Скачать 189.33 Kb.
|
Ф.И.О. Малютина Н.Н. Предмет: История Класс: 6 Тип урока: «открытия» нового знания. Тема урока: «Восточные славяне». Цель: формирование представления о расселении, быте, нравах и верованиях древних славян. Задачи урока: Образовательные: Познакомить учащихся с происхождением, занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян. Развивающие: Продолжить формирования умений работы с исторической картой, текстом учебника, историческими документами; умения работать индивидуально и в группах для достижения общего положительного результата, учитывая индивидуальные особенности каждого; продолжить формирование у учащихся навыков самооценки. Воспитательные: Воспитание уважения к нашей истории, к нашим предкам. Оборудование: 1.УМК авт.: Данилов А.А., Косулина Л.Г. 2.Атлас «История России 6 класс». 3.Карта «Славяне и их соседи V-X в.». 4.Исторические документы. 5.Мультимедиапроектор, экран. 6.Тестовые задания. 7.Информационный материал. 8.Оценочные листы. 9.Фильм «Русь изначальная» (фрагмент). Формы работы: -фронтальная, - работа в парах, -индивидуальная. Методы: - частично-поисковый, - иллюстративный, - анализ конкретных ситуаций, - игровой; - интерактивные Ход урока:
Приложение № 1. Карточка-инструкция для исследования вопроса «Расселение и происхождение славянских племен». «Повесть временных лет» «...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. Пот тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, серпы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи —лутичи, иные —мазовшане, иные — поморяне. Также и эти славяне, пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и. назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...» Вопросы и задания к документу 1. Прочитайте текст и найдите на карте обозначенные в нем славянские племена. 2. 0 каких группах славянских племен идет речь в документе? З. В чем особенности названий славянских племен? О каком уровне не общественных отношений у славянских народов это свидетельствует? 4. Предположите, каково происхождение названий племен, не объясненное в документе? Происхождение и расселение славян Собрать схему
Приложение №2. Карточка-инструкция для исследования вопроса «Занятия восточных славян» Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20 — 30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называется переложной. Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заостренными раздвоенными снизу концами, на которые нанизывали железные наконечники-сошники. Соха оставляла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выкорчевывали, бороной — боронили. Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный дни босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами. Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок. Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей. Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла: выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело. Вопросы и задания к документу. 1. Прочитайте фрагмент учебного материала (п. №2 стр. 16-17), выберете наиболее важные сведения. 2. Подготовьте устный ответ, используя вопросы, заполните схему - занятия населения? - какие сельскохозяйственные культуры они выращивали? - каких домашних животных разводили? - какие две системы земледелия существовали у древних славян? Переложная Подсечно-огненная Пшеница, просо, ячмень, гречиха Земледелие Обработка земли Охота Лошади, коровы, овцы, козы, свиньи Бортничество, рыболовство Скотоводство Составить схему из карточек: Примечание. Из данных карточек может быть составлена схема. (Результат работы учащихся) Приложение №3. Карточка-инструкция для исследования вопроса «Быт и нравы». Прокопий Кесарийский о славянах и антах. «Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, ив таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый». Маврикий Стратег о славянах и антах. «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, па своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково... У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так, что большинство их них считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случаются с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.» Вопросы и задания к документам. 1. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов? 2.Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник? З.Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян? 4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников? Происхождение и расселение славян Быт и нравы славян Собрать схему
Приложение №4. Карточка-инструкция для исследования вопроса «Верование древних славян». Карамзин Н.М. История государства Российского. «В России до введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии... Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новегороде над рекою Волховом: был деревянным, с серебряною головою и с золотыми усами. Летописец именует еще идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с Греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства... Бог веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России Ладо; ему жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных напевах, Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба... Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала... 24 декабря язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег. ... Доныне простые люди говорят у нас, о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав... о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и проч.» Вопросы и задания к документу 1. С какими богами славянского пантеона вы познакомились? 2. Подумайте, в чем состоит отличительная особенность славянского язычества? 3. Какие еще языческие славянские праздники прочно вошли в нашу жизнь? Прокопий Кессарийский. «Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на воине попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» Вопросы и задания к документу. 1. Какой вывод о характере верований древних славян можно сделать на основе данного источника? 2. С какими еще языческими культами вы знакомы? З. Постарайтесь выделить особенности языческих верований? Верования древних славян Собрать схему
Приложение №5 Карточка-инструкция для исследования вопроса «Управление древних славян». Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. люди объединялись на основе кровного родства. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. Кровнородственную общину сменила соседская (территориальная) община — вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствами. Перестала действовать власть родового владыки. На общий совет — вече — теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось все мужское население — народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи). Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племен. Таким образом, в V—VIII веках огромные просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе, все вопросы решали сообща. Вопросы и задания к документу 1. Как первоначально жили восточные славяне и кто состоял во главе их? 2. Какая община пришла на смену родовой? В чем их отличия? 3. Как управлялось племя? 4. Для каких целей создавалось народное ополчение? Кто входил в его состав? Управление Собрать схему
Приложение №6 Ситуации
3.1 На невольничьем рынке видел славянина, торговец сказал, что спрос на славян очень плохой так как они низкого роста, слабо развиты физически и совершено не выносимы. (не верю) 3.2 Мы (славяне) предварительно сговариваемся с невестами и их потом крадем.(верю) 3.3 Я воин и очень храбр в бою могу долго находиться под водой дыша через выдолбленный тростник. (верю) 4.1 У нас славян один бог- Иисус Христос.(не верю). 4.2 Вы знаете у нас в доме живет домовой, по поверью он охраняет нас от бед.(верю) 4.3 Вчера с братом были на строительстве храма для нашего бога Иисуса Христова. (не верю) 5.1 У нас в племени нет старшего ни кто нами не управляет, мы делаем то, что хотим. (не верю) 5.2 Был на общем совете мы там выбирали премьер министра. (не верю) 5.3 Войско наше состоит из хорошо обученных и хорошо вооруженных (огнестрельным оружием) солдат. (не верю) Приложение №7 Проверочный тест. Верно ли, что… (дайте краткий ответ «Да» или «Нет».)
|
2. Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение,... Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение, занятия, общественный строй, верования, взаимоотношения... |
План урока по трудовому обучению Тема урока Тема урока: Назначение, принцип действия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От |
||
I. Восточные славяне Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но, по существу, они не плохие и совсем... |
Тема урока: Мой дом – моя семья. Цель урока ... |
||
Урока Дата Тема урока Лексика для продуктивного освоения |
Тема урока: Химический состав клетки Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии |
||
Конспект урока Тема урока Объяснительно-иллюстративные, наглядные. Объяснение учителем последовательности самостоятельной работы учащихся |
Урока тема урока: Класс: 3 «А» Формировать умение осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера |
||
Урока Тема урока Мышцы, их строение и функционирование Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал |
Методическая разработка библиотечного урока. Тема: в мире профессий Цель урока: Профориентация обучающихся, знакомство с профессиями, которым обучают в техникуме |
||
Урока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?» ... |
Методическая разработка урока Тема: «Царство грибов» Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться |
||
Тема урока: Индикаторы Предмет Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, презентация по теме «Индикаторы», Интернет-ресурсы (таблицы, рисунки и т... |
Урока по физической культуре Тема: Беговые упражнения Технологическая карта урока в 6 классе. Учитель физической культуры мбоу «Менделеевская сош» С. И. Ярина |
||
Урок новых знаний и умений. Задачи урока Тема урока: «Знакомство со спец машиной 51-а класса, заправка машины, принцип работы, обметывание срезов на спец машине.» |
Урока Тема: «Рецептура. Мягкие лекарственные формы» ... |
Поиск |