Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах


Скачать 97.41 Kb.
Название Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах

Мартин Кайер, Профессор в области прав человека, Амстердамский свободный университет

Дамы и господа!

Для меня большая честь выступать сегодня в таких прекрасных условиях перед Конституционным судом Российской Федерации. Хочу искренне поблагодарить принимающую сторону за гостеприимство.

Мне, как голландцу, особенно приятно находиться в Санкт-Петербурге – великолепном городе, который самим своим существованием символизирует историческую связь между нашими странами. Впрочем, я буду говорить не о том, как Пётр Великий в 1703 году, находясь под впечатлением своего путешествия в Амстердам, задумал заложить город в дельте Невы.

Сегодня мы обсуждаем другую часть нашего общего наследия – Европейский суд по правам человека. Наша встреча проводится очень своевременно. Как вы наверняка знаете, в марте 2015 года состоялась конференция на высшем уровне по вопросам реализации Конвенции. Она была организована Бельгией во время своего председательства в Совете Европы. Настоящая конференция предоставляет нам прекрасную возможность дать дальнейшее развитие темам, затронутым в Брюссельской декларации. Можно даже сказать, что данное мероприятие знаменует собой начало реализации этой Декларации. Совершенствование внутригосударственных механизмов эффективной реализации Конвенции также является важным аспектом работы, которую на протяжении последних двух лет выполняла возглавляемая мной группа экспертов Совета Европы по долгосрочным перспективам системы Конвенции (группа GDR-F). Хотя работа этой группы не является темой моего сегодняшнего выступления, я поделюсь с вами информацией о тех аспектах этой работы, которые меня поразили. Реализация Конвенции на внутригосударственном уровне неразрывно связана с хорошей координацией действий всех заинтересованных участников процесса. Это в большей мере связано с решением практических задач, но и такую практику можно усовершенствовать. Кроме того, упомянутые участники процесса исполнения судебных постановлений, должны иметь достаточные полномочия для разрешения сложных вопросов, которые могут возникнуть в ходе этого процесса. Иногда просто отсутствует ясная процедура исполнения постановлений Суда. Все указанные проблемы, а также все те вопросы и темы, которые будут затронуты сегодня и завтра в ходе нашей Конференции, будут обсуждаться в рамках работы над Рекомендацией (2008)2 «Об эффективных внутригосударственных механизмах быстрого исполнения постановлений Европейского суда по правам человека». Этой работой на протяжении 2016 и 2017 годов будет заниматься Руководящий комитет по правам человека (CDDH) и подчинённый ему Комитет экспертов по системе Европейского суда по правам человека (DH-SYSC).

Дамы и господа, далее я уделю внимание некоторым вопросам, рассмотренным в моём докладе по Нидерландам.

Позвольте начать с очевидного замечания: роль внутригосударственных судов в процессе реализации Европейской конвенции по правам человека тесно связана со статусом международных норм как таковых во внутренней правовой системе. В этой связи необходимо отметить специфические черты голландской системы. С одной стороны, статья 120 Конституции Нидерландов запрещает судам проверять акты Парламента на предмет соответствия Конституции Нидерландов (в соответствии с доктриной верховенства Парламента). В то же время статьи 93 и 94 Конституции закрепляют прямое действие международных правовых норм.

Нормы международного права становятся частью внутреннего законодательства в тот момент, когда они приобретают обязательную силу для Королевства Нидерландов. В случае коллизии самоисполнимые нормы договоров обладают приоритетом по отношению к национальному законодательству, включая акты Парламента и даже Конституцию. Положения Конвенции как раз считаются «самоисполнимыми» нормами. Благодаря этому в ходе разбирательства в любом голландском суде стороны могут ссылаться на требования Конвенции. При этом у любого суда есть право не применять норму закона или признать, что она не имеет обязательной силы в случае её противоречия закону, который обладает высшей юридической силой, как, например, Конвенция.

В таких ситуациях голландский судья применяет так называемую «теорию инкорпорации», подразумевающую, что норма (положение Конвенции) толкуется так же, как она была истолкована Страсбургским судом. При этом не имеет значения, было ли это толкование дано в постановлении в отношении Нидерландов или в отношении другой страны (фактически оно обладает характером erga omnes).

Как следствие всего вышесказанного, любая дискуссия о правах человека в Нидерландах в конечном итоге будет, скорее всего, сосредоточена на международных договорах о правах человека. Из всех международных договоров самое большое практическое значение, безусловно, имеет Европейская конвенция по правам человека, хотя бы потому, что существует детально разработанная прецедентная практика Европейского суда по правам человека.

В силу изложенного выше, голландские судьи (судьи судов первой инстанции, апелляционных судов или Верховного суда) строго следуют прецедентному праву Суда. В этой связи необходимо отметить практику создания «информационных центров» при судах, которые помогают судьям оставаться в курсе всех важных изменений европейской прецедентной практики. Такие меры, доказавшие свою эффективность, могут быть легко реализованы.

Также я хотел бы уделить внимание общим механизмам, обеспечивающим своевременное и эффективное исполнение постановлений Суда в Нидерландах.

После того, как Суд вынес постановление, устанавливающее нарушение Конвенции, Представитель Правительства Нидерландов в ЕСПЧ официально информирует об этом постановлении и о его содержании все соответствующие государственные структуры в различных ведомствах, в частности, отделы профильных министерств по вопросам политики и законодательства, а также иные исполнительные органы, такие как Служба по вопросам иммиграции или Служба исполнения наказаний. Основная ответственность за исполнение постановления Суда лежит на профильном министерстве. Представитель Правительства осуществляет координирующие функции.

До настоящего времени осуществление индивидуальных мер не вызывало серьёзных затруднений в Нидерландах. В делах, касающихся иностранцев, такие меры обычно предполагают выдачу разрешения на проживание. Также необходимо отметить, что в отношении уголовных дел закон предусматривает процедуру, позволяющую требовать возобновления производства по делу. Если Суд присудил заявителю справедливую компенсацию, Представитель обеспечивает своевременную выплату денег заявителю из бюджета Министерства иностранных дел. После этого расходы возмещаются за счёт средств профильного министерства (министерств). Эта схема служит для того, чтобы максимально снизить риск задержки в выплате справедливой компенсации.

В отношении мер общего характера существует приблизительно три варианта ситуаций:

  • Вынесенное постановление не требует принятия мер общего характера в силу того, что нарушение было связано с особыми обстоятельствами дела. В то же время законодательство устанавливает достаточные гарантии того, что подобные нарушения не повторятся в будущем. В таком случае постановление будет просто доведено до сведения соответствующих ведомств и органов (включая суды), а возмещение будет носить, главным образом, индивидуальный характер.

  • Вынесенное постановление требует реакции со стороны законодателя. По причине длительности законодательного процесса приоритет следует отдавать изменению подзаконных актов и руководящих указаний, при наличии такой возможности. Прокуратура может принять новые внутренние инструкции в отношении производства по уголовным делам. То же самое может сделать Служба по вопросам иммиграции и предоставления гражданства в отношении дел, касающихся предоставления убежища или иммиграции. В случае необходимости предлагается внести официальное предложение об изменении законодательства.

  • Вынесенное постановление требует принятия мер общего характера скорее судебной, нежели законодательной властью. В этом случае вопросом будут заниматься органы судебной власти при непосредственном участии Совета по делам судей (Raad voor de rechtspraak).

Теперь перейдём к конкретному вопросу о роли судов в реализации постановлений Европейского суда по правам человека.

У голландского суда первой инстанции, который сталкивается с проблемой исполнения постановления, требующего принятия мер общего характера, есть несколько вариантов действий.

Один из них состоит в том, чтобы не применять норму национального законодательства, не соответствующую Конвенции. В связи с этим необходимо отметить различия между законом и подзаконным актом. Случаи, когда суд не применяет подзаконный акт, противоречащий Конвенции или Протоколам к ней, встречаются достаточно часто. Случаи, когда во избежание нарушения Конвенции суд в действительности не применяет акт Парламента, достаточно немногочисленны. На практике ответ на вопрос о том, готовы ли суды устранить расхождения между принятым Парламентом законом и самоисполнимой нормой договора, зависит от того, существует ли возможное решение, которое впишется в историко-правовую систему соответствующего закона, и являются ли последствия такого решения предсказуемыми. При наличии нескольких решений, ни одно из которых не удовлетворяет описанным критериям, суды предпочитают воздержаться от выбора какого-либо из них. Но если законодатель продолжает игнорировать существующую проблему, в определённый момент времени суды сами найдут для неё решение. Таким образом, у судов есть право устранять любые несоответствия между голландским правом и самоисполнимыми нормами Конвенции и Протоколов к ней, но иногда они считают более предусмотрительным предоставить законодателю определённое время для устранения проблемы.

Другой вариант действий для судов состоит в том, чтобы истолковать национальное законодательство в соответствии с договором. Голландские суды часто прибегают к такой практике, особенно в отношении актов парламента.

Суды (включая Верховный суд) не считают, что они вправе приказать государству принять законодательный акт, даже если такое требование основано на самоисполнимой норме договора. Таким образом, в случае вынесения Судом постановления о нарушении Конвенции формально суды не уполномочены выступать инициаторами принятия мер общего характера, равно как и определять их конкретное содержание. Тем не менее, на практике необходимо учитывать следующие нюансы:

  • Некоторые постановления Суда, устанавливающие нарушение, могут быть исполнены только судами, а не законодателем. Такое возможно в ситуации, когда судебная практика с течением времени развилась в направлении, не соответствующем изначальному замыслу законодателя, а также требованиям Конвенции.

  • Иногда предполагается, что конкретное постановление Суда обязывает изменить государственную политику в Нидерландах. Основная ответственность за изменение государственной политики и/или законодательства ложится на соответствующего министра Правительства (при условии проведения парламентского контроля). В то же время, процедура внесения изменений в законодательство может быть достаточно длительной, особенно когда возникает необходимость менять принятый Парламентом закон. Среди прочих факторов, влияющих на эту длительность, можно отметить финансовые последствия изменения государственной политики и наличие политической поддержки. Так, например, формальная процедура изменения законодательства в Нидерландах (с учётом проведения всех необходимых консультаций) занимает от полутора до двух лет. Очевидно, что национальные суды в своей повседневной практике столкнутся с предполагаемым несоответствием проблемной правовой нормы Конвенции задолго до возникновения у законодателя возможности разрешить проблему в надлежащем порядке (т.е. путём утверждения Парламентом поправок в закон). В этот период судам придётся брать ответственность на себя. К примеру, в постановлении по делу «Салдуз против Турции» [Salduz v. Turkey] Суд установил, что статья 6 Конвенции требует предоставления подозреваемому помощи адвоката на стадии допроса в полицейском участке. Поскольку предоставление юридической помощи на этой стадии не являлось общепринятой практикой в Нидерландах, Министр юстиции заявил, что в голландский закон будут внесены соответствующие изменения. Пока готовился проект закона, Верховный суд Нидерландов уже должен был принять решение по указанному вопросу. После того, как ЕСПЧ и Верховный суд Нидерландов вынесли свои постановления, в апреле 2010 года Прокуратура приняла новые руководящие указания в ожидании изменения законодательства парламентом. При подобном варианте развития событий деятельное участие органов судебной власти имеет фундаментальное значение.

  • В-третьих, толкование национального права в соответствии с Конвенцией устраняет необходимость принимать новый закон после вынесения Судом постановления о нарушении. В некоторых случаях именно толкование правовой нормы, а не сама норма, порождает сомнения относительно её соответствия положениям Конвенции. В такой ситуации принятие нового закона не всегда необходимо (а учитывая длительность законодательного процесса, и не всегда желательно). Например, после того, как Суд вынес постановление по делу «Аль-Хавайя и Тахери против Соединённого Королевства» [Al-Khawaja and Tahery v. the United Kingdom], касавшееся вынесения обвинительного приговора по уголовному делу на основании показаний свидетелей, отсутствовавших на судебном заседании, Верховный суд Нидерландов привёл свою практику в соответствие со стандартами Конвенции.

В заключение отмечу, что реализация положений Конвенции в государстве будет успешной только тогда, когда все участники процесса на внутригосударственном уровне будут действовать совместно и согласованно. В процессе реализации Конвенции исключительно важную роль играют внутригосударственные суды. Некоторые проблемы, связанные с Конвенцией, могут быть решены только национальными судами. В отдельных случаях для исполнения устанавливающего нарушение постановления Суда требуются действия со стороны органов судебной, а не законодательной власти. Иногда для разрешения противоречий между национальным законом и Конвенцией, достаточно всего лишь истолковать его в соответствии с Конвенцией.

Необходимым условием для выполнения судами этой задачи является правильное понимание соответствующего европейского прецедентного права. Обеспечить такое понимание достаточно сложно, учитывая постоянно растущий объём прецедентной практики. Создание информационных центров при судах могло бы послужить очень эффективным инструментом, не требующим больших организационных усилий. В целом, требуется организация «диалога между судами». Некоторые из вас знают о моих особых симпатиях к Протоколу № 16. В то же время, существуют различные варианты установления «открытого канала для обмена информацией». Настоящая конференция является одним из таких каналов. Благодарю вас за её организацию. Спасибо большое всем вам!

Похожие:

Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Совместная магистерская программа по правам человека мнения договорных...
Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (увкпч оон) в рамках проекта по реализации совместной Магистерской программы...
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Доклад: «Проблемы реализации права граждан* на справедливый суд в...
Великая хартия вольностей, принятая в 1215 г., обязывала английских королей давать обещание, что «мы никому не откажем в праве или...
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Приморском крае в 2013 году
Статистическая и социологическая характеристика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской...
Закона Московской области от 12. 01. 2001 №4/2001-оз «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области». В нем представлена...
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Бюллетень уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия)...
«Образование». Необходимо вспомнить, что первыми в Республике Саха (Якутия) Уполномоченный по правам человека в рс(Я) и его аппарат...
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Должностной регламент
Уполномоченных по правам человека, правам ребенка, защите прав предпринимателей в Челябинской области
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Должностной регламент
Уполномоченных по правам человека, правам ребенка, защите прав предпринимателей в Челябинской области
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Ивановской...
...
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Пермский край закон об уполномоченном по правам человека в пермском крае
Настоящий Закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, порядок его назначения на должность...
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской...
Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2015 году, в соответствии с пунктом 1 статьи...
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon О практике применения судами норм главы 18 уголовно-процессуального кодекса
Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (пункт 5 статьи 5) и Протокола n 7 к данной Конвенции (статья 3), закрепляющие...
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском...
В свою очередь, успех страны – это гарантия реализации каждым из нас основных прав и свобод человека и гражданина. В этой связи чрезвычайно...
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Учебно-методическое пособие региональное сотрудничество в области прав человека специалист
Региональное сотрудничество в области прав человека – это первый специализированный курс, направленный на формирование у студентов...
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Доклад уполномоченного по правам человека в орловской области за 2013 год
Орловской области «Об Уполномоченном по правам человека в Орловской области» представляю Губернатору Орловской области, в областной...
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Доклад по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина на территории
Взаимодействие уполномоченного с органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченным по правам человека...
Механизмы эффективной реализации Европейской Конвенции по Правам Человека в Нидерландах icon Расскажите ребенку о его правах
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск