Скачать 2.25 Mb.
|
Глава 4. Экологическое нормирование на этапах разработки новых технологий и принятия предварительных проектных решений как инструмент обеспечения нормативного качества окружающей среды Одним из элементов механизма повышения эффективности природопользования является экологическое нормирование. К числу основных экологических нормативов, устанавливаемых для хозяйствующего субъекта, следует отнести:
4.1. Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Общие положения. Максимально возможный объем выброса конкретного загрязняющего вещества в единицу времени задается нормативом предельно допустимого выброса. Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) предназначены для:
Значение ПДВ понадобится студенту, выполняющему дипломную работу или проект, для оценки превышения фактических (прогнозируемых) выбросов над нормативными, расчета платежей за загрязнение атмосферы, анализа эколого-экономической эффективности предложенных атмосферозащитных мероприятий. Норматив предельно допустимого выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух устанавливается для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферы при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы: Норматив ПДВ задает массу выброса вещества в единицу времени (г/с и т/г), при которой обеспечивается соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест ( и др.) при наиболее неблагоприятных для рассеивания условиях, т.е. концентрация вещества в приземном слое на границе санитарно-защитной зоны предприятия и вне ее не должна превышать предельно допустимой концентрации. ГОСТ 17.2.3.02-78 определяет предельно допустимы выброс как количество вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу в единицу времени, которое не разрешается превышать со стороны предприятия или другого источника загрязнения атмосферного воздуха. В любой 20 минутный интервал времени предельно допустимый выброс в г/с не должен быть превышен. Под временно согласованным выбросом (ВСВ) следует понимать временный лимит выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения предельно допустимого выброса. Основанием для установления временно согласованного выброса загрязняющего вещества в атмосферу может являться:
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе:
ミ珸碚à ð鮱òà 濵瑣鞣魵 マトツ 鈞胙…鈿…™õ 粢â â 瑣î褞ó 矜鉅褪 浯 ð韲褊褊韋 裝õ ⅲ濵粹顥 ð珞齏:
ハé à籵 瑣î褞濵胛 粽鈕à. ハé à籵 瑣î褞濵胛 粽鈕à, 頌îü銛褌隆 ðè 濵粱褊韋 濵瑣鞣à ð裝褄íî 蒡ó韲魲î 糺碣ⅲà â 瑣î褞ó, 鈞萵褪 髜…鈞ü濵å ⅳ濵湜å å趾ó ð韈褌燾è î煜褊璋è 鈞胙…鈿…™õ 粢â ñ 褪黑 浯 è ð裝褄íî 蒡ó韲隯è î煜褊璋è. ト 鈞胙…鈿…™õ 粢â 淲鈞粨î胛 蒟鴦 頷 àñ韲琿í î煜褊璋 â ð韈褌濵ì 鮱 瑣î褞û ñ 褪黑 浯 (浯 …湜è 蒡 葢 å魵 ⅳ î粢濵è 鈑ëè) 淲 蒡æ浯 ð裘餧瑣ü 鈿璞褊 ð裝褄íî 蒡ó韲鵫 î煜褊璋韋 , ò.å. или ハí炅è 鈞胙…鈿…™õ 粢â, ð竟琅å赳õ 胙å ì璋韋 ("iОI胙.ñ), 蒡æ燾 魵åⅱ… 裝ó î粨™: Для установления нормативов предельно допустимых выбросов используются максимальные разовые предельно допустимые концентрации (или - для центральной части городов с высокой плотностью населения, для природных территорий и зон отдыха). При отсутствии установленных максимальных разовых концентраций допускается производить их оценку по значениям среднесуточных предельно допустимых концентраций Проверка выполнимости критериев качества требует проведения расчета приземных концентраций. Моделирование рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере регламентируется Общесоюзным нормативным документом «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» (ОНД-86) [28]. В соответствии с решениями Министерства природных ресурсов для расчета приземных концентраций могут быть использованы только программные продукты, согласованные в установленном порядке. Установление нормативов предельно допустимого выброса на стадии предпроектной оценки воздействия. Поскольку в большинстве случаев у студентов отсутствует возможность провести расчет приземных концентраций и на основе результатов моделирования рассеивания решить вопрос об установление нормативов ПДВ, то
При проведении ориентировочной оценки ПДВ следует исходить из необходимости обеспечить при выбросе в атмосферу рассматриваемого i-го вещества значение максимально возможной приземной концентрации в пределах (или ), что гарантирует выполнение критерия качества в любой точке территории зоны влияния источника. Оценка значения предельно допустимого выбросав г/с осуществляется для неблагоприятных метеоусловий при выполнении требования с использование соответствующего соотношения из ОНД-86 [28]. Максимальное значение приземной концентрации вредного вещества (мг/м3) при выбросе нагретой газовоздушной смеси из одиночного точечного источника с круглым устьем при неблагоприятных метеорологических условиях определяется по формуле Откуда предельно допустимый выброс (г/с) находится как В этом выражении: - коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы; - безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания вредных веществ в атмосферном воздухе; и - коэффициенты, учитывающие условия выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса; - высота источника выброса над уровнем земли, м (для низких и наземных источников при расчетах принимается = 2 м); - безразмерный коэффициент, учитывающий влияние рельефа местности (в случае ровной или слабопересеченной местности с перепадом высот, не превышающим 50 м на 1 км, = l); - разность между температурой выбрасываемой газовоздушной смеси и температурой окружающего атмосферного воздуха , °C; - объемный расход газовоздушной смеси, м3/с. Значение коэффициента температурной стратификации соответствует неблагоприятным метеорологическим условиям, при которых концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе максимальна. Этот коэффициент принимает значения: =250 - для территорий Республики Бурятии и Читинской области; =200 - для Европейской территории России: районов, расположенных южнее 50° с. ш., для районов Нижнего Поволжья, Кавказа; для Азиатской территории РФ, Дальнего Востока и остальной территории Сибири; =180 - для Европейской территории РФ и Урала от 50 до 52° с. ш. за исключением попадающих в эту зону перечисленных выше районов; =160 - для Европейской территории РФ и Урала севернее 52° с. ш. (за исключением Центра Европейской территории); =140 - для Московской, Тульской, Рязанской, Владимирской, Калужской, Ивановской областей. Для других территорий значения коэффициента должны приниматься по аналогии с районами России, имеющими сходные климатические условия турбулентного обмена. Значение расхода газовоздушной смеси при проектировании объекта определятся по формуле где - диаметр устья источника выброса, м; - средняя скорость выхода газовоздушной смеси из устья источника, м/с. Средняя скорость выхода оценивается в технологической части проекта или принимается в соответствии с действующими для данного производства нормативами. При определении разности температур температуру окружающего атмосферного воздуха (°С) следует принимать равной средней максимальной температуре наружного воздуха наиболее жаркого месяца года по СНиП 2.01.01—82, а температуру выбрасываемой в атмосферу газовоздушной смеси (°С) - по действующим для данного производства технологическим нормативам. Следует иметь в виду, что для таких широко распространенных источников загрязнения атмосферы, как котельные, работающие по отопительному графику, допускается при расчетах принимать значения равными средним температурам наружного воздуха за самый холодный месяц по СНиП 2.01.01—82 [29]. При отсутствии данных по в СНиП 2.01.01-82 они запрашиваются в территориальном Центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по месту расположения предприятия. Поправка на скорость оседания частиц принимается равной: =1 - для газообразных загрязняющих веществ и мелкодисперсных аэрозолей (пыли, золы и т. п.), скорость упорядоченного оседания которых практически равна нулю; =2 - для мелкодисперсных аэрозолей (кроме рассмотренных выше) при среднем эксплуатационном коэффициенте очистки выбросов не менее 90% (); =2,5 – для частиц, выбрасываемых в атмосферу при среднем эксплуатационном коэффициенте очистки ; =3 – для частиц, выбрасываемых в атмосферу при среднем эксплуатационном коэффициенте очистки и при отсутствии очистки. Для производств, в которых содержание водяного пара в выбросах достаточно для того, чтобы в течение всего года наблюдалась его интенсивная конденсация сразу же после выхода в атмосферу, при выбросе в атмосферу пыли, значение коэффициента принимается равным 3 вне зависимости от эффективности очистки. =3 и для источников, где выбросы сопровождаются коагуляцией влажных пылевых частиц. Для определения коэффициента необходимо вычислить значение параметров , и с использованием следующих формул: , , . Тогда при (если , то в расчете используют ) , а при Параметр наряду с рассмотренными выше показателями используется для определения коэффициента При и коэффициент принимает значение равное При и значение коэффициента может быть найдено по следующей формуле , а при и - по формуле Для (или ) и (холодные выбросы) коэффициент определяется по рассмотренным выше формулам, с заменой на . В этих условиях оценка значения ПДВ в ã/ñ осуществляется также с ориентацией на достижение , но уже в соответствии с выражением Кроме установления нормативов ПДВ в г/с следует установить норматив предельно допустимых выбросов в т/г. Для упрощения процедуры формирования такого норматива в дипломных работах и проектах может быть сделано допущение о равенстве максимальных выбросов в г/с среднегодовым выбросам в г/с. В этом случае при известном времени работы оборудования (источнике образования i-го загрязняющего вещества) (час/г) годовой предельно допустимый выброс может быть определен как 4.2. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Общие положения. Нормативы допустимых сбросов (НДС) используются при:
Студент рассчитывает нормативы НДС в дипломной работе или проекте с целью оценки уровня воздействия сбросов загрязняющих веществ в водный объект, расчета суммы платежей за негативное воздействие на водную среду, анализа эколого-экономической эффективности предложенных водоохранных мероприятий. Под нормативом допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект понимается масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования). Под временно согласованным сбросом (ВСС) следует понимать временный лимит сброса вредного (загрязняющего) вещества в водный объект в единицу времени, который устанавливается для действующих источников сброса (выпусков) сточных вод с учетом качества вод водного объекта и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного норматива допустимого сброса. Контрольный створ в задачах установления нормативов НДС представляет собой поперечное сечение водного потока, в котором контролируются показатели качества воды. Проект нормативов допустимых сбросов разрабатывается для проектируемых, реконструируемых и действующих предприятий- водопользователей. При установлении нормативов допустимых сбросов в водный объект загрязняющих веществ (НДС), образующихся на предприятии в результате производственной или иной хозяйственной деятельности, используются следующие основные правила:
Нормативы допустимого сброса в целом для предприятия должны устанавливаться для каждого сбрасываемого вещества по совокупности значений НДС отдельных действующих, проектируемых и реконструируемых источников загрязнения (сброса), т.е. как суммарное значение этих НДС. Критерий качества вод водного объекта. При установлении норматива допустимого сброса по отдельным загрязняющим веществам в качестве критерия качества вод водного объекта используется условие, ограничивающее создаваемую сбросом концентрацию загрязняющего вещества в установленном контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом его целевого использования) с учетом фона : или При установлении норматива допустимого сброса для загрязняющих веществ I и II классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ) используется условие, ограничивающее для "iОI ヒマツ создаваемые сбросом концентрации загрязняющих веществ с учетом 浯 â установленном контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом его целевого использования): При разработке нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты используются следующие нормы качества воды, установленные нормативными документами федерального уровня:
Установление нормативов допустимого сброса. Определение величины норматива допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты осуществляется с учетом следующих рекомендаций:
. В соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» [30] для сбросов сточных вод в черте населенного пункта концентрации устанавливаются на уровне соответствующих .
Расчет концентраций загрязняющих веществ в контрольном створе должен проводиться с использованием специализированных программных продуктов, согласованных с органами охраны окружающей среды. С целью упрощения процедуры установления нормативов НДС (г/ч) в дипломных работах и проектах допускается для каждого i-го загрязняющего вещества использовать в качестве концентрации в стоке соответствующее значение , т.е. Для перехода к годовым нормативам (т/год) можно воспользоваться выражением 4.3. Нормативы образования и лимиты размещения отходов производства и потребления Общие положения. В качестве основных элементов лимитирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает разработка и применение:
Действующие нормативные акты следующим образом определяют понятия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции и годовом объеме производства. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в предназначенных для этих целей объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. マ 銜珮ⅳå ð鮱òà 濵瑣鞣魵 髜鉋籵湜… ⅳ蒡â è èèâ 浯 頷 銕襌褊韃 淲髜蒻î ð竟韲瑣ü 粽 粹韲瑙韃:
モ瑙魵å湜å 濵瑣鞣魵 髜鉋籵湜… ⅳ蒡â. ト определения (расчета) нормативов образования отходов могут использоваться следующие методы:
Удельные нормативы могут быть установлены на единицу p-й производимой продукции, перерабатываемого сырья, эксплуатируемого оборудования, используемой площади, работающего персонала и т.п. Годовой норматив образования отходов получают умножением удельного норматива на годовой нормообразующий показатель (плановый годовой объем производства продукции, переработки сырья, количества единиц используемого оборудования, площади территории, численности персонала и др.) для всех видов деятельности , при которых образуются отходы i-го вида Установление лимита на размещение отходов. Лимит на размещение отходов для отходов, не подлежащих утилизации, будет соответствовать их годовой норме образования Если часть отходов в плановом порядке может быть реализована в качестве вторичного ресурса, то лимит на размещение отходов получают как разность Студентами этот показатель должен быть использован в проекте (или дипломной работе) для анализа степени безотходности производства, расчета экологических платежей за размещение отходов, оценки эффективности ресурсосберегающих мероприятий. |
Оглавлени е общая часть Области охраны окружающей среды, экологическое нормирование, техническое регулирование в |
Планируемых в рамках подпрограммы 4 «Развитие системы мониторинга... Основная цель системы государственного мониторинга загрязнения окружающей среды обеспечение потребностей государства и населения... |
||
Планируемых в рамках подпрограммы 4 «Развитие системы мониторинга... Основная цель системы государственного мониторинга загрязнения окружающей среды обеспечение потребностей государства и населения... |
1 Анализ предметной области 2 Студии, занимающиеся разработками программного обеспечения, в том числе созданием Интернет-ресурсов, тоже используют автоматизацию... |
||
Учебное пособие. М.: Издательство "Март", 2004. Предыдущая Моделирование как метод теории принятия решений и анализ ряда конкретных моделей предмет четвертой части. Приводятся методы принятия... |
Принятые при проведении овос Определение масштабов и уровней воздействий планируемой деятельности на окружающую среду, мероприятий по предотвращению или уменьшению... |
||
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Об основных направлениях исследований, планируемых в рамках подпрограмм цнтп «Научные исследования и разработки в области гидрометеорологии... |
Охрана окружающей среды с материалами оценки воздействия намечаемой... Выполнен на основании Инструкции о составе, порядке разработки и согласования раздела «Охрана окружающей среды» и градостроительной... |
||
И. Закарян И. Филатов Интернет как инструмент для финансовых инвестиций Описаны способы получения указанной информации с помощью Интернет. Описаны принципы валютных спекуляций на рынке Рогех. В материале... |
М. С. Беспалов Федеральное государственное бюджетное учреждение «Институт... Моделирование распространения примеси в атмосфере как инструмент воздухоохранной деятельности |
||
Цели освоения дисциплины: освоения дисциплины: выработать у студентов... И принятия решений на основе технического анализа; овладение студентами навыками фундаментального анализа как основы принятия инвестиционных... |
Государственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского... Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа при участии территориальных специально... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины б. 3 Методы принятия управленческих... Будущий менеджер должен научиться правильно применять готовые компьютерные программы, хорошо разработанную технику анализа количественных... |
Реферат ООН как инструмент организации нового миропорядка Организации Объединенных Наций. Изо дня в день Организация Объединенных Наций и другие организации ее системы ведут работу по содействию... |
||
Содержание Эффективное управление крупным и средним бизнесом сегодня немыслимо без применения передовых информационных технологий — систем поддержки... |
7 «мероприятия по охране окружающей среды» Краткая характеристика объекта проектирования и оценка состояния окружающей среды (ОС) в районе его расположения |
Поиск |