Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей

Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей


Скачать 1.12 Mb.
Название Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей
страница 1/8
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СОГЛАСОВАНО»

На заседании Ученого совета

от «25» августа 2015 г.

Протокол № 5

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор КРИППО

_______________ А.Н. Рудяков

«____» _______________ 2015 г.

Методические рекомендации

по обучению родителей (законных представителей)

несовершеннолетних детей

основам детской психологии и педагогики

Симферополь, 2015

Пояснительная записка

Сегодня, как никогда прежде, сопряжены государственные, представленные деятельностью образовательных учреждений, и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство педагоги – дети – родители есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей и их права на специальные психолого-педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка приобретает особую актуальность в современных условиях и подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

Таким образом, необходимость психолого-педагогического просвещения родителей обусловлена рядом причин:

​ потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

​ инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

​ открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в обществе требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности происходящих изменений, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. Для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному психолого-педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:

​ с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

​ со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

​ с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их психолого-педагогического просвещения.

В предлагаемых методических рекомендациях на теоретико-методологическом уровне предложена целостная система дифференцированного психолого-педагогического просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывающая реальные возможности современного образовательного учреждения, определены формы родительского образования, его научно-методическое обеспечение.

Отбор материала для психолого-педагогического просвещения родителей подчинен рядуусловий:

1) психолого - педагогическое просвещение родителей, а именно: обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе, базируется на практико-ориентированном изучении психолого-педагогических особенностей личностного развития ребенка, знание которых является одной из составляющих воспитательного потенциала семьи и может быть проведено в формате лекции, проблемно-ориентированного семинара с возможным включением элементов социально-педагогического тренинга и др. Данное условие органично вписывается в требования ФГОС;

2) материал, отобранный для изучения, должен быть интересен родителям и доступен их восприятию, отвечать их запросам к организатору занятий, соответствовать возрастным особенностям детей;

3) занятия с родителями должны способствовать решению обозначенных задач в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или целевого ориентира отдельной встречи с родителями;

4) повышение воспитательного потенциала семей предполагает вариативность использования содержания, форм и методов работы на занятиях.

Первое занятие с родителями рекомендуется организовать в форме социально-педагогического практикума по диагностике потребностей родителей в психолого-педагогических знаниях, по результатам которого определяются ключевые темы работы педагогического коллектива с семьями в конкретном классе.

Заключительное занятие рекомендуется провести в форме «круглого стола», одной из задач которого может являться обобщение опыта семейного воспитания, выявление путей его совершенствования в соответствии с обновленными требованиями к образованию и воспитанию.

Для проведения занятий с родителями составляется график занятий (расписание) с утвержденным директором школы определенным днем недели и временем проведения занятия для каждого класса (ответственный за составление расписания занятий по программе – заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Однако для индивидуальных бесед и консультаций педагогов и специалистов различных школьных служб можно выделить другие дни недели. Консультационные часы также образовывают сетку расписания индивидуальных занятий и консультаций с родителями. Обо всех изменениях в расписании занятий и консультаций родителям сообщается на занятиях или в индивидуальном порядке. Обучение родителей проводится в удобное для них время, при этом не допускаются дополнительные перегрузки.

Логика системного подхода к проблеме психолого-педагогического сопровождения родителей на уровне образовательного учреждения позволяет выделить ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы, в частности:

1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ) ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ.

На этом этапе рекомендуется изучение не только нормативно-правовых основ взаимодействия образовательного учреждения с семьей в вопросах воспитания подрастающего поколения, но и углубление психолого-педагогических знаний родителей, овладение содержанием педагогической диагностики семьи.

Примерный перечень вопросов

1.​ Профилактика жестокого обращения с детьми (понятие «жестокое обращение», причины и источники насилия над детьми, виды насилия и жестокого отношения с детьми, обзор программ помощи, профилактики и реабилитации детей. Семья как фактор жестокого обращения с детьми).

2.​ Технологии педагогической и социально-педагогической помощи и поддержки семьи в современных условиях (понятие, виды помощи и поддержки, командное взаимодействие в реализации помощи и поддержки учащихся и их семей).

3.​ Профилактика суицидального поведения детей и молодежи (понятие о суициде; виды суицида; факторы, способствующие суицидальному поведению; признаки надвигающегося предсуицида и суицида; семья и школа как фактор суицида; способы профилактики суицида).

4.​ Современная семья – какая она? (типология семей; семья как фактор девиаций ребенка; семья как фактор социализации и виктимности ребенка; позиция ребенка в современной семье; особенности организации работы с разными типами семей).

Примечание: данные вопросы могут быть рассмотрены на общешкольном родительском собрании.

Примерный перечень вопросов для просвещения родителей с учетом возрастных особенностей детей

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

I КЛАСС

Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс, или Вновь за школьной партой

Цель: ознакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста, предложить практические рекомендации.

Младший школьный возраст как жизненно важный этап в интеллектуальном развитии детей. Основные направления преобразования мышления в течение первых лет обучения в школе. Способы стимулирования интеллектуального развития детей этого возраста. Необходимость комплексного формирования всех видов интеллектуальной деятельности у детей младшего школьного возраста. Основные виды деятельности младших школьников: учение, труд, общение и игра. Особая роль учебной деятельности в развитии ребенка этого возраста. Сочетание различных видов деятельности как условие оптимального развития ребенка. Превращение познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) из непосредственных в опосредствованные  и из непроизвольных в произвольно регулируемые. Условия ускоренного развития и совершенствования речи младших школьников. Кризис семи лет. Негативная симптоматика кризиса: упрямство, строптивость, негативизм, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Стратегия поведения родителей.

Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте

Цель: ознакомить родительский коллектив с особенностями формирования личности и отдельных личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности. Предупреждение мотива избегания неудачи. Формирование адекватной самооценки  и нормального уровня притязаний ребенка. Условия формирования и закрепления трудолюбия как качества личности в младшем школьном возрасте. Развитие самостоятельности ребенка. Изменение системы взаимоотношений ребенка с окружающими людьми при поступлении в школу. Осознание ребенком своего личного отношения к миру, изменение содержания внутренней позиции детей, которое в большей степени связано с взаимоотношениями с другими людьми, особенно сверстниками. Влияние характера отношений с одноклассниками на эмоциональное состояние ребенка.

Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?

Цель: ознакомить родителей с трудностями периода адаптации детей к школе в первый год обучения, предложить практические советы по их устранению.

Первый класс – праздник и стресс. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе. Физиологические трудности адаптации первоклассника к школе. Основные проблемы адаптационного периода: включение в новую деятельность, вхождение в новую систему отношений, привыкание к непривычному режиму дня и работы, появление новых обязанностей, необходимость проявления таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, настойчивость, усидчивость, работоспособность и трудолюбие. Пути преодоления трудностей адаптационного периода в школе.

Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника

Цель: определить понятие «здоровый образ жизни» и его влияние на развитие и воспитание ребенка; предложить рекомендации по организации здорового образа жизни ребенка.

Здоровый образ жизни: понятие, структурные компоненты. Значимость воспитания здорового образа жизни первоклассника. Причины нарушения здоровья ребенка в школе: стрессовая тактика педагогического воздействия, несоответствие технологий и методик обучения функциональным возрастным возможностям детей, интенсификация учебного процесса, нерациональная организация учебного процесса и самостоятельной работы ученика. Психолого-педагогические рекомендации родителям первоклассников по сохранению здоровья детей. Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника.

Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе

Цель: обозначить проблемы детей в учебе; дать рекомендации по организации помощи ребенку в учебе.

Новая социальная позиция: ребенок становится учеником, т.е. участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. Общая стратегия поведения родителей в целях помощи детям для их более успешного обучения. Влияние родителей на мотивацию учения ребенка. Почему особенно важно на первоначальном этапе обучения обеспечить ученику успех. Практические рекомендации по оказанию помощи ребенку в учебе, при подготовке домашнего задания. Советы родителям для поддержания познавательного интереса в домашних условиях.

Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника

Цель: определить место и значение игры и труда в жизни младшего школьника; предложить рекомендации по организации игровой и трудовой деятельности ребенка младшего школьного возраста.

Значение игры в жизни младшего школьника. Возможности игровой деятельности для младшего школьника. Изменение характера игр детей в младшем школьном возрасте. Появление и распространение игр-соревнований и конструкторских игр, способствующих развитию у детей деловых и интеллектуальных качеств. Развивающее значение детских спортивных игр. Игра как идеальная форма совместной жизни ребенка и взрослого. Игра – первичный и продуктивный способ пробуждения творческих потенций; мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизни. Приучение ребенка к труду. Развивающие виды трудовой деятельности. Организация детского труда в школе и дома. Труд как инициативная, самостоятельная и творческая работа. Необходимость детского труда и способы его стимулирования.

Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника

Цель: предложить родителям практические рекомендации по воспитанию нравственных привычек и культуры поведения детей.

Возраст 7-8 лет – благоприятный период для усвоения моральных норм. Психологическая готовность младшего школьника к пониманию смысла норм, правил и к их выполнению. Переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму – к пониманию относительности существующих норм. Особенности нравственных суждений детей – реалистов и релятивистов. Нравственные привычки и способы их воспитания. Культура поведения ребенка и пути ее воспитания. Положительный пример родителей. Как помочь детям освоить нормы, правила, запреты, которые устанавливают взрослые. Тренинг детско-родительских отношений Г. Колпаковой.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Законных представителей. Общие требования
Правила внутреннего распорядка учащихся, родителей или их законных представителей
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Организованной перевозке группы детей
Госавтоинспекции (ред от 19. 06. 2014), с целью обеспечения прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей),...
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon 1 При организации приема поступающих директор сдюсшор «Аист» обеспечивает...
Сдюсшор «Аист» обеспечивает соблюдение их прав, прав законных представителей несовершеннолетних поступающих, установленных законодательством...
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Ямало-ненецкого автономного округа постановление
О результатах комплексной проверки деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Инструкция для родителей (законных представителей). Подача электронного...
Организован прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в дошкольные образовательные организации в электронном виде
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Положение о защите персональных данных сотрудников, воспитанников...
Целью данного Положения является защита персональных данных сотрудников, воспитанников и их родителей (законных представителей) Муниципального...
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Законных представителей несовершеннолетних по теме «Человеческая...
Цель: повышение эффективности профилактики асоциальных явлений в детско-подростковой среде
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»
Принято с учётом мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся (Согласовано, протокол от 28. 08. 2015 №4
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Правила посещения детской игровой комнаты «Льдинка» при спортивном...
На территории детской игровой комнаты «Льдинка» оказываются услуги по организации досуга детей на время отсутствия родителей (законных...
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста...
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста...
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Программа «Здоровый малыш» на 2014-2018 учебные годы разработана...
...
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Программа «Здоровый малыш» на 2012-2016 учебные годы разработана...
...
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Публичный отчет мбоу «Майинский лицей» за 2013-2014 учебный год Цель доклада
Цель доклада – информировать родителей (законных представителей), учащихся, социальных партнеров, представителей социума о результатах...
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Рекомендации по проведению олимпиад 2 Олимпиада по обучению грамоте 3-5
Материал предназначен для педагогов и родителей. Включает в себя различные задания, позволяющие определить готовность ребенка дошкольника...
Методические рекомендации по обучению родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей icon Инструкция для родителей по проверке входа в электронный дневник через есиа
Для учащихся младше 14 лет и старше 14,5 лет, их родителей (законных представителей) вход в эж/эд осуществляется через кнопку "Вход...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск