Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Киселевского городского округа
детский сад 31 комбинированного вида
(МБДОУ детский сад 31)
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ детский сад 31
___________Л.Г. Черноок
« 16 » августа 2016 г.
Рассмотрена и одобрена :
На педагогическом совете №1
«17 » августа 2016г.
Протокол № 1
Дополнительная общеразвивающая программа по
моделированию и конструированию из бумаги
« Волшебный сундучок»
Составитель:
Громова И.Г.
воспитатель
2016г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….2
Учебный план………………………………………………………..4
Учебно-тематический план………………………………………...5
Содержание программы…………………………………………….9
Ожидаемые результаты……………………………………………71
Учебно-информационное обеспечение…………………………...72
Приложение………………………………………………………….75
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством конструирования и моделирования из бумаги в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Не перечислить всех достоинств конструирования и моделирования из бумаги в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Приобщая детей к процессу изготовления поделок, у них развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Конструирование и моделирование из бумаги способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Изготовление поделок из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Работа с бумагой активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Конструирование и моделирование из бумаги совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, способствует созданию игровых ситуаций. Изготовив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе конструирование и моделирование из бумаги.
В процессе конструирования и моделирования из бумаги дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
В плане подготовки детей к школе работа по конструированию и моделированию из бумаги ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
умение слушать воспитателя;
умение принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
развитие самоконтроля и самооценки;
осознание собственных познавательных процессов.
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе модельно-конструктивной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Воспитывать коммуникативные способности детей.
Воспитывать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных возможностей и способностей детей;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Отличительные особенности программы:
- разделы программы расположены от более простых до более сложных;
- тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки воспитанников, их индивидуальные способности;
- в программе запланированы обязательные игровые разминки, а т.к. дети в группе с незначительными патологиями опорно-двигательного аппарата и необходимо избегать длительных статических нагрузок.
В силу загруженности и пожеланию родителей большая часть организованной деятельности отдается познавательному и речевому развитию, однако необходимо развивать и творческие способности . Поэтому возникла потребность создании программы, которая учла бы особенности наших детей (в группе дети с незначительными патологиями опорно-двигательного аппарата).
Программа « Волшебный сундучок» рассчитана на 1 год обучения.
Для успешного освоения программы занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятий 30 минут.
В течение учебного года дети приобретают следующие навыки:
владение ножницами;
аппликативное оформление поделок;
составление творческих композиций;
4. знать и узнавать используемый материал;
5. овладение элементарными конструктивными навыками.
Для развития внимания, памяти, познавательного интереса используются беседы, рассказ, большое внимание уделяется применению наглядного материала.
Чтобы занятия проходили в интересной форме используются игровые методы: загадки, сказки и др.
Методы и приемы:
- словесные (беседа, рассказ, объяснение);
- наглядные (демонстрация образцов, иллюстраций);
-практические;
-стимулирующие (поощрение, награждение).
Формы подведения итогов реализации программы.
Результатом деятельности детей являются их творческие работы, как индивидуальные, так и коллективные; оформление выставок детских работ в ДОУ; участие творческих работ в конкурсах различного уровня, от внутридетсадовского до всероссийского.
Диагностический инструментарий: беседы, выставки, игры.
Условия реализации программы:
1. Наличие помещения для проведения занятий.
2. Наличие материальной базы.
3. Наличие разнообразного материала для творчества.
4.Наличие методической литературы.
Учебно - тематическое планирование
|
Название раздела,
темы месяца
|
Задачи
|
Материалы и оборудование
|
Кол-во часов
занятий
|
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
|
Изготовление игрушек оригами по теме: «Теремок»
1. Изготовление игрушек «Мышка», «Лягушка»
2. Изготовление игрушек «Заяц», «Волк».
3. Изготовление игрушек «Медведь», «Лиса».
4.Изготовление теремка. Составление сюжетной аппликации.
|
Познакомить с искусством оригами. Учить изготавливать базовые формы. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
|
Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей, простой и цветные карандаши.
|
4зан.
30мин.
30мин.
30мин.
30мин.
|
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
|
Изготовление игрушек и цветов, используя полоски бумаги.
1. Изготовление игрушки «Заяц».
2.Изготовление игрушки «Медведь».
3.Изготовление поделки «Ёлочка».
4. Изготовление цветка «Ромашка».
|
Познакомить детей с поделками, которые изготавливаются из полос бумаги.
Учить изготавливать цветы и игрушки из полос бумаги. Развивать фантазию, творческое мышление. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
|
Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей,
простой и цветные карандаши.
|
4зан.
30мин.
30мин.
30мин.
30мин
|
Н
О
Я
Б
Р
Ь
|
Изготовление объёмных игрушек.
1.Изготовление игрушки «Божья коровка».
2.Изготовление игрушки «Цыпленок».
3 .Изготовление игрушки «Черепаха».
4. Изготовление аппликации «Птичка-синичка».
|
Учить составлять гармоничные образы из отдельных элементов.
Развивать воображение, чувство формы. Воспитывать интерес и самостоятельность при изготовлении поделок.
|
Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей,
простой и цветные карандаши.
|
4зан.
30мин.
30мин.
30мин.
30мин
|
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
|
Изготовление поделок из "ладошек".
1.Изготовление игрушки «Ёлочка».
2. Изготовление игрушки «Зайка».
3. Изготовление игрушки «Снеговик».
4. Изготовление игрушки «Дед Мороз».
|
Учить изготавливать поделки из "ладошек". Совершенствовать знания детей о различных видах изготовления поделок. Развивать эстетический вкус, фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к своему труду.
|
Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей,
простой и цветные карандаши.
|
4зан.
30мин.
30мин.
30мин.
30мин
|
Я
Н
В
А
Р
Ь
|
Изготовление игрушек
для игр - пальчиками.
1. Изготовление игрушки "Колобок".
2 .Изготовление игрушки "Крош".
3. Изготовление игрушки "Волк".
4. Изготовление игрушки "Поросенок".
|
Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, аккуратность при выполнении работы.
|
Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей,
простой и цветные карандаши.
|
4зан.
30мин.
30мин.
30мин.
30мин
|
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
|
Изготовление игрушек, используя конус.
1. Изготовление игрушки «Матрешка».
2. Изготовление игрушки «Лягушка».
3. Изготовление игрушки «Грибок».
4. Изготовление игрушки «Солдат».
|
Познакомить с конусом, принципом его изготовления. Учить самостоятельно и творчески отображать поделки. Развивать чувство формы и пропорции. Воспитывать эстетическое отношение к работе.
|
Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей,
простой и цветные карандаши.
|
4зан.
30мин.
30мин.
30мин.
30мин
|
М
А
Р
Т
|
Изготовление игрушек используя «гармошку».
1.Изготовление игрушки «Букет для мамы».
2. Изготовление игрушки «Рыбка».
3. Изготовление игрушки «Бабочка».
4. Изготовление игрушки «Ёжик бежал по дорожке».
|
Познакомить с поделками, изготовленными при помощи «гармошки». Учить изготавливать «гармошку». Развивать наблюдательность, творческое воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе.
|
Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей,
простой и цветные карандаши.
|
4зан.
30мин.
30мин.
30мин.
30мин
|
А
П
Р
Е
Л
Ь
|
Изготовление поделок с использованием «пружинки».
1. Изготовление игрушки «Червячок на яблоке».
2. Изготовление игрушки «Мышка».
3. Изготовление игрушки «Кошка».
4 .Изготовление игрушки «Собачка».
|
Познакомить с техникой изготовления «пружинки». Учить изготавливать пружинку. Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, творческую фантазию. Воспитывать интерес, самостоятельность.
|
Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей,
простой и цветные карандаши.
|
4зан.
30мин.
30мин.
30мин.
30мин
|
М
А
Й
|
Изготовление поделок
используя полоски бумаги.
1. Изготовление игрушки «Цыпленок».
2. Изготовление игрушки «Лягушка».
3. Изготовление игрушки «Собачка».
4. Изготовление игрушки «Кошка».
|
Познакомить детей с поделками, которые изготавливаются из полос бумаги.
Учить изготавливать цветы и игрушки из полос бумаги. Развивать фантазию, творческое мышление. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
|
Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей,
простой и цветные карандаши.
|
4зан.
30мин.
30мин.
30мин.
30мин
|
Итого: 36 занятий
Содержание программы
Старший дошкольный возраст
Сентябрь: Изготовление игрушек оригами по теме: «Теремок».
Занятие № 1
Тема: Изготовление игрушек «Мышка», «Лягушка».
Задачи: Познакомить с искусством оригами. Учить изготавливать базовые формы. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материалы и оборудование: Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей, простой и цветные карандаши.
Содержание занятия:
Подготовка к занятию (установка на работу).
2.Повторение пройденного:
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
Отгадайте загадку:
В лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдете,
На полянке, на опушке,
Мы – зеленые (лягушки)
В норку всю добычу сносит.
Вот в углу скребётся, слышишь?
Кто такие это? -- мыши.( автор: Марина Блинникова)
Рассказ о мышке и лягушке.
Кожа лягушек гладкая и скользкая, и прикреплена к телу только в нескольких местах, то есть лягушка как бы одета в свободный халат. Четыре раза в году лягушки, «переодеваются» - меняют кожу.
Дело в том, что лягушки дышат и легкими и кожей, а кожа у них голая и покрыта слизью, поэтому если слизь высохнет – лягушка погибнет.
У лягушки очень интересный язык, широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо нее насекомое, она выбрасывает язык вперед и жертва прилипает к нему. Питается лягушка: комарами, мухами, стрекозами.
Лягушка питается насекомыми в огромном количестве.
Физминутка «На болоте две лягушки».
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем вытирались,
Вправо, влево наклонялись,
И друг другу улыбались!
- А теперь садитесь на пенечки (стульчики)
Практическая часть: ( показ) приложение №1.
Для изготовления мышки:
1.Возьмем серый квадрат размером 3,5*3,5, сложим базовую форму "треугольник" и положим прямым углом вниз.
2.Перегни треугольник пополам, разделить на три равные части и согни один из боковых углов.
3.Отогни угол в обратном направлении. Тоже повторить с другим углом.
4.Согни уголки к центру и переверни заготовку на другую сторону.
5.Согни верхний уголок назад так, как показано на схеме.
6.Приклеим мышке глаза и нос.
Для изготовления лягушки:
1. Для того, чтобы создать собственную оригами-лягушку, вам понадобится лист бумаги с прямоугольной формой зеленого цвета
. 2. Затем необходимо загнуть верхний уголок и разогнуть его обратно, как указано на картинке снизу.
3. Затем необходимо загнуть и разогнуть обратный уголок, чтобы получить необходимую форму. Сделайте всё точно также, как указано на схеме снизу.
4. Затем, необходимо сложить ваш лист бумаги таким образом, как это показывается на ещё одной инструкции внизу описания. Это поможет получить первоначальную форму нашей будущей лягушки.
5. После продолжения этого действа, необходимо дальше сложить оригами из бумаги для будущей лягушки. Для этого необходимо загнуть нижние уголки в треугольниках вверх.
6. Теперь необходимо сложить лягушку оригами, прямо как указано на схеме. Это очень простые действия, которые не заставят вас слишком стараться и будут просты в изучении.
7. Приклеим лягушке глаза и рот.
Закрепление:
-Что интересного из жизни животных вы узнали?
Итоговая часть: Выставка работ.
Занятие № 2
Тема: Изготовление игрушек «Заяц», «Волк».
Задачи: Познакомить с искусством оригами. Учить изготавливать базовые формы. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материалы и оборудование: Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей, простой и цветные карандаши.
Содержание занятия:
1.Подготовка к занятию (установка на работу).
2.Повторение пройденного:
-повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
Любит путать он следы,
Чем спасется от беды,
И меняет часто шубки,
Но трусишка просто жуткий.
Он под кустиком сидит,
И от страха весь дрожит.
А зовут его Косой,
Длинноухий и босой
Дети: Заяц!
Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу-у-у! ”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый …
Дети: Волк!
Правильно - это волк!
Какой волк? (Серый, злой, зубастый, хищный, большой, сердитый, голодный, угрюмый, худой, грозный)
Что делает волк? (Блуждает, охотится, щелкает зубами, ищет добычу, воет).
Где живет волк?
Кто это? (Заяц)
Какой заяц? (Серый, пушистый, робкий, трусливый, короткохвостый, небольшой, быстрый, длинноухий)
Что делает заяц? (Прыгает, бегает, прячется, боится, ест травку, прислушивается, присматривается) .
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Воспитатель:
Зайцы скок-скок-скок!
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают
И тихонько слушают,
Не идет ли волк…
Волк:
«Я лохматый серый волк,
Я в зайчишках знаю толк.
Все они прыг да скок,
Попадут мне на зубок».
«Волк» ловит «зайцев», они разбегаются.
Воспитатель:
Колокольчик, позвени, (звенит)
Опять всех в деток преврати!
(дети садятся на стульчики)
Практическая часть: (показ) приложение №2
Для изготовления зайца:
1.Возьми квадрат серого цвета размером 5*5см и сложи базовую форму "треугольник".
2. Отогни наверх полоску в нижней части детали примерно 0,8см.
3.Перегни заготовку пополам и к полученной линии сложи половинки нижней стороны.
4.Переверни заготовку на другую сторону
5. Верхний и нижний углы согни от себя.
6.Приклей глаза, рот и нос.
Для изготовления волка:
1.Возьми квадрат серого цвета размером 3,5*3,5см и сложи базовую форму "треугольник".
2.Найди середину длинной стороны и от нее подними нижний угол. Переверни на другую сторону.
3. Приклей глаза и нос.
Закрепление:
-Что интересного из жизни животных вы узнали? Чему научились?
Итоговая часть: Выставка работ.
Занятие № 3
Тема: Изготовление игрушек «Медведь», «Лиса».
Задачи: Познакомить с искусством оригами. Учить изготавливать базовые формы. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материалы и оборудование: Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей, простой и цветные карандаши.
Содержание занятия:
1.Подготовка к занятию (установка на работу).
2.Повторение пройденного:
-повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Медведь -одно из диких животных, живущих в лесу нашего края. Медведь -всеядный хищник, крупный, сильный и одиночный. Поздней осенью он находит удобное место для зимовки, люди называют такое место берлогой. В берлоге медведь проводит всю зиму, просыпается он весной голодным и худым. От весны до поздней осени медведь ходит по лесу в поисках ягод, орехов, гнезд диких пчел, муравейников. Весной медведь становиться хищником, может скушать кабана, лося, или оленя. Мишка способен развивать приличную скорость, обладает сильным ударом. Мишка спит всю зиму. Для спячки бурый медведь устраивает себе берлогу, обычно под упавшими деревьями. Перед спячкой, мишка обильно обрастает жирком.
Лисице нравится везде — в поле, в лесу, на лугу, на берегу водоёма. Перепутать её с другим зверем невозможно. Ну, скажите, у кого ещё есть такая шикарная рыжая шубка и длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце?
Лиса – большая модница. Шуб у неё две — зимняя и летняя. Причём зимняя — гораздо теплее: мех у неё гуще и длиннее, чем у летней.К чести лисы нужно отнести то, что она отличается большой сообразительностью, хитрит.
Слух у этого зверя – великолепный. Зимой лиса внимательно прислушивается к различным звукам и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. Лисица тут же разгребает снег и настигает добычу. Говорят, что лисица «мышкует».Лиса – типичный хищник. В летнюю пору рацион лисицы составляют лягушки, мелкие птички, зверьки.
Физкультминутка "В лесу"
Вот голодная лисичка
Грустно смотрит в небеса. (Потягивание- руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)
«Звери быстро просыпайтесь»
Кто тут будит всех вокруг
Тук – тук, тук. Тук – тук, тук. (Дети сидят по кругу с закрытыми глазами)
«Звери быстро просыпайтесь,
На зарядку собирайтесь». (Воспитатель хлопает в ладоши, дети встают и идут по кругу)
Звери делают зарядку-
Кто вприскочку, (прыжки)
Кто вприсядку, (приседают)
Кто-то плечи поднимает (Встать на носочки, поднять плечи,
Кто-то плечи опускает (опуститься на стопу, опустить плечи)
Сделаем руками взмах, (руки в стороны)
Вправо мах и влево мах, (маховые движения ногами вправо и влево)
Полуприсед, (полуприсед, руки на поясе)
Присед, (присед)
Наклон, (наклон вперёд, руки в стороны)
Всем спортсменам шлём поклон.
«Мишка»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири»)
«Как у наших у зверят »
Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши)
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами)
А потом вприсядочку (Приседания)
Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте)
А как пустятся бежать- (Бег на месте)
Никому их не догнать.
Практическая часть: (показ) приложение №3
Изготовление лисы:
1. Возьми квадрат серого цвета размером 3,5*3,5см и согни его по диагонали.
2.Перегни получившуюся базовую форму "треугольник" пополам.
3.Согни острые углы кверху так, чтобы боковые стороны не доходили до средний линии и переверни на другую сторону.
4.Приклей глаза и нос.
Изготовление медведя:
1.Возьми квадрат серого цвета размером 5,5*5,5см и сложи базовую форму "треугольник" и перегни пополам.
2. Согни боковые углы к средней линии.
3.Отогни углы кверху так, как показано на схеме.
4. Согни острые углы, переверни заготовку на другую сторону
5.Округли уши и мордочку медведя с помощью сгибов "гора" в верхней части детали и складки - "молнии" - в нижней.
6.Приклей глаза и нос.
Закрепление:
-Что интересного из жизни животных вы узнали? Чему научились?
Итоговая часть: Выставка работ.
Занятие № 4
Тема: Изготовление теремка. Составление сюжетной аппликации.
Задачи: Познакомить с искусством оригами. Учить изготавливать базовые формы. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материалы и оборудование: Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей, простой и цветные карандаши.
Содержание занятия:
1.Подготовка к занятию (установка на работу).
2.Повторение пройденного:
-повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
Домик выстроен в лесу.
Мышку он вместил, лису,
и лягушку, зайку, волка.
А медведь пришёл без толку –
Мишка в домик влезть не смог –
развалился … («Теремок»).
« Два раза топнем – два раза хлопнем,
На месте покружись, теремочек – появись!»
Физкультминутка "Теремок"
В чистом поле теремок, теремок (ладошки сложить домиком над головой)
Он не низок ,Не высок,
(присесть ,руки вниз встать, руки вверх)
Он не узок, Не широк.
(руки вперед перед собой, ладошками внутрь, руки в стороны)
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(ладошки к щекам, наклоны головы в стороны)
-Я, мышка-норушка
(присесть, руки к груди встать)
-Я, лягушка-квакушка
(руки вытянуть )
-Я, зайка - побегайка
(ладошки на голову, помахать)
-Я, лисичка-сестричка
(руки на поясе, повороты туловища в стороны)
-Я, волчок- серый бочок
(ладошками гладить бока)
Пришел медведь,
(наклоны туловища в стороны, шаги на месте с ноги на ногу)
Полез в теремок.
Лез, лез, лез, лез,
(шаги, высоко поднимая колени)
Сел и развалил теремок
(сесть, руки в стороны)
И все звери разбежались.
(бег на месте)
А мы дружно все пойдем
И построим зверям дом
(шаги на месте)
Практическая часть: (показ) приложение №4
1.Возьми три квадрата размерами 9*9, 7*7, 8*8.Каждый перегни пополам.
2.Согни верхние боковые углы каждого квадрата к центру.
3.Для окон возьми три квадрата размером 5,5*5,5 см, два квадрата размером 4*4 см и один квадрат размером3*3 см. Отогни боковые стороны каждого из шести квадратов на 0,5 см.
4.Согни на всех квадратах уголки.
5.Отогни нижнюю и верхнюю стороны.
6. Приклей домики так, как показано на рисунке. Приклей окна и "засели" теремок зверюшками.
Инсценировка сказки «Теремок»
- Теремок стоит в лесу, он не низок не высок. Вот по лесу лягушка бежит, увидала теремочек и стучит.
Лягушка: Ква-ква, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
- Поселилась лягушка в теремочке. Вот по лесу мышка бежит, увидала теремочек и стучит.
Мышка: Пи-пи, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Лягушка: Кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Заяц: Кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Волк: Кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Лиса: Кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Медведь: Кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
- Вот и живут звери в теремочке, никто никого не обижает, друг с другом дружат, и друг другу помогают.
(Дети-звери кланяются, снимают маски)
Закрепление:
-Что интересного из жизни животных вы узнали? Чему научились?
Итоговая часть: Выставка работ.
Октябрь: Изготовление игрушек и цветов, используя полоски бумаги.
Занятие № 1
Тема: Изготовление игрушки «Заяц»
Задачи: Познакомить детей с поделками, которые изготавливаются из полос бумаги. Учить изготавливать цветы и игрушки из полос бумаги. Развивать фантазию, творческое мышление. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материалы и оборудование: Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей, простой и цветные карандаши.
Содержание занятия:
1.Подготовка к занятию (установка на работу).
2.Повторение пройденного:
-повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
Он в лесу зимой и летом.
Быстроногий, он при этом.
Заберётся в огород –
Всю морковку обдерёт,
Обгрызёт кочны капусты
Что сидят на грядке густо..
Он пугливый. Всех боится.
Удирает от лисицы,
Знает, как запутать след,
Своего жилища - нет..
Длинноухий, ловко скачет,
В мягкой шубке. Кто же?
(зайчик)
Еще осенью заяц меняет свою серую рубашку на белую. Белый мех гуще, чем летний, поэтому он будет спасать зайца от холода, от зимних морозов. Шкура у него зимой белая, только концы ушей черные. У зайца в лесу зимой много врагов: и лисица и волк, и охотник, и ястреб, и сова. А белая шкурка помогает ему спрятаться среди снега и остаться незамеченным. Лапы у зайца к зиме становятся сильно опущенными, поэтому кажутся толстыми. Шерсть на лапах помогает не проваливаться в снегу, а скользить, как на лыжах, легко прыгать, мех греет лапы зайца. Зайцы не делают себе ни нор, ни логова. Они спят, отдыхают в какой-нибудь ямке или около пенька, заяц любит забираться под сугроб, это у него лежка – там тепло и не так опасно. Заяц запутывает свои следы: он по следу туда-сюда не раз пройдется, потом вдруг прыгнет вбок, да постарается перепрыгнуть через куст, то кругами пройдет, то восьмерками петляет так, что трудно распутать его следы. Зимой зайцы грызут кору с молодых деревьев, веток. Любят забраться в сад и полакомится сладкой корой фруктовых деревьев: яблони, сливы. Зайцы имеют острые, крепкие зубы.
Физкультминутка "Зайцы"
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек (Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку,
стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Практическая часть: (показ) приложение №5
1. Возьмите альбомный лист и аккуратно сложите его пополам.
2. Разрежьте лист по линии сгиба.
3. Возьмите одну из получившихся половинок и еще раз согните ее пополам. Разрежьте на две части.
4. Возьмите линейку и отложите от каждого края бумажной полоски 1,5 см.
5. Согните края полоски по начерченным линиям.
6. Возьмите бумажную полосу, согните ее в дугу.
7. Слегка прогладьте место сгиба. Придайте полосе устойчивое положение. Убедитесь, что конструкция не падает.
8. Возьмите ножницы и сделайте небольшой надрез посередине бумажной полосы. (лапы и туловище зайца)
9. Возьмите вторую бумажную полосу и согните ее в кольцо, оставляя небольшой свободный край. (голова и уши зайца)
10. Склейте кольцо, оставив свободный край.
11. Простым карандашом нарисуйте на свободном краю бумаги заячьи уши.
12. Уши нужно вырезать, а голову немного сплющить.
13. Приклейте голову зайца к туловищу.
14. Дождитесь, когда поделка высохнет. Возьмите фломастер и нарисуйте мордочку.
15. Зайчик готов! Для того, чтобы разнообразить поделку и придать ей более законченный вид, Вы можете сделать лужайку для зайчика из цветной бумаги. Возьмите широкую полоску зеленой бумаги, поставьте на нее зайчика, а свободный край подогните.
16. Сделайте травку при помощи ножниц.
17. Поставьте зайчика на лужайку. Для устойчивости приклейте к ней передние лапы зайца.
Закрепление:
-Что интересного из жизни животных вы узнали? Чему научились?
Итоговая часть: Выставка работ.
Занятие № 2
Тема: Изготовление игрушки «Медведь»
Задачи: Познакомить детей с поделками, которые изготавливаются из полос бумаги. Учить изготавливать цветы и игрушки из полос бумаги. Развивать фантазию, творческое мышление. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материалы и оборудование: Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей, простой и цветные карандаши.
Содержание занятия:
1.Подготовка к занятию (установка на работу).
2.Повторение пройденного:
-повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Медведь- дикое животное. Он неуклюжий, косолапый, сластена. Зимой спит в берлоге и сосет лапу. Медведь очень сильный и опасный для человека. Детеныши- медвежата.
Физкультминутка «Мишка»
Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри - раз, два, три!
(Повторять движения по тексту)
Практическая часть: (показ) приложение №6
1. Обвести шаблоны на цветной бумаге коричневого цвета.
2. Вырезать детали.
3. Склеить их.
4. Приклеить детали лап и ушей.
5. Приклеить детали глаз, рта, носа.
6. Обыграть игрушку.
Закрепление:
-Что интересного из жизни животных вы узнали? Чему научились?
Итоговая часть: Выставка работ.
Занятие №3
Тема: Изготовление поделки «Ёлочка».
Задачи: Познакомить детей с поделками, которые изготавливаются из полос бумаги. Учить изготавливать цветы и игрушки из полос бумаги. Развивать фантазию, творческое мышление. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материалы и оборудование: Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей, простой и цветные карандаши.
Содержание занятия:
1.Подготовка к занятию (установка на работу).
2.Повторение пройденного:
-повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
Стоит колючая, как еж, -
В лесу ее мы встретим.
И сразу, будто, не поймешь –
Зимою в платье летнем. (Ёлка)
Ель – стройное дерево, потому что сверху вниз ее ветки увеличиваются постепенно. Особенно ель красиво выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая. Красиво выглядит ель и когда на ветках иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок, двор, парк. Ель очень полезное дерево, так как издает хороший запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает нам быть здоровыми.
У сосны иголки длинные, более мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твердые. Сосна выше ели, ветви у нее наверху, ствол прямой и голый.
У ели вместо листьев – иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный «еловый» запах. Ель – хвойное дерево.
Физкультминутка " Наша ёлка велика"
Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!
Практическая часть: (показ) приложение №7
1. Сначала нам нужно сделать основу для елочки. Для этого берем бумажный лист А4 белого цвета и сворачиваем в конус, как для семечек. Край нужно прихватить степлером, а остальную линию соединения подклеить. Лишние концы отрезать так, чтобы конус устойчиво стоял.
2.Теперь нужно нарезать полоски зеленого цвета. Количество полосок зависит от диаметра конуса, чем больше диаметр, тем больше полосок и наоборот.
3. Далее полоски нужно склеить в каплю, то есть прихватить кончики полосок.
4. Начинаем формировать елочку. Для этого нужно приклеивать капли на одном уровне по кругу.
5. Приклеивать полоски следующего ряда нужно, отступив от предыдущего ряда 1 см.
6. Продолжаем формировать елочку. Третий ряд и последующие ряды выполняются также.
7. Теперь нужно изготовить для нашей елочки верхушку в форме звезды. Для этого нужно отрезать красную полоску шириной 1,5 см и длиной 20 см. Можно использовать и тонкий картон, тогда звезда получится объемной
8. Полоску нужно согнуть, как показано на фото. Затем правый конец полоски завести в петлю и сжать.
Закрепление:
- Чему научились?
Итоговая часть: Выставка работ.
Занятие № 4
Тема: Изготовление цветка «Ромашка».
Задачи: Познакомить детей с поделками, которые изготавливаются из полос бумаги. Учить изготавливать цветы и игрушки из полос бумаги. Развивать фантазию, творческое мышление. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Материалы и оборудование: Цветная бумага, цветной картон, альбомные листы, ножницы, клей, простой и цветные карандаши.
Содержание занятия:
1.Подготовка к занятию (установка на работу).
2.Повторение пройденного:
-повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
У жёлтенького солнышка
Лучи не горячи,
У жёлтенького солнышка
Белые лучи.
Разоделись все ромашки
В белоснежные рубашки.
Не хочу на них гадать,
Чтоб листки не оборвать.
Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. Русский народ называет ромашку с неизменной любовью: солнечник, девичник, белюшка, невесточка, ворожка, лесная марьяша, матрёнка, нивяник, белоцвет. У древних славян ромашка являлась одним из семи священных растений (дуб, орешник, верба, ромашка, хмель, омела, плакун) . В Древнем Египте цветок ромашки был посвящен богу солнца Ра. А еще ромашки похожи на удивленные глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох, - это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки смотрят на небо, стараясь понять движения облаков, звезд и планет.
|