Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов


Скачать 1.07 Mb.
Название Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов
страница 1/8
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


ЦК Профсоюза гражданского персонала
Вооруженных Сил России

Методические рекомендации

по осуществлению профсоюзного контроля

за соблюдением трудового законодательства

и иных нормативных правовых актов,

содержащих нормы трудового права

Профсоюзное обучение по схеме

«Научи учителя»

г. Москва

2011 год

Содержание:
1. Общие положения

2. Планирование и порядок проведения проверки

3. Оформление результатов проверки.

Порядок предъявления требований к работодателю

4. Особенности проверки отдельных вопросов

4.1. Социальное партнерство

4.2. Трудовой договор

4.3. Трудовая книжка

4.4. Рабочее время и время отдыха

4.5. Оплата труда

4.6. Аттестация работников

4.7. Трудовая дисциплина

4.8. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

5. Памятка правовым инспектором труда по проверке соблюдения трудового законодательства в воинской части, организации, учреждении

6. «Положение о правовой инспекции труда» Профсоюза

гражданского персонала Вооруженных Сил России

7. Удостоверение правового инспектора труда профсоюза

8. Распоряжение о проведении проверки

9. Акт проверки о нарушении трудового законодательства и иных актов,

содержащих нормы трудового права

10.Представление

11. Требование о привлечении к ответственности должностных лиц,

виновных в нарушении трудового законодательства

12.Отчёт о работе правовой инспекции труда Профсоюза форма № 4-ПИ

11.Карточка регистрации нарушенных прав профсоюзов форма № 5-ПИ

13.Нормативные документы на осуществление контроля профсоюзов за соблюдением трудового законодательства , ФЗ « О прокуратуре РФ»,Кодекс РФ « Об административных правонарушениях»

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ
В Трудовом кодексе Российской Федерации,

принятом Государственной Думой 21 декабря 2001 года,

новая редакция которого вступила в силу 06 октября 2006 года

( в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 № 97 – ФЗ,

от 25.06.2002 № 116 - ФЗ, от 30.06.2003 № 86 – ФЗ,

от 27.04.2004 № 32 – ФЗ, от 22.08.2004 № 122 – ФЗ,

от 29.12.2004 № 201 – ФЗ, от 09.05.2005 № 45 – ФЗ,

от 30.06.2006 № 90 – ФЗ),

вопросы, связанные с защитой трудовых прав и свобод,

рассматриваются в главе 58,59.
I. Общие положения

1.Методические рекомендации по проведению проверок воинских частей, организаций и учреждений по соблюдению трудового законодательства (далее Рекомендации), разработаны на основании Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности », других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также в соответствии с Положением о правовой инспекции труда Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России утвержденного на IV заседании комитета ЦК Профсоюза ( ), с учетом обобщения практики проведения проверок соблюдения трудового законодательства правовыми инспекторами труда отраслевых организаций профсоюзов, а также государственными инспекторами труда.

2. Настоящие Рекомендации определяют порядок проведения проверок правовыми инспекторами труда, в том числе внештатными правовыми инспекторами труда, первичными профсоюзными организациями Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

3. Проверки соблюдения трудового законодательства проводятся с целью:

3.1. Выявления нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3.2. Предупреждений нарушений прав и законных интересов гражданского персонала воинских частей и организаций;

3.3. Обеспечения защиты социально – трудовых прав и законных интересов работников – членов профсоюза;

3.4. Принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников и привлечения виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

4. В своей деятельности правовые инспекторы труда, внештатные правовые инспекторы труда, первичные профсоюзные организации руководствуются Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Федеральным законам «О Профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности », иными законами и нормативными правовыми актами, Уставом профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России, Положением о правовой инспекции труда Профсоюза и настоящими рекомендациями.
II. Планирование и порядок проведения проверки
5. Работа территориальной правовой инспекции труда ведется по плану. Мероприятия этого плана распределяются между правовыми инспекторами труда, план работы которых составляется на месяц (квартал, год) главным правовым инспектором труда и утверждается председателем территориальной организации Профсоюза.

Планы мероприятий правовой инспекции труда территориальной организации Профсоюза по проведению проверок соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, могут координироваться с планами работы государственной инспекции труда, органов управления , а также других государственных органов надзора и контроля.

6. По истечении месяца (квартала, года) подводятся итоги работы территориальной правовой инспекции труда, анализируются полученные результаты и намечаются задачи на будущее. Итоги проверок по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, обсуждаются на заседаниях руководящих выборных коллегиальных профсоюзных органов, а также могут обсуждаться на совещаниях либо совместных с органами государственного надзора и контроля заседаниях, коллегиях.

7. В целях обеспечения учета проводимых проверок по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, ведется журнал учета мероприятий по контролю. В журнале учета мероприятий по контролю производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего (-их) мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

8. Проверки соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводятся на основании поручений (постановлений, распоряжений) выборных профсоюзных органов (коллегиальных и единоличных) либо главного правового инспектора труда Профсоюза ( приложение № 1)

9. В поручении (постановлении, распоряжении) о проведении проверки указываются:

- номер и дата поручения (постановления, распоряжения) о проведении проверки;

- наименование органа, по поручению (постановлению, распоряжению) которого проводится проверка;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (-ых) на проведение проверки;

- наименование юридического лица, в котором проводится проверка;

- сроки, цели, задачи и предмет проверки;

- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

10. Поручение (постановление, распоряжение) о проведении проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется правовым инспектором труда, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица одновременно с удостоверением правового инспектора труда.

О времени посещения воинской части ( организации) целесообразно предварительно договориться с командиром ( военным комиссаром, начальником), уведомив его о том, присутствие каких специалистов и служб учреждения и какие данные потребуются при проверке, договориться об освобождении на время проведения проверки не освобожденного от работы председателя первичной профсоюзной организации.

11. В случае направления письменного уведомления работодателю в нем указываются: основание проведения проверки, дата проведения проверки, фамилия, имя, отчество правового инспектора труда, уполномоченного на проведение проверки, контактный телефон и др.

12. В случае, если командир воинской части препятствует проведению проверки, следует разъяснить ему, что такие действия являются нарушением ст.370 ТК РФ, ст. 19 ФЗ « О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и влекут за собой ответственность, предусмотренную ст.378 ТК РФ, ст.30 ФЗ « О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 5.27 Кодекса РФ « Об административных правонарушениях».

Одновременно следует поставить в известность председателя ЦК или территориальной организации Профсоюза, главного правового инспектора труда Профсоюза о факте воспрепятствования в проведении проверки.

При отказе командира представить те или иные документы со ссылкой на государственную и коммерческую тайну, необходимо разъяснить ему положения законодательства РФ, содержащие перечень сведений, которые не могут составлять государственную или коммерческую тайну.

При посещении воинской части правовому инспектору труда следует представиться командиру, председателю первичной профсоюзной организации и, при необходимости, ознакомить их с Положением о правовой инспекции труда Профсоюза, с правами и полномочиями правового инспектора труда, разъяснить основные цели, задачи и предмет проверки, попросить дать поручения соответствующим службам учреждения о подготовке необходимых документов для проверки.

В ходе проверки желательно не только работать с документами, но и встретиться с работниками, выслушать их жалобы и заявления, при необходимости взять объяснения должностных лиц по тем или иным фактам допущенных нарушений.

13. Все проверки разделяются на плановые и внеплановые.

Плановые проверки бывают комплексными и тематическими. Комплексные проверки охватывают самый большой объем контрольных мероприятий по всему спектру вопросов соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Тематические проверки проводятся по одному из разделов Трудового кодекса РФ (например, трудовой договор, рабочее время, время отдыха и т.д.), а также в случае, если работник просит, чтобы его жалоба осталась в тайне, тема проверки определяется исходя из жалобы заявителя и разделов Трудового Кодекса РФ.

14. Внеплановые проверки разделяются на целевые и контрольные. Целевые проверки связаны с жалобами работников или с мероприятиями по расследованию несчастных случаев. При проведении целевой проверки правовой инспектор труда ограничивается исследованием тех обстоятельств, которые указаны в жалобе. Однако если в ходе проверки обнаружатся какие-либо иные нарушения закона, то может быть проведена комплексная проверка.

Назначение контрольных проверок состоит в том, чтобы убедиться, что все предписания об устранении нарушений, установленных в ходе основной проверки, выполнены.

15. Проверку соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, правовой инспектор труда может осуществлять как самостоятельно, так и совместно с государственными органами надзора и контроля. Если информация о нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, поступила в правовую инспекцию труда из других контролирующих и надзорных органов, официальных сообщений руководителей учреждений, сведений, содержащихся в средствах массовой информации, правовые инспекторы труда могут провести совместную проверку.

16. При осуществлении своих полномочий правовая инспекция труда Профсоюза взаимодействует с федеральной инспекцией труда, другими органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими органами, осуществляющими надзорные и контрольные функции, прокуратурой и иными правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами по охране труда и работодателями, другими государственными и общественными организациями.

17. При проверке жалобы, заявления правовой инспектор труда обязан соблюдать конфиденциальность источника жалобы, если заявитель возражает против сообщения данных об источнике жалобы.

18. Срок проведения проверки зависит от цели и объема материалов, подлежащих проверке. При проверке, как правило, анализируется состояние дел по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в течение года, предшествующего дате проверки.

19. В ходе проверки в зависимости от её целей изучению подлежат вопросы социального партнерства, трудовых договоров, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, порядка рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров и другие вопросы.

20. В рамках координации деятельности правовой инспекции труда и технической инспекции труда Профсоюза и в целях обмена опытом работы по обеспечению защиты социально-трудовых прав и законных интересов работников в области охраны труда, обеспечения взаимодействия с органами управления Министерства обороны РФ, органами государственного надзора и контроля, объединениями работодателей проверки могут проводиться совместно с техническими инспекторами труда Профсоюза, в том числе на основе совместного планирования мероприятий по контролю.
III. Оформление результатов проверки.

Порядок предъявления требований к работодателю
21. По результатам проверки правовым инспектором труда оформляется акт о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и (или) представление об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

22. Акт о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (по форме № 3-ПИ), составляется правовым инспектором труда с целью фиксации допущенных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, объяснений должностного лица, допустившего нарушения, и принятия решения правовым инспектором труда о вынесении представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов и (или) требования о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Акт составляется в трех экземплярах: первый – выдается лицу, нарушившему трудовое законодательство, второй – направляется руководителю учреждения, третий – передается в выборный орган первичной профсоюзной организации.

К акту целесообразно приложить справки, копии приказов (распоряжений), других документов, подтверждающих выявленные нарушения трудовых прав работников и законодательства Российской Федерации.

23. В случае если выявленные нарушения законов и иных нормативных правовых актов требуют устранения, правовым инспектором труда в адрес лица, нарушившего законы и иные нормативные правовые акты, выносится представление об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (по форме № 1-ПИ).

Правовой инспектор труда контролирует своевременное выполнение работодателем, его представителями и иными должностными лицами учреждения представлений, которые направлены на восстановление нарушенных прав и законных интересов работников.

24. С итогами проверки (акт о нарушении трудового законодательства, представление об устранении выявленных нарушений и др.) в возможно короткие сроки необходимо ознакомить командира воинской части

( организации) и председателя профкома. Также итоги проверки желательно довести до работников на собрании с разъяснениями положений трудового законодательства.

25. Если в ходе проверки выявляются факты, требующие реагирования государственных, правоохранительных органов, вышестоящего командования, а также в случае систематического неисполнения Представлений правового инспектора труда или выборного профсоюзного органа Профсоюза, вносится требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

IV. Особенности проверки отдельных вопросов
4.1. Социальное партнерство
При проверке данного вопроса, которая может осуществляться как в профсоюзном комитете, так и у руководителя учреждения либо иного уполномоченного им лица, следует изучить коллективный договор учреждения и приложения к нему, обратив внимание на:

- стороны социального партнерства, которые заключили коллективный договор, полномочность представителей сторон (статьи 29, 33 ТК РФ);

- порядок документирования процедуры ведения коллективных переговоров;

- содержание коллективного договора и срок его действия (статьи 41, 43 ТК РФ);

- соотношение содержания и структуры коллективного договора с положениями статьи 41 ТК РФ, иных законов и нормативных правовых актов, полноту включения в него нормативных положений, если в законах и иных нормативных правовых актах, генеральном, отраслевом соглашениях и соглашении с командованием округа содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре;

- сроки регистрации коллективного договора в соответствующем органе по труду и в вышестоящей профсоюзной организации (статья 50 ТК РФ);

- наличие условий коллективного договора, противоречащих законодательству, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Если таковые имеются, то необходимо отразить это в акте проверки и сообщить об этом командиру и председателю профсоюзного комитета, а также в соответствующую вышестоящую профсоюзную организацию. При необходимости следует разъяснить соответствующим должностным лицам и профсоюзному комитету о том, что условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (часть 2 статьи 9 ТК РФ, статья 50 ТК РФ). Если такие условия применялись, следует включить предложение об их устранении в представление об устранении выявленных нарушений закона и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- иные условия коллективного договора с тем, чтобы проверить, как они выполняются (например, предусматривающие оплату времени приостановки работы (статья 142 ТК РФ), предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу в ночное время, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статьи 92, 96,146, 147, 149, ТК РФ) и т.д.);

- соблюдение работодателем установленного порядка учета мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации (согласование с ним) при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (графиков сменности, графиков отпусков, в случаях привлечения к сверхурочным работам и др.), при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором (статьи 8, 372 ТК РФ);

- выполнение работодателем обязанностей по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзного комитета (статья 377 ТК РФ), перечислению профсоюзных взносов и другие обязанности, в том числе предусмотренные коллективным договором, соглашениями;

- наличие или отсутствие ежегодного плана мероприятий по выполнению коллективного договора;

- выполнение работодателем обязанности по ознакомлению принимаемых в воинскую часть ( организацию) работников с коллективным договором, иными локальными нормативными актами, а также доступность для ознакомления с ними работников.

4.2. Трудовой договор
Проверка вопросов соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, при заключении, изменении, расторжении трудового договора производится в отделе кадровой службы или у лица, на которого возложена обязанность по ведению кадровой службы ,путём ознакомления с приказами (распоряжениями) по личному составу и иными документами, хранящимися в личных делах работников, порядком ведения трудовых книжек, трудовыми договорами, договорами о полной материальной ответственности и др.

Проверка соответствия заключаемых трудовых договоров законодательству Российской Федерации включает в себя:

- ознакомление с примерной формой трудового договора , содержанием заключенных трудовых договоров и наличием в них сведений и условий, обязательных для внесения в трудовой договор, а также с порядком внесения в трудовые договоры изменений и дополнений (статья 57 ТК РФ);

- ознакомление с различными видами трудовых договоров: на неопределенный срок, на определенный срок, с лицами, работающими по совместительству, с работниками, занятыми на сезонных работах, и др.;

- установление порядка издания приказов (распоряжений) о приеме на работу, наличие на каждого работника карточки унифицированной формы

№ Т-2 (личная карточка работника), соответствие записи в карточке записями в трудовой книжке, наличие в карточке подписей работника;

- проверку обоснованности заключения срочных трудовых договоров (статьи 58, 59 ТК РФ);

- ознакомление с порядком учета движения и выдачи трудовых книжек, условиями их хранения, порядком выдачи и оформления вкладышей, проверку соответствия записей в трудовых книжках формулировкам приказов (распоряжений);

- ознакомление с практикой оформления трудовых отношений с совместителями (статьи 98, 282 ТК РФ), проверку продолжительности их рабочего времени (статья 284 ТК РФ), порядка предоставления отпусков (статья 286 ТК РФ), выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и др.;

- ознакомление с книгой учета личного состава работников (книга (журнал) приказов ( распоряжений) по личному составу, картотека учета приема, перемещения, перевода, увольнения работников (в т.ч. временных), включая определение соответствия их содержания трудовому законодательству, в том числе в случае перевода работников на другую работу, изменения определенных сторонами условий трудового договора (статья 72 ТК РФ) и в других случаях;

- выявление работников, в том числе работающих на условиях внутреннего или внешнего совместительства, с которыми трудовой договор не заключен в письменной форме либо не оформлен в течение трех дней в письменной форме при фактическом допущении к работе (статьи 67, 68 ТК РФ);

- ознакомление с практикой оформления трудовых договоров в письменном виде с работниками, которые ранее были приняты на работу без письменного оформления трудового договора.

Кроме того, в ходе проверки по вопросам, связанным с высвобождением работников, необходимо выяснить:

- проводилось ли в учреждении в проверяемом периоде или планируется ли сокращение численности или штата работников;

- соблюдение порядка уведомления о мероприятиях, связанных с сокращением численности или штата работников, профсоюзного комитета;

- соблюдение сроков предупреждения работников о сокращении численности или штата работников;

- соответствие проводимой работы по сокращению численности или штата работников требованиям ТК РФ, иным нормативным правовым актам, коллективному договору, соглашениям;

- применение учреждением при угрозе массового увольнения мер, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями;

- соблюдение порядка учета мнения (согласование) соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации;

- предоставление предусмотренных ТК РФ льгот и компенсаций высвобождаемым профсоюзным работникам;

- практику прекращения трудового договора по инициативе работодателя по иным основаниям и соблюдение при этом требований трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе по выплате выходного пособия.
4.3. Трудовая книжка
Согласно статье 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В настоящее время по вопросам, связанным с трудовой книжкой работника, следует руководствоваться:

постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках»;

постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»;

приказом Минфина России от 22.12.2003 г. № 117н «О трудовых книжках».

При проверке правильности ведения трудовых книжек следует обратить внимание на:

- ознакомление с порядком учета движения и выдачи трудовых книжек, условиями их хранения, порядком выдачи и оформления вкладышей ( ст.62 ТК РФ);

- проверку соответствия записей в трудовых книжках формулировкам приказов (распоряжений);

- своевременность внесения в трудовую книжку изменений, касающихся сведений о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую работу и об увольнении работника, а также основании прекращения трудового договора, сведений о награждении за успехи в работе, об изменении наименования воинской части ( учреждения) или наименования должности;

- проверку соответствия наименований должностей, специальностей или профессий в трудовых книжках наименованию и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (квалификационных характеристиках);

- ознакомление работника с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую работу и увольнении под расписку в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку;

- внесение записи об увольнении при прекращении трудового договора со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт (подпункт) статьи Трудового кодекса РФ;

- внесение записи о присвоении квалификационной категории (с даты вынесения решения аттестационной комиссией);

- правильность внесения записей в графу 4 об основаниях внесения записей в трудовую книжку;

- внесение в трудовую книжку записи с указанием оснований (соответствующих документов):

а) о времени военной службы;

б) о времени повышения квалификации, переквалификации и подготовки кадров (с отрывом от работы).
4.4. Рабочее время и время отдыха.
- табель учета рабочего времени;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- штатное расписание;

- график отпусков;

- приказы об отпусках, командировках;

- платежные документы;

- журнал учета сверхурочной работы;

- журнал регистрации командировочных удостоверений;

- коллективный договор;

- список несовершеннолетних работников, работников-инвалидов,

беременных женщин и женщин имеющих детей в возрастедо 3 лет;

- медицинские справки.

При проверке следует обратить внимание на наличие в правилах внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР) раздела, связанного с режимом рабочего времени, наличие графиков работы.

На основании ПВТР, коллективного договора, приказов (распоряжений) проанализировать:

- соблюдение норм рабочего времени и соответствие положений ПВТР, коллективного договора, трудовых договоров разделу 4 ТК РФ;

- правильность составления графика сменности, учет мнения представительного органа, порядок ознакомления работников (ст. 103 ТК РФ);

- установление сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям работников (лицам до 18 лет, женщинам работающим в сельской местности, в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, медицинским и педагогическим работникам, работникам занятым во вредных условиях труда, инвалидам) в соответствии со статьями 92, 320, 350 ТК РФ, постановлением Правительства РФ № 191, № 101 от 14.02.2003 г. « о продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и ( или) специальности, постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 г. № 298/3-1 « о неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;

- применение порядка сокращения продолжительности работы на один час накануне нерабочих праздничных и нерабочих дней либо иной компенсации переработки в праздничный день на отдельных видах работ, в том числе для работников, имеющих сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 95 ТК РФ);

- порядок применения сверхурочных работ (ст. 99 ТК РФ), работы в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ), ночное время (ст. 96 ТК РФ);

- предоставление выходных дней работникам, осуществляющим уход за детьми – инвалидами и инвалидами детства (ст. 262 ТК РФ);

- наличие работников, для которых установлен суммированный учет рабочего времени, и соблюдение в отношении них непрерывного отдыха не менее 42 часов, а также установленной продолжительности рабочего времени за учетный период (месяц, квартал, но не более года) (ст. ст. 110, 104 ТК РФ), включение краткосрочных технологических перерывов ( до 30 минут) для приёма пищи в рабочее время;

- наличие графика отпусков, учет мнения выборного профсоюзного органа, правильность оформления графика, ознакомление с ним работников, уведомление (извещение) работников в письменной форме о времени начала отпуска за две недели, порядок и практику предоставления ежегодных отпусков, в том числе:

а) соответствие их продолжительности положениям главы 19 ТК РФ, ст. 334 ТК РФ, списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день и постановлениям Правительства РФ;

б) наличие перечня работников с ненормированным рабочим днем; выявление работников, которые привлекаются к работе сверх нормальной продолжительности, но не включены в такой перечень и не получают оплату за сверхурочную работу; наличие локального нормативного акта, устанавливающего конкретную продолжительность дополнительного отпуска;

в) порядок отзыва работников из отпуска (на основании соглашения или заявления работника) (ст. ст. 124, 125 ТК РФ);

г) возможность реализации права на отпуск при увольнении в соответствии с ТК РФ, обратив внимание на реализацию права на очередной отпуск совместителей, временных и сезонных работников (ст. 291, 295 ТК РФ);

д) порядок предоставления отпусков без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ).

4.5. Оплата труда
Проверка проводится в бухгалтерии (финансовой части). Выяснению подлежат следующие вопросы:


Тематика вопросов для проверки правильности оплаты труда работников

Предмет проверки

Основания, регулирующие порядок,

рекомендации

Соответствие размеров и условий оплаты труда работника (разряда оплаты труда) по занимаемой должности (выполняемой работе, наименованию должности)

Трудовые договоры, трудовые книжки, штатное расписание, книга приказов

Правовые акты, определяющие размеры и условия оплаты труда, приказы МО (от 10.12.2008 г. № 555), локальные нормативные акты.

Коллективный договор.


Правильность определения образования

Трудовые договоры, документы об образовании (соответствие записи об образованиях в трудовой книжке)

Приказ Министра обороны № 555


Своевременность повышения размеров ставок з/платы окладов (разрядов) при присвоении квалификационной категории

Трудовые договоры, аттестационные листы (сверить дату принятия решения аттестационной комиссии с датой изменения оплаты труда), тарификационный список


Приказ МО № 555


Правильность установления ставок заработной платы, лицам, имеющим почетные звания, учетную степень

Трудовые договоры, штатное расписание

Пункты 4,5 приложения 2 к постановлению Минтруда России от 17.08.95 г. № 46 с изменениями от 22.11.95г № 65; п.1.6;6.4;6.6. Рекомендаций по оплате труда, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ


Применение повышенной оплаты труда за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда (ночное время, сверхурочная работа, вредные, тяжелые условия труда и др.)


Трудовые договоры, приказы по в/ч, штатное расписание


Трудовой кодекс РФ (статьи 146-154)

Оплата труда за дополнительную работу, не входящую в должностные обязанности

Трудовые договоры, приказы по в/ч, коллективный договор


Нормативные правовые акты органов государственной власти РФ, субъекта РФ и ОМСУ;, локальные нормативные акты в/части, коллективный договор


Применение стимулирующих выплат: компенсационные и стимулирующие выплаты.

Трудовые договоры, Приказы по в/части, КД, Положение об установлении доплат, надбавок, премирование.

Нормативные правовые акты органов государственной власти РФ, субъекта РФ и ОМСУ;приказ МО

№ 555, КД, локальные нормативные акты по в/части


Правильность применения условий оплаты труда при совместительстве, совмещении профессий, исполнении обязанностей временно отсутствующих работника, временном заместительстве


Трудовые договоры, приказы по воинской части

ТК РФ (ст. 74,98,151,

глава 44 и др.),постановление Минтруда России от 30.06.03 г № 44, решение ВС РФ от 20.10.03 г. № ГКПИ 03 – 1072,определение Кассационной коллегии ВС РФ от 25.03.03 г. № КАС 03 – 09 и от 11.03.03. г. № КАС 03 – 25.

Участие выборного органа первичной профсоюзной организации при решении вопросов, связанных с оплатой труда работников

Локальные нормативные акты в/части, коллективный договор

Трудовой кодекс РФ Рекомендации по оплате труда, приказы МО

№ 555, отраслевое соглашение и соглашение с КВО.

Наличие расчетных листков, место, сроки, регулярность выплаты заработной платы.

Приказ по в/части об утверждении формы расчетного листка с учетом мнения представительного органа работников, коллективный договор, трудовой договор.

Статья 136 ТК РФ;


Выявление случаев задержки заработной платы, принимаемые меры по погашению задолженности


Беседы с работниками




Наличие случаев незаконного удержания из заработной платы

Финансовые лицевые счета, беседы с работниками

Статья 137 ТК РФ

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Методические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля...
Тк рф) и закона Удмуртской Республики от 03. 12. 2014 года №73-рз «О порядке и условиях осуществления в Удмуртской Республике ведомственного...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon О т ч ё т о результатах деятельности Государственной инспекции труда...
Государственной инспекции труда в Челябинской области в 2014 году по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Доклад государственной инспекции труда в Еврейской автономной области...
Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области об осуществлении и эффективности федерального государственного надзора...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon И занятости государственная инспекция труда в саратовской области пояснительная записка
Общие результаты надзорно-контрольной деятельности за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Федеральная служба по труду и занятости
Государственной инспекции труда в Пензенской области об осуществлении и эффективности федерального государственного надзора за соблюдением...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Федеральная служба по труду и занятости
Государственной инспекции труда в Пензенской области об осуществлении и эффективности федерального государственного надзора за соблюдением...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Администраци я постановлени е
«О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Отчет о деятельности за 2016 год
Государственная инспекция труда в Саратовской области является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости по...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon О т ч ё т о деятельности Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком...
Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции,...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Доклад государственной инспекции труда в Красноярском крае «Об осуществлении...
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Роструд государственная инспекция труда в кировской области доклад
Государственной инспекцией труда в Кировской области федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Отче т
Проверено организаций комплексно по всем вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Доклад о деятельности Государственной инспекции труда в Ленинградской области за 2011
Й власти специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на осуществление функции по государственному надзору...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Положение о проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового...
Руководитель органа, осуществляющий ведомственный контроль, в соответствии с действующим законодательством утверждает Положение о...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции...
Югре за 1-е полугодие 2013 года по организации федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и...
Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов icon Пояснительная записка к отчету по форме 21-гит государственной инспекции...
Югре за 1-е полугодие 2012 года по организации федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск