ДОКЛАД
О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2015 году
Прошедший год, безусловно, остается в нашей памяти ярким событием – 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Как отметил Президент России Владимир Путин: «Наша история, опыт отцов и дедов, их единство в трудные времена и сила духа являются для нас великим примером, они помогали и будут помогать нам достойно отвечать на современные вызовы». И к сожалению, таких вызовов было достаточно. Пожалуй, в той или иной степени их прочувствовал на себе каждый. В тоже время мы стали лучше понимать слова Президента о том, что «успех всей страны зависит от эффективного труда и достижений каждого из нас. Нас объединяют одни цели, стремление приносить пользу родине, ответственность за ее судьбу». В свою очередь, успех страны – это гарантия реализации каждым из нас основных прав и свобод человека и гражданина. В этой связи чрезвычайно важным представляется совершенствование всей системы обеспечения прав и свобод в государстве, включая ее правозащитную составляющую.
Напомним, что уже 5 января 2015 года Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу законопроекты «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека». В апреле принятые поправки вступили в силу. Они направлены на обеспечение единого порядка реализации и защиты прав и свобод в стране, существенно расширяют права федерального и региональных уполномоченных по правам человека, гарантируют их независимость.
В принятых законах установлен особый порядок назначения и досрочного освобождения от должности регионального уполномоченного. Впервые для уполномоченного субъекта Федерации установлено право при рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) определенных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, беспрепятственно их посещать, запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб. А также, получать объяснения от организаций федерального подчинения, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку их деятельности.
За уполномоченными закреплено право на безотлагательный прием по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями и администрацией мест принудительного содержания.
Вместе с тем, в законопроекте сформулированы определенные ограничения правосубъектности регионального уполномоченного по правам человека, направленные на повышение его собственного авторитета, а также гарантий прав граждан на их эффективную защиту.
Закон Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» был приведен в соответствие с федеральным в октябре и дополнен нормой, следующего содержания: «…Органы государственной власти Алтайского края и иные государственные органы Алтайского края, органы местного самоуправления, которым в докладах Уполномоченного даны рекомендации, направляют Уполномоченному информацию о реализации рекомендаций не позднее декабря каждого года либо в иной установленный в докладе срок…».
Впервые указанные органы информировали Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае о реализации рекомендаций, сформулированных в его ежегодном докладе за 2014 год, что безусловно позволит повысить эффективность и поставить под контроль нашу совместную работу по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае.
Жители Алтайского края жаловались…
Ежегодно Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае (далее – Уполномоченный) рассматривает около 2 тысяч обращений. В последние годы обозначилась тенденция к незначительному снижению количества жалоб. В 2015 году их поступило 1928.
Чаще всего приходилось отстаивать права на социальные льготы, на труд и своевременную заработную плату, на благоприятные условия жизнедеятельности и соответствующие требованиям законодательства условия содержания в местах лишения свободы. Много жалоб поступает на действия или бездействие должностных лиц – особенно судебных приставов, сотрудников полиции, муниципальных служащих. Указывают граждане и на некорректное поведение медицинского персонала, работодателей, сотрудников управляющих и страховых компаний.
Больше всего в 2015 году обращались к Уполномоченному по вопросам социальной защиты и социального обеспечения – 244 письма (в 2014 г. – 228). Много жалоб по коммунальным проблемам – 236 обращений. В 2014 году обращений по этой тематике было больше – 260. Часто жалуются на действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов, в 2015 году поступило 189 жалоб. Их количество по сравнению с 2014 годом сократилось на 30.
Чаще всего за помощью к Уполномоченному обращаются лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы – 322 письма и обращения на личном приеме. Также неизменно в социальном портрете граждан, обратившихся к Уполномоченному, присутствуют пенсионеры – 276, инвалиды – 106. Поступали в 2015 году жалобы от ветеранов Великой Отечественной Войны и их вдов – 11, ветеранов труда – 11, военнослужащих – 8.
… на работу домов-интернатов, предоставление средств реабилитации и выдачу пособий
В 2015 году в почте Уполномоченного на 72% возросло количество жалоб на работу домов-интернатов. Рассмотрено 31 обращение, в 2014 году их было всего 18. Выросло количество жалоб от граждан льготных категорий, с просьбами защитить или восстановить их нарушенные права на получение средств реабилитации – 13 обращений (в 2014 г. – 4); на выплату пособий – 16 обращений (в 2014 г. – 13). Чаще стали граждане просить Уполномоченного о содействии в выделении материальной помощи – 28 обращений (в 2014 г. – 14).
На уровне прошлого года по количеству обращений остались вопросы предоставления льгот и жалобы от лиц, подвергшихся радиационному воздействию. По-прежнему открытым остается вопрос обеспечения нуждающихся льготников санаторно-курортными путевками – рассмотрено 12 обращений (в 2014 г. – 8)
Меньше вопросов у граждан стали вызывать процедуры назначения и выплаты пенсий – 46 обращений (в 2014 г. – 56); присвоения званий, в том числе «Ветерана труда» – их количество в 2015 году сократилось на половину.
… на коммунальные счета, качество услуг и своевременность их оказания
Как и прогнозировалось, рост стоимости коммунальных услуг спровоцировал и увеличение недовольства граждан. Больше чем в 2 раза возросло количество обращений к Уполномоченному по вопросам оплаты за услуги ЖКХ – 45 обращений (в 2014 г. – 20). Увеличилось число претензий к качеству и своевременности предоставления коммунальных услуг – 31 обращение (в 2014 г. – 26)
А вот вопросов, касающихся ремонта помещений (30), приватизации (5), незаконного выселения (10), напротив стало меньше.
На 11 писем меньше, чем в 2014 году поступило и по вопросам предоставления жилья, однако они по-прежнему беспокоят жителей края – 103 жалобы.
… на действия сотрудников и условия содержания
Обращений по вопросам уголовно-исполнительного права, занимающих значительную часть в почте Уполномоченного, в 2015 году насчитано 133, на 26 обращений меньше, чем в 2014 году (159).
Наибольшее количество претензий у осужденных к действиям (бездействию) сотрудников колоний, СИЗО, ЛИУ и КТБ-12 – в 2015 году Уполномоченным рассмотрено 68 таких жалоб, что на 18 заявлений меньше, чем в 2014 г. (86). Часто задают вопросы, касающиеся условно-досрочного освобождения – 21 обращение (в 2014 г. – 30). Примерно на уровне прошлого года осталось количество просьб заявителей о содействии в переводе в другое учреждение исполнения наказания – 21 обращение (в 2014 г. – 25), о трудоустройстве – 2, об оформлении паспорта – 2 и другие. Остаются еще жалобы на условия содержания в исправительных учреждениях – 18 (в 2014 г. – 16).
Следует отметить, что число жалоб на ненадлежащие условия содержания в изоляторах временного содержания края в почте Уполномоченного существенно сократилось. Но появились жалобы на нарушения условий содержания в ИВС края в предыдущие годы – 1990-2005 гг. – люди, которые в них содержались, сегодня через суд пытаются возместить моральный вред.
… на судебных приставов, сотрудников банков, страховых компаний и должностных лиц
Существенно возросло количество вопросов у граждан к работе судебных приставов. 79 жалоб поступило к Уполномоченному в 2015 году, что на 64% больше, чем в 2014 году – 48 жалоб. Растет количество жалоб на действия (бездействие) сотрудников коммерческих организаций (2014 г. – 47; 2015 г. – 35). Как правило, это претензии заявителей к сотрудникам банков и страховых компаний.
Несколько сократились, однако их по-прежнему много, жалобы на деятельность муниципальных служащих. В 2015 г. на эту категорию должностных лиц Уполномоченному пожаловались 72 гражданина (2014 г. – 98). Однако, если в прошлом году обращения были обусловлены ликвидацией последствий паводка, то в этом – организацией муниципального жилищного контроля, основного общего и дошкольного образования, опеки и попечительства и др.
Есть в почте Уполномоченного жалобы на неправомерные действия сотрудников управляющих компаний, их тоже стало немного меньше, чем в аналогичный период прошлого года – 30 обращений (2014 г. – 34); на действия (бездействие) государственных служащих – 23 обращения (2014 г. – 52), появились жалобы на действие (бездействие) общественных организаций.
Примерно на 28 % возросло количество жалоб на действия (бездействие) сотрудников полиции – 91 обращение (2014 г. – 71). Есть вопросы к работе сотрудников следственного комитета (2014 г. – 23; 2015 г. – 20), прокуратуры (2014 г. – 9; 2015 г. – 14), наркоконтроля (2014 г. – 6; 2015 г. – 10). Cнизилось число жалоб в адрес судей – 15 жалоб (в 2014 г. – 23).
Также жители Алтайского края жаловались в 2015 году на действия (бездействие) медицинского персонала, нотариусов.
… на препятствия в вопросах регистрации и оформления гражданства
В 2015 году Уполномоченным рассмотрено 67 обращений от граждан, не сумевших самостоятельно оформить гражданство, зарегистрироваться по месту жительства, получить паспорт и другим проблемам, относящимся к компетенции миграционной службы. Большинство из них касается вопросов гражданства – 39 обращений, в 2014 году их было почти на половину меньше.
… на нелегальные строения, мешающие жить
Увеличилось количество обращений о градостроительной деятельности – 17 жалоб, что на 5 больше, чем в 2014 году. Из них 11 заявлений касаются вопросов градостроительства и 6 – условий жизнедеятельности. На уровне 2014 года осталось количество обращений по вопросам нарушения прав потребителей – 15 жалоб.
… на невыплату заработной платы
Прогнозировался рост обращений по вопросам защиты трудовых прав граждан. В 2015 году к Уполномоченному поступило на 8 жалоб больше, чем в 2014 году. Всего 137 обращений по данной тематике. В основном жители края жалуются на невыплаты заработной платы – 71 обращение, на незаконное увольнение – 20 обращений, поднимают вопросы трудоустройства (12), охраны труда (2), трудовых увечий (2).
… на лечение и недостаток лекарств
В 2015 году в почте Уполномоченного обозначился рост жалоб по вопросам здравоохранения – 46 писем (в 2014 г. – 39) в основном людей тревожат проблемы оказания надлежащей медицинской помощи – 35 (в 2014 г. – 31) и отсутствие необходимых лекарственных средств – 6 жалоб (в 2014 г. – 3). Есть жалобы по вопросам медицинского страхования и некорректного поведения медицинского персонала.
… на то, что не дают жилье сиротам и путевки в детские сады
Чаще стали поступать к Уполномоченному жалобы, касающиеся защиты или восстановления прав детей. В 2015 году их количество увеличилось на 19% – поступило 75 обращений (в 2014 г. – 63). В основном, это сироты, которым требуется помощь в вопросах получения жилья (19). Часто с такими просьбами обращаются лица, находящиеся в исправительных учреждениях. Вновь появились просьбы о содействии в получении путевок в детские сады и жалобы с претензиями к работе дошкольных учреждений (10). Не редки жалобы по вопросам опеки и попечительства, лишения родительских прав, установления отцовства и т.д.
… на сложности в оформлении прав
Межевание, перевод земельных участков в собственность, выкуп арендованных земельных участков, приватизация, льготы по оплате за землю – Уполномоченным в 2015 году было рассмотрено 55 заявлений, касающихся вопросов землепользования. По сравнению с 2014 годом их количество увеличилось на 22 %. В основном с проблемами в решении земельных вопросов сталкивались жители краевой столицы – 27 жалоб, Первомайского (6) и Локтевского (4) районов.
…из Барнаула
Традиционно большинство жалоб к Уполномоченному поступило от жителей Барнаула – 875 обращений, что составляет более 45 % от общего числа. В 2014 году барнаульцы обращались к Уполномоченному за защитой и восстановлением своих прав реже – 816 обращений. Больше всего жителей краевой столицы беспокоят вопросы социальной защиты и соцобеспечения – 138 обращений, коммунальные проблемы – 124 обращения и действия (бездействие) должностных лиц – 83 жалобы.
… из муниципальных образований края
Из других городов края (Алейск, Белокуриха, Бийск, Змеиногорск, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород, Яровое) поступило 159 обращений. К лидерам по числу жалоб, направленных из сельских районов края, можно отнести Локтевский – 44 (возможно, это связано с работой Уполномоченного в этом районе весной 2015 года), Первомайский – 36, Павловский районы – 26 обращений. Также поступали жалобы из Тальменского (19), Табунского (16), Шипуновского (12), по 10 жалоб из Троицкого, Косихинского, Заринского районов, из остальных – менее 10 жалоб. Единственный район, из которого не поступало жалоб к Уполномоченному в 2015 году – Курьинский. Доля сельского населения, обращающегося за помощью к Уполномоченному, составляет 18%.
… из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа
География обращений к Уполномоченному выходит за пределы Алтайского края. Из других субъектов Российской Федерации и из-за границы поступили 19 обращений. Так, Уполномоченным рассматривались заявления из Москвы, Астрахани, Пскова, а также Иркутской, Новосибирской, Липецкой, Челябинской областей, Красноярского края, Республики Алтай. К примеру, жительница Липецкой области, ранее проживавшая на территории Алтайского края, обратилась к Уполномоченному по вопросу предоставления мер социальной поддержки. Резонансное обращение поступило из Республики Алтай по вопросу некачественного транспортного обслуживания пассажиров.
Есть и обращения из-за рубежа – из Молдавской Республики, жительница которой попросила Уполномоченного оказать содействие по взысканию алиментов с жителя Алтайского края. Обращаются иностранные граждане и лица без гражданства по вопросам выдворения на родину, за пределы России (Казахстан, Узбекистан, Армения и т. д.).
… из мест лишения свободы
Сократилось количество жалоб из мест заключения: в 2015 году поступило 322 обращения, что на 82 жалобы меньше, чем в 2014 году. Чаще всего спецконтингент поднимает вопросы уголовно-исполнительного права – 80 обращений, жалуется на правоохранительные органы – 52 обращения, обжалует судебные постановления – 41 заявление.
… устно, письменно, электронно
Большинство обращений к Уполномоченному в 2015 году – это письменные жалобы – 907. Набирают популярность и электронные средства связи – электронная почта и интернет-приемная государственного правозащитника. В 2015 году посредством электронных средств поступило 194 заявления. В аналогичный период прошлого года их было 143.
Много желающих попасть на личный прием к Уполномоченному. В 2015 году 827 жителей края побывали на личном приеме у Уполномоченного и сотрудников аппарата. Были и такие, кто по различным причинам (возраст, состояние здоровья, территориальная отдаленность от краевого центра) обращались к Уполномоченному по телефону.
…наиболее активно
Уполномоченный оказывает бесплатную юридическую помощь установленным законодательством категориям граждан. Подобных просьб в 2015 году поступило 185.
Все жалобы, поступившие к Уполномоченному рассмотрены в установленные законом сроки. По каждой направлены запросы в органы государственной власти, местного самоуправления, коммерческие структуры и т. д. При необходимости проведены проверки с выездами на места. Заявителям даны ответы.
Следует отметить, что повышается результативность рассмотрения обращений граждан. Полностью удовлетворено почти 25% обращений. Частично решены вопросы, поставленные в 19% писем. В половине случаев заявителям даны исчерпывающие разъяснения или оказана юридическая помощь. И только в нескольких случаях в принятии жалоб было отказано, ввиду нарушения порядка обращения (ст. 15 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае»).
О праве на труд и социальную защиту
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку право на труд, на свободный выбор работы, на безопасные условия труда и защиту от безработицы. В условиях кризисных явлений в экономике защита трудовых прав граждан была приоритетным направлением работы Уполномоченного в 2015 году. О нарушении трудового законодательства к Уполномоченному поступило 137 жалоб.
Вместе с тем, несмотря на серьезные проблемы в экономике, ситуация на рынке труда в регионе оставалась без серьезных изменений. По сравнению с предыдущим годом численность официально зарегистрированных безработных граждан незначительно увеличилась и составила 21,2 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения – 1,8%, что на уровне 2013-2014 гг. и сравнительно ниже, чем во время прошлого кризиса (3,8%)
В крае реализовывались утвержденные Губернатором Алтайского края А.Б. Карлиным программа «Содействие занятости населения Алтайского края на 2015-2020 гг.», а также государственная программа «Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Алтайского края в 2015 году». Благодаря мерам поддержки сохранена занятость 6 тыс. работников АО «Алтайвагон», ОАО «Барнаульский ВРЗ», ФКП «Бийский олеумный завод», ОАО «Алтайский завод агрегатов», подготовлены кадры из числа ищущих работу граждан для ОАО «АПЗ «Ротор».
В целях поиска подходящей работы в службу занятости населения в 2015 году обратилось 98,7 тыс. человек. При содействии государственной службы занятости населения нашли работу (доходное занятие) 72,4 тыс. человек (в 2014 году – 71,2 тыс. человек). К общественным и временным работам приступили 11,5 тыс. человек, получили финансовую помощь на организацию собственного дела 592 человека. Трудоустроены: 1,5 тыс. граждан с инвалидностью, в том числе 194 инвалида на специально оборудованные рабочие места; 13,9 тыс. родителей, имеющих несовершеннолетних детей; 5,8 тыс. граждан предпенсионного и пенсионного возраста; 13,5 тыс. подростков в свободное от учебы время.
В базе данных службы занятости края на конец 2015 года было зарегистрировано 17,6 тыс. вакансий, на 14 незанятых граждан приходится 10 свободных рабочих мест.
Самая острая проблема – невыплата заработной платы. По данным Алтайкрайстата задолженность по ней на конец года составила 16 млн. руб., что в несколько раз ниже той, которая наблюдалась в течении года. Органам власти, профсоюзам при активной позиции прокуратуры края удавалось принимать эффективные меры по снижению задолженности.
Однако, следует отметить, что возросло количество жалоб о невыплате заработной платы предприятиями-банкротами. Такие заявления поступали к Уполномоченному от бывших работников ОАО «Хлебная база № 52», ОАО «Первомайское молоко», ОАО «Сибэнергомаш», должников, входящих в состав ассоциации сельхозпереработчиков «Изумрудная страна».
Признание должника несостоятельным (банкротом) фактически является самым простым и законным способом освобождения от долгов кредитора. Несовершенство законодательства о банкротстве приводит к тому, что самыми незащищенными остаются работники, которые не имеют возможности оказывать какого-либо влияния на процесс банкротства.
Несмотря на все усилия большинства Уполномоченных в субъектах РФ и профсоюзов, проблема не решается. Очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротсве)» остается неизменной, и долги по заработной плате, по-прежнему, подлежат погашению во вторую очередь.
У работников после признания работодателя банкротом на руках зачастую остается только большая переписка с государственными органами, судебными приставами, с конкурсными управляющими.
Много жалоб на невыплату заработной платы в связи с не заключением трудовых договоров. Особую тревогу продолжает вызывать пренебрежение работодателей к надлежащему оформлению трудовых отношений.
Как правило, работники не рискуют открыто защищать свои трудовые права и вступать в конфликт с работодателями. Многие не придают большого значения самой процедуре заключения трудового договора. Этим пользуются недобросовестные работодатели, некоторые из них на словах обещают одни условия, подходящие работнику, а после реального допуска к работе предлагают подписать трудовой договор на иных условиях, либо трудовой договор вообще не заключается.
По-прежнему в почте Уполномоченного есть жалобы, связанные с заключением работодателями договоров подряда или возмездного оказания услуг вместо трудовых договоров. Такие документы носят гражданско-правовой характер. У работодателя в таких случаях отсутствует обязанность по соблюдению трудовых прав работников.
Подобных ситуаций можно было бы избежать, если бы граждане принимали во внимание тот факт, что в соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем только на основании трудового договора, заключение которого является обязательным условием при приеме на работу.
Для исправления подобной ситуации в Администрации Алтайского края действует рабочая группа по снижению неформальной занятости. Соответствующие комиссии сформированы во всех городах и районах края. С ними активно сотрудничает Уполномоченный. По итогам года выявлено 37 тыс. работников, с которыми ранее не были заключены трудовые договоры. В результате работы оформлено 35 тыс. договоров. Контрольный показатель по заключению трудовых договоров выполнен на 83, 7%.
Большие усилия по легализации «серых» зарплат и ликвидации неформальной занятости населения прилагались администрацией г. Барнаула. Регулярно проводились заседания, где рассматривались жалобы граждан, работали горячие линии, на которые могли звонить все, кто пострадал от неправомерных действий работодателей.
Шесть месяцев трое жителей краевого центра неофициально работали в столовой. Заработная плата выплачивалась нерегулярно, трудовые договоры не оформлялись, после увольнения, не был выдан окончательный расчет. Уполномоченный в интересах граждан обратился в администрацию г. Барнаула, и работодатель был приглашен на заседание рабочей группы. Факты нарушения трудового законодательства подтвердились, и после беседы индивидуальный предприниматель погасил имеющуюся задолженность перед бывшими работниками в полном объеме.
Менее активно на запросы Уполномоченного по проблемам выявления работодателей и легализации трудовых отношений реагировали в администрации г. Бийска.
С жалобой не невыплату заработной платы к Уполномоченному обратился бывший работник частного охранного предприятия Д. Надлежащих мер по направленному Уполномоченным запросу в г. Бийске принято не было. Из администрации города поступил ответ, где сообщалось, что обращение направлено в территориальный отдел Государственной инспекции труда. Уполномоченный повторно обратился к главе администрации города с предложением рассмотреть ситуацию на заседании рабочей группы по снижению неформальной занятости. После этого, часть задолженности работнику была выплачена.
Администрация Первомайского района подобного рода обращения также часто перенаправляла в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае, констатируя при этом, что решение конкретных проблем работников не относится к ее полномочиям.
В целях предупреждения нарушений и восстановления нарушенных трудовых прав работников предлагаю:
– главам администраций городов и районов активизировать работу рабочих групп по снижению неформальной занятости
– Государственной инспекции труда в Алтайском крае, профсоюзным организациям усилить контроль за своевременностью выплаты заработной платы работникам
– Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите уделять больше внимания информационной работе по вопросам соблюдения трудового законодательства.
Алтайскому краевому Законодательному Собранию предлагаю вернуться к вопросу о внесении законодательной инициативы по совершенствованию Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
|