Скачать 2.02 Mb.
|
ЛЕКЦИЯ 1. МИРОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МИРОВОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ План
1.Экологизация международных отношений: проблемы и перспективы. В эпоху глобальной взаимозависимости неотъемлемым элементом человеческого сознания стала экологическая безопасность. В обиход вошли понятия «экологический кризис», «экологическая катастрофа», требующие в качестве выхода из них комплекс неотложных мер, неразрывно связанных с «экологической модернизацией», формированием экологиче-ской культуры и экологической нравственности. Признание существова-ния глобальных проблем привело к выделению самостоятельной отрасли знаний – глобальной (или планетарной) экологии, ориентированной на урегулирование взаимоотношений всего человечества с окружающей сре-дой с целью ее сохранения. Невозможность решить глобальные экологические проблемы усилия-ми одной страны способствовала пересмотру приоритетов внешней поли-тики государств и экологизации международных отношений. В правитель-ственных мерах большинства стран начали сочетаться ресурсоохранные мероприятия и производство конкурентоспособных экологически чистых товаров. Экологическая политика стала структурно оформленным, необхо-димым направлением деятельности любого государства. Участие в международном экологическом сотрудничестве рассматри-вается как необходимый элемент укрепления безопасности страны. Кроме того, это вопрос международного политического престижа государства, отражение его способности быстро и адекватно реагировать на планетар-ные изменения. С какими итогами встретило человечество третье тысячелетие? К ру-бежу ХХ–ХХI веков отчетливо обозначились центры стабилизации и дес-табилизации окружающей природной среды. К центрам дестабилизации относят Североамериканский, Европейский и Азиатский центры. В Североамериканский центр входят США, частично Ка-нада и Мексика; в Европейский центр – Западная, Центральная и Восточная Европа, страны Балтии, европейская территория России; в Азиатский центр – страны Индостана, Цейлон, Малайзия, Бирма, Индонезия (без о. Суматра), Китай (за исключением Тибета и пустынь Такла-Макан и Гоби), Япония, Корейский полуостров, Филиппины. В наибольшей степени нарушены экосистемы Европы, Северной Америки и Японии. К центрам стабилизации окружающей среды относят Северный Ев-роазиатский, Североамериканский центры, Южноамериканский и Австра-лийский центры и Мировой океан. Северный Евроазиатский центр вклю-чает территории Скандинавии, Север европейской части РФ, Западную и Восточную Сибирь, Дальний Восток (кроме южных районов); Североаме-риканский центр – территории Канады и Аляски; Южноамериканский центр – Амазонию и прилегающие к ней территории; Австралийский центр – территории Австралии (кроме Восточной и Южной частей). Условием решения глобальных экологических проблем и обеспечения планетарной экологической безопасности экологи считают сокращение ан-тропогенного воздействия на биосферу до уровня ее невозмущенного со-стояния. Однако предложить действенный способ реализации такого ре-шения пока невозможно. Кроме того, взгляды на правительственном уров-не на необходимость и способ мер решения экологических проблем суще-ственно варьируются. Очевидно одно: характеристика современных эколо-гических процессов глобального уровня неотделима от анализа социально-экономических тенденций развития стран. Речь идет о необходимости вы-верять экономическую политику в экологическом аспекте. Внедрение в экономическую составляющую фактора экологической рациональности является самым значимым приоритетом экологической модернизации. Это редусматривает осуществление тесного межгосударственного сотрудничества и координации действий не только в области охраны окружающей среды, но и в социально-экономической и даже политической сферах. В силу разногласий между развитыми и развивающими странами, есте-ственного стремления государств отстаивать в первую очередь собственные национальные интересы перспективным направлением сделалось региональ-ное сотрудничество, основанное на относительном сходстве социально-экономических и политических задач стран того или иного региона. История международной экологической интеграции насчитывает более сорока лет. Период более чем достаточен и насыщен, чтобы оценить усилия прошлого и подвести итог имеющимся достижениям и недостаткам. Для этого нам представляется необходимым: • выявить этапы международного сотрудничества в области защиты окружающей среды; • охарактеризовать основные достижения и противоречия этапов международного сотрудничества • представить основные формы, направления и принципы междуна-родного сотрудничества в сфере экологии; • охарактеризовать существующие механизмы в международной эко-логической интеграции; • проанализировать стратегию устойчивого развития на предмет ее жизнеспособности; • осветить деятельность международных организаций в сфере экологии; • дать оценку «рыночным» межгосударственным отношениям в ми-ровой экологической политике; • рассмотреть существующие международные экологические про-граммы и проекты и принципы их реализации в действительности; • осветить деятельность международных финансовых учреждений в сфере реализации международных экологических программ и проектов; • выявить специфику организации экологической политики развитых и развивающихся стран и др. Решению данных вопросов и посвящено представленное учебно-методическое пособие. 2. Глобальные проблемы и политические аспекты глобализации. Глобальные проблемы: определение, классификация, причины появления. Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с рядом про-блем глобального масштаба, охватывающих сферу взаимодействия человека и окружающей его среды, отношений между социальными общностями, го-сударствами. Эти проблемы объединяют следующие характеристики: • планетарный, общемировой характер; • необходимость неотложных совместных действий всех государств по их преодолению. Первые попытки осуществить систематизацию глобальных проблем были предприняты в начале 70-х годов XX в. и связаны с исследованиями Римского клуба, а также с работами В. Феркиса, В. Базьюка, Ю. Скольникова, Г. Брауна, С. Чейза и др. В 1973 г. швейцарские ученые А. Габю и Э. Фонтела с помощью контент-анализа имеющейся литературы по глобальной тематике и метода опроса экспертов составили список из 28 глобальных проблем, разбив их на 14 различных групп. В опубликованном в 1976 году на Западе «Ежегоднике мировых проблем и человеческого потен-циала» к разряду общечеловеческих причислялось более 2,5 тысяч проблем. В 1978 году прогностический центр конгресса США назвал 286 глобальных проблем. Такой численный разброс объяснялся непродуманностью критериев отнесения тех или иных проблем к разряду глобальных. К последним зачас-тую добавляли универсальные проблемы (бюрократизацию, кризис семьи и т. д.). Основные отличия универсальных проблем от глобальных заключают-ся в том, что они не представляют критической опасности, причины их появ- ления не обязательно связаны с глобальными механизмами, а для их решения международная кооперация является желательной, но не обязательной. В настоящее время распространена классификация глобальных проблем, согласно которой выделяют: ♦ интерсоциальные глобальные проблемы, относящиеся к взаимо-действиям между людьми в обществе, между общественно-экономическими системами государств и т. д. (проблемы мира и разору-жения, мирового социального и экономического развития, преодоление от-сталости отдельных стран и др.) ♦ проблемы антропосоциальных глобальных систем, связанные с отношениями между индивидом и обществом (проблемы научно-технического прогресса, образования и культуры и др.); ♦ природно-социальные глобальные проблемы, затрагивающие взаи-модействие человека с природой (проблемы ресурсов, энергетики, продо-вольствия, окружающей среды и др.); Среди причин глобальных проблем может выступать ряд процессов: • экономические, политические, социокультурные противоречия в общественной жизни, во многом обусловливающие господствующее от-ношение к человеку и природе; • характер материального производства, наносящий необратимый ущерб окружающей среде; тенденция экономического роста за счет уско-ренного потребления природных ресурсов; • динамика демографических процессов; • противоречивые процессы эволюции природной среды, внутрен-няя имманентная активность самой природы, катастрофы природного и социоприродного происхождения; • ограниченность пространственных, сырьевых, биологических, энергетических и других ресурсов; • усиление процесса глобализации и негативной взаимозависимо-сти (неравномерность развития, экологический кризис и т. п.); • системность глобальных проблем приводит к тому, что обостре-ние одних из них неизбежно порождает обострение других. К глобальным экологическим проблемам относятся следующие: изменение климата; истощение озонового слоя; загрязнения окружающей среды (закисление; загрязнение атмосферного воздуха, околоземного космического пространства; химические, токсические, радиоактивные, биологические и генетические загрязнения); проблема «чистой воды»; проблема отходов; потеря биоразнообразия; проблемы городской среды; продовольственная проблема; демографическая проблема; энергетич Наличие глобальных экологических проблем заставляет говорить об экологическом кризисе. Между тем сам факт существования последнего не является бесспорным. Дело в том, что официальное признание экологическо-го кризиса ведет за собой необходимость ответа на вопрос, кто в большей степени в этом виноват, и, следовательно, должен одним из первых ликвиди-ровать последствия, что означает существенные финансовые затраты. 3. Варианты решения ГЭП Универсального подхода к решению глобальных экологических про-блем еще не выработано, и есть серьезные основания полагать, что вряд ли он существует. С другой стороны, очевидно, что ни административно-командные методы, ни рыночные отношения не в состоянии предложить действенного механизма решения экологических проблем. Речь должна идти о комплексе мер, предусматривающих сочетание рыночных механиз-мов и государственного регулирования. Столкновение интересов нацио-нального развития отдельных государств серьезно препятствует выработке согласованных позиций по целому ряду принципиальных проблем. В этой ситуации перспективным направлением международной экологической деятельности может стать региональное сотрудничество. Условно можно говорить о нескольких направлениях выхода из гло-бального экологического кризиса: • экосоциализм; • новый тоталитаризм; • рыночные отношения. Разработкой концепции экосоциализма, появившейся на рубеже 70–80-х годов XX века, занимались, прежде всего, социал-демократы (К. Аме-ли, К. Таубе, И. Штрассер). Данная концепция предлагает в качестве выхо-да из современного экологического тупика увеличение экологического компонента в теории демократического социализма. Речь идет об обеспе-чении экологической безопасности личности, развитии альтернативного экономического сектора, основанного на безопасных технологиях; распро-странении экологической информации, просветительских программ, уси-лении роли гражданских экологических инициатив. Новый тоталитаризм (без капиталистического (фашизм) или социа-листического (сталинизм) уклона) видит в качестве стабилизации экорадика-лизм. При новом тоталитаризме контроль над обществом будет принадле-жать узкой информационной олигархии. Н.Н. Моисеев видит главную при-чину появления неототалитаризма в ТНК. Такая ситуация, по его мнению, приводит к феномену экологического колониализма, к постепенному исто-щению ресурсов, ускоряющемуся обеднению стран третьего мира и росту сопротивления (даже в виде терроризма) давлению мира ТНК. Рыночные механизмы в экологической политике. Неэффективность механизмов командно-административной экономики в сфере охраны окру-жающей природной среды привела к введению системы «рыночных» межго-сударственных отношений в сфере мировой экологической политики. Впер-вые использование рыночных инструментов было провозглашено Европей- ским экологическим советом в середине 80-х годов. Речь идет о комплексе мер, объединенных формулировкой «загрязнитель платит», и включающем в себя штрафы за выбросы и их лицензирование, продуктовые платежи (нало-ги), налагаемые на продукцию, создающую загрязнение в процессе ее произ-водства, потребления или утилизации; оплату расходов на ликвидацию эко-логического загрязнения и его последствий, а также на мониторинг, произво-димый нарушителем установленных экологических норматив. Проявлением рыночных подходов выступает межгосударственная торговля квотами на выброс парниковых газов. Она основана на принципе: любое увеличение количества выбросов или объема использования при-родных ресурсов в одном месте должно быть сбалансировано эквивалент-ным сокращением количества выбросов в другом. С момента принятия Киотского протокола не прекращается обсуждение идеи торговать квота-ми. Заинтересованность, прежде всего, по экономическим соображениям, одних государств наталкивается на сопротивление других. Для России во-прос продажи квот на выбросы имеет особое значение. Уровень экономи-ческого развития позволил нам без опасения принять в 2006 году условия Киотского протокола. В США другая ситуация. Они реально превышают установленные квоты, поэтому согласились подписать протокол только в 1999 году и до сих пор его не ратифицировали. Развивающиеся страны от-казываются присоединиться к Киотскому протоколу, считая главными за-грязнителями развитые державы. В то же время пока нет единого мнения в том, как измерить выбросы и определить квоты, какова должна быть цена на них. Многие исследователи опасаются, что торговля квотами приведет к увеличению выбросов. «Рыночные идеи» распространились на торговлю «кислородом». Речь идет о неравномерном распределении выработки и потребления кислорода разными странами. Так, Бразилия, Россия, Канада, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Турция, Финляндия, Китай являются донорами кислорода, а к странам-потребителям относятся США, Англия, Германия, Италия, Фран-ция, Польша, Румыния, Чехия, Южная Корея, Япония и многие другие. К рыночным путям решения экологических проблем можно отнести предложение немецких «зеленых» заключить «новый договор поколений» на путях «социально-экологической модернизации», суть которой состоит в согласии населения пойти на относительно кратковременные экономиче-ские жертвы для обеспечения долгосрочного экологического и социально-го обновления государства. Применительно к рыночным механизмам следует учитывать, что их побочным действием может стать аргумент, что разрешена любая деятель-ность, если внесена плата за загрязнение окружающей среды. Реальная польза от принципа «загрязнитель платит» будет только при условии рас-ходования этих средств на природоохранные мероприятия. Поиск эффективных природоохранных механизмов неотделим от формирования единой стратегии мирового экологического развития. В ка-честве таковой рассматривается принятая на второй международной кон-ференции по охране окружающей природной среды в 1992 году Стратегия устойчивого развития. Однако время показало, что и она не является пана-цеей ото всех бед. Чтобы понять причины этого, необходимо проанализи-ровать глобальные модели более ранних поколений и последующие вари-анты возможных экологических сценариев. |
Экологическое нормирование на этапах разработки новых технологий... Одним из элементов механизма повышения эффективности природопользования является экологическое нормирование. К числу основных экологических... |
Экологическое планирование при оптимизации землепользования в системе... Экологическое планирование при оптимизации землепользования в системе землеустройства |
||
Э. Е. Волкова Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей (познавательное развитие, речевое развитие, социально... |
Пояснительная записка 3 2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного... Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,... |
||
Пояснительная записка 2 2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного... Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,... |
Пояснительная записка. Цель и задачи работы программы. Принципы и... Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,... |
||
Пояснительная записка : Цели и задачи Программы Принципы и подходы... Содержание образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое... |
Нод: «Приключения Карандаша и Гвоздика» «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» |
||
Рабочая программа младшей группы на 2016 2017 учебный год Программа разработана воспитателем Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей (познавательное развитие, речевое развитие, социально... |
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного... Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,... |
||
5: Безопасность в чрезвычайных ситуациях Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только... |
Рабочая программа по дисциплине «Экологическое право» для бакалавров... Рабочая программа по дисциплине «Экологическое право» для бакалавров дневного отделения, обучающихся по направлению подготовки –... |
||
Медико-экологическое обоснование мониторинга здоровья населения на... |
Оглавлени е общая часть Области охраны окружающей среды, экологическое нормирование, техническое регулирование в |
||
Регламент информационно-вычислительной сети сгту Ивс саратовского государственного технического университета объединяет подразделения университета в информационно-коммуникационную... |
Введение 1 экологическое состояние акмолинской области Выбросы загрязняющих веществ в атмосфере на существующее положение и на срок достижения пдв |
Поиск |