Скачать 1.01 Mb.
|
ЗАХАРОВА Ф.Н., ЗАХАРОВА Ф.Н., Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) Актуальные проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование в Республике Саха (Якутия) Уважаемые участники Круглого стола! С 2005 года действует приоритетный национальный проект «Образование». Необходимо вспомнить, что первыми в Республике Саха (Якутия) Уполномоченный по правам человека в РС(Я) и его аппарат провели республиканское мероприятие – семинар-совещание 15.07.2005 г., посвященное разъяснению нового проекта в России, и контролируем его ход. Для того, чтобы повысить престиж профессии педагога, позитивно изменить мотивацию преподавателей и учителей, в первую очередь, к педагогическому труду, а также к плодотворному участию в модернизации отечественной системы образования в целом 2010 год объявлен Годом Учителя. Что делается, расскажут органы исполнительной власти. Многократно возрастает роль образования в 21 веке. Прогрессивность или отсталость территории определяется уровнем образования ее жителей. Проблемы образования являются проблемами всего общества, это одна из немногих сфер, которая затрагивает права и интересы каждого человека. Развитие системы образования - дело общегосударственное, более того, общенациональное. Ибо качественное образование - это не только основа личного благополучия каждого гражданина, но и важнейший фактор правового, экономического, социального и духовного развития нашего общества. В документах ЮНЕСКО зафиксировано, что «образование не может более рассматриваться как роскошь или привилегия; оно лишь представляет собой абсолютную необходимость. Без широкого охвата образованием в мире не может быть ни демократии, ни справедливости, ни прогресса. Право на образование является всего лишь правом на участие в жизни современного мира». Право на образованиерассматривается как конституционное, основное, естественное право человека. Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в ст. 28 Конвенции о правах ребенка (1989 г.). Конституционное право граждан на образование в Российской Федерации зафиксировано в статье 43 Конституции РФ. Статья закрепляет за каждым право на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Статья 22 Конституции (Основного закона) РС(Я) регулирует права и обязанности в этой сфере. Основные правоотношения в сфере образования урегулированы в двух законодательных актах – Законе РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» и Федеральном законе от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В конце 2001 г. Правительством РФ была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., положившая начало очередному этапу процесса его становящегося бесконечным реформирования. В настоящее время разрабатывается модель «Российское образование – 2020». В этих условиях субъектам Российской Федерации необходимо вносить свои предложения в федеральные структуры. Как известно, наша республика была одним из 31 субъекта РФ, участвовавшего в национальном проекте «Образование». Столь большое количество разных программ, концепций и проектов может расцениваться и как свидетельство отсутствия четкого представления о том, что именно и в каком порядке государство должно предпринять в этой сфере.В подтверждение сказанного принятие 8 мая текущего года федерального Закона №83-ФЗ с таким же длинным и зашифрованным, как «суперзакон», названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В число «отдельных» попали 18 законодательных актов федерального уровня, среди которых 15 — в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны, а также Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы. Только на федеральном уровне предполагается принять еще 94 нормативных акта. Соответственно, как минимум столько же нормативов придется принимать на региональном и местном уровнях. В связи с чем также нужны предложения Республики Саха (Якутия) и разъяснения участникам образовательного процесса. В соответствии с новым законом абсолютное их большинство в срок до 1 июля 2012 г. должно быть переведено от принципа сметного финансирования к системе получения субсидий на выполнение государственных заданий. Для этого все действующие бюджетные учреждения будут переведены на три категории – казенные, новые бюджетные и автономные. Для работников казенных учреждений по большому счету ничего в этой жизни не изменится. Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии. Законом оговорено, что осуществлять работы (оказывать услуги) за плату бюджетные учреждения могут только сверх установленного госзаказом норматива. Для данного вида учреждений существует еще целый ряд серьезных ограничений, например, бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству. Самое серьезное наказание – это смена руководства учредителем. Автономное учреждение избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. Местные бюджеты имеют право полноценно финансировать только свои, муниципальные детские сады и школы. Новый же закон допускает участие в муниципальном задании и частных структур. Необходимо отметить, что в РФ государственное базовое финансирование образования в настоящее время составляет чуть больше 4% внутреннего валового продукта, тогда как в СССР расходы бюджета не опускались ниже 7% ВВП. Сейчас в развитых странах этот показатель составляет 5,3—5,5%. Можно констатировать, что государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества. В результате проявляются проблемы дефицита педагогических кадров, особенно в Арктике, не всегда высокой квалификации преподавателей, неудовлетворительного уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений. Из 11239 выпускников -2010 289 завалили экзамены, а также 1130 (8,9%) не сдали математику, 961 (7.3%) – русский язык и литературу, хотя 3 учеников получили 100 баллов. Преподаватели имеют неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам. С одной стороны, государство стремится расширить свои контрольные функции в образовательной сфере, с другой - не готово к наращиванию затрат в образовательной среде в необходимых объемах, что ведет к снижению участия государства в обеспечении образовательных прав граждан. Назревает реальная проблема вытеснения бесплатного обучения, гарантированного Конституцией России и законодательством об образовании. Принцип общедоступности и бесплатности нарушается уже на уровне дошкольного образования. При постоянно высоком уровне рождаемости в РС(Я) и, как следствие, возрастания спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений, наблюдается острая нехватка данных учреждений. Это неизбежно приводит к появлению в имеющихся дошкольных образовательных учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной платы за предоставление определенных услуг. В связи с этим необходимо дополнительно установить законодательные и финансовые гарантии функционирования дошкольных учреждений, которые бы позволили гражданам реализовать свое конституционное право на бесплатность и общедоступность дошкольного образования. Главным же выходом из положения здесь видится строительство новых дошкольных учреждений по республиканской целевой программе наряду с развитием негосударственных дошкольных образовательных учреждений. Я здесь не затрагиваю проблему ветхих школ и детских садов, хотя о последних надо решать, т.к. обращение одного из руководителей сельского детсада-яслей свидетельствует, что для получения разрешения на деятельность необходимо построить противопожарную емкость, стоимостью в 1,5 раза выше стоимости самого учреждения. Считаю, что только на муниципальном уровне невозможно решить эти вопросы, необходимо республиканским органам обратиться в федеральные структуры для разрешения проблемы кредитования. Такое же положение существует и при приеме в младшие и старшие классы общеобразовательных учреждений. Между тем использование при приеме в общеобразовательные учебные заведения конкурсов, собеседований, равно как и введение платы, например, под видом различного вида взносов, - есть нарушение норм российского законодательства. Здесь необходимо отметить и нарушение права на образование на родном государственном языке саха как в дошкольных, так и младших классах школ, несмотря на потребность общества. Только 3 учебных заведения из 51 в столице являются сахаязычными, и только в 33 из них преподается якутский язык и литература. Согласно ст.14 Декларации ООН о правах коренных народов (13.09.2007), еще не ратифицированной Россией, коренные народы имеют право создавать и контролировать свои системы образования и учебные заведения, обеспечивающие образование на их родных языках. Дети, проживающие вне общин, должны иметь доступ к образованию с учетом культурных традиций и на их родном языке, например, дети коренных малочисленных народов Севера. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул «Особая задача- создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. С 2011 г. в России стартует пятилетняя государственная программа помощи людям с ограниченными возможностями «Доступная среда». Суть ее не будет сводиться только к преобразованию архитектурной среды и инфраструктуры, она затрагивает доступность образования, информации, права на труд. Проблемы реабилитации детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов чрезвычайно актуальны, так как с каждым годом их число увеличивается, а процент реабилитации остается низким. В настоящее время из 257 000 детей, проживающих в нашей республике, около 6 тыс. относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в специальных условиях обучения, отвечающего их особым образовательным потребностям. По данным Министерства образования РС(Я) в 2009-2010 г.г. в 23 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья обучалось 2069 детей, 1110 детей обучаются на дому. Задачами специальных школ являются комплексная реабилитация, облегчение процесса интеграции детей с ограниченными возможностями в систему социальных отношений, восстановление трудоспособности, привитие к навыкам самообслуживания на быту, повышение тренированности, создание в организме того резерва сил, который помог бы ребенку успешно бороться с недугом, вселение уверенности. В сочетании с указанными задачами школы должны дать образование каждому ребенку по стандартным базовым программам. Но, не оспаривая преимущества и блага специальных коррекционных школ, нельзя обходить молчанием тот факт, что ребенок, попадая в них или обучаясь на дому, попадает в круг изолированности от общества, постоянно находясь в интернате, вне семьи, среди детей, имеющих аналогичные отклонения в развитии и здоровье, что приводит к ограничению жизненного опыта. В связи с чем повторяю позицию правозащитников: интеграция таких детей по своему выбору или выбору родителей в обычную среду общеобразовательных учреждений – задача всех органов власти. По данным мониторинга, проведенного Якутской республиканской организацией Всероссийского общества инвалидов, в республике нет ни одного приспособленного для ребенка-инвалида дошкольного и школьного образовательного учреждения, это реалии сегодняшнего дня. Основные проблемы реализации права на образование детей и граждан с ограниченными возможностями в республике: - в республике крайне недостаточно развита сеть дошкольных образовательных учреждений; - не соответствует к потребностям и нуждам существующая сеть общего среднего, специального и высшего образовательных учреждений; - не хватает дефектологических кадров (логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, тифлосурдопедагогов); -неконкурентоспособность выпускников специальных образовательных учреждений и республиканского Центра профессионально-образовательного и медико–социальной реабилитации инвалидов на рынке труда. Нельзя также не отметить неуклонно обостряющееся в последнее время противопоставление так называемых «элитарных» общеобразовательных учреждений «обычным» школам. Общепризнанно, что качество образовательных услуг, предоставляемых «обычными» школами, в лучшем случае не повышается. При этом, впрочем, престиж таких школ падает гораздо быстрее, чем качество предоставляемых ими услуг. Одновременно растет престиж, а значит, и востребованность «элитарных» общеобразовательных учреждений, - разного рода лицеев, гимназий. В современных условиях, когда услуги «элитарных» общеобразовательных учреждений рекламируются как товар, практически недоступный для ребенка из среднестатистической российской семьи, право граждан России на РАВНОЕ общедоступное и бесплатное основное общее образование нарушается. Тем самым российская система образования на деле постепенно утрачивает свою первейшую конституционно закрепленную социальную функцию. К сказанному следует добавить, что, вопреки закрепленному в российском законодательстве принципу обязательности основного общего образования, растет количество детей, не посещающих школу и соответственно остающихся полностью или частично неграмотными, которые часто становятся правонарушителями. На сегодня 437 обучающихся в системе УФСИН по РС(Я), что свидетельствует об известном положении: необразованные люди, как правило, становятся на путь правонарушений. Уважаемые участники «Круглого стола»! Вы можете понять мои чувства, когда в начале этого года ко мне обратились из благополучной, на взгляд органов, семьи за советом, как получить образование брату (18 лет) и сестре (16), которые не получили даже начального образования, хотя они не из категории «неблагополучных» семей. Непросто обстоит дело и с обеспечением права на бесплатное обучение на конкурсной основе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В принципе, очевидно, что при должном исполнении Единый государственный экзамен (ЕГЭ) позволяет обеспечить большее, чем прежде, равенство прав и возможностей всех абитуриентов (в 2010 г. – в 5 вузов по 3 специальностям в каждом), а также существенно снизить уровень коррупции в процессе конкурсного отбора. В эксперименте по внедрению ЕГЭ Республика Саха (Якутия) участвовала одним из первых субъектов для реализации главной гарантии права на РАВНЫЙ доступ к высшему профессиональному образованию должного качества. Несколько слов о дополнительном образовании наших детей. Как член Управляющего совета ДОУ «Дворец детского творчества» (известного в народе как Дворец пионеров) и по итогам рассмотрения коллективных жалоб из Алданского и Хангаласского улусов в 2009 г. о праве на допобразование и занятость учителей, считаю, что закрытие и существенное сокращение этих учреждений со стороны МО-й приведет к дополнительным проблемам, как рост правонарушений, несчастных случаев и т.п., в конце концов – к отсутствию должного внимания к большинству подрастающего поколения республики. Ситуация, сложившаяся в образовательной сфере, и, в первую очередь, снижение объемов государственного финансирования, способствовала увеличению числа лиц, обучающихся на контрактной основе. Между тем средняя стоимость обучения составляет довольно большую сумму. Семья далеко не каждого российского абитуриента может позволить себе такие расходы. Следовательно, возникает проблема поиска финансовых средств. Выходом из сложившейся ситуации могли бы стать образовательные кредиты, выдаваемые как государственными, так и негосударственными банками. К сожалению, таких программ кредитования практически нет. Совершенно очевидно, что государство должно всемерно поощрять развитие программ образовательного кредитования, доступного для большинства граждан. Такая система предоставления кредитов на получение образования существует в большинстве европейских государств. Благодарю за внимание! * * * НИКИФОРОВА Е.П., |
Мвд россии министерство внутренних дел по республике саха (якутия) Указом Президента Республики Саха (Якутия) №1224 от 17 февраля 2012 года учрежден День охотника в Республике Саха (Якутия) и отмечается... |
Населенных пунктов Министерство образования Республики Саха (Якутия), в рамках проекта «Инновационное развитие дошкольных образовательных учреждений... |
||
И оценке эффективности государственных программ О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)", Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2013... |
И оценке эффективности государственных программ О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)", Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2013... |
||
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике... В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение |
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике... В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение |
||
Управление по республике саха (якутия) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее – Комиссия Якутского... |
Управление по республике саха (якутия) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее – Комиссия Якутского... |
||
Управление по республике саха (якутия) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее – Комиссия Якутского... |
Управление по республике саха (якутия) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также – Комиссия антимонопольного... |
||
Управление по республике саха (якутия) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее Комиссия антимонопольного... |
Управление по республике саха (якутия) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в... |
||
Управление по республике саха (якутия) ... |
Управление по республике саха (якутия) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в... |
||
Управление по республике саха (якутия) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в... |
Управление по республике саха (якутия) ... |
Поиск |