Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов


Скачать 0.88 Mb.
Название Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов
страница 1/6
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

(ОАО «РЖД»)

НДОУ « Детский сад № 263 ОАО «РЖД»

Оздоровительная

ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЬЕ»



Хабаровск


Печатается по решению

совета педагогов

НДОУ «Детский сад №263

ОАО «РЖД»

Протокол №1 от 29.08.13
Оздоровительная

ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЬЕ»

пособие разработано творческой группой педагогов:

заведующий детским садом Отставнова Т.М.;

старший воспитатель Горбачевой Т.Б.;

педагог – психолог Марзоева И.Т.;

врач-педиатр высшей квалификационной категории Покачалова О.В.

воспитатель высшей квалификационной категории Власенко И.А.;

воспитатель первой квалификационной категории Иванова Н.М.;

воспитатель первой квалификационной категории Маскина И.В.;

воспитатель первой квалификационной категории Домбровская Н.А.;

воспитатель второй квалификационной категории Березина Р.А;

Хабаровск: НДОУ «Детский сад №263 ОАО «РЖД», 2013г

Рецензент: Гарева И.А, к.соц.н., доцент кафедры социологии политологии и социальной работы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Тихоокеанского образовательного государственного университета


РЕЦЕНЗИЯ

К рецензированию представлена программа «Здоровье» НДОУ «Детский сад № 263 ОАО «РЖД».

Программа структурирована на шесть разделов. В «Общих положениях» программы обоснованы основные и текущие задачи, обозначена цель, представлены ожидаемые результаты. Нормативно-правовое сопровождение программы позволяет внедрять ее в полном объеме.

В разделе «Основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в ДОУ» представлены одиннадцать принципов. Принципы являются основополагающим аспектом управления и позволят целенаправленно реализовывать намеченные задачи программы. Нами рекомендуется «принцип научности» рассматривать как «изучение (анализ, исследование) теории и опытов направлений деятельности при учете существующих факторов», а «принцип активности и сознательности» рассматривать как «принцип коллегиальности».

Заслуживает особого внимания раздел «Основные направления программы», который в свою очередь разбит на восемь подразделов. В подразделе «Организационная работа» четко просматриваются линии «пересечений» компонентов основных направлений оздоровительной деятельности, что еще раз подтверждает преемственность всех остальных подразделов, планируемых мероприятий,

Раздел «Обеспечение реализации основных направлений программы» предусматривает ресурсное обеспечение программы. В нем выделены насущные потребности дошкольного учреждения для успешной реализации оздоровительных технологий.

Формы и методы оздоровления детей представлены разнообразным набором лечебно-профилактических услуг, что позволяет использовать программу с учетом индивидуального состояния здоровья ребенка.

План-график лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий включает технологии мониторинга физического развития ребенка и скрининга условий и образа жизни ребенка в семье.

Таким образом, на наш взгляд предложенная программа является законченным, логичным, локальным документом ДОУ. Наличие такой программы, позволяет структурировать деятельность персонала ДОУ и создать оптимальные здоровьесберегающие условия пребывания детей. Программа позволяет определить малозатратные, но эффективные пути организации оздоровительного процесса в ДОУ.


1 Общие положения

  1. Пояснительная записка


Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление же должно строится с позиций системного подхода ,призванного комплексно решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста Первичным элементом управления оптимизацией оздоровительной деятельности является программа медико-психолого-педагогического плана. Эта программа называется базовой оздоровительной программой. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности человека и нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении.

Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности для одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период (в нашем случае это программа оздоровления детей рассчитана на 5 лет)

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться;

во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания;

во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е.

социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении проводится поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

  1. Цель программы

Программа «Здоровье» направлена на сохранение и укрепление психофизического здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачу по охране и укреплению психофизического здоровья детей, совершенствованию их физического развития, повышения сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшению физической и умственной работоспособности коллектив детского сада реализует через программу «Как воспитать здорового ребенка» В.Г. Алямовской.


  1. Законодательно-нормативное обеспечение программы

Проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми регламинтируют нормативные документы:

Конвенция о правах ребенка.

Конституция РФ от 12.12.93(ст.38,41,42,43)

Закон РФ от 10.07.92№3266-1«Об образовании»

Федеральный закон от 24.07.98 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Постановление правительства РФ от 011.07.95№677»Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении.» Приказ от 16. 07.02 Минобразования России №2715, Минздрава России №227,Госкомспорта России от 04.04.03 №166,Российской академии образования №19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учрежденияхРоссийской Федерации»; -

Приказ Минздрава России от 04.04.03№139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»

Санитарно –эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03, утв.Главным государственным санитарным врачом РФ 35.03.03;

Законы Хабаровского края «Об образовании»,

Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках(утв.Минпросвещения РСФСР 30.08.55).

  1. Устав образовательного учреждения.

  1. Ожидаемые результаты

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

  2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

  3. Овладение навыками самооздоровления.

  4. Снижение уровня заболеваемости.

  1. Объекты программы

  • Дети дошкольного образовательного учреждения.

  • Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

  • Педагогический коллектив образовательного учреждения.


Раздел 2

Основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в ДОУ.
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  1. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

  2. Принцип комплексности использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей.

  3. Интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс, решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

  4. . Принцип непрерывности в проведении оздоровительных мероприятий в течении года, максимальный охват всех детей ДОУ. Преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств стимулирующих защитные силы организма ,использование простых и доступных технологий.

  5. . Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями; учет разноуровневого развития и состояния здоровья.

  6. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

  7. Формирование положительной мотивации у детей, педагогов, родителей к проведению оздоровительных мероприятий, к пропаганде здорового образа жизни.

  8. Реализация в условиях ДОУ на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья ,а также по оздоровлению детей ,имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

  9. Повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарно гигиенических норм и правил, регламентирующих требования к освещению, оборудованию , режиму, организации физического воспитания и питания детей.

  10. Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Ориентирование на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.


Раздел 3

Основные направления программы.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ

1.Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада.

2.Организация и надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.

3.Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.

4.Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики.

5.Проведение доврачебных обследований по скрининг программе и выявление патологий развития детей дошкольного возраста.

6.Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ

1.Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.

2.Организация здоровьесберегающей развивающей среды ДОУ.

3.Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.

4.Составление индивидуальных планов оздоровления.

5.Изучение передового педагогического, медицинского и психолого -педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

6.Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.

6.Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей , родителей и сотрудников детского сада .
ЛЕЧЕБНОЕ

1.Противорецидивная профилактика хронических заболеваний .

2.Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.

3.Профилактическое лечение тубинфицированных детей.

4.Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Раздел 4.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ





Мероприятия

Дата

Исполнители

Примечания

I. Организационная работа

1.

Проведение углубленного медосмотра с участием узких специалистов: психоневролога, окулиста, логопеда, стоматолога, ортопеда отоларинголога Лабораторные исследования;

1 раз в год

Врачи специалисты




2.

Анализ углубленного осмотра с оценкой состояния здоровья. Информирование родителей и педагогический персонал.

Сентябрь ,май

Врачи специалисты, врач педиатр,

ст. медсестра




3.

Анализ физического развития детей.

Сентябрь, май

Врач педиатр,

ст. медсестра




4.

Составление листков здоровья на каждую группу с медицинскими рекомендациями.

Сентябрь, май

Врач педиатр, ст.медсестра




5.

Формирование групп:

Август

Заведующая врач педиатр,

ст. медсестра




6.

Анализ эффективности оздоровления в группах

май

врач педиатр




7.

Анализ заболеваемости с отчетом на педсовете.

1 раз в квартал, 1 раз в год

врач педиатр, ст.медсестра




8.

Участие в медико – педагогических совещаниях

4 раза в год

Коллектив д.с.




9.

Анализ летней оздоровительной работы.

сентябрь

врач педиатр




10.

Организация работы фито-бара, кислородных коктейлей.

2008 -2011г.

врач педиатр,

ст. медсестра




11.

Организация работы физиокабинета, комнаты психологической разгрузки

постоянно

Педагог-психолог, врач,

ст. медсестра




12.

Организация подгрупповых, дополнительных занятий физической культурой


постоянно

Инструктор ФИЗО




13.

Организация благоприятного течения периода адаптации для вновь поступающих детей

сентябрь

Воспитатели, педагог психолог, врач педиатр,

ст. мед.-с.




14.

Осмотр детей в декретированные сроки с антропометрией

Март, сентябрь

врач педиатр,

ст. медсестра




15.

Оформление и подготовка документов в школу детей подготовительной группы.


май

врач педиатр,

ст. медсестра




II. Учебно-методическая работа

1.

Оформление материала по лечебному массажу (фотомонтаж)

2012г квартал

врач педиатр,

ст. медсестра




2.

Оформление материала по методикам оздоровительной работы.

а) дыхательная гимнастика

б) точечный массаж

в) оздоровительная гимнастика

2012г. квартал

врач педиатр,

ст. медсестра

инструктор ФИЗО




3.

Проведение инструктажа со средним педагогическим персоналом

По мере необходимости

врач педиатр,

ст. медсестра




4.

Учеба по профилактике травматизма, солнечных ударов, закаливанию, желудочно-кишечным заболеваниям

2 раза в год

Заведующая, врач педиатр,

ст. медсестра




5.

Консультации для воспитателей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.


сентябрь

врач педиатр,

ст. медсестра




III. Лечебно-профилактичесая работа

1.

Витаминотерапия («Ревит», «Комплевит», «Аскорбиновая кислота» «Пиковит»

Согласно графика

врач педиатр, ст. медсестра





2.

Кислородный коктейль

2 раза в год (весна, осень)

врач педиатр, ст. медсестра





3.

Фиточай, отвары трав, гербамарин, гематоген, иммуностимуляторы растительного происхождения, гомеопатические препараты, витаминные сиропы

4 раза в год

врач педиатр, ст. медсестра





4.

УФО групп, детей по схеме




врач педиатр, ст. медсестра




5.

Санация полости рта.

3 квартал

Стоматолог




6.

Направление детей к врачам узких специальностей, оздоровление.

постоянно

врач педиатр




7.

Осмотр диспансерных детей.

1 раз в год

врач педиатр




8.

Работа с группой ослабленных детей .

постоянно

врач педиатр




9.

Написание эпикризов в декретированные сроки

постоянно

врач педиатр




10.

Организация приема вновь поступивших детей в ДОУ через мед. кабинет

постоянно

врач педиатр, ст.медсестра




11.

Прием детей со справками через медицинский кабинет.

постоянно

врач педиатр медсестра




12.

Обследование детей на энтеробиоз, проведение лечения и контроля.

3,4 квартал

Ст.медсестра





13.

Проведение исследование функций готовности детей (ф.проба, ВЦН) и определение физической нагрузки детей.

постоянно

Инструктор ЛФК, врач педиатр




14.

Создание дополнительных групп для занятий лечебной гимнастикой:

Детей ЧБД

  • с плоскостопием

  • нарушением осанки

2 раза в неделю

врач педиатр, инструктор ФИЗО




15.

Профилактика травматизма.

постоянно

Заведующая, врач педиатр, ст.медсестра




16.

Контроль за проведением спортивных мероприятий.

постоянно

Заведующая, врач, ст.медсестра




17.

Контроль за проведением закаливающих процедур.

постоянно

Заведующая, врач, ст.медсестра




18.

Тесное сотрудничество с кабинетом ЛФК, массажа, физиокабинетом поликлиники

постоянно

Врач, ст.медсестра,

инструктор ФИЗО




19.

Обеспечить правильную учебную нагрузку, предупреждение переутомления детей


постоянно

Воспитатели, врач педиатр, ст. медсестра




20.

Обеспечить благоприятный эмоционально-психологический климат в группе, доброжелательная форма общения с детьми, между собой, исключая проявления конфликтных ситуаций

постоянно

Педагог-психолог, воспитатели




21.

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, после острого заболевания ,в предэпидемический и эпидемический период ОРЗ и гриппу

10-11 мес.

3-4 мес.

врач педиатр, ст.мед-с,

Инструктор ФИЗО




IV. Научно-практическая работа

1.

Внедрение и применение новых методов обследования и лечения детей

Постоянно

врач педиатр, ст. мед. сестра




2.

Обмен опытом с другими ДОУ, имеющие специализированные группы

Постоянно

врач педиатр, ст.медсестра,





3.

Повышение квалификации педагогического персонала.

Постоянно

врач педиатр, ст.медсестра,





4.

Сотрудничество с кафедрой ЛФК и массажа медуниверситета.

постоянно

врач педиатр, ст.медсестра,





V.Противоэпидемическая работа

1.

Составить план и согласно ему проводить профилактические прививки.

ежемесячно

врач педиатр, ст.медсестра,





2.

Составление иммунной прослойки, туберкулинодиагностики, с анализом.

Декабрь, июнь

врач педиатр




3.

Контроль за прохождением мед. осмотра сотрудниками

1 раз в пол. года

Заведующая, Ст. медсестра




4.

Осмотр на Ф-20 и кожные заболевания детей и сотрудников.

постоянно

Ст. медсестра




5.

Контроль за санитарным состоянием ДОУ.

постоянно

Ст. медсестра




6.

Контроль за проведением режимных моментов, санитарно-гигиенического воспитания детей и санитарно-гигиенического состояния ДОУ

постоянно

Заведующая, ст. медсестра, врач педиатр




7.

Учет и анализ инфекционной и соматической заболеваемости по группам и по ДОУ

постоянно

Ст.медсестра




8.

Проведение всего комплекса противоэпидемических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний.

постоянно

Ст.медсестра




9.

Контроль за обработкой игрушек, посуды.

постоянно

Ст.медсестра




10.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний

постоянно

Ст.медсестра




11.

Смена белья по мере загрязнения.

постоянно

Ст.медсестра




12.

Контроль за проведением маркировки белья, полотенец, постельных принадлежностей.

постоянно

Ст.медсестра




13.

Контроль за работой прачечной.

постоянно

Ст.медсестра




VI. Организация питания

1.

Контроль за санитарным состоянием пищеблока и кухонной посуды, маркировка.

постоянно

врач педиатр, ст.медсестра




2.

Контроль за приготовлением пищи.

постоянно

врач педиатр, ст.медсестра




3

Составление перспективного меню

1 раз в квартал

врач педиатр ,медсестра




4.

Контроль за выходом готовой продукции.

постоянно

врач педиатр, ст.медсестра




5.

Бракераж сырой и готовой продукции.

постоянно

врач педиатр, ст.медсестра




6.

Суточные пробы.

постоянно

врач пед., ст.медсестра




7.

Контроль за питьевым режимом детей.

постоянно

врач педиатр, ст.медсестра




8.

С-витаминизация III блюда.

постоянно

врач педиатр, ст.медсестра




9.

Приготовление настоев из трав, фиточаи.

Согласно графику

врач педиатр, ст.медсестра




VII. Санитарно-просветительская работа

1.

Сан. бюллетни:

  • «Плоскостопие у детей»

  • «Скалиоз и его профилактика»

  • «Нарушение осанки»

  • «Фитотерапия»

  • «Массаж»

  • «Ароматерапия»

  • «Дизентерия»

  • «Одежда по сезонам» и т.д

Постоянно согласно годовому плану работы.

врач педиатр, ст.медсестра, инструктор ФИЗО




2.

Оформление медицинского уголка

постоянно

врач педиатр, ст.медсестра, инструктор ФИЗО




3.

Беседы с воспитателями и помощниками по профилактике травматизма, солнечных ударов, инфекционных заболеваний.

постоянно

врач педиатр, ст.медсестра, инструктор ФИЗО




4.

Выступление врачей (ортопеда, ЛФК, педиатра) на родительских собраниях.

Согласно плану

врач педиатр, ст.медсестра, инструктор ФИЗО.




5.

Проведение бесед с родителями вновь поступивших детей.

По мере поступления

врач педиатр, ст.медсестра, инструктор ФИЗО






VIII. Подведение итогов

1.

За календарный год:

  • отчет по Ф-85

  • заболеваемости

  • прививки

  • туб.пробы.

январь

Заведующая, врач педиатр, ст.медсестра




2.

За летнюю оздоровительную работу

  • осмотр детей по группам здоровья, эпикризы

  • листы здоровья по группам

  • анализ заболеваемости

сентябрь

врач педиатр




3.

Подведение итогов на производственных собраниях.

сентябрь

врач педиатр






  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Учебно-методическое пособие Биробиджан 2015 удк ббк печатается по...
Печатается по решению редакционно – издательского совета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего...
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Нижний Новгород, 2005 Печатается по решению редакционно-издательского...
Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А....
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Введение в самарское краеведение
Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного университета
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Iv межвузовская научная конференция
Печатается по решению Совета кафедр гуманитарных дисциплин Казанского государственного медицинского университета
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Ненецкого автономного округа
Печатается по решению научно-методического совета гбпоу нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум»
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Учебно-методическое пособие по истории Отечества
Печатается по решению предметно-проблемного совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Учебно-методическое пособие Улан-Удэ
Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного технологического университета
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Монография подготовлена и издана в рамках национального проекта «Образование»
Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Инновации на базе традиций
Печатается по решению Научно-технического совета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от февраля...
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Лабораторная работа Испытание компрессорной установки
Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Дипломной работы по дисциплине «Охрана труда»
Печатается по решению учебно-методического совета боу спо «Омский механико-технологический техникум»
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Инновации на базе традиций
Печатается по решению Научно-технического совета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от февраля...
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Курс лекций Часть I киров 1998 ббк 74. 265. 1
Печатается по решению реакционно-издательского совета Вятского государственного педагогического университета
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Памфилова И. В. Со- жинов. Порядин А. Ф. П 60 Устройство и эксплуатация водозаборов
Печатается по решению секции литературы по жилищно-коммуналь­ному хозяйству редакционного совета Стройиздата
Программа «здоровье» Хабаровск Печатается по решению совета педагогов icon Мурманский государственный гуманитарный университет
Печатается по решению Совета по научно-исследовательской работе и редакционно-издательской деятельности Мурманского государственного...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск