Скачать 130.18 Kb.
|
Учитель химии Егорова М.А. Внеурочная деятельность учащихся в системе работы учителя химии. В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. В каждом образовательном учреждении необходимо создать гуманистическую и эффективную систему внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности: 1) игровую деятельность; 2) познавательную деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность); 7) трудовую (производственную) деятельность; 8) спортивно-оздоровительную деятельность; 9) туристско-краеведческую деятельность. Основой каждого направления, обозначенного в программе является система базовых национальных ценностей Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по их социализации и профессиональной ориентации могут быть различными. Обучающиеся участвуют:
сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий ― ярмарки, конкурсы, Формирование у обучающихся осознанного выбора в отношении своей дальнейшей профессиональной траектории осуществляется различными путями:
На сегодняшний день, внеурочная деятельность учителя это огромная внеклассная работа по предмету и здесь у каждого из нас есть свои любимые формы работы с учащимися. В качестве примера рассмотрим внеклассное мероприятие «Экскурсия в кабинет химии». Волшебная наука, опыты- все это вызывает интерес! Так готовится психологическая основа для положительного восприятия нашего предмета. Дети помнят и ждут встречи с химией, значит, им будет легче учиться. ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЭКСКУРСИЯ В ХИМИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ» Кем бы ни стал сегодняшний ученик в будущем – историком, журналистом, переводчиком, - в своей повседневной жизни он будет иметь дело с различными материалами, окажется свидетелем, а возможно и участником новых достижений во многих отраслях человеческой деятельности, которые будут связаны с появлением новых веществ или использованием уже известных. Как создаются эти вещества, какими свойствами обладают, какие процессы лежат в основе их получения, почему применяют так, а не иначе? На все эти вопросы отвечает химия. В ходе работы над данным мероприятием мы постарались учесть следующие аспекты: психологические особенности учащихся младших классов и. А также уделить внимание не столько теоретическим вопросам, сколько прикладному характеру химии, используя исторические факты , жизненные ситуации, практические опыты. Предлагаемое внеклассное мероприятие предназначено для учащихся начальной школы(3-4класс), которые во время представления будут не пассивными слушателями, но и активными участниками. Цель: в игровой форме познакомить учащихся с предметом химии, дать представление о значении химии в жизни человека, привить интерес к химии, развивать творческую и познавательную активность учащихся Образовательные цели мероприятия: расширение мировоззренческих знаний и кругозора учащихся начальной школы, ознакомление с одной наукой о природе – химией, дополнить ранее полученные на уроках природоведения знания о веществах и явлениях, получения знаний о веществах, используемых в быту и правила общения с ними. Развивающие цели: помощь учащимся в определении интересов к той или иной области знаний, развивать познавательный интерес к наукам об окружающем мире, любовь к научным исследованиям, память, внимание, наблюдательность, творческую активность. Воспитательные цели: воспитывать чувство гордости, за достижения российской науки, добросовестное отношение к учению, желание учиться активно, с интересом, создание атмосферы творчества, радости постижения истины, углубления в тайны. Звучит музыка, выходят 2 ведущих (учащиеся старших классов). 1 ведущий: Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там в космических глубинах. Все - от песчинок малых - до планет Из элементов состоит единых. 2 ведущий: Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгой, Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай. 3 Ведущий: Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Сегодня я проведу экскурсию в кабинет химии и расскажу вам о науке химии. С чего начинается увлечение химией – наукой, полной удивительных загадок, таинственных и непонятных явлений? Очень часто с химических опытов, которые сопровождаются красочными эффектами «чудесами». Некоторые опыты настолько удивительны, что рассказам химиков о них не верят, пока не убедятся воочию в правоте сказанного. В сущности, любые химические превращения веществ, всегда поражают воображение, но среди них есть чемпионы по необычности, достойные экспонаты химического кабинета. Итак, начинаем экскурсию. Я приглашаю вас в зал «Истории химии» (На экране появляется название зала) Химия- это наука, которая существовала уже за 3-4 тыс. лет до нашей эры. (На сцене появляется ученый – алхимик) – Здравствуйте ребята! Я ваш гость – алхимик! Алхимия – древнейший прообраз химии. Ребята, вы знаете, кто такие алхимики и чем они занимались? (Ответы детей.) (Сначала ребята рассказывают известные им сведения, затем алхимик говорит): Они проводили исследования, чтобы превратить неблагородные металлы в благородные, например, свинец в серебро, ртуть в золото. Несмотря на то, что эти идей были ложными и невыполнимыми, этот период алхимии были небесполезными для развития химической науки. Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвинили в колдовстве и сжигали на кострах. Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова «алхимия» приставку ал- , и получилось новое название – химия. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения. Опыт Дым без огня В чистую сухую широкогорлую колбу объемом 200 мл наливают 5-10 мл концентрированного раствора соляной кислоты. Вращательным движением колбы смачивают кислотой стенки сосуда, выливают избыток раствора и плотно зарывают пробкой. В другую, точно такую же, колбу аналогичным способом набирают раствор аммиака (25%). Во время опыта колбы открывают и соединяют горлышками одна к другой, поворачивая их в таком положении на 180o. Колбы заполняются густым белым дымом. Переходим в следующий зал: «Химическая лаборатория») В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи. У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. (обратить внимание на стенд и инструкции поТ.Б) Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравились ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ «по вкусу»: кислые – кислоты, соленые – соли Гномик: Ой, баночки! Ой, скляночки! (Читает стихотворение и трогает руками посуду на столе.) Кто любит химию учить, Тот поступает мудро. Любое чудо сотворить Совсем тогда не трудно. (Ведущий останавливает его.) Ведущий Нет, Гномик, ты забыл, о чем я учу тебя с детства! Мы, хранители химического музея, должны соблюдать правила! Послушай их еще раз! Читает правила ТБ на экране. На экране появляются правила ТБ.) Опыт можно проводить Только с разрешения, Ведь могу и не простить, Ваши прегрешения. Задавай себе вопрос. Но не суй в пробирку нос, Будешь кашлять и чихать, Слезы градом проливать. Помаши рукой ты к носу – Вот ответ на все вопросы. При работе с веществами Не берите их рукам И не пробуйте на вкус. Реактивы не арбуз: Слезет кожа с языка И отвалится рука. Если ты во всё подряд Окунаешь пальчик, Про такого говорят: «Бестолковый мальчик!» С веществами неизвестными Не проводи смешивания неуместные: Незнакомые растворы ты с друг другом не сливай, Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай. Навсегда запомните: Правила важны, Зная их, вы с химией Будете дружны! ВЕДУЩИЙ Теперь после изучения правил по ТБ я покажу опыт, который называется «Вулкан». Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Пампеи. Показывается слайд с вулканом и потом демонстрируется опыт «Вулкан». Для его проведения возьмите дихромат аммония и насыпьте его горкой на термостойкую поверхность (например, кафельную плитку). Сверху сделайте «кратер», в который поместите небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом. Спирт подожгите. Соблюдайте осторожность! Дихромат аммония начинает разлагаться с выделением азота и паров воды, вспучивающих смесь, а также серо-зеленого оксида хрома(III): Реакция напоминает действующий вулкан. После ее завершения оксид хрома(III) занимает объем примерно в 2–3 раза больший, чем исходное вещество. Следует учесть, что частицы образующегося оксида хрома(III) – «вулканическая