Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти


Скачать 0.53 Mb.
Название Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти
страница 1/5
Тип Учебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5


АРГАЯШСКИЙ ФИЛИАЛ

ГБПОУ СПО

ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО САМОПОДГОТОВКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ



Тема: Память. Развитие памяти.


c:\users\-020~1\appdata\local\temp\finereader11\media\image1.jpeg



Дисциплина: Психология
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Преподаватель: Гаспринская Ирина Васильевна

Аргаяш

2016


ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ
Дорогие друзья!
Что в жизни может быть лучше интересного собеседника, яркой интеллектуально развитой личности, способной в нужный момент вспомнить необходимую информацию и

сориентироваться в сложной ситуации? Что помогает человеку хорошо учиться, легко получать специальные знания, быстрее стать настоящим профессионалом? Без чего человек не может прожить ни одного дня и даже часа? В конце концов, что делает человека Человеком? Конечно же - память!

В данном пособии вы познакомитесь с различными видами памяти, узнаете о закономерностях запоминания, о способах развития отдельных видов памяти. Пособие поможет освоить вам некоторые приёмы и техники эффективного запоминания. Ведь медицинскому работнику как никому другому нужно хорошо помнить всё и всегда, потому что любая мелочь может стоить жизни пациента.


«Умение сохранить приобретенное

не менее важно,

чем уметь приобрести».

Овидий.
Пособие значительно расширяет объём лекционного материала по данной теме, содержит вопросы самоконтроля, дополнительную информацию и упражнения для тренинга, поможет подготовиться к практическому занятию. Изучив предложенный материал, вы не просто расширите свой кругозор, а повысите свой интеллектуальный потенциал!





1
Содержание
1. Методические указания…………………………………………3

2. Основные понятия……………………………………………….4

3. Информационный блок………………………………………….5

3.1. Общее представление о памяти……………………………5

3.2. Виды памяти и их особенности……………………………7

3.3. Индивидуальные особенности памяти…………………..11

3.4.Нарушения памяти…………………………………………13

4. «Гигиена» памяти………………………………………………15

4.1. Память и питание…………………………………………..15

4.2. Память и бионика………………………………………….16

4.3.Память и алкоголь………………………………………….17

4.4.Память и лекарственные препараты…………………….18

5. Контрольные вопросы………………………………………….19

6. Закономерности запоминания…………………………………20

7. Техники эффективного запоминания…………………………22

8. Задачи для итогового контроля………………………………..34

9. Творческие задания…………………………………………….35

10. Литература…………………………………………………….38

2

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Прежде, чем приступить к изучению данного пособия, прочтите лекционный материал по данной теме. Ознакомьтесь с основными понятиями темы «Память». Большинство из них вам хорошо знакомы из лекционного материала, новые термины выпишите в тетрадь. После ознакомления с информационным блоком ответьте на вопросы. При затруднении вернитесь к нужной главе. Подготовьте вопросы к практическому занятию по интересующей вас проблеме, задайте их преподавателю, у вас будет возможность обсудить их на занятии вместе. Рекомендации и упражнения по развитию памяти помогут вам в работе на практическом занятии под руководством преподавателя. Вы можете попробовать сделать любое задание самостоятельно. Дополнительный материал пригодится вам как при подготовке сообщений, так и для углубления знаний о познавательных процессах личности.

Кроме того, у вас есть замечательная возможность познакомиться с творчеством студентов нашего училища. Предлагаем вам попробовать свои силы на поэтическом поприще и самостоятельно выполнить любое творческое задание.


После изучения данной темы вы должны

иметь представление:

- о процессах памяти, о нарушениях памяти;

знать:

- виды памяти;

- особенности индивидуальной памяти;

уметь:

- объяснить закономерности различных видов памяти;

- пользоваться рекомендациями и техниками по развитию

памяти;

- использовать основные закономерности запоминания в учебном

процессе и профессиональной деятельности.

3

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта.

Мнестическая деятельность - деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.

Продуктивность памяти - определяется доступным человеку объемом памяти, быстротой, с которой он может запомнить материал, временем, в течение которого он может удерживать этот материал, точностью, с которой он его может воспроизвести.

Процессы, составляющие память:

→ запоминание,

→ сохранение,

→воспроизведение.

Запоминание - психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием.

Сохранение - процесс, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация.

Забывание - процесс, заключающийся в невозможности извлечения ранее закрепленного в памяти.

Проактивное торможение - забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию.

Ретроактивное торможение - забывание материала под влиянием деятельности, следующей за заучиванием.

Гипермнезии - сверхпамять. Память не имеет ясных границ не только в своем объеме, но и в прочности удержания следов.

Воспроизведение (припоминание) -актуализация или извлечение закрепленной ранее информации.

Амнезии - отсутствие памяти.

Хронобиология - наука о влиянии биологических ритмов на состояние здоровья человека..

Мнемотехника (мнемотехники) - специальные приёмы, методы, способы группировки информации для более продуктивного запоминания.


4
3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК


В древние времена люди

делали зарубки «на память» на

кусках дерева или на камнях,

вели счёт, завязывая узелки на

верёвках. Мы окружили себя




записными книжками, дневниками,

конспектами, диктофонами.

Главные наши «хранители»

информации - телефон

и компьютер. Сколько всего, чтобы

не забыть что-либо нужное и ценное!

3.1.ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.


5

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.

Память человека - очень сложное устройство. Отдельные факты свидетельствуют о том, что мы всю информацию пропускаем через органы чувств. В памяти подсознательно хранится даже то, что было до рождения. Можно говорить о том, что память записывает практически всю информацию, но избирательно извлекает ее. Итак, подведём итог: память включает в себя запоминание, сохранение и воспроизведение информации. В некоторых учебниках можно встретить ещё два процесса - узнавание и забывание.
6

3.2. ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессе запоминания анализатору (по модальности). В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Кратковременную память характеризует такой показатель, как объём. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Хранение

7

сведений здесь определяется задачей, стоящей перед человеком, и рассчитано только на решение задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения формации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Как правило, учебный процесс протекает в рамках оперативной памяти. Студент часто забывает материал сразу после его сдачи (зачёта, экзамена), т.к. учил с определённой целью - получить оценку.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Эта память предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.

Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5-6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в

8

долговременную память. Повторяя материал, можно удерживать

его в кратковременной памяти более длительный срок, чем несколько секунд. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,...
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Учебно-методическое пособие Елабуга 2016 ббк 74. 58 Учебно-методическое...
Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса высших учебных заведений неязыковых специальностей
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Учебно-методическое пособие для студентов
Вакцинопрофилактика инфекционных болезней учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург: Изд. Угма, 35с
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Учебно-методическое пособие
...
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения...
Платон первый среди ученых заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дал следующее определение: Память –...
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Организация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Детская офтальмология учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета
Учебно-методическое пособие по офтальмологии. (Для студентов педиатрического факультета). Ставрополь, Изд.: Стгму
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и отработки мануальных навыков сестринской практики в условиях...
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Учебно-методическое пособие для студентов пм. 04.(07.) «Выполнение...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по...
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Учебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция»
Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов...
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Учебно-методическое пособие Кемерово 2015 г. Согласовано: кроо «памск»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета, гигиенистов стоматологических со средним медицинским...
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050144 «Дошкольное образование»
Методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста. Вып. 4, Ч. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050144...
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Методическое пособие по самоподготовке и выполнению контрольных работ...
Большой круг вопросов, связанных с изучением и использованием лекарственных растений решает фармакогнозия
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Учебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной работы...
Печатается по решению редакционно-издательского совета фгбоу впо «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
Учебно-методическое пособие по самоподготовке для студентов тема: Память. Развитие памяти icon Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов тема «Неотложные...
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск