С внесенными изменениями
от 01.12.2015 г.
ПРОЕКТ
«Мы из будущего»
(для детей дошкольного возраста)
Паспорт проекта
Название проекта
|
Развитие базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств, способствующих формированию творческих способностей, продуктивного и креативного мышления детей дошкольного возраста.
|
Краткое название проекта
|
Мы из будущего
|
Код проекта
|
01.10.2014
|
Инициатор
|
инициативная группа МАДОУ «Детский сад № 37»
|
Дата утверждения
|
08.09.2014
|
Обоснование инициативы проекта
|
По данным правительства РФ сфера наибольшего дефицита российского общества – в области технологии и инженерии. 2 сентября2014 года , на площадке технического университета УГМК в Верхней Пышме прошло совещание, посвященное программе «Инженерная школа Урала». В нем приняли участие представители областного правительства, руководители и главные конструкторы промышленных предприятий и ректоры свердловских вузов На нем обсудили концепцию программы модернизации инженерного образования.Уральский регион это колыбель промышленных предприятий России. Работать на этих предприятиях должны высококвалифицированные кадры. Планку для будущих специалистов установил губернатор Свердловской области Е Куйвышев: качественно работать в современных и быстроменяющихся условиях способны те, кто научен мыслить нестандартно, кто знает, как применить полученные знания и навыки. Нам нужны кадры…. способные генерировать новые идеи и на равных конкурировать с ведущими инженерными школами мира» Глава региона считает, что у детей нужно развивать интерес к моделированию и конструированию. Министр образования Свердловской области Ю.Биктуганов констатирует, что ЕГЭ по математике ниже порога сдает 70 процентов выпускников, не менее 50% поступающих на технические специальности имеют недостаточный для освоения программ высшего инженерного образования уровень знаний. В таких обстоятельствах речь нужно вести о коренной перестройке системы образования. Образовательные проекты— один из ключевых пунктов программы возрождения Уральской инженерной школы. Модернизация содержания, подходов и методов, осуществляемая сейчас на всех ступенях образования позволяет реализовывать наряду с другими задачами в области сопровождения развития творческого потенциала детей, т.е формирования продуктивного мышления, развития любознательности, креативных способностей Наш проект позволяет возможность отработать образовательные задачи и технологии на самом базовом, начальном звене образования –дошкольном.
|
Стратегические цели проекта
|
Развитие творческих способностей, продуктивного и креативного мышления средствами технического творчества и формирование предпосылок научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста посредством Лего конструирования.
|
Результаты проекта
|
Ребенок, обладающий творческими способностями и проявляющий устойчивый интерес к научно-техническим профессиям.
|
Окружение проекта
|
ИРО Свердловской области, Управление образования городского округа Первоуральск, МБОУ СО Лицей № 21; ЦДТ, образовательный центр ОАО ПНТЗ, участники образовательного пространства МАДОУ «Детский сад № 37».
|
Ограничения проекта
|
Недостаточный уровень профессиональной компетентности и информационной культуры педагогов, в области научно-технического творчества;
Отсутствие у педагогов и родителей целостного понимания полезности и целесообразности формирования профессиональной ориентации детей дошкольного возраста;
Отсутствие преемственности «Детский сад –школа -профессиональные учебные заведения ».
Неопределенность источников финансирования проекта;
Недостаточное материально-техническое оснащение для организации работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста;
- Отсутствие программно-методического обеспечения по развитию технического творчества у детей дошкольного возраста.
|
Временные рамки проекта
|
2014-2018 гг.
|
Задачи проекта
|
- Разработка и реализация образовательных модулей развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках образовательной программы МАДОУ в части формируемой участникам образовательных отношений.
- Повышение профессиональной компетентности и информационной культуры педагогов в области научно технического творчества, поддержки детской инициативы.
- Формирование у родителей ценностного отношения к проявлению индивидуальности детей их творческому потенциалу.
- Организация сетевого взаимодействия участников образовательного пространства города
- Реновационные действия в предметно-пространственной среде детей – построение среды способствующей формированию и проявлению творческих инициатив и поисков детей.
|
Суммарный бюджет
|
1614730,00 рублей
|
Исходные теоретические положения
Описание проблемной ситуации, выявление её сути
По данным правительства РФ сфера наибольшего дефицита российского общества – в области технологии и инженерии. 2 сентября концепцию программы модернизации инженерного образования одобрили участники совещания, на котором обсуждались вопросы дефицита технических кадров в Свердловской области. Уральский регион это колыбель промышленных предприятий России. Работать на этих предприятиях должны высококвалифицированные кадры. Планку для будущих специалистов установил губернатор Свердловской области Е Куйвашев: качественно работать в современных и быстроменяющихся условиях способны те, кто научен мыслить нестандартно, кто знает, как применить полученные знания и навыки. Нам нужны кадры…. способные генерировать новые идеи и на равных конкурировать с ведущими инженерными школами мира» Глава региона считает, что у детей нужно развивать интерес к моделированию и конструированию. Министр образования Свердловской области Ю. Биктуганов констатирует, что ЕГЭ по математике ниже порога сдает 70% выпускников, не менее 50% поступающих на технические специальности имеют недостаточный для освоения программ высшего инженерного образования уровень знаний. Модернизация содержания, подходов и методов, осуществляемая сейчас на всех ступенях образования позволяет реализовывать наряду с другими задачами в области сопровождения развития творческого потенциала детей, т.е формирования продуктивного мышления, развития любознательности, креативных способностей. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста.
Детское творчество – как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребенка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка. Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребенка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Воображение ребенка развивается по мере с его взросления и приближения к зрелости ( Л.С.Выготский). Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»; возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом, физическом развитии), индивидуальность ребенка (коммуникация, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение. Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребенком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъем, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребенка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и порой, между процессом творчества и игрой нет границы..
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к науке и технике, а так же стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. К техническому творчеству относиться: конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов.
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании Лего появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов, работа с которыми позволяет формировать интерес к профессиям научно-технического направления, развивать продуктивное и креативное мышление. Однако в дошкольном образовании опыта работы по развитию технического творчества, формированию предпосылок профессиональной ориентации дошкольников, практически нет. Изучив современные подходы к решению данной проблемы разработали проект по развитию творческих способностей, формирования предпосылок профессиональной ориентации детей 3-7 лет.
В качестве основных
проблем в рамках реализации данного направления работы отмечается:
- Недостаточный уровень профессиональной компетентности и информационной культуры педагогов, в области научно-технического творчества;
- Отсутствие у педагогов и родителей целостного понимания полезности и целесообразности формирования профессиональной ориентации детей дошкольного возраста;
- Отсутствие преемственности «Детский сад –школа -профессиональные учебные заведения».
- Недостаточное материально-техническое оснащение для организации работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста;
- Отсутствие программно-методического обеспечения по развитию технического творчества у детей дошкольного возраста;
Противоречие:
1.Между необходимостью развивать техническое творчество с дошкольного возраста и отсутствием педагогического опыта работы по данному направлению;
2.Между усилиями различных образовательных субъектов по организации работы с детьми техническим творчеством и отсутствием преемственности реализуемых задачах.
3.Между высокой востребованностью предприятиями Уральского региона в инженерных кадрах и уровнем работы популяризации професии в начальном звене образования.
Цель: Развитие творческих способностей, продуктивного и креативного мышления средствами технического творчества и формирование предпосылок научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста посредством Лего конструирования.
Задачи:
- Разработка и реализация образовательных модулей развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках образовательной программы МАДОУ в части формируемой участникам образовательных отношений.
- Повышение профессиональной компетентности и информационной культуры педагогов в области научно технического творчества, поддержки детской инициативы.
- Формирование у родителей ценностного отношения к проявлению индивидуальности детей их творческому потенциалу.
- Организация сетевого взаимодействия участников образовательного пространства города
- Реновационные действия в предметно-пространственной среде детей – построение среды способствующей формированию и проявлению творческих инициатив и поисков детей.
Участники проекта:
Участники образовательных отношений МАДОУ «Детский сад № 37» (педагоги, воспитанники, родители).
Данный проект направлен на детей 3-7 лет. Реализовать поставленные задачи планируем через формы, специфические для детей дошкольного возраста(игры, познавательные и исследовательской деятельности, творческой активности), кружковую деятельность по развитию конструктивных умений детей на базе мини -технических лабораторий (средний возраст - -лего -конструирование, старший возраст – современные робототехнические системы LEGO WeDo)
Прогнозируемый результат проекта:
Ребенок, обладающий творческими способностями и проявляющий устойчивый интерес к научно-техническим профессиям.
Дерево целей
Развитие творческих способностей, продуктивного и креативного мышления средствами технического творчества и формирование предпосылок научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста
Субъекты образовательного пространства ГО Первоуральск
Дети
Педагоги
Родители
Предметно-развивающая среда
Развитие технического творчества, продуктивного и креативного мышления
Формирование предпосылок профессиональной ориентации
Организация сетевого взаимодействия участников образовательного пространства города
Повышение профессиональной компетентности и информационной культуры педагогов в области научно технического творчества, поддержки детской инициативы.
Построение среды способствующей формированию и проявлению творческих инициатив и поисков детей.
Формирование у родителей ценностного отношения к проявлению индивидуальности детей их творческому потенциалу
Организация кружковой деятельности ; (лего-конструирование)
Использование форм и методов развития продуктивного и креативного мышления детей в разнообразных видах детской деятельности;
Организация выставок;
участие в конкурсах разного уровня,
Реализация разнообразных проектов
Экскурсии на предприятия города, организация презентаций рабочих профессий, семейных династий и т.д., оказание шефской помощи ветеранам труда предприятий, встречи с людьми интересных профессий. реализация взросло-детских проектов, создание виртуального музея труда, организация экскурсий.
ОЦ АОА ПНТЗ:
*Обучение педагогов
*Проведение на базе ОЦ выставок, конкурсов конференций;
*Проведение студентами тьюторами кружковой работы с детьми;
*Информационная поддержка;
*Встреча с людьми рабочих профессий;
*Экускурсии.презентаци.
ИРО Свердловской области:
*Обучение педагогов:
*Научная поддержка проектов УО ГО Первоуральск:
*Информационная поддержка:
*Методическое сопровождение
Дизайн помещений ,подбор игр игрушек на возрастные группы, моделирование открытых пространств -участков детского сада, оформление лего- комнаты, хобби- клуба ,музея науки , выставочной площадки
Создание и реализация детско-взрослых , семейных проектов;
Организация работы хобби-клубов;
Создание консультационного центра для родителей с информационной, методической, обучающей и психотерапевтической функцией сопровождения кретивного ребенка;
Выпуск буклетов, памяток. Методических рекомендаций по развитию творчества детей;
Выпуск журнала для родителей о рабочих династиях семей МАДОУ.
Посещение курсов ИРО по робототехнике, лего-конструированию,,Посещение открытых дней, конференций, форумов образовательных учрежденийр аботающих в данном направлении (Еврогимназия г. Ревда,Камышлов, Дворец Молодежи Екатеринбург), Интерактивные и активные формы методической работы;Участие в конкурсах, выставках разного уровня.
Разработка и реализация образовательных модулей в рамках образовательной программы МАДОУ в части формируемой участниками образовательных отношений
SWOT-анализ внедрения проекта
Сильные стороны (S):
Высокий профессиональный уровень педагогических кадров ДОУ
Использование инновационных подходов к организации методической работы в ДОУ
Выделено отдельное помещение для занятий
|
Возможности (O):
Организация сетевого взаимодействия с субъектами образования города
Использование Интернет-ресурсов
Распространение опыта инновационной работы через различные формы (конкурсы, научно-практические конференции, форумы и т.д.) на различных уровнях
Повышение рейтинга учреждения
|
Слабые стороны (W):
Недостаточный уровень профессиональной компетентности и информационной культуры педагогов в области научно-технического творчества
Отсутствие у педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности формирования профессиональной ориентации детей дошкольного возраста;
Отсутствие преемственности «Детский сад – школа - профессиональные учебные заведения»
Неопределенность источников финансирования проекта
Недостаточность педагогического опыта работы по данному направлению с детьми дошкольного возраста;
Сложность освоения нового содержания в связи с недостаточно развитым кругозором дошкольника в естественно -научном направлении.
.
|
Угрозы (Т):
Неопределенность источников финансирования проекта
|