и обществознания |
Техническое задание. Приложение №1 к указанному Договору Важными целями разработки проекта планировки и проекта межевания территории являются |
||
Пояснительная записка 7 Обоснование актуальности проекта. 7 Перспективы дальнейшей реализации результатов выполнения проекта в течение ближайших пяти лет 6 |
Отчёт о технологическом и ценовом аудите Проекта: «Строительство 1 й очереди Якутской грэс-2» Экспертно-инженерная оценка сроков и графика реализации Инвестиционного проекта 46 |
||
Творческий проект «Оживший алфавит» Разработчик проекта: коллектив... Познакомить детей с разнообразием материалов, из которых сделаны различные предметы |
«утверждаю» Научный руководитель проекта, первый заместитель директора... Кадровый состав и адресные реквизиты библиотек участников проекта 1-й и 2-й очередей 15 |
||
Направление реализации инновационного проекта дошкольной образовательной организации Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и Российской Федерации |
Автор проекта: Бояршинова Дарья 11 класс Руководитель проекта Название темы: Игра- презентация для младших школьников «Следы невиданных зверей или птичьими тропами» |
||
Авторы проекта Авторы проекта: Нарбекова Марина Ивановна, учитель химии 1 кв категории; Решетнёва Юлия Михайловна, воспитатель |
Тема проекта Тема проекта: «vnur – S» принципиально новая экологически безопасная упаковка для дозированной выдачи содержимого» |
Поиск |