государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский университет дружбы народов
Кафедра международного права юридичсекого факультета
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
специалист Международное право
Москва, 2011
ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»
Рецензенты:
Доктор юридических наук, профессор В.А Карташкин
Доктор юридических наук, профессор, А.Х. Абашидзе
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Региональное сотрудничество в области прав человека
для специалистов
Направление 030501 «Юриспруденция»
Курс: 4
Семестр: 8
Форма обучения: очная
Статус дисциплины: по выбору
Количество кредитов: 2
Количество недель: 18
Количество часов:
|
© Алисиевич Е.С., 2011
Российский университет дружбы народов
Кафедра международного права
117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, каб. 370
Тел.: +7 (495) 787-38-03 доб. 1565
Тел.: +7 (495) 433-80-29
Факс: +7 (495) 433-14-80
Эл. почта: intlaw.rudn@gmail.com
|
Аннотация дисциплины
Региональное сотрудничество в области прав человека – это первый специализированный курс, направленный на формирование у студентов комплексного представления о региональных системах поощрения и защиты прав человека, охватывающий изучение европейской, американской и африканской системы.
Курс нацелен на выработку у студентов умения свободно оперировать специализированным понятийным и категориальным аппаратом, самостоятельно юридически грамотно научно обосновано анализировать и аргументировано обсуждать теоретические и практические проблемы поощрения и защиты прав человека в конкретных регионах, опираясь на широкий круг нормативно-правовых, информационных и доктринальных источников.
Курс призван обучить студентов навыкам работы с международными региональными договорами по правам человека, решениями судебных и квазисудебных органов Совета Европы, Европейского Союза, ОБСЕ, ОАГ и Африканского Союза, навыкам подготовки экспертных заключений по актуальным вопросам поощрения и защиты прав человека в конкретном регионе, навыкам разработки предложений и рекомендаций по использованию позитивного опыта обеспечения прав человека соответствующих региональных организаций в целях совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики.
Курс разработан с учётом последних научных исследований и разработок в данной области знаний.
Regional cooperation in the sphere of human rights is the first specialized course aimed to form with the students the complex notion of regional systems of promotion and protection of human rights, covering study of European, American, African, and Asian systems, as well as the system created by the CIS member-states.
The course is oriented to form the students' skill to use freely a specialized notional and categorical instrument, to legally competently and scientifically reasonably analyze and discuss theoretical and practical problems of promotion and protection of human rights in particular regions, relying on the wide range of regulatory, informational, and doctrinal sources.
The course is designed to teach students how to work with international regional treaties on human rights, decisions of judicial and quasi-judicial agencies of the Council of Europe, the European Union, the OAS, the African Union, and other organizations; how to prepare expert conclusions on the most urgent questions of promotion and protection of human rights in the particular region; how to draw up proposals and recommendations on the use of positive experience of provision of human rights of the appropriate regional organizations for the purpose of improving the Russian legislation and law-enforcement practice.
The course was created taking into account the latest scientific researches and developments in this branch of knowledge.
Содержание
1. Цель и задачи курса 7
1. Цель и задачи курса
Цель курса
Сформировать у студентов комплексное представление о международном региональном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека за счёт изучения европейской, американской и африканской региональных систем обеспечения прав человека. Курс нацелен на выработку у студентов умения свободно оперировать специализированным понятийным и категориальным аппаратом, самостоятельно юридически грамотно научно обосновано анализировать и аргументировано обсуждать теоретические и практические проблемы поощрения и защиты прав человека в конкретных регионах, опираясь на широкий круг нормативно-правовых, информационных и доктринальных источников. Курс призван обучить студентов навыкам работы с международными региональными договорами по правам человека, решениями судебных и квазисудебных органов Совета Европы, Европейского Союза, ОБСЕ, ОАГ и Африканского Союза, а также таким профессиональным навыкам как подготовка экспертных заключений по актуальным вопросам поощрения и защиты прав человека в конкретном регионе.
Задачи курса
Ознакомить студентов с историческим и политическим контекстами, этапностью и побудительными причинами возникновения и эволюции региональных систем защиты прав человека в Европе, Америке и Африке, их общими чертами и отличительными особенностями. Рассмотреть механизмы защиты прав человека Совета Европы, проанализировать деятельность Комиссара по правам человека и Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), акцентировав особое внимание на организации деятельности и компетенции последнего рассматривать индивидуальные жалобы. Изучить условия и порядок обращения в ЕСПЧ, процедуру рассмотрения жалоб и исполнения постановлений ЕСПЧ, внесенных по существу дела, изменения, внесённые Протоколом №14 к Конвенции по правам человека и направления дальнейшего реформирования ЕСПЧ. На конкретных примерах изучить влияние Конвенции по правам человека на российское законодательство и правоприменительную практику. Ознакомить студентов с историей становления и эволюцией концепции уважения прав человека в Европейском Союзе, уделяя особое внимание вкладу Суда ЕС. Проанализировать Хартию ЕС об основных правах 2000г, применимые положения Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора, деятельность Агентства ЕС по основным правам, а также другие механизмы поощрения и защиты прав человека в ЕС. Исследовать систему защиты прав человека ОБСЕ: механизмы, предусмотренные Венским, Копенгагенским, Московским, Хельсинским документами по человеческому измерению СБСЕ, в том числе, оценить деятельность Верховного комиссара по делам национальных меньшинств; Бюро по демократическим институтам и правам человека и Представителя по вопросам обеспечения свободы СМИ. Изучить историю становления и развития Межамериканской системы прав человека от Американской декларации 1948 г. до настоящего времени, проанализировать наиболее значимые доклады Межамериканской комиссии по правам человека и решения Американского суда по правам человека. Выделить отличительные особенности, присущие механизму защиты прав человека, действующему в Африканском Союзе. Провести сравнительно-правовой анализ европейской, американской и африканской систем защиты прав человека в целях выявления закономерностей, тенденций и перспектив развития регионального сотрудничества в области прав человека.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Курс «Региональное сотрудничество в области прав человека» органично дополняет курсы «Международная защита прав человека», «Право Европейского Союза» и «Право Совета Европы» за счёт углублённого изучения трёх основных современных региональных систем поощрения и защиты прав человека: европейской, американской и африканской. Курс разработан с учётом последних научных исследований и разработок в данной области знаний.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Региональное сотрудничество в области прав человека» направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);
- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-7);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9);
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-11);
б) профессиональных (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
- готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-12);
в экспертно-консультационной деятельности:
- способность толковать различные правовые акты (ПК-13);
- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-14);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- историю становления и развития основных современных региональных систем защиты прав человека;
- правовые основы сотрудничества по вопросам прав человека в рамках Совета Европы, Европейского Союза, ОБСЕ, ОАГ и Африканского Союза;
- организацию деятельности и компетенцию Европейского суда по правам человека, в том числе, условия и порядок подачи индивидуальны жалобы в этот судебный орган;
- вклад Комиссара Совета Европы по правам человека, его компетенцию, основные направления деятельности, полномочия и функции, включая нанесение визитов и подготовку докладов, в частности, по России;
- историю становления и эволюцию системы защиты прав человека в Европейском Союзе, ключевые положения о правах человека, внесенные в право ЕС Лиссабонским договором, основные гарантии Хартии ЕС об основных правах, а также вспомогательные механизмы защиты прав человека в ЕС;
- значение понятия «человеческое измерение», систему механизмов (Венский, Копенгагенский, Московский и т.д.), действующих в ОБСЕ, включая деятельность Верховного комиссара по делам национальных меньшинств; БДИПЧ и других;
- условия, сроки и процедуру обращения к Межамериканской системе защиты прав человека, правовые основания её функционирования, созданную систему специальных докладчиков;
- организацию деятельности и компетенцию Африканской комиссии и Африканского суда по правам человека, а также исторический, политический и региональный контексты их деятельности.
Уметь:
- юридически грамотно оперировать соответствующим понятийным и категориальным аппаратом;
- свободно ориентироваться в системах региональных органов по защите прав человека, компетенции, полномочиях и функциях, выполняемых каждым из них, а также порядке взаимодействия соответствующих структур;
- научно обосновано и аргументировано высказываться об особенностях каждой из рассматриваемых в рамках курса региональной систем поощрения и защиты прав человека;
- свободно ориентироваться в прецедентном праве судебных органов соответствующих региональных организаций, касающемся прав человека, а также анализировать содержание конкретных решений и постановлений;
- давать оценку современному уровню, степени эффективности и перспективам регионального сотрудничества государств в области поощрения и защиты прав человека;
- аргументировано высказываться по актуальным проблемам защиты прав человека в конкретном регионе;
- выявлять, анализировать и обсуждать современные проблемы взаимодействия государств-членов Совета Европы, Европейского Союза, ОАГ, Африканского Союза и других рассматриваемых организаций по вопросам прав человека;
- анализировать выполнение Россией своих обязательств по международным договорам, направленным на поощрение и защиту прав человека (Совет Европы, СНГ);
- анализировать отечественное законодательство и правоприменительную практику на предмет учёта правовых стандартов Совета Европы;
- самостоятельно отслеживать, анализировать и обсуждать как отечественную, так и зарубежную литературу, касающуюся регионального сотрудничества государств по вопросам прав человека;
- самостоятельно пользоваться специализированными поисковыми системами, доступными, в том числе, на официальных сайтах конкретных региональных организаций (например, на сайте Совета Европы -система «HUDOC» Европейского суда по правам человека), а также иными информационными электронными ресурсами, посвящёнными соответствующим вопросам, на русском и английском языках (например, http://www.african-court.org/en/, http://fra.europa.eu/fraWebsite/home/home_en.htm, http://www.coe.int/T/R/Human_Rights_Court).
Владеть навыками:
- работы с международными договорами, решениями и документами судебных и квазисудебных органов Совета Европы, Европейского Союза, ОАГ, Африканского Союза и других рассматриваемых организаций, а также аналитическими исследованиями, тематическими докладами и иными документами соответствующих специализированных структур;
- проведения аналитических исследований по теоретическим и практическим вопросам, связанным с поощрением и защитой прав человека в конкретных регионах;
- подготовки научно обоснованных юридически грамотных экспертных заключений по проблемам обеспечения прав человека конкретных регионах;
- аналитического и сравнительно-правового исследования актуальных проблем обеспечения прав отдельных групп населения (женщин, детей, ли с ограниченными возможностями и других);
- анализа регионального сотрудничества государств по вопросам прав человека в контексте процессов глобализации.
4. Объем дисциплины и виды учебной нагрузки
Виды занятий и методика обучения
Лекции
устное систематическое и последовательное изложение материала по разделам дисциплины. Общий объем лекционного курса составляет 36 ак. часа. Лекции проходят с демонстрацией слайдов и другого иллюстративного материала (альбомы, буклеты, открытки и т.п.).
Семинары
Форма учебных практических занятий, при которой студенты при участии преподавателя обсуждают сообщения, доклады, рефераты и иные виды самостоятельной работы. Общий объем семинарских занятий составляет 18 ак. часов. Семинары проводятся в следующих формах: 1) обсуждение лекционного материала и вопросов для практических занятий; 2) анализ и обсуждение научных статей, список которых содержится в настоящей программе, и выступление с аналитическим докладом по ним.
Методические модели процесса обучения
На семинарских занятиях применяются следующие методики и методы: опрос, дискуссия.
Самостоятельная работа
В широком смысле под самостоятельной работой студента следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории, и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). Сюда же и входит работа с первоисточниками: конспектирование, устные выступления с анализом первоисточника. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины установлен в 14 ак. часа.
Формы контроля
Под формами контроля подразумеваются промежуточную и итоговую аттестации в виде тестирования, реферирование статей и написание рефератов.
Структура и условия формирования итоговой оценки
От студентов требуется посещение лекций и практических занятий, обязательное участие в аттестационных испытаниях. Особо ценится активная работа на семинарах, а также качество подготовки докладов. Для успешной работы на семинаре студент должен прочесть указанную преподавателем литературу и активно участвовать в дискуссии, уметь изложить основные идеи прочитанных источников и дать им аргументированную оценку. Именно устные выступления слушателей на семинарах являются главным критерием высокой итоговой оценки.
Структура итоговой оценки:
Количество зачетных единиц, предусмотренных учебным планом: 2
Максимальное количество баллов: 72
Посещение лекций: 1 балл за 1 лекцию (18 балла макс.)
Работа на семинарах: 2 балла за 1 семинар (18 баллов макс.)
Рубежная аттестация: 12 баллов макс.
Итоговая аттестация: 12 баллов макс.
Реферирование статей: 12 баллов макс.
Итого: 72 балла макс.
Рефераты – 8 баллов макс.
Баллы за рефераты не входят в основную структуру формирования оценки и считаются дополнительными.
Формирование оценки в рамках кредитно-модульной системы
А 68 и выше
В 61 и выше
С 55 и выше
D 47 и выше
E 35 и выше
FX 29 и выше
F 26 и выше
5. Содержание дисциплины
5.1. Учебно-тематический план курса
№
|
Наименование темы
|
Всего часов
|
Лекции
|
Семинары
|
Самостоят. работа
|
Форма контроля
|
|
Уважение прав и свобод человека как основополагающая ценность Совета Европы
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Специализированные институты Совета Европы по правам человека: Комиссар и ЕСПЧ
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Жалобы в Европейский суд по правам человека: условия приемлемости и процедура рассмотрения. Исполнение Постановлений ЕСПЧ.
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Влияние ЕКПЧ и Постановлений Суда на российское законодательство и правоприменительную практику
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Система договорных органов Совета Европы по мониторингу поощрения и защите прав человека
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Защита прав человека по праву Европейского Союза
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Механизмы защиты прав человека ОБСЕ.
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Устав Организации Американских государств (ОАГ) о правах человека. Американская Декларация о правах и обязательствах человека 1948 г.
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Статус Межамериканской Комиссии по правам человека и её деятельность за период с 1959 по 1969 гг.
|
3
|
2
|
1
|
1
|
ПА1
|
|
Межамериканская Конвенция о правах человека 1969 г.
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Подача петиций в Межамериканскую Комиссию по правам человека
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Межамериканский суд по правам человека: организация деятельности и компетенция
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Африканская хартия 1981 года и механизмы ее реализации
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Деятельность Африканской комиссии по правам человека и народов
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Защита гражданских и политических прав по Африканской Хартии 1981 г.
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Экономические, социальные и культурные права согласно Африканской Хартии 1981 г.
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Международно-правовое положение беженцев и перемещенных лиц в Африке. Расизм, расовая дискриминация, апартеид.
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Права человека и вооружённые конфликты в Африке
|
3
|
2
|
1
|
1
|
ИА2
|
|
Итого
|
72
|
36
|
18
|
18
|
|
Лектор, к.ю.н., доцент Е.С. Алисиевич5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
Номера разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
1
|
Механизмы защиты прав человека в Совете Европы
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Европейская система защиты прав человека
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Европейская конвенция о защите прав человека
|
|
Х
|
Х
|
Х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.3. Содержание разделов дисциплины
|