Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану,

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану,


НазваниеСамостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану,
страница1/9
ТипСамостоятельная работа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)


Гуманитарный колледж

Методические материалы по дисциплине

Основы психологических знаний о личности инвалидов и лиц пожилого возраста

для организации

самостоятельной работы студентов

Москва

2014


Составлены на основе Положения «О самостоятельной работе студентов

Гуманитарного колледжа»

Методические рекомендации предназначены для студентов 3 курса специальности 04.02.01 Право и организация социального обеспечения




Зав. отделением СПО ________________ /Семенова О.В./






Авторы:

Моргачева Е.Н., к.п.н., доцент кафедры специальной психологии факультета медицинской психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.












1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа»

Согласно учебному плану, трудоемкость освоения дисциплины «математика» составляет 20 часов, отведенных на самостоятельную работу студента. Содержание курса, соответствующее объему времени, отведенному на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение в рабочей программе учебной дисциплины.

Данные методические рекомендации предназначены в помощь студентам для рационального распределения времени, отведенного учебным планом на самостоятельную работу по соответствующим разделам дисциплины. Рекомендации составлены на основе сведений о трудоемкости дисциплины, ее содержании и видах работы по ее изучению, а также учебно-методическом и информационном обеспечении. Данное пособие содержит вопросы, задачи и перечень источников, необходимых для подготовки студентов к практическим занятиям, контрольным работам, экзамену, а также для подготовки рефератов и выполнения домашних заданий.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • обобщения, систематизации, закрепления и расширения полученных знаний и умений студентов;

  • формирования умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения прикладных профессиональных задач, профессионального и личностного роста;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;

  • формированию умений использования информационно-коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности;

  • развития культуры межличностного общения, взаимодействия межу людьми, формирования умений работы в команде.

Настоящие методические рекомендации могут быть использованы для реализации следующих форм внеаудиторной самостоятельной работы:

  • работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;

  • самостоятельное ознакомление с лекционным материалом по курсу, представленным на CD-носителях, медиатеке колледжа;

  • поиск информации по теме с последующим ее использованием для подготовки и представления в аудитории реферата, презентации;

  • подготовка к выполнению аудиторных контрольных работ;

  • выполнение домашних и индивидуальных заданий;

  • выполнение домашних контрольных работ;

  • выполнение тестовых заданий, решение задач;

  • подготовка к промежуточной аттестации (зачету).


Материалы лекций, вопросы и задания для самоконтроля.
Раздел I. Введение

Тема 1. Общие вопросы курса.
Изучение учебной дисциплины имеет целью дать студентам знания и умения по основам психологии, необходимые для построения правильных взаимоотношений между работниками сферы социального обеспечения и обеспечиваемыми. При изучении курса основное внимание уделяется формированию целостного представления о личности и особенно личности престарелого и инвалида. Особое значение придается индивидуальному психологическому подходу к обеспечиваемому с учетом психологических особенностей его личности, тщательному анализу изменений психических процессов, развивающихся вследствие заболевания, инвалидности, пожилого возраста.

Развитие нормальных и особенных детей идет по одним и тем же законам: этапы становления и развития психики, кризисы, синзетивные периоды. Но так же существуют те особенности, которые свойственны особенным людям: сложности восприятия, хранения и переработки информации; наличие определенного нарушения( например нарушение слуха ведет к нарушению речи). То что связано с самим нарушением, воспитанием и лечением и личностные особенности. Если правильно воспитывать ребенка, не будет плохих последствий в его поведении.

Сложность социальной адаптации: сложности обучения слепых и глухих.

классификация разработана В. В.Лебединским (1985), использовавшим клинические классификации вариантов дизон-тогенеза психиатров Г.Е.Сухаревой, Л.Каннера и В.В.Ковалева. В ней выделяются шесть типов дизонтогенеза.

1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отста­вание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего — коры больших полушарий). Пора­жение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, природовой периоды или в раннем детстве. Наи­более характерным примером недоразвития является самая распро­страненная форма умственной отсталости — олигофрения.

2. Задержанное развитие — замедление темпа всего психиче­ского развития, возникающее чаще всего в результате слабо вы­раженных органических поражений коры головного мозга (обыч­но парциального характера) или длительных и тяжелых сомати­ческих заболеваний.

3. Поврежденное психическое развитие, представленное орга­нической деменцией — нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных за­болеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет про­грессирующий характер.

4. Дефицитарное психическое развитие. Наиболее ярко его пред­ставляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и мышечно-кинестетиче-ской системы (т.е. опорно-двигательного аппарата).

5. Искаженное психическое развитие — разные варианты слож­ных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития яв­ляются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм — наиболее яркий пример это­го типа нарушенного психического развития.

6. Дисгармоническое психическое развитие, связанное с наруше­нием формирования эмоционально-волевой сферы. К нему отно­сятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.

Знание особенностей и возможностей детей с различными не­достатками развития дает педагогу и школьному психологу сред­ства для коррекции недостатков в условиях обычной школы и помогает избежать непоправимых ошибок в определении пути обу­чения ребенка, которые иногда губительно сказываются на всей его жизни.

Необходимо, однако, отметить, что объем психологических зна­ний о детях и взрослых с различными психическими и физиче­скими недостатками пока не так уж велик, поскольку специаль­ная психология как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад. Коли­чество знаний о разных недостатках крайне неравноценно по той же причине.

Довольно основательно изучены особенности познавательных процессов у умственно отсталых и глухих, достаточно много данных накоплено о психической деятельности слепых, в последние годы интенсивно изучалась психология младших школьников с задержкой психического развития. Вместе с тем психологи почти совсем не изучали особенности детей с недостатками опорно-двигательного аппарата. Мало исследовалась и психическая деятель­ность детей с нарушениями речевого развития.

сле­дует подчеркнуть неравномерность объемов знаний о них по от­ношению к разным сферам психической деятельности: при нали­чии богатых данных о развитии и особенностях познавательной деятельности глухих, слепых и умственно отсталых, начиная с младшего школьного возраста, очень мало представлены иссле­дования волевых процессов и эмоциональной сферы детей и взрос­лых этих категорий. Гораздо слабее по сравнению с детьми школь­ного возраста изучены дошкольники. Практически отсутствуют пси­хологические данные о том, как проявляются нарушения разви­тия в раннем возрасте.

Такая неравномерность и в целом ограниченность знаний о пси­хологических особенностях детей и взрослых с психическими и физическими недостатками объясняются в основном двумя об­стоятельствами.

Во-первых, в этой области психологии направление исследо­ваний в значительно большей степени, чем в общей, детской и педагогической психологии, определялось запросами практики — нуждами учреждений, обслуживающих таких людей. Интерес к психологическим особенностям детей с психическими и физи­ческими недостатками возник лишь тогда, когда встал вопрос об их школьном обучении.

Необходимость обучения детей разных категорий требовала об­основания соответствующего педагогического подхода, разработки методик обучения и определения его содержания, для чего нужно было прежде всего знать особенности познавательной деятельно­сти детей, следовательно, особенности сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления, речи. При этом — сна­чала применительно к школьному возрасту, так как специальные образовательные дошкольные учреждения начали создаваться го­раздо позднее, чем специальные школы. Кроме того, изучение начиналось с выделения грубых проявлений недостатков разви­тия в их неосложненных, «чистых» формах, и лишь через десяти­летия постепенно психологи подошли к исследованию более лег­ких и осложненных форм.

Во-вторых, ограниченность и неравномерность психологиче­ских исследований объясняются тем, что при большом разнооб­разии видов, форм и степеней выраженности недостатков разви­тия собственно психологов, посвятивших себя работе в этой об ласти, крайне мало, причем не только в России, но и в других странах. Психологические исследования развертываются по мере включения в систему образования широкой сети школ для лиц с недостатками развития разных категорий. Серьезная работа в этом направлении началась на рубеже XIX и XX вв. До этого времени имелись лишь некоторые данные в смежных областях знаний.

Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенно­сти психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихоло-гия), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), пси­хология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также на­чавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психоло­гия слепоглухих и еще более молодая — психология лиц с недо­статками опорно-двигательного аппарата.

Специальная психология, в свою очередь, входит как важная составная часть в дефектологию — интегративную научную об­ласть, охватывающую проблемы разностороннего изучения, вос­питания, образования, подготовки детей и взрослых с нарушени­ями физического и умственного развития к труду и самостоятель­ной жизни в обществе. Дефектология включает в себя разные от­расли специальной педагогики, занимающиеся проблемами вос­питания и обучения детей и взрослых всех тех категорий, изуче­ние которых ведет специальная психология. К дефектологии от­носятся также нейрофизиологические, патопсихологические и клинические аспекты изучения недостатков развития, социоло­гическая проблематика, связанная с изучением причин и распро­страненности нарушений развития, а также вопросы социальной адаптации и жизнедеятельности лиц с физическими и психиче­скими нарушениями. В дефектологию входит также разработка спе­циальных технических средств, которые применяются с целью коррекции и компенсации недостатков лиц с дефектами зрения, слуха и опорно-двигательной системы при обучении, в трудовой деятельности и быту.

Специальная психология связана с такими областями психо­логии, как детская, возрастная и педагогическая психология, пси­хофизиология и нейропсихология. Она соприкасается с рядом разде­лов общей психологии.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте задачи курса.

2. Какая научная область занимается нарушениями психического развития?

3. Приведите примеры закономерностей психического развития людей с разными видами недостаточности:

а) общие для нормального и нарушенного развития;

б) свойственные только детям с нарушениями развития.

4. Дайте определение первичного и вторичного нарушений.

5 Приведите примеры проявления снижения скорости приема и пере­работки информации у детей с разными типами нарушения развития.

6. Перечислите возможные причины снижения скорости приема и пе­реработки информации у детей с разными типами нарушения развития.

7. Какие иные специфические особенности развития могут вызвать, по вашему мнению, эти причины?

Литература

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. ГозоваА.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение пси­хического развития аномальных детей //Дефектология. — 1983. — №6. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М

Раздел II ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Тема 2.1 Умственная отсталость. Причины и классификация умственной отсталости.

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в россий­ской коррекционной педагогике и специальной психологии, как, впрочем, и в большинстве других стран, охватывает весьма раз­нообразную по составу группу детей, которых объединяет нали­чие органического повреждения коры головного мозга, имеюще­го диффузный, т.е. «разлитой», характер. Морфологические изме­нения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают мно­гие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей состав­ляют дети-олигофрены (от греч. oligos малый + phren ум). По­ражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразви­тия психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития — во внутриутробном периоде, при рождении или в те­чение первых полутора лет жизни, т.е. до становления речи.

Дети-олигофрены — основной контингент воспитанников спе­циальных детских садов для детей с поражениями центральной нервной системы и учащихся школ и школ-интернатов для ум­ственно отсталых детей. Они являются наиболее изученными в пси­хологическом и педагогическом плане, поскольку исследования обычно проводятся в этих образовательных учреждениях.

Мы знаем, что понятие «олигофрения» во многих странах не принято. В России оно используется, поскольку русские дефекто-логи считают принципиально важным отделить относительно пер­спективную для дальнейшей социально-трудовой адаптации и интеграции в окружающую среду группу умственно отсталых де­тей от тех, чье пребывание в специальном образовательном уч­реждении хоть и является несомненно полезным, однако прино­сит значительно меньший эффект'.

Развитие олигофрена определяется биологическими и соци­альными факторами. К числу биологических факторов относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Эти факторы, как и прочие, необходи­мо учитывать при организации специального педагогического воз­действия.

Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка:

семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он об­щается и проводит время, и, конечно, школа. Отечественная психология утверждает положение о ведущей роли в развитии всех детей, в том числе и умственно отсталых, сотрудничества ребенка со взрослыми и детьми, находящимися рядом с ним, обучения в широком понимании этого термина. Особенно большое значение имеет правильное, коррекционно-развивающее, специально орга­низованное обучение и воспитание, учитывающее своеобразие ребенка, адекватное его возможностям, опирающееся на зону его ближайшего развития. Именно оно в наибольшей мере стимули­рует детей в общем развитии.

Степени олигофрении:

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости. Согласно традиционной классификации существует 3 её степени: дебильность, имбецильность и идиотия

  1. Лёгкая - соответствует традиционному понятию «дебильность», IQ 50—69.

  2. Умеренная — имбецильность, IQ 35—49.

  3. Тяжёлая — имбецильность, IQ 20—34.

  4. Глубокая — идиотия, IQ < 20.


Социально-педагогические условия жизни умственно отсталых детей на современном этапе развития общества

Умственная отсталость ребенка обычно обнаруживается уже в ранний период его жизни. Чем резче выражено отклонение в раз­витии, тем отчетливее проявляются присущие ему особенности. Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем разви­тии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо спе­циально организованное, коррекционно направленное воспита­ние и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положи­тельных возможностей. Для таких детей у нас в стране созданы специальные учебно-воспитательные учреждения: детские сады, специальные группы при массовых детских садах, школы, шко­лы-интернаты, классы коррекционно-развивающего обучения. Часть детей воспитывается и обучается в домашних условиях.

В специальных детских учреждениях, детских садах, школах и интернатах, в которых находятся дети с легкой, умеренной и ча­стично тяжелой степенью умственной отсталости, процесс обу­чения ведется дефектологами по специально разработанным про­граммам, методикам, учебникам при относительно небольшой наполняемости групп или классов.

Исследования и наблюдения показали, что после окончания специальной (коррекционной) школы VIII вида умственно от­сталые подростки интегрируются в окружающую среду, приспо­сабливаясь к ней с различной степенью успеха. Относительно благополучные в интеллектуальном и физическом отношении моло­дые люди поступают на предприятия, на которых проходили прак­тику в школьные годы, или туда, куда их могут пристроить роди­тели. Они работают малярами, переплетчиками, слесарями-ремонт­никами низких разрядов, сапожниками, швеями, уборщицами, подсобными рабочими и др. Часть выпускников трудятся в сель­ском хозяйстве. Как правило, они оказываются трудолюбивыми, исполнительными, но малоинициативными, подчас чрезмерно торопливыми или, наоборот, медлительными. Некоторые из них нуждаются в более или менее регулярной поддержке и помощи со стороны опытных рабочих. Другие самостоятельно выполняют хо­рошо знакомые операции. Часть выпускников специальных школ для умственно отсталых детей не работают. Они живут в семьях и по мере своих сил помогают в домашнем хозяйстве. Некоторые становятся бродягами, попадают в криминальные структуры.

Судьбы умственно отсталых подростков зависят от социаль­ных условий, от личностных особенностей и некоторых других факторов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconМетодические рекомендации по практике по профилю специальности для...
Минобрнауки РФ №291 от 18. 04. 13 г Практика по профилю специальности проводится в соответствии с фгос спо и согласно учебному плану...

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconРабочая программа учебной дисциплины 4 Учебно-методическое обеспечение...
Дисциплина «Программные средства электронных предприятий» согласно рабочему учебному плану является дисциплиной по выбору опп

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconРабочая программа учебной дисциплины 4 Учебно-методическое обеспечение...
Дисциплина «Программные средства электронных предприятий» согласно рабочему учебному плану является дисциплиной по выбору опп

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности 020208. 65 «биохимия»)
Самостоятельная работа студентов включает блоки индивидуальной практики языковых и речевых умений по всем модулям курса, а также...

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconМинобрнауки россии
Настоящее Положение о практике студентов Гуманитарного колледжа, осваивающих основные образовательные программы среднего профессионального...

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconТребования к структуре и содержанию домашних контрольных работпо
Согласно учебному плану студент выполняет одну домашнюю контрольную работу. Работа выполняется по одному из рекомендованных вариантов...

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconСамостоятельная работа студентов Цель занятия
Продолжительность занятия: 6 часов (2 ч семинарское занятие, 4 ч самостоятельная работа студентов)

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconСамостоятельная работа студентов Цель занятия
Продолжительность занятия: 6 часов (3 ч семинарское занятие, 3 ч самостоятельная работа студентов)

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconМетодическое пособие для студентов по самостоятельной работе по дисциплине...
Гос спо» (Приложение к письму Минобразования России от 29. 12. 2000 №16-52-138 ин/16-13), Положением об организации самостоятельной...

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Самостоятельная работа №3. Тема: Описание людей (внешность, личностные качества) 22

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через организацию самостоятельной работы. Самостоятельная...

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconРуководство по написанию курсовых работ
Согласно учебному плану студент кафедры лингвистики должен написать две курсовые работы: одну на филоло­гическую тему (по теоретической...

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconСогласовано утверждаю
Важным видом учебной деятельности студентов в соответствии с фгос спо нового поколения является самостоятельная работа студентов...

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconПрактическая работа ординатора
Рабочая программа составлена по учебному плану в соответствии Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего образования...

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, iconИнструкция по выполнению работы На выполнение работы по математике...
Тренировочные задания для подготовки к проверочной работе по математике в 5 классе

Самостоятельная работа по математике планируется и организуется в соответствии с положением «О самостоятельной работе студентов Гуманитарного колледжа» Согласно учебному плану, icon2. рабочая программа учебной дисциплины
...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск