Скачать 1.15 Mb.
|
А.А. Шкунова ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Н. Новгород 2010 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» А.А. Шкунова ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА (Учебно-методическое пособие для организации практических занятий) Н. Новгород 2010 ББК 65.290 -2 Ш- 66 Шкунова А.А. – Основы менеджмента //.Учебно-методическое пособие для организации практических занятий - Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. - 92с. Рецензенты: Ганин Д.В – кандидат экономических наук, декан экономического факультета Нижегородского государственного инженерно-экономического института Курылева О.И. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Страхование, финансы и кредит» Волжского государственного инженерно-педагогического университета Учебно-методическое пособие представляет методическую поддержку дисциплины «Основы менеджмента» и имеет практическую направленность. В настоящем пособии рассматриваются вопросы управления трудовыми ресурсами, а также современные проблемы менеджмента – отечественный и зарубежный опыт. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Основы менеджмента» предназначено для студентов и преподавателей по направлению 080500.62“Менеджмент”, квалификация – бакалавр менеджмента. © Шкунова А.А., 2010 © ВГИПУ, 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4 РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………….6 1.1.Эссе по разделу «Общая теория управления»……………………………..12 1.2.Упражнение « Выбор точки зрения»…………………………………….....15 1.3.Тест по теме «Введение»…………………………………………………..16 РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА……..17 2.1.Самостоятельная работа на тему «Портрет организации»………………..23 2.2.Тест по теме «Цели в организации»……………………………………….24 2.3.Упражнение «Дерево целей» в организации………………………………24 2.4.Упражнение «Внешняя среда в организации»…………………………….25 2.5. Разбор практических ситуаций по теме «Внешняя среда»……………..27 РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ………………………………..28 3.1 Упражнение по теме «Власть и личное влияние»………………………...41 3.2. Упражнение «Различия и тактика должностной власти» ………………..44 3.3. Тест по теме « Власть и влияние» …………………………………………45 3.4. Упражнение «Анкета лидера»……………………………………………..46 3.5. Упражнение «Руководство и участие в принятии решений»……………46 3.6. Тест по теме «Конфликт»…………………………………………………..48 3.7 Упражнение «Конфликт на НМЖК»……………………………………….50 РАЗДЕЛ 4. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ………………………………………51 4.1. Цель - миссия- стратегия. Презентация организации …………………....57 4.2. Упражнение «Содержание работ руководителя, основные функции менеджера»………………………………………………………………………59 4.3.Упражнение по теме «Стратегическое планирование»…………………...62 4.4.Упражнение по теме «Мотивация»………………………………………...63 4.5 Тест по теме «Мотивация»………………………………………………….65 4.6.Тест по теме «Стимулирование»…………………………………………...68 4.7. Итоговый тест по дисциплине……………………………………………..70 РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИОГРАФИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ……………74 РАЗДЕЛ6. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………77 ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ……………………...86ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МЕНЕДЖМЕНТ………………………...88 ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………………………………...92 ВВЕДЕНИЕ Каждый управленец в той или иной степени причастен к решению управленческих проблем различной важности. От того, насколько успешно приняты управленческие решения, зависит развитие всей организации. Управленческие технологии - это прежде всего методы и способы выработки, принятия и реализации управленческих решений, в которых сконцентрирован опыт многих поколений управленцев в различных ситуациях. Содержание данного учебно-методического пособия (тесты, конкретные ситуации, упражнения) поможет сформировать у студентов способность к самостоятельному анализу происходящих событий, способность к ситуативному решению проблемы в быстроменяющейся производственной обстановке. Цель учебно-методического пособия – практическое применение полученных теоретических знаний по следующим разделам: основы общей теории управления; основные категории менеджмента; управление коллективом, функции управления. Каждый их перечисленных разделов может включать несколько тем. Особенности структуры учебно-методического пособия:
Если студент не присутствовал на практических занятиях, где выполнялись групповые задания, то он выполняет эти задания письменно в индивидуальном порядке. Использование тестов в учебном процессе позволяет определить нравственные и профессиональные качества каждого студента, степень расхождения этих качеств с качествами идеального руководителя. Использование функциональных ситуаций требует критического осмысления определенного события, составления эссе с аргументами положительных и отрицательных сторон события. Использование упражнений предполагает, прежде всего, коллективную работу, результатами которой является выработка творческого группового способа решения. В помощь студентам для быстрого осмысления проблемы разработаны алгоритмы разбора каждой ситуации. В результате изучения дисциплины « Основы менеджмента» специалист должен уметь:
Данное учебно-методическое пособие поможет студентам осознать свои личные качества и систематически развивать их, научиться управлять своим поведением в организации и внешней среде. Вопросы для самоконтроля позволяют самостоятельно определить уровень знаний по теме, подготовиться к итоговому контролю. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Основы менеджмента» предназначено для студентов и преподавателей по направлению 521500 “Менеджмент”, степень (квалификация) – бакалавр менеджмента. РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ Краткое содержание раздела. Социальное управление включает управление материальными объектами, процессами и людьми. Управление производством является частью социального управления. Предметом науки управления являются общественные отношения, которые складываются в процессе управления производством. Смысл управления состоит в том, что оно ориентировано на обеспечение объективных и субъективных условий в такой пропорции и таком сочетании, что позволяет достигать поставленные цели. Умный руководитель не увлекается командованием людей, а его заботит успешное решение проблемы оптимизации условий, необходимых для трудовой деятельности, для реального решения поставленных перед ними задач. Задачи менеджмента 1. Выбор ассортимента и объемов производства товаров в соответствии со спросом на них. 2. Приобретение необходимой оснастки производства. 3. Подбор квалифицированных менеджеров и исполнителей. 4. Создание эффективной системы стимулирования работников. 5. Постоянный поиск и освоение рынков сбыта и осуществление эффективного сбыта товаров. Принципы менеджмента Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, который предполагает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении, а также широкое привлечение трудящихся к управлению производством. Принцип научности управления производством предполагает все более полное познание и использование в практике управления объективно действующих экономических законов. Принцип системного подхода к управлению в отличие от других подходов (функционального, аспектного) располагает инструментом взаимной увязки и согласования отдельных групп задач и их решений. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый человек в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение своих обязанностей. Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоуровневой системы управления, в которой осуществляется контроль за деятельностью всех звеньев системы на основе обратной связи. Принцип частной свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции в рамках действующего законодательства, но по- своему желанию. Свобода хозяйственной деятельности представляется как свобода выбора сферы деятельности, профессии, партнеров. Эволюция управленческой мысли 1.Школа научного управления (1885—1920). Школа научного управления сложилась на основе трудов Ф. Тейлора, X. Эмерсона, Г. Гантта, Л. Гильберта, Ф. Гилберта, Г. Форда, А. Файоля, Дж. Муни, М. Вебера и др. Главное внимание исследователей и практиков управления этой школы уделялось вопросам эффективности труда на основе анализа содержания работы и ее элементов (на уровне ниже управленческого). В частности, представители этих школ полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Впервые представители этой школы предложили стимулирование с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. 2.Классическая школа в управлении (1920—1930). Классическая или административная, школа в управлении возникла на основе идей школы научного управления. Становление школы связывают с именами А. Файоля, Дж. Муни, Л. Урвика, Р. Дейвиса, М. Вебера, Ч. Бернарда. Внимание этой группы исследователей привлекли общие функции и принципы управления, функции менеджеров, определение общих характеристик и закономерностей организаций. 3.Школы «человеческих отношений» и «поведенческих наук» (1930—1960).Школа «человеческих отношений» обязана трудам таких исследователей, как Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А. Райе, Р. Черчмен, Е. Арноф и др. Основное внимание ученых было уделено следующим проблемам: • социальная ответственность руководства перед работником; • индивидуальная психология; • консультации с работниками; • совершенствование труда в самой системе управления; • стимулирование у работников инициативы в достижении целей организации; • обеспечение единства целей и усилий членов коллектива. Главный научный вывод школы заключается в том, что повышение эффективности организации обеспечивается повышением Эффективности человеческих ресурсов. По А. Маслоу, мотивами человеческих поступков являются в основном не экономические стимулы, а потребности людей. 4.Школа «социальных систем».Школа «социальных систем» сложилась на базе концепции структурнофункционального анализа, а также общей теории систем. (Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Берталанфи, А. Рапопорт). Основные представители школы: Ч. Бернард, Ф. Селзник, Г. Саймон, Д. Марч, А. Этциони, М. Хейра, индустриальный социолог Э. Триест. Главная идея школы - представление о социальной организации как комплексной организационной системе с ее составляющими (индивид, формальная и неформальная структуры, внешнее окружение, технические средства труда). Работник рассматривается как социально-ориентированный индивид, потребности которого влияют на среду в организации, которая в свою очередь влияет на работника. 5.«Новая школа» управления (50—60-е 88.).Среди создателей и последователей «новой школы» управления (ее называют также «количественной» и «управленческой» школой) следует назвать таких известных исследователей менеджмента, как Л. Берталанфи, Д. Форестер, Р. Люс, А. Гольдбергер, М. Месарович, Л. Клейн, В. Леонтьев и др. Появление «новой школы» является следствием применения ЭВМ и математических методов в управлении. Ее концепция управления опирается на экономико-математический аппарат, теорию систем, достижения кибернетики и вычислительной техники, с помощью которых осуществляется интеграция математического анализа и субъективных решений менеджера. Характерной особенностью «новой школы» управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. 6.Современные научные подходы к менеджменту (60—90-е 88.). Системный подход - метод, рассматривающий связи и целостность сложных открытых систем. В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. В социальных системах взаимосвязь элементов характеризуется наличием общих целей или одинаковых интересов. Это является решающим фактором совместной деятельности людей. Будучи элементами организации (социальной системы), люди попадают в зависимость от результатов работы друг друга. Целостность системы определяется постоянством отношений и связей между людьми. Представителем системы выступает орган управления или руководитель, который определяет общие цели и задачи каждого элемента системы (подразделения, работника). Роль руководителя в системе вызвана необходимостью разделения труда. Управляющий орган или руководитель должны стремиться к тому, чтобы цели организации как можно в большей степени отражали потребности и интересы людей - ее работников. Ситуационный подход сводится к тому, что в каждом конкретном случае (производственной ситуации) следует применять свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию оказывают влияние множество различных внешних и внутренних факторов (разных по составу и интенсивности), то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Центральным фактором ситуационного подхода является сама ситуация, т. е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данный момент самое сильное. Ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы управления и научные воззрения исторически предшествующих школ с конкретной ситуацией для достижения цели организации. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок и «мозгового штурма». Управление по целям (результатам), по П. Дракеру, основывается на следующих принципах: система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации; каждый руководитель - сверху донизу - должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей; цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз. Теория управления «7-S» (Т. Питере, Э. Атос и др.) формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих: стратегии управления, структуры штатов, процессов организации, стиля руководства, квалификации персонала, разделенных ценностей. Задача менеджмента - гармонизация всех семи составляющих. Теория Z. базируется на японском опыте управления. Формула успеха организации (У. Оучи) такова: долгосрочный наем кадров, групповое принятие управленческих решений, персональная ответственность, оценка кадров и их продвижение, формализация контроля исполнения решений, всесторонняя забота о людях. Методы менеджмента Менеджмент в каждой из его функций и процедур предусматривает использование разнообразных специфических приемов и методов, обеспечивающих обоснование и принятие рациональных управленческих решений. Совокупность этих методов и приемов, специфичных для различных функций управления, составляет методологию и методический аппарат менеджмента. Методы менеджмента - это система правил и процедур выполнения Различных задач управления с целью выработки рациональных управленческих решений. Они, как правило, появляются в результате теоретических исследований и становятся достоянием широкой практики после масштабных экспериментальных апробаций. Методы менеджмента вносят определенную упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение систем управления на предприятии. Менеджмент использует как общие методы, применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании, культуре и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной (например, инновационной) сферы. Фундаментальной основой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориентация и моделирование процессов. Наиболее полное и последовательное выражение научный подход получает в системной ориентации. Системная ориентация менеджмента предусматривает рассмотрение предприятия как сложной открытой системы, состоящей из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующей с окружающей средой. Системная ориентация позволяет структурировать управленческие задачи и упорядочить методы их решения на предприятии в рамках целостной системы менеджмента. Именно системная ориентация позволила в рамках научной школы менеджмента успешно развивать концепцию практического моделирования процессов. Моделирование в последние десятилетия стало основной концепцией построения эффективных систем менеджмента на предприятиях. Любая частная или комплексная задача управления имеет сегодня ряд модельных вариантов ее решения. Модели позволяют упростить сложные хозяйственные процессы, выделить в них наиболее значимые компоненты и связи, провести экспериментальную проработку управленческих ситуаций и осуществлять прогнозные расчеты в условиях высокой неопределенности и большой глубины упреждения. В современном менеджменте используются три базовых типа моделей: физические, аналоговые и математические. Примером широко применяемых в практике физических моделей могут служить пространственные планировки предприятий, их цехов и служб, используемые для размещения оборудования, материалов и рабочих мест сотрудников. Аналоговые модели иллюстрируют поведение или структуру моделируемого объекта, например в виде графика, гистограммы или структурной схемы. Наибольшие возможности для оптимизации управленческих решений связаны с применением математических моделей. В литературе чаще всего описываются модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные и экономического анализа. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1.1.Эссе по разделу «Общая теория управления» Эссе от французского "essai", англ. "essay", "essay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Общий объем написания эссе составляет 4-5стр. Формат страницы – А4, поля: верхнее – 1,5 см, нижнее – 2,0 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Шрифт - Times New Roman, размер шрифта 14, интервал 1,5. Формат текста: Word for Windows (файлы, расширенные doc). Выравнивание по ширине. Тему исследования студент выбирает самостоятельно, но в пределах изученного раздела (название раздела указано выше). Критерии оценки по эссе:
Структура эссе
1.2. Упражнение « Выбор точки зрения» Студенту предлагается прочитать вопрос выбрать и обосновать точку зрения, которую он считает верной. Ситуация №1. Какую точку зрения вы считаете правильной? Существует ли такая самостоятельная наука, как менеджмент?
Ситуация № 2. Вашему вниманию предлагаются два наиболее распространенных взгляда на менеджмент: Какую позицию вы считаете правильной?
Ситуация № 3. Вам предлагается рассмотреть две наиболее распространенные точки зрения на вклад различных научных школ в теорию менеджмента: Какую точку зрения вы считаете правильной?
Ситуация 4. Вашему вниманию предлагается диалог двух инженерно-технических работников: Какой точке зрения вы отдаете предпочтение? От вас зависит выбор руководителя, есть два варианта; назначить на вакантное место знающего специалиста без управленческих навыков (инженерный подход) или профессионального менеджера, не обладающего в полной мере специальными знаниями (управленческий подход)?
1.3.Тест по теме «Введение» (Неверное утверждение необходимо зачеркнуть) Вариант 1.
|
На правах рукописи Коллективный портрет в документальном кино и на телевидении: композиционные и стилистические особенности |
На правах рукописи Социальный портрет мусульманской женщины в современной западно-европейской прессе |
||
А. Л. Оппенхейм "Древняя Месопотамия" Подзаголовком к данной книге — ''Портрет погибшей цивилизации'' — я хотел как можно более определенно сказать о методе, которого... |
Создание мультимедийного учебно-методического фильма “Введение в... Профессор с возложенными обязанностями заведующего Кафедрой информационных систем в искусстве и гуманитарных науках |
||
Отчет по результатам исследования рынка бытовой техники г. Новосибирска содержание Социальный портрет покупателей бытовой техники в магазинах, входящих в первую десятку по объему покупок 30 |
Тестирование и анкетирование в кадровом отборе Тесты предназначены для того, чтобы получить психологический портрет кандидата, оценить его способности, профессиональные знания... |
||
Справедливо ли называют глагол непоседой? Оборудование: памятка «Как вести спор», мантии, шапочки, молоточек для судьи, текст обвинительного приговора, трибуна, рисунки «Портрет... |
Игра «Самолетик» Участники группы делятся на 3 подгруппы, каждая из которых придумывает название своей команде, девиз и песню. Затем участники берут... |
||
Требования гос впо к обязательному минимуму содержания основной образовательной... В организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации;... |
Дон кихот: Интуитивно-логический экстраверт (илэ) Женский портрет Как правило, она на всю жизнь так и остается "мальчиком". Стройность и некоторая сухопарость свойственны большинству донок в любом... |
||
Рабочая программа на 2017-2018 учебный год к дополнительной общеразвивающей... Кому посвящен такой жанр, как портрет. Что передает художник в портрете. Как развивался жанр в эпоху Возрождения. Разновидности портрета.... |
Профиль, портрет Глубину и объем детализации мы определяем сами: какой объем знаний посчитать достаточным для перехода к следующему этапу, для того,... |
||
Профиль, портрет Глубину и объем детализации мы определяем сами: какой объем знаний посчитать достаточным для перехода к следующему этапу, для того,... |
Вальтер Скотт Квентин Дорвард Глава 1 контраст взгляните, вот портрет, и вот Другой В мирное время они самовластно управляли своими провинциями, при этом Бургундский дом, владевший цветущей Бургундской провинцией... |
||
Альбер Гарро Людовик Святой и его королевство Людовика IX, что можно ясно представить себе, как он выглядел в разные годы жизни, как вел себя в различных ситуациях, как одевался,... |
Инструкция по организации антивирусной защиты в ас организации Настоящая Инструкция определяет требования к организации защиты ас организации от разрушающего воздействия компьютерных вирусов и... |
Поиск |