Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна.


Скачать 212.37 Kb.
Название Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна.
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
c:\users\user\desktop\2017-05-15\дельфиненок.jpg

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка _________________________________ 3

1.1. Цели и задачи _____________________________________ 3

1.2. Организация и санитарно – гигиенические условия

проведения образовательной деятельности по плаванию ______ 4

1.3. Обеспечение безопасности образовательной деятельности

по плаванию __________________________________________ 6

1.4. Ожидаемые результаты освоения программы ____________ 7

2.Содержание программы _______________________________ 9

2.1. Учебно – тематический план __________________________ 9

2.2. Методика обучения плаванию детей дошкольного

возраста _____________________________________________ 12

3. Диагностика плавательных умений и навыков

дошкольников ________________________________________ 14

4. Информационно- методическое обеспечение ______________ 16

5. Список используемой литературы _______________________ 18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В концепции дошкольного воспитания по решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Конституция РФ

  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образовани от 17.10.2013г. №1155

  • Устав МАДОУ

  • Основная общеобразовательная программа МАДОУ

  • СанПин 2.Н.1 ЗОН9-13 от 15.05.2013.

Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А так же приобщают детей к здоровому образу жизни.

Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» и на основе технических возможностей нашего бассейна. Бассейн построен по современной технологии, вода в течении года из него не выливается, го уровень постоянный (75 см глубины).

1.1 Цели и задачи

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья воспитанников, для разностороннего физического развития чрез обучение детей плаванию, обеспечение физческой и психологической безопасности.

Задачи:

  • освоить основные навыки плавания;

  • равивать психофизические качества (сила, ловкость, выносливость и др.);

  • формировать стойкие гигиеничские навыки;

  • содействовать профилактики нарушения осанки и простудых заболеваний;

  • воспитывать привычку пользоватьс водой;

  • воспитывать потребность в занятиях плаванием.

В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаюся на основе приобретения нового социального опыта – освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Придусматриваются основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации: совместной деятельности инструктора по физической культуре и детей в бассейне, самостоятельной творческой деятельности детей, совместной деятельности с семьей, срок реализации программы четыре года.

Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к образовательной деятельности на всех ее этапах, стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться плавать, осознать ценность здорового образа жизни.

1.2. Организация и санитарно-гигиенические условия проведения образовательной деятельности по плаванию.

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, на сколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно-гигиенические правила .

Образовательная деятельность по плаванию детей дошкольного возраста по данной рабочей программе проходит в крытом бассейне. Площадь водной глади бассейна составляет 22,7 м 2. Бассейн построен по современной технологии. Уровень воды постоянный и составляет 75 см. глубины. Вода циркулирует по кругу через скиммеры и фарсунки при помощи двух насосов (насосы работают попеременно по четеры часа и переключаются автоматически) проходя через сточные фильтры, через ультрафиолетовые лампы и нагревательный прибор. Температуру воды можно регулировать до 40 градусов.

Санитарно-гигиенические условия проведения образовательной деятельности по плаванию включают следующие:

  • достаточное освещение;

  • проветриваемые помещения (разминочная раздевалка, дешевые, туалеты, помещение с чашей бассейна, кабинет и душевая для инструктора по физической культуре, помещение для хранения реагентов и водяного пылесоса). все данные помещения проветриваются автоматически вентиляционной системой;

  • текущая и гениральная дезинфекция помещений и инвентаря;

  • ежедневный анализ качества воды (проводится инструктором по физической культуре) и добавление когулянтов (химикатов для поддержания нормального присутствия хлора в воде, для снижения жесткости водя, для поддержания светлости воды). добавления когулянтов происходит строго по инструкции, приложенной для эксплуатации данного бассейна;

  • еженедельно (в пятницу) проводится промывка фильтров (по приложенной инструкции) и периодически добавляется вода до нормального уровня.

Образовательная деятельность детей по плаванию начинается с детьми младшей группы и проходит в по групповой форме по установленному расписанию. Длительность образовательной деятельности в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста и периода обучения.

Таблица 1

Возрастная группа

Кол-во подгрупп

Число детей в подгруппе

Длительность о.д. в мин.

В одной подгруппе

Во всей группе

младшая

2

10-12

От 15-15, до 20

От 20-30, до 40-60

средняя

2

10-12

От 15-20, до 25-30

От 30-40 до 50-60

старшая

2

10-12

От 20-25, до 30

От 40 до 60

подготовительная

2

10-12

От 25 до 30

От 50 до 60

Как видно из таблицы, на занятии плаванием одной группы детей любого возраста затрачено не менее 40-60 мин., лишь в младшей и средней группах в начале обучения несколько меньше.

Образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование. Большая роль в подготовке этой деятельности отводится воспитателям групп. Они готовят подгруппы к плаванию , знакомят с правилами поведения в бассейне, формируют навыки быстрого раздевания и одевания, вместе с медицинской сестрой определяют, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от плавания, поддерживают тесную связь с родителями.

При проведении образовательной деятельности осуществляется медико-педагогический контроль: над воспитанием и здоровьем каждого ребенка с учетом индивидуальных психофизических способностей, над санитарными нормами температурного режима в бассейне.

Таблица 2

Санитарные нормы температурного режима в бассейне

Возрастная группа

Температура воды

Температура воздуха

младшая

+30…+32

+26…+28

средняя

+30…+32

+26…+28

Старшая

+29…+30

+24…+28

подготовительная

+29…+30

+24…+28



1.3 Обеспечение безопасности образовательной деятельности по плаванию.

До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейне и на воде. Все взрослые должы знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту готовыми помочь детям.

Обеспечение безопасности при организации плавани с детьми дошкольного возраста включает следующие правила:

  • образовательную деятельность по плаванию проводить в бассейне, полностью отвечающим всем требованиям безопасности и гигиены;

  • не разрешать детям толкать друг друга, погружаться с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется;

  • не проводить образовательную деятельность по плаванию с группами, превышающими 10-12 человек;

  • допускать детей к образовательной деятельности только с разрешения врача;

  • приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости с разрешения инструктора по физической культуре;

  • научить детей пользоваться спасательными средствами;

  • во время образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовыми в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку;

  • обеспечить обязательное присутствие медицинской сестры при образовательной деятельности по плаванию;

  • при появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться;

  • соблюдать методическую последовательность обучения;

  • знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка;

  • не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции;

  • добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности на воде.

Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:

  • внимательно слушать задание и выполнять его;

  • входить в воду только по разрешению инструктора по физической культуре;

  • спускаться по лестнице спиной к воде;

  • не стоять без движений в воде;

  • не мешать друг другу окунаться;

  • не наталкиваться друг на друга;

  • не кричать, не звать нарочно на помощь;

  • не бегать в помещении бассейна;

  • проситься выйти из воды по необходимости;

  • выходить из воды быстро по команде инструктора и спокойно идти только по резновой дорожке.

1.4 Ожидаемые результаты освоения программы

Для детей всех групп:

  • преодоление водобоязни;

  • освоение различных видов движений на воде;

  • снижение заболеваемости;

  • повышение эмационально-положительного тонуса в течение длительно времени.

Дети младшей группы:

  • не бояться входить в воду, играют и плескаются в ней;

  • передвигаются по дну бассейна обычным шагом, бегом, помогая себе грибковыми движениями рук;

  • погружаться в воду до уровня подбородка, глаз, опускать лицо в воду;

  • погружаться в воду с головой, пускать пузыри;

  • пытаются выполнять попеременный движения ногами, лежа в надувном круге на спине и животе.

Средняя группа.

В средней группе начинается период освоения детей в воде. Начинается этап, связанный с приобритением детьми умений и навыков, которые достаточно надежно, легко и свободно передвигаются в ней в надувном круге и без него. Знакомятся с некоторыми свойствами воды (сопротивлением).

Дети могут:

  • ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде помогая себе руками;

  • погружать лицо и голову в воду;

  • пускать пузырьки погрузившись в воду;

  • выполнять попеременные движения ногами лежа на животе и спине в надувном круге;

  • кратковременно находиться под водой;

  • пытаться лежать на воде вытянувшись на груди.

Старшая группа.

В старшей группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобритение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находится в воде в без опорном положении.

Дети могут:

  • погружать лицо и голову в воду;

  • открывать глаза в воде и ориентироваться под водой;

  • пытаться проплывать тоннель (через обруч);

  • делать попытку доставать предметы со дна;

  • скользить на груди;

  • выполнять упражнение: «звездочка», «медуза», «поплавок».

Подготовительная группа к школе группа.

В подготовительной к школе группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.

Дети могут:

  • смело погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде;

  • нырять в обруч, проплывать тоннель;

  • доставать предметы со дна (упражнение ловец);

  • выполнять вдох над водой и выдох в воду с опорой;

  • скользить на груди и спине;

  • передвигаться с плавательной доской с работой ног на груди;

  • выполнять упражнения: «звездочка» (на груди и на спине), «поплавок»;

  • пытаться проплыть несколько метров упрощенным способом плавания (кроль на груди без выноса рук).

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 Учебно-тематический план

Младшая группа

месяц

тема

Всего занятий

сентябрь

Экскурсия в бассейн, беседа о правилах поведения в бассейне. Наблюдение за купающимися детьми

2

октябрь

Игры на ознакомления со свойствами воды («помоги игрушки плыть», «дождик», и др.)

4


ноябрь

Игры на освоения воды, игры на ознакомления со свойствами воды («принеси игрушку», «хоровод», «искупай игрушку»)

4

декабрь

Игры обущающие передвижению в воде («водный электровоз», «попрыгунчики», «брось мяч и догони» и др.)

4

январь

Игры обучающие не бояться воды, игры с плесканием («дождик», «умоем личико», «спрячем нос под воду», похлопаем ладошками по воде» и др.)

3

февраль

Игры обучающие не бояться воды, игры с погружением лица в воду, игры на тему «Плывут наши ножки» (вытягивать ноги вперед лежа в круге на спине и груди)

4

март

Игры на погружения лица в воду; игры с ходьбой и бегом, помогая гребковыми движениями рук, находясь в надувном круге.

4

апрель

Игры с выполнением попоременных движений ногами лежа в надувном круге на спине и животе.

4

май

Игры с прыжками, бегом и ходьбой с выполнением движений ногами лежа в надувном круге на спине и животе. Открытое занятие.

4

Итого

33

Средняя группа

месяц

тема

Всего занятий

сентябрь

Беседа о правилах поведения в бассейне, игры на ознакомления со свойствами воды.

2

октябрь

Игры на освоения воды («фонтан», «рыбки резвятся», «поймай воду» и др.)

4

ноябрь

Игры обучающие дыханию, игры с ходьбой и бегом, помогая с гребковыми движениями рук («остудим чай», «пускаем пузыри», «догонялки с игрушкой»)

4

декабрь

Игры с погружением лица в воду и с открыванием глаз в воде («что спрятано на дне», «показалась и спряталась рыбка» и др.)

4

январь

Игры на выполнение попоременных движений ногами, лежа на спине и воде. Игры обучающие скольжению («рыбка хвостиком играет», «крокодилы»)

3

февраль

Игры на выполнение попоременных движений ногами, лежа на спине и воде. Игры обучающие скольжению («рыбка хвостиком играет», «крокодилы»)

4

март

Игры с освоением воды («море волнуется», «переправа», «хоровод», «веселые парочки»)

4

апрель

Игры обучающие погружению и всплытию («жучок-паучок», «смелые ребята» «карусели»)

4

май

Игры на скольжение и погружения, открытое занятие.

4

Итого

33

Старшая группа

месяц

тема

Всего занятий

сентябрь

Беседа о правилах поведения в бассейне. Игры для освоения воды («жучок-паучок», «щука», «лодочка с веслами» и др.

2

октябрь

Игры способствующие освоению воды, с ходьбой и бегом в воде («караси и карпы», «карусели» и др.)

4

ноябрь

Игры по преодалению сопративлению воды. Игры на работу рук, как при плавание способом «кроль» («байдарки», «невод» и др.)

4

декабрь

Игры совершенствующие погружению и всплытию («поплавок», «звездочка», «стрела», и др.)

4

январь

Игры на ориентировку в пространстве. С открытыми глазами под водой («посмотрим дуг другу в глаза», «водолаз» и др.)

3

февраль

Упражнения с выполнением попоременных движений ногами, как при плавание способом «кроль». Игры для отработки дыхания(«качели», «зеркало»)

4

март

Упражнения и игры, обучающие скольжению на груди(«пятнашки с поплавком», «кто проскользит дальше и др.)

4

апрель

Упражнения и игры обучающие скольжению на спине («хвост русалки», «ледокол», «торпеда» и др.)

4

май

Игры на погружения, на скольжение («тоннель», «звездочка», «эстафета с надувными кругами», «поплавок») и открытое занятие

4

Итого

33

Подготовительная к школе группа

месяц

тема

Всего занятий

сентябрь

Беседа о правилах поведения в бассейне. Игры закрепляющие скольжение на груди и спине («стрела», «тюлени» и др.)

2

октябрь

Упражнения на закрепления скольжения на груди и спине. Игры на закрепления работы рук, при плавание способом «кроль» на груди.

4

ноябрь

Упражнение на закрепления дыхания, при плавание способом «кроль» на груди. Игры по желанию детей

4

декабрь

Упражнения на выполнение движения руками, как при плавание способом «кроль», с выносом рук на груди и спине.

4

январь

Игры на ориентировку под водой («проплыть через тоннель», «проплыть под обручом», «проплыть через обруч», «искатели жемчуга»)

3

Февраль

март

Упражнения с выполнением выдоха в воду в сочетание с движениями рук, как при плавание способом «кроль», с выносом рук стоя на глубине по грудь

8

апрель

Игры с попыткой проплыть несколько метров упрощенным способом плавания, либо другим удобном для детей («плавцы», «эстафета», «чье звено скорее соберется» и др.)

4

май

Упражнения и игры: «искатели жемчуга», «плавцы», «передай мяч под водой», «тюлени», «звездочка на груди и спине». Игры по желанию детей. Открытое занятие.

4

Итого

33

2.2 Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста

Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:

  • принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием;

  • принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, образных выражений, ориентиров, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;

  • принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;

  • принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;

  • принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному. применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.

Методы обучения:

  • словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания;

  • наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов;

  • практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию.

1.Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»:

  • комплекс подводящих упражнений;

  • элементы «сухого плавания»

2. Подготовительные упражнения на виде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:

  • передвижение по дну и простейшие действия на воде;

  • погружение в воду, в том числе с головой;

  • упражнения на дыхание;

  • открывание глаз в воде;

  • всплывание и лежание на поверхности воды;

  • скольжение по поверхности воды.

3. Упражнения для разучивания техники плавания «с опорой и без»:

  • движение рук и ног как при упрощенном способе плавания (кроль на груди без выноса рук);

  • согласование движений рук и ног.

4. Игры и игровые упражнения способствующие:

  • развитию умения передвигаться в воде;

  • овладению навыков погружения и открывания глаз;

  • овладению выдохам в воду;

  • развитию умения всплывать;

  • овладению лежанием;

  • овладению скольжением;

  • развитию умения выполнять прыжки в воду;

  • развитию физического качества.

Большую роль в формирование двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к образовательной деятельности, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным. Бассейн также должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание окунуться в этот загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось плавать.

3. Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников

Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой (1984г.)

Таблица 3

Контрольное тестирование (младший возраст)

Навык плавания


Контрольное упражнение

ныряние

Погружение лица в воду

Погружение головы в воду

Продвижение в воде

Ходьба вперед и назад(вперед спиной) в воде с помощью рук

Бег (игры: «догонялки», «кто быстрее до игрушки»)

Выдох в воду

Вдох над водой и выдох в воду («пускаем пузырьки»)

лежание

Лежать на воде вытянувшись на груди и на спине с опорой

Таблица 4

Контрольное тестирование (средний возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

ныряние

Пытаться проплыть тоннель

Подныривание под гимнастическую палку

Пытаться доставать предметы со дна

Продвижение в воде

Упражнения в паре «на буксире»

Скольжение на груди

Бег парами

Выдох в воду

Упражнение на дыхание «ветерок»

Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой

лежание

Лежать на воде вытянувшись на груди и на спине







Таблица 5

Контрольное тестирование (старший возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

ныряние

Ныряние в обруч

Проплывание тоннеля

Подныривание под мост

Игровое упражнение «ловец»

Продвижение в воде

Скольжение на груди и на спине

Скольжение с плавательной доской с работой ног на груди

Выдох в воду

Выполнение серии выдохов в воду

Упражнение на задержку дыхания «кто дольше»

лежание

Упражнение «поплавок»

Упражнение «звездочка» на груди и на спине

Лежание на спине с плавательной доской

Пытаться плыть упрощенным способом плавания (кроль без выноса рук)

Таблица 6

Контрольное тестирование (подготовительный к школе возраст)

Навык плавания

Контрольное упражнение

ныряние

Проплывание под мостом (несколько звеньев)

Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой

Продвижение в воде

Плавание на груди с работой ног, с работой ног.

Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног.

Выдох в воду

Ритмичный вдох-выдох с сочетании движениями ног

Дыхание в положении лежа на груди, с поворотом головы в сторону, с неподвижной опорой.

лежание

Упражнение «осьминожка» на длительность лежания

Упражнение звездочка на груди, на спине, в глубокой воде

При оценки двигательных навыков детей вводятся следующие обозначения:

  • высокий уровень – означает правильное выполнение, т.е., навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнения;

  • средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е.. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью взрослого или ребенка;

  • низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнения.

4. Информационно - методическое обеспечение

В бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности и страховки детей во время занятий:

  • спасательные круги;

  • плавательные доски;

  • термометр;

  • секундомер;

  • судейский свисток;

  • магнитофон;

  • плавающие горизонтальные соединения из обручей и гимн. палок для ныряния;

  • удочка с надувным мячом на конце лески;

  • разделительные полосы.

Имеются пособия и игрушки для наиболее эффективной организации занятий:

  • надувные игрушки;

  • резиновые и пластмассовые игрушки;

  • тонущие игрушки;

  • резиновые и надувные мячи;

  • обручи;

  • плакаты;

  • ориентиры.


РАЗДЕЛ 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макаренко Л.П. Плавание – М.: Физкультура и спорт, 1979 г. 144 с.

2. Ботякова О.Ю. Уроки плавания для младенцев – С.П.Б.: Издательский дом «Литера», 2012г. – 32с.

3. Сидорова И.В. Как научить ребенка плавать: практическое пособие – М.: Айрис – пресс, 2011г. – 144с.

4. Рыбак М.В. Занятие в бассейне с дошкольниками – М: ТЦ Сфера, 2012г. – 96 с.

5. А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова Система обучения плаванию детей дошкольного возраста Учебно-методическое пособие – СПб: Издательство «Детство пресс», 2011 г.,336 с.

6. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Т.П. Брагина Обучение плаванию в детском саду: книга для воспитателей дет.сада и родителей – М: Просвещение 1991г. – 159 с.

Похожие:

Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»/под...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Рабочая программа по реализации основной общеразвивающей программы...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Рабочая программа по музыке для 1 класса начального общего образования...
Фгос начального общего образования и на основе примерной программы по музыке для начальной школы и с учетом возможностей, предоставляемым...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе общеобразовательной...
Рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в детском саду
Весь коллектив нашего детского сада строит свою работу на основе законодательных и инструктивных документов по разделам
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Пояснительная записка I часть (обязательная) Организация режима пребывания...
Основная общеобразовательная программа мдоу «Суслонгерский детский сад «Аленушка» разработана на основе комплексной программы «Программа...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана...
Мо и н рт. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Пояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе:...
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Рабочая программа по обучению английскому языку детей дошкольного возраста
Данная программа является модифицированной, так как разработана на основе программы обучения дошкольников английскому языку «Английский...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов...
Программа разработана на основе примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Петелька за петелькой»
Программа является модификацией методического пособия «Обучение вязанию крючком в детском саду» И. В. Новиковой и разработана в соответствии...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Особенности подготовки к плаванию в ледовых условиях 4
Речного Регистра рсфср на допуск к плаванию, быть укомплектованы квалифицированным экипажем согласно утвержденному штатному расписанию,...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение»
Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Пояснительная записка Перечень нормативных документов и материалов,...
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе нормативно-правовых документов
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII...
Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы под редакцией...
Рабочая программа по обучению плаванию разработана на основе базовой программы Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» ина основе технических возможностей нашего бассейна. icon Рабочая программа разработана на основе программы М. С. Соловейчик «Русский язык» (2010)
Соловейчик, М. С., Кузьменко, Н. С. К тайнам нашего языка: учебник русского языка. 3 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск