ОТЧЕТ ПО САМООБСЛЕДОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 12» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОНАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание:
Общие сведения об учреждении…………………………………. 4
Структура образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых
образовательных программ…….. 7
Управление образовательным учреждением……………………. 9
Концепция развития учреждения. Программа развития………… 15
Кадровое обеспечение. Система повышения квалификации…… 17
Контингент обучающихся…………………………………………. 19
Содержание образовательной деятельности …………………….. 22
Результативность образовательной деятельности. Качество подготовки
выпускников ступеней образования………………… 32
Воспитательная система образовательного учреждения………... 48
Создание здоровье сберегающих условий………………………… 67
Методическая работа. Развитие потенциала педагогического
коллектива……………………………………………………………. 70
Информатизация учебно-воспитательного процесса……………... 79
Материально-техническое обеспечение…………………………… 87
Безопасность образовательного процесса…………………………. 91
Удовлетворенность образовательным процессом………………… 94
Перспективы и основные направления развития школы………… 95
Общие выводы по итогам самообследования…………………….. 96
Цель самообследования:
Проведение внутренней экспертизы с целью всестороннего анализа деятельности МБОУ «СОШ № 12» за
три года, предшествующие государственной аккредитации.
Процедура самообследования способствует:
Определению соответствия критериям показателей государственной аккредитации, образовательным целям и социальным гарантиям.
Рефлексивной оценке результатов деятельности педагогического коллектива, осознанию своих целей и задач и степени их достижения.
Возможности заявить о своих достижениях, отличительных показателях.
Отметить существующие проблемные зоны.
Задать вектор дальнейшего развития школы.
Источники информации:
Нормативно-правовые документы, рабочие документы, регламентирующие направления деятельности ОУ (аналитические материалы, планы и анализы работы, программы, расписания уроков, дополнительного образования, статистические данные).
Анализ и результаты административных контрольных работ в выпускных (4, 9, 11) классах, определяющие качество подготовки выпускников (проведены в период самообследования).
Результаты анкетирования участников образовательного процесса (определения степени
удовлетворенности образовательным процессом).
Форма предъявления информации:
Отчет о самообследовании, утвержденный педагогическим советом на бумажных и электронных носителях.
Самообследование проводилось на основании решения педагогического совета (протокол № 3 от
04.04.2008).
1. Общие сведения об учреждении
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» муниципального образования .
С 13 августа 2006 года директором школы является Быкова Раиса Петровна.
МБОУ «СОШ № 12» представляет собой модель классической общеобразовательной школы, открытой для всех обучающихся, готовой обеспечить высокий уровень подготовки по всем предметам.
1.1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения. Наличие свидетельств:
а) о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном 15 ноября 2011 года до 15 ноября 2023 года. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1022304036468;
б) о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы, присвоен ИНН № 2336011360;+
Юридический адрес ОУ:
353831, Российская Федерация, Краснодарский край, Красноармейский район, станица Новомышастовская , улица Гагарина 15. Юридический и фактический адрес совпадают.
Наличие документов о создании ОУ.
Устав образовательного учреждения, принят общим собранием трудового коллектива 5.12.2010 г.
зарегистрирован 24 января 2011 г. в Межрайонной инспекции ФНС России Красноармейского района и утвержден начальником управления образования Красноармейского района.
Содержание Устава соответствует требованиям Закона «Об образовании», рекомендательным письмам Минобразования России.
1.2. Локальные акты, регламентирующие деятельность ОУ:
Положение о приёме, переводе, выбытии, отчислении, исключении обучающихся.
Положение по ведению классных журналов МБОУ СОШ № 12.
Положение о методических объединениях учителей- предметников в МБОУ СОШ №12.
Положение о промежуточной аттестации обучающихся в переводных классах.
1.3. Документы, на основании которых осуществляет свою деятельность ОУ:
Лицензия – серия РО № 017907 регистрационный № 01760 от 18 марта 2011 г., срок действия бессрочно.
Свидетельство о государственной аккредитации – серия ОП
№ 021871, регистрационный № 01839 от 15.11.2011 г., срок действия до 15.11.2023 г.
В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; Право владения, использования материально-технической базы
Образовательная деятельность ведется на площадях, закрепленных за МБОУ «СОШ № 12» согласно Свидетельству о государственной регистрации права № 23 АИ № 288710 от 09 октября 2010 г.
1.5. Территория школы.
МБОУ «СОШ № 12» находится в жилом районе станицы Новомышастовская. Образовательное учреждение находится в непосредственной близости к проезжей части со стороны улицы Гагарина. Территория школы имеет металлическое ограждение.
МБОУ «СОШ № 12» имеет земельный участок площадью 4536.8кв.м.в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю № 23 АИ № 288710 от 09.11.2010 г.
Территория образовательного учреждения благоустроена, хорошо освещена по всему периметру. Школа имеет новую спортивную площадку.
2. Структура образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых образовательных программ.
Школа, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного среднего (полного) общего образования, осуществляет образовательный процесс, соответствующий трем ступеням образования:
ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года), 1-4 класс – обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное образование является базой для получения основного общего образования.
ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет), 5-9 класс – обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, создает условия для становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к
социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок обучения 2 года), 10-11 класс – является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающей освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
Структура классов и состав обучающихся:
Класс
|
Вид класса (для классов первой ступени указать систему обучения)
|
Количество обучающихся в классе
|
I ступень
|
|
|
1 А
|
Общеобразовательный, Школа России
|
27
|
1 Б
|
Общеобразовательный, Школа России
|
27
|
2А
|
Общеобразовательный, Школа России
|
21
|
2Б
|
Общеобразовательный, Школа России
|
20
|
2В
|
Общеобразовательный, Школа России
|
21
|
3А
|
Общеобразовательный,Школа России
|
32
|
3Б
|
Общеобразовательный,Школа России
|
31
|
4А
|
Общеобразовательный,Школа России
|
30
|
4Б
|
Общеобразовательный,Школа России
|
27
|
Итого
|
9 классов-комплектов
|
236
|
IIступень
|
|
|
5А
|
Общеобразовательный
|
25
|
5Б
|
Общеобразовательный
|
23
|
6А
|
Общеобразовательный
|
29
|
6Б
|
Общеобразовательный
|
23
|
7А
|
Общеобразовательный
|
22
|
7Б
|
Общеобразовательный
|
19
|
8А
|
Общеобразовательный
|
22
|
8Б
|
Общеобразовательный
|
19
|
9А
|
Общеобразовательный
|
20
|
9Б
|
Общеобразовательный
|
18
|
Итого
|
10 классов-комплектов
|
220
|
III ступень
|
|
|
10
|
Общеобразовательный
|
11
|
11
|
Общеобразовательный
|
10
|
Итого
|
2 класса-комплекта
|
21
|
Всего
|
21 классов-комплектов
|
477
|
В начальной школе реализуются следующие системы обучения:система УМК «Школа России». Предшкольная подготовка детей осуществляется через организацию курсов по подготовке детей к школе в форме «Субботней школы будущего первоклассника». Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, раскрытие их творческих способностей.
В школе создана система воспитательной работы, обеспечена внеурочная занятость учащихся в рамках дополнительного образования(кружки, факультативы, секции).
В первый класс школы принимаются дети, которым исполнилось не менее шести лет шести месяцев до 1 сентября текущего года, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
При приеме обучающегося школа знакомит родителей (законных представителей) с Уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации Учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми Учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, в том числе режим занятий обучающихся, порядок регламентации и оформления отношений Учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей).
Вывод: Данная структура школы соответствует функциональным задачам муниципального образовательного учреждения и Уставу школы.
Управление образовательным учреждением.
3.1. Управленческая система
Управление МБОУ «СОШ № 12» осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Уставом на принципах демократичности, открытости, единства единоначалия и коллегиальности, объективности и полноте используемой информации, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Система управления МБОУ «СОШ № 12» представляет специфический вид управленческой деятельности, целеполаганием которой является обеспечение участниками образовательного процесса условий для:
развития;
роста профессионального мастерства; проектирования образовательного процесса как системы, способствующей саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации.
Управленческие действия, предпринимаемые в школе, осуществляются на основе прогнозирования общих линий развития и направлены на повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Управление развитием МБОУ «СОШ № 12» осуществляется программно-целевым методом.
Сообразно данной стратегии в школе реализуются следующие программы:
Программа развития школы на 2011-2015 годы;
Перспективный план развития на 2011-2015 годы;
Программа развития воспитания на 2011-2015 годы;
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Программа «Субботняя школа будущего первоклассника»;
Программа «Школа – территория здоровья»;
Организационная структура управления – линейно-функциональная. В вертикальной системе управления выделено 4 уровня: Уровень стратегического управления;
Уровень тактического управления; Уровень оперативного управления; Уровень ученического самоуправления.
На каждом из этих уровней разворачивается своя структура органов, которые взаимосвязаны между собой.
Формами самоуправления являются Управляющий совет, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива школы.
Управляющий совет представляет интересы всех участников образовательного процесса: родителей, педагогических работников, обучающихся. Определяет стратегию развития школы, утверждает программу развития, принимает важнейшие решения по различным направлениям деятельности школы.
Педагогический совет рассматривает педагогические и методические вопросы, вопросы организации учебно-воспитательного процесса, изучение и распространение передового педагогического опыта
Общее собрание трудового коллектива имеет право обсуждать коллективный договор, обсуждать и принимать правила внутреннего трудового распорядка, Устав Учреждения для внесения их на утверждение.
В качестве общественных организаций в школе действуют общешкольный родительский комитет Учреждения, классные родительские комитеты. Они содействуют объединению усилий семьи и Учреждения в деле обучения и воспитания детей, оказывают помощь в определении социально-незащищенных обучающихся. Содействуют обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, координируют работу классных родительских комитетов, проводят разъяснительную и консультативную работу среди родителей, оказывают содействие в проведении общешкольных мероприятий, участвуют в подготовке образовательного учреждения к новому учебному году, совместно с органами самоуправления общеобразовательного учреждения контролируют организацию качественного питания, медицинского обслуживания, оказывает помощь администрации общеобразовательного учреждения в организации проведения общешкольных родительских собраний, взаимодействует с педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних обучающихся.
Методический совет Учреждения - постоянно действующий орган управления методической и опытноэкспериментальной работой педагогического коллектива Учреждения. Осуществляет методическое обеспечение общеобразовательного процесса, организует деятельность по повышению профессиональной квалификации педагогических работников.
Совет ученического самоуправления (Совет Лидеров)планирует и организует внеурочную деятельность обучающихся. Курирует работу Совета лидеров заместитель директора по ВР. Классные органы
самоуправления организуют внеурочную работу внутри класса, согласуя свою деятельность с Советом лидеров школы. Направляет работу детей классный руководитель.
В школе функционируют следующие структурные подразделения:
Методический совет - зам.директора по УВР, руководители предметных МО;
Совет по внедрению ФГОС НОО – председатель совета;
Предметные методические объединения – учителя-предметники по образовательным областям;
МО классных руководителей - классные руководители 1-11 классов;
Объединение педагогов дополнительного образования – зам. директора по ВР и педагоги дополнительного образования;
Социально-педагогическая служба - социальный педагог и школьный инспектор;
Временные творческие группы - педагоги одного или различных предметов;
Административно-хозяйственная деятельность- зам. директора по АХР;
Библиотека - заведующая библиотекой;
Информатизация образовательного процесса – учителя информатики. Каждое структурное подразделение выполняет функции, направленные на организацию учебно-воспитательного процесса согласно должностным обязанностям, локальным актам. При этом основной формой взаимодействия администрации и педагогического коллектива является обмен информацией, индивидуально-групповые консультации, собеседования.
3.2. Управленческий аппарат сформирован, распределены функциональные обязанности между членами администрации, регламентируемые приказом по образовательному учреждению МБОУ «СОШ № 12».
Квалифика ционная категория
|
Стаж администра
№ Административная Стаж тивной раб
п/п должность Ф.И.О. Образование педагогический оты
Быкова Раиса
Директор школы Петровна высшее 41 7 высшая
Заместитель
директора по
учебно- Солоха
воспитательной Ирина
работе Ивановна высшее 21 7 1
Заместитель директора по
воспитательной Сивостьянова Ирина
работе Владимировна высшее 5 2 соответствие
Окованцева
Заместитель Вера Ср.
директора по АХЧ Григорьевна специальное 0 - -
Заместители директора по УВР, ВР имеют учебную нагрузку не более 12 часов в неделю, что позволяет им в полном объеме осуществлять контроль и руководство в соответствии со своим функционалом. Все члены администрации (кроме зам. директора по АХР) имеют высшее образование; стаж педагогической работы свыше 10 лет имеют 75 %, стаж административной работы - свыше 10 лет - 75%; до 5 лет – 25%.
Функциональные обязанности, распределенные среди членов администрации, обеспечивают режим жесткого функционирования и гибкого развития, однако все члены администрации владеют всеми основными вопросами, в случае необходимости осуществляют замену. Это обусловлено достаточным уровнем управленческой культуры, владением современными информационными технологиями.
Целостная работа механизма управления, координирование деятельности педагогического коллектива осуществляется через:
Четкое определение уровня управления, их функционала и связи между ними;
Построение работы на перспективной, прогнозируемой основе по программе развития;
Перевод делопроизводства на компьютеризированную основу;
Системность ВШК;
Внедрение системного подхода в диагностике состояния УВП.
Администрация школы, делегируя управленческие полномочия, предоставляет право планировать использование часов школьного компонента, обсуждать программы спецкурсов, выполнять контролирующие функции: проверка и ведение школьной документации (тетради, дневники), выполнение практической части учебных программ. Участие учителей в педагогических советах предоставляет широкое право в определении и принятии тех или иных решений, а также в их исполнении (работа аналитической группы, фокус-группы), а рефлексия проводимых мероприятий позволяет управленческой команде своевременно и оперативно корректировать свою деятельность и деятельность педагогического коллектива. Высок уровень проведения педагогических советов.
3.3. Основными формами координации деятельности аппарата управления школы являются:
Совещание при директоре (4 раза в месяц)
Совещание при заместителе директора по УВР, ВР (не реже 1 раз в месяц)
3.4. Информационно-аналитическая деятельность администрации школы осуществляется при помощи ПЭВМ, имеется выход в Интернет, создается локальная сеть по учреждению. Накопление, обобщение материалов по различным направлениям деятельности школы осуществляется при проведении ВШК и обсуждении на оперативных совещаниях, методическом совете или методических объединениях, совещаниях при директоре, проходящих регулярно по плану. Школьная документация представлена справками директора и заместителей директора, протоколами педагогического и методического советов, совещаний при директоре, книгами приказов по основной деятельности и учащимся, планами и анализом работы за год, программами образовательного учреждения.
3.5. Контрольно-диагностическая и коррекционная функции управления осуществляются администрацией через организацию ВШК. Диагностика текущего состояния дел позволяет обобщить положительный опыт, выявить существующие проблемные зоны, выбрать наиболее адекватные и результативные способы решения проблем. ВШК призван в конечном счете повысить качество образования. Осуществление контроля ведется по следующим направлениям:
Состояние знаний, умений и навыков обучающихся;
Состояние преподавания учебных предметов;
Ведение школьной документации;
Реализация учебного плана;
Организация начала учебного года;
Работа по подготовке к экзаменам;
Организация медицинского обеспечения;
Организация питания;
Выполнение требований по охране труда, безопасности жизнедеятельности, правил пожарной безопасности;
Организация работы по сохранению контингента;
Посещаемость учебных занятий;
Организация каникул;
Обновление и пополнение библиотечного фонда;
Работа библиотеки;
Состояние школьного здания;
Готовность школы к зимнему периоду. Соблюдение температурного режима.
Контроль за состоянием хозяйственной деятельности, за качеством работы обслуживающего персонала имеет системный открытый характер. Указанные вопросы рассматривались на совещании при директоре. В результате проверок школы различными инстанциями замечаний по нарушению финансовой и хозяйственной деятельности не было.
По итогам контроля (используются разные виды контроля) составляются аналитические справки, принимаются управленческие решения, осуществляется контроль выполнения принятых решения и исправления недостатков. Кроме этого, ВШК является и механизмом материального поощрения педагогов, работающих результативно и эффективно. Положительные результаты могли служить основанием для повышения квалификации работников (на II квалификационную категорию).
Усилен акцент на общественный, коллективный контроль за ходом УВП через проведение уроков взаимопосещений учителями, методических недель, анкетирования участников образовательного процесса. При проведении ВШК используется механизм делегирования полномочий.
Педагогический анализ и годовой план работы школы сбалансированы. На совещаниях при директоре уточняются еженедельные выборки плана с последующим анализом и коррекцией, заслушиваются аналитические справки, отчеты по различным направлениям деятельности. В связи с переходом на НСОТ разработаны и утверждены показатели и критерии эффективности труда по каждой категории сотрудников. Один раз в четверть проходят заседания комиссии по установлению стимулирующих надбавок.
Вывод: Показателями эффективного управления являются результаты деятельности школы по следующим составляющим:
Критерии факта – снизилось количество обучающихся, оставленных на повторный курс, незначительно, но улучшилось состояние здоровья детей, повысились результаты участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
Критерии отношений – улучшились межличностные отношения, нет конфликтов между участниками образовательного процесса;
Критерии качества – позволяют проследить взаимосвязь между процессом управления и личностным ростом участников образовательного процесса.
4. Концепция развития учреждения. Программа развития.
Современная школа не может развиваться без четко выстроенного прогноза, устремленного в будущее. Коллектив школы поставил перед собой сложную задачу – выстроить и реализовать модель школы, в которой были бы созданы условия для развития всех субъектов образовательного процесса.
Документом, отражающим перспективы развития системы образования в школе, является Программа развития «Обновление школьного образования через создание среды развития субъектов образовательного процесса», основная цель которой - разработка и запуск эффективных механизмов развития системы.
Основной стратегической целью программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей обучающихся и их родителей в качественном образовании путем создания новой технологии управления, обновления структуры и содержания образования.
Стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования;
повышение эффективности управления учебно-воспитательным процессом; определение социальных и психолого-педагогических условий, необходимых для реализации Программы. Этапы реализации:
2013-2014 учебный год
Определение дальнейших путей развития школы в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» и инициативы Президента «Наша новая школа»
2014-2016 учебные годы
Осуществление перехода образовательного учреждения в новое качественное состояние с учетом изменяющейся образовательной среды.
2016-2018 учебный год
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
Программа призвана укрепить целостность системы образования, повысить качество её жизнедеятельности, определить перспективные пути обновления образовательных структур, представить модель будущего состояния и развития системы образования.
Программа включает меры, направленные на повышение качества и престижа образования, на сохранение и укрепление здоровья школьников, на развитие детской одаренности. Программа содержит меры по развитию педагогического творчества как главного условия самообновления и саморазвития системы образования, меры по совершенствованию инфраструктуры школы, определению путей саморазвития.
Практическая реализация основных направлений программы развития позволит обеспечить оптимальное качество образования в школы.
Актуализация проблемы построения адекватной времени концепции развития школы вызвана целым рядом объективных процессов. В соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Наша школа призвана обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Вот почему проблема качества образования является важной, определяет миссию школы, цели, задачи её деятельности.
Одной из ключевых позиций, определяющих облик нашей школы, - утверждение её многообразия, разноуровневости, отвечающей различным возможностям и способностям учащихся, направленности обучения и вариативности, удовлетворяющим интересы личности.
Наша школа в перспективе — это образовательное учреждение, которое имеет следующую классификационную характеристику:
по философской основе — гуманистическое;
по ориентации на личностные структуры — разно ориентированное;
по организационным формам — классно-урочное;
по подходу к учащимся — личностно-ориентированное;
Наша школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой,- по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
Миссию школы, её предназначение мы видим в развитии такого образовательного учреждения, где каждый школьник оказался бы в благоприятных условиях для его развития, смог реализовать свои интересы, развить свои способности, сохраняя при этом индивидуальность и здоровье, чувствовал комфортное влияние всей образовательной среды. Образовательная среда при этом выступает гарантом личной успешности в реализации поставленных школьных задач, успешности его развития по различным аспектам.
Наш выпускник физически здоров, нравственно ориентирован на социально-значимые гуманные ценности, подготовлен к жизни в различных сферах.
Ожидаемые результаты:
обеспечение высокого качества образования;
качественное обновление содержания общего образования;
расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся; удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников МОУ СОШ № 12; повышение ИКТ - компетентности педагогов и учащихся; создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы; развитие материально-технической базы;
повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием;
повышение эффективности государственно-общественных форм управления.
Большое значение в нашей школе традиционно уделяется работе по профориентации учащихся. В 9-х класса введены дополнительные часы профориентационной работы. Целью данного курса является активизация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда. Ведение данного курса предполагает использование следующих форм и методик работы: информационная (буклеты, реклама учебных заведений)
справочная литература для поступающих в средние специальные и высшие учебные заведения экскурсии на предприятия стенд наглядной агитации встречи с людьми разных профессий психологическое тестирование эвристические игры.
За учебный год учащиеся школы посетили различные промышленные предприятия района, познакомились с процессом производства и людьми разных профессий.
В 2012-2013 учебном году в школе успешно функционировали следующие объединения дополнительного образования, в которых занималось более 390 учащихся школы: «Чемпион»,
«Все цвета, кроме черного»,
«Узнаем сами»,
«Веселый карандаш»,
«Братья наши меньшие»,
«Смекай, решай, отгадывай»,
«Журналистика»
«Наследие»
«Живые краски»
«Творческая мастерская народных ремесел»
В содержании кружка «Узнаем сами», «Братья наши меньшие» - помочь младшим школьникам понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни. Целью работы кружка «Все цвета, кроме черного» было создание условий для успешного освоения основ исследовательской деятельности. Для реализации цели были поставлены задачи: формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Целью работы кружка «Живые краски» было формирование художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы рисования.
Программа кружка «Наследие» ставила перед собой цель: утверждение нравственных ценностей в сознании детей через поиск и определение путей создания условий изучения и овладения опытом поколений на основе семейных и общественных ценностей.
Целью программы «Творческая мастерская народных ремесел»являлось духовно-нравственное воспитание, развитие общей культуры дошкольников, путем изучения, сохранения и развития традиционного русского ткачества в современных условиях. Формирование мировоззрения дошкольников на основе народного искусства и изучения ткачества как части культурного наследия русского народа. Саморазвитие и самоопределение детей как важные факторы социальной адаптации в современном обществе.
На занятиях кружка «Журналистика» учитель создавал условия, способствующие формированию способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; способствовал реализации индивидуальных способностей обучающихся и развитию творческого потенциала личности; знакомил обучающихся с особенностями публицистического стиля и его жанрами (заметка, репортаж, интервью, корреспонденция, статья, рецензия, зарисовка, очерк); формировал базовый понятийный (терминологический) аппарат;
Основными задачами дополнительного образования на ближайшее время для нашей школы являются:
расширение сети клубных объединений и разнообразие их направленности создание условий для развития личности каждого ребенка
активное вовлечение детей из «группы риска» в дополнительное образование
сплочение учащихся школы в дружный коллектив путем использования, в том числе, коллективных творческих дел налаживание более тесного контакта и сотрудничества с родителями.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Целенаправленность и эффективность данной работы осуществлялась по следующим направлениям деятельности: диагностика семьи, взаимоотношения с родителями учащихся, работа с нестандартными семьями, организация полезного досуга. Успешно проведены классные родительские собрания, организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты, общешкольные родительские собрания, тематические консультации. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и работает сайт школы.
Благодаря активной поддержке родителей в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет, решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий.
Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса.
Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
По результатам социологических опросов качественно улучшилось взаимодействие классных коллективов в организации школьной жизни.
Диагностика показывает положительное влияние процесса воспитания на учащихся. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает сделать выводы о том, что воспитательная система школы работает эффективно.
Таким образом, важнейшие задачи воспитания в следующем учебном году– формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В школе прошел цикл мероприятий, посвященных 68-летию Победы. Проведены уроки Мужества, посвященные дню Победы, конкурс чтецов. Учащиеся оказывали шефскую помощь ветерану, проводили встречи с ним, изготавливали подарки. Обновлены в школе материалы стендов «Они сражались за Родину», конкурс рисунков «Война глазами детей», акция-субботник «Обелиск памяти». В школе прошли спортивные мероприятия:
«Смотр строя и песни», «Зарница», соревнования по легкой атлетике, стрельбе. Открытое
мероприятие «Подвигу жить в веках» прошло 9 мая, в котором были задействованы учащиеся, учителя, родители.
Педагогический коллектив нашей школы использует разнообразные формы совместной работы с семьей, вовлекает родителей в учебно – воспитательный процесс школы, потому что семья играет решающую роль в развитии и становлении личности ребенка.
Работа органов самоуправления стала неотъемлемой частью жизни классных коллективов и стала значимой среди старшеклассников. Формированию ответственности и развитию организаторских умений учащихся способствует наличие постоянных и временных поручений в классах и школе, работа Совета дел, участие в организации мероприятий по различным направлениям.
Активным органом ученического самоуправления старшеклассников является Совет старшеклассников, в который входит 7 человек. Совет старшеклассников функционирует на основании Положения, в котором отражены цель, задачи, основные принципы деятельности Совета, права и обязанности членов Совета. Возглавлял орган ученического самоуправления учащийся 9А класса Лобачев Максим, ставший Лидером школьного самоуправления по итогам ежегодных выборов Лидера школьного самоуправления в 2011 году.
Ребята очень активно, ответственно и творчески относились к своим обязанностям по организации и проведению праздников, спортивных соревнований, конкурсов.
По инициативе Совета старшеклассников и активном его участии в жизни школы было организовано и проведено 4 коллективных творческих дела в первом полугодии и 3 во втором.
Показателем эффективности выбранной и реализуемой воспитательной задачи по повышению роли органов ученического самоуправления является повышение роста активности, инициативы, творчества детей среднего и особенно старшего звена. Обучающиеся – активисты 8,9,10,11 классов задают стиль общения, стиль проведения КТД, стиль взаимоотношений детей и взрослых. 5. Кадровое обеспечение. Система повышения квалификации.
5.1. Сведения о педагогических работниках
Количественный и качественный состав кадров (за предыдущие три года)
-
№
|
|
2012-2013
|
2013-2014
|
2014-2015
|
1
|
Всего педагогов в ОУ
|
39
|
31
|
30
|
2
|
имеют высшее образование
|
28 94%
|
29 94%
|
28
|
3
|
имеют среднеспециальное образование
|
2 6%
|
2 6%
|
2
|
4
|
имеют высшую кв. категорию
|
4 13%
|
3 10 %
|
5
|
5
|
имеют первую кв. категорию
|
9 30 %
|
11 35 %
|
11
|
6
|
Соответствие занимаемой должности
|
|
10 32%
|
8
|
7
|
не имеют кв. категорию
|
|
7 23 %
|
6
|
8
|
средний возраст педагога
|
44
|
44
|
44
|
Количественный и качественный состав кадров (2014-2015 уч.год)
-
|
всего
|
Всего педагогических работников
|
30
|
Укомплектованность педагогическими работниками
|
30
|
Образование: высшее
|
28
|
незаконченное высшее
|
0
|
среднее специальное
|
2
|
Квалификационные категории:
высшая
|
5
|
первая
|
11
|
Соответствие занимающей должности
|
8
|
Анализ данных позволяет говорить о работоспособности коллектива, о его активности, стремлении повышать свой профессиональный уровень. 43% педагогов задействованы в инновационной деятельности:
переход на новые образовательные стандарты в начальной школе, использование современных педагогических технологий, повышение информационной компетентности.
По результатам обследования уровень социально-психологического климата - благоприятный, т. е., по мнению педагогов, сплочению коллектива способствует доброжелательность в отношениях друг к другу, вовлеченность в инновационную работу, взаимопонимание.
5.2. Статистические данные по педагогам:
Распределение педагогов МОУ «СОШ № 12» по стажу
Стаж
|
Количество человек (%)
|
|
2012-2013 уч.год
|
2013-2014 уч.год
|
2014-2015 уч.год
|
а) до 10 лет
|
10 (33%)
|
11 (35%)
|
12 (40%)
|
б) от 10 до 20 лет
|
3 (10%)
|
3 (10%)
|
3 (10%)
|
в) от 20 до 30 лет
|
9 (30%)
|
8(29%)
|
8(29%)
|
г) свыше 30 лет
|
8 (27%)
|
8(26%)
|
8(26%)
|
5.3.Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педкадров в 2014-2015 учебном году
Повышение квалификации педагогов в период реформирования образовательной системы – насущная задача сегодняшнего дня. Невозможно говорить о перспективах развития школы, о внедрении в педагогическую практику новых форм и методов организации учебного процесса без системной работы по обучению кадров, которая проводится как на уровне муниципалитета, так и на уровне школы. Повышение квалификации носит системный и плановый характер.
Вывод: За последние три года произошли следующие количественные и качественные изменения педагогического коллектива. Повысилось число педагогов, имеющих высшее образование и квалификационную категорию. 8.Работа социального педагога школы.
Прошедшие курсы повышения квалификации (за 5 лет, предшествующие государственной аккредитации):
|
Региональные курсы
|
11
|
35%
|
|
Работа социального педагога МБОУ СОШ № 12 велась в соответствии с планом работы на 2012-2013 учебный год. В течение года осуществлялся контроль выполнения всеобуча и движения учащихся; поддерживались тесные связи с родителями; изучались социальные проблемы учеников; велся учет и профилактическая работа с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; осуществлялась социальная защита детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; неполных; малоимущих.
проводился патронаж опекаемых и неблагополучных семей; осуществлялся контроль за сохранением здоровья учащихся и пропагандой здорового образа жизни.
Регулярно посещались семьи опекунов (попечителей), составлялись акты обследования.
Проведена проверка регистрации детей, наличие свидетельств о рождении и паспортов.
За 2012-13 учебный год было снято с внутришкольного учета 15 детей и 1 семья, поставлено – 13 детей и 2 семьи. На конец года на ВШК стоит 9 учащихся 6 семей, в ОПДН и КДН – таких нет.
В 2012-2013 году в школьной столовой получали льготное одноразовое питание 32 учащихся. В школе реализовывалась губернаторская программа Школьное молоко. В учебном заведении велись журналы по выдаче молока кл. руководителям, ведомости выдачи молоко детям, регулировалось количество получаемых пакетов.
-
В школе ведется работа по популяризации государственной символики (беседы - 2-9 класс «Овеянные славой - флаг наш и герб», устный журнал «Свободный подвиг гражданина, тебя Россия вознесет»
|
|
|
Для способствования созданию единой социально-культурной среды для воспитания и образования детей, их социальной защиты в соответствии с Конвенцией ООН "О правах ребенка", Конституции Российской Федерации и закона РФ "Об образовании" была проведена традиционная неделя правовых знаний. Беседы по противодействию экстремизма 5-9 кл., классные часы «Правила поведения» 1-2 кл.,
«Ребенок и закон» 3и кл.,
«Что такое уважение» 4ые кл.,
«Что такое цель жизни?» 5 кл.,
«Что такое справедливость и сочувствие», «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» 5-6 кл., «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка» 5-8 кл.,
«Действие и бездействие» 7-8 кл.,
«Я гражданин России», «Поступок и ответственность», «Преступление и наказание» 8 кл.,
«Что такое порядочность», «Преступление и наказание» 9 кл.,
«Что такое цель жизни», «Мои права – мои обязанности», «Взрослая жизнь – взрослая ответственность» 10,11 кл.,
турнир «Правила обязательны для всех» 9ые кл.,
внеклассные мероприятия «Добро и зло», «Милосердие» 1-2 кл., игра «Турнир знатоков» 7кл.,
беседа «Правила обязательны для всех» 8кл.,
беседа «Конфликты в семье и способы их разрешения» 9кл., беседа «Правила обязательны для всех» 10-11 кл,
внеклассное мероприятие «Поступок и ответственность» 1-4 кл.,
Для диагностирования социально - психологических и педагогических ситуации в семье и школьном коллективе с целью духовно-нравственного оздоровления. Изучать интересы и потребности детей и взрослых, а также проблемы семей с различным жизненным укладом.
Акция «Твори добро просто так»,
Классные часы: l-e-2-e классы – «Моя любимая семья», защита коллективного проекта «Прабабушка, бабушка, мама»
Беседа 3а класс – «Папа, мама, я –дружная семья».
3б класс: «Добро и зло в нашей жизни»
4а, 46 « Семейные ценности»
5-е кл., «Вся семья вместе, так и душа на месте»
кл. беседа «Рост детской беспризорности и безнадзорности в настоящее время»
кл. просмотр и обсуждение фильма «Чучело»
8-е классы «Учимся общению без предрассудков»
9 кл. Тренинговое занятие «Цена жизни». Анкетирование - Причины детской безнадзорности и социального сиротства
11 кл. « Безнадзорные и беспризорные, кто они?»
Основными направлениями социального воспитания являются предупредительно - профилактическая, охраннозащитная работа, здоровый образ жизни, работа с семьей, организация досуга. Работа с каждой категорией обучающих ведется целенаправленно, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка.
Контроль за такими учащимися ведется не только классными руководителями, но и администрацией. Усилиями педагогов все учащиеся, находящиеся в социально-опасном положении, активно привлекаются к участию во всех классных и школьных мероприятиях, занимаются в спортивных кружках и секциях.
Анализ работы с детьми «группы риска» показывает, что за этой категорией классные руководители ведут постоянный контроль: отслеживают взаимоотношение в семье методом посещения на дому, вызова родителей в школу. Проводятся индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и их родителями. В школе организуются совместные дни творчества детей и родителей. Очень интересно прошли осенние и новогодние праздники, где родители приняли самое активное участие. Они совместно с детьми подготовили творческие работы, готовили карнавальные костюмы, участвовали в конкурсных программах и оказали спонсорскую помощь школе для проведения праздников.
В школе работает Совет профилактики, где заслушиваются классные руководители, учащиеся и родители.
Вывод :
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что взаимоотношения с семьями обучающихся всегда были и остаются важной стороной работы школы. От того, как они сложатся, зависят авторитет и статус
образовательного учреждения. Благодаря общению с родителями школьников, можно лучше узнать детей, легче установить контакт с ними, достичь большего в обучении и воспитании.
Итак, основная цель воспитательной работы школы в 2015 – 2016 уч.г. - создание условий для развития познавательной мотивации, познавательного интереса и творческих способностей учащихся, воспитание учащихся физически и духовно - нравственными здоровыми, приобщение к культурным традициям и духовным ценностям своего народа. Для достижения данной цели будут реализованы следующие задачи:
Активизация работы школьного органа ученического самоуправления ;
Обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса и внедрение новых технологий воспитательной работы в воспитательный процесс;
Продолжить создать условия для активного участия семьи в воспитательной работе школы;
Повышение методической и профессиональной культуры участников воспитательного процесса;
Активная и широкая пропаганда ЗОЖ, а также духовно – нравственного воспитания учащихся;
Развитие конкурсного движения в школе;
Разнообразие форм профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений, суицида, профилактике табакокурения и употребления нецензурной лексики; Работа с одарёнными детьми.
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Нынче в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. С этой цель школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависит не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему. Поэтому в классах, где учитель уделяет данному вопросу большое внимание, уровень воспитанности учащихся стабильно остается высоким.
Задачи школы на 2015 – 2016 учебный год
1.Продолжить работу по созданию условий для повышения качества знаний и личностного развития каждого
обучающегося.
Осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Продолжить работу с одарёнными детьми.
4.Обеспечить внедрение в практику работы школы принципов и методик системного анализа деятельности учителей как средства достижения более высокого качества образования путем повышения компетентности преподавателей в области диагностики, мониторинга, оценки и самооценки деятельности через курсовую подготовку, самообразование.
5.Продолжить работу по раскрытию творческого потенциала учителей школы через вовлечение их в активную работу по повышению методического уровня.
Продолжить исследовательскую проектную работу сучащимися.
Формировать нравственные отношения: приобщать к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям, воспитывать личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, гражданина своей страны.
Развивать физические возможности личности, формировать основы здорового образа жизни, привлекать к систематическим занятиям физкультурой и спортом, обеспечивать постоянное медико-психологическое сопровождение
Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития.
Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций
11.Совершенствовать систему методической работы с учителями-предметниками и классными руководителями.
|