пыль», будут оседать вокруг «вулкана», поэтому опыт необходимо проводить на большом подносе. К дихромату аммония можно добавить немного порошка магния, тогда «вулкан» будет «извергаться» еще ярче. Ведущий: Нам пора посетить следующий зал. Он имеет красивое название «Водяные чудеса». (Название на экране) Гном Вы, наверное, догадались о каком веществе пойдет речь? А ну, скорей снимите шляпу! Я дочь космического папы, И вездесуща и легка, - Я лед, я пот, я – облака. Я иней, чай, бульон, туман. Река, ручей и океан. Когда я злюсь, то закипаю; Когда мороз – я застываю. (вода). Гномик Давай поиграем в вопросы и ответы. Я буду их задавать, а вы отвечать! (На экране появляются вопросы.) 1 вопрос: «В огне не горит, а воде не тонет». (Лед) 2 вопрос: «Без рук и ног, а с горы бежит». (Водопад) 3 вопрос: « Всю зиму смирно лежит, а весной убежит». (Снег) 4 вопрос: «Кругом вода, а с питьем беда». (Морская вода) 5 вопрос: «Что растет вверх ногами». (Сосулька). (Призы, тем, кто отвечал ) Алхимик: Я покажу вам замечательный опыт. (На сцену выходят гномики со стаканчиками.) 1 ученик: Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить? 2 ученик: Я бы выпил очень много газировки без сиропа. 3 ученик: Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть, чуть, немного. 4 ученик: Братцы, мне нужна корова, молочка хочу парного! Гном (Наливает каждому в стаканчик жидкости (растворы): Вы, ребята пить хотите? В колбе сказочная жидкость, Чудеса нам по плечу! Я ведь химию учу! Подставляйте–ка стаканы! Опыт точно проведем! Вот вода, вот газировка, вот парное молоко. Получилось очень ловко, А секрет узнать легко. Гном: Стоп, ребята погодите Чтобы не было беды Вы, пожалуйста, не пейте Ни сиропа, ни воды, В нашем строгом кабинете Есть серьезные запреты Все запомните, друзья: там ни пить, ни есть нельзя. Опыт В одном стакане карбонат натрия, в другом гидроксид натрия, в третьем карбонат натрияч. В первый добавляем соляную кислоту, выделяется газированная вода без сиропа, во вторую добавляем фенолфталеин, малиновое окрашивание, вода с малиновым сиропом, в третью добавляем хлорид кальция, белый осадок- молоко. Ведущий: Переходим в следующий зал: «Безопасная химия». (На экране появляется название зала) Гном В кухне, в ванной комнате или в аптечке можно найти несколько веществ – нужных и полезных, Все это химические вещества с интересными свойствами. Гном Дорогой алхимик! Давай, скорее, познакомим ребят с этими веществами. (На столе стоят образцы веществ: питьевая сода, лимонная кислота, мел, йодная настойка, поваренная соль, сахар.) Алхимик демонстрирует опыт «Сахар горит огнем»: Если взять кусочек сахара – рафинада и попытаться его поджечь, то опыт закончится неудачей – сахар не загорится. Совсем другая картина предстанет, если этот кусок сахара сначала посыпать сигаретным пеплом (зрителям не сообщается, а затем поднести к пламени спички – сахар быстро загорится ярким синим пламенем и быстро сгорает. (Гном берет в руки питьевую соду и обращается к алхимику Дорогой ученый, что это за вещество? Алхимик: Это питьевая сода. Используя ее и еще одно вещество лимонную кислоту (демонстрация) можно приготовить домашний «шипучий напиток». (Демонстрация опыта: «В стакане холодной воды растворяют примерно половину чайной ложечки питьевой соды и ложку сахара. Затем насыпают треть чайной ложки лимонной кислоты и перемешивают содержимое. Вскоре начинается обильное выделение пузырьков углекислого газа – лимонад готов.) Сейчас трудно поверить, что йод долго не находил никакого применения в медицине. В быту мы используем спиртовой раствор йода, а сам по себе йод твердое вещество (демонстрация). Современная йодная настойка, кроме йода содержит еще и другие компоненты. А вот раствор йода в химии помогает определить наличие крахмала в продуктах питания. Гномик Этот опыт могу продемонстрировать и я. (Демонстрация: кусочек белого хлеба, пипетка, раствор йода) Следующий зал: «Зал химических загадок» 1. Дайте, пожалуйста, ответ, о каком веществе идет речь? Дайте название веществам, о которых идет речь. Ведущие по очереди читают двустишья. а) На суку сидит сова, Выдыхает СО2. (углекислый газ). б) Сапоги мои того, Пропускают Н2О. (вода). в) NaCl - его все знают, В магазине покупают, Без него не сваришь ужин - В малых дозах в блюдах нужен. ( поваренная соль). г) Что за чудо посмотри - Этот СаСО3. По доске он проезжает, За собой след оставляет. (мел). А теперь посмотрим опыт Опыт «Волшебная палочка» На столе стоит свечка. Ученик прикасается к фитилю свечи стеклянной палочкой. Свеча загорается. Предварительно на фитиль свечки нанесите кристаллики KMnO4 и спирт. Конец стеклянной палочки смочите концентрированной H2SO4. Зал Химический язык 2. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения: а) Не все то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит). б) Белый, как карбонат кальция. (Белый как мел). в) Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо). г) Слово - аргентум, а молчание - аурум. (Слово - серебро, а молчание - золото). д) Стойкий станумный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик). е) С тех пор много Н2О утекло. (С тех пор много воды утекло). Определи какие химические элементы зашифрованы И последний зал «Занимательная химия»
Опыт «ФАРАОНОВЫ ЗМЕИ» На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата (стрептоцид, сульгин, сульфадиметоксин, этазол, сульфадимезин, фталазол, бисептол) и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета (см. фото), которую можно назвать из-за внешнего вида и «графитовой змеей»: Несгораемый платок Платочек из хлопчатобумажной или льняной ткани смачиваем тщательно водой, чтобы не осталось сухих мест. Затем смачиваем ацетоном или спиртом. После каждой операции ткань слегка отжимаем. Смоченный платок поджигаем горящей лучиной и держим его тигельными щипцами на вытянутой руке. |
″ Углерод″. Учитель химии: Егорова О. А Формы работы: фронтальная, парная самостоятельная работа с источником знаний, индивидуальный тестовый контроль |
Тема урока. Знакомый незнакомец Урок провела Боричевская Розалия Рафиковна учитель химии мбоу «Красноясыльская сош» |
||
Гончар Елена Леонидовна учитель физики, учитель высшей категории,... Ключевые слова: энергосбережение, окружающая среда, энергетика, электроприборы, источники энергии, техника безопасности |
Рабочая программа по химии (7 класс, 1 час в неделю) ... |
||
Образовательная программа «Химия вокруг нас» возраст обучающихся... Пояснительная записка Учебно – тематический план содержание программы |
Авторы проекта Авторы проекта: Нарбекова Марина Ивановна, учитель химии 1 кв категории; Решетнёва Юлия Михайловна, воспитатель |
||
Тематическое планирование курса «Химия в литературе, литература в химии» Основные нормативные свойства химического языкаСтановление и развитие языка химии, основные этапы развития химии |
27 мая 2011 года Президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов... Международному Году химии. На «День химии» в «Татнефть-Арену» организаторы – кгту пригласили руководство республики, руководителей... |
||
Паспорт учебного кабинета химии (№20) Извлечения из правил по технике безопасности при работе в кабинетах химии средних школ 17 |
Рабочая программа по химии в 9 классе на 201 Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей |
||
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных... Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в 10-11 классах по учебнику Г.... |
Методические рекомендации для педагогов Начнем с ситуаций, когда учитель просто не имеет права раздумывать, должен ли он что-то делать. В соответствии с современным законодательством... |
||
Гбпоу рм «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»... Учитель-методист занимается продвижением в систему новых педагогических практик, а учитель-исследователь исследует эффекты внутри... |
Рабочая программа по химии для 10А класса 2 часа в неделю Примерной федеральной программы основного общего образования по химии для 8 – 11 классов |
||
Учебного кабинета химии кабинет №14 Перечень документов для организации Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О. С. Габриелян) |
Рабочая программа элективного курса по химии «Решение расчетных задач по химии» (11 класс) Химия. М.: Просвещение, 2008. 56с.), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования... |
Поиск |