18 ноября 2016 года г.Саранск
Ваганова Любовь Николаевна,
ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Госдума 11 ноября 2016 года предложила разработать новый вариант профстандарта учителя. С этим предложением выступила заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина в ходе заседания комитета. «Нам нужна новая редакция профессионального стандарта. Та редакция, которая будет понятна и человеку, который работает в этой профессии будет понятна кадровикам и будет реальным основанием для следующего шага – разработки системы аттестации». Наряду с должностью учитель-наставник в профстандарте может присутствовать учитель-методист и учитель-исследователь, считает депутат. Учитель-методист занимается продвижением в систему новых педагогических практик, а учитель-исследователь исследует эффекты внутри системы образования, пояснила Духанина.
Уважаемые коллеги! Утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». С января 2017 года он начинает применяться. Хорошо ли это или плохо?
Идея разработки профессиональных стандартов и попытки ее практического воплощения возникают в начале XX века, как в зарубежной, так и в российской практике. Анализ трудовой деятельности проводился для решения задачи повышения производительности труда. В середине XX века в нашей стране были созданы квалификационные справочники. Единицей описания в них стала должность (для рабочих – профессия). Начиная с 1995 года создавались должностные инструкции. Разрабатывался проект стандарта учителя на основе компетентностного подхода (РГПУ им. А.И. Герцена под руководством В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой (2004-2006 годы). Были и другие проекты.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности в профессиональном образовании был одним из наиболее обсуждаемых документов, так как Круг специалистов, деятельность которых будет описана этим документом, достаточно широк.
Внедрение стандарта позволяет снять ставшие сегодня очевидными проблемы:
неясность комплекса трудовых функций, обеспечивающих функционирование и развитие систем профессионального и дополнительного образования;
отсутствия понятных (прозрачных) критериев, позволяющих оценивать уровень квалификации специалистов в области образования и создавать на этой основе систему стимулирования качества профессиональной деятельности и профессионального развития;
оторванности подготовки педагогических кадров от реалий образования и перспектив его развития.
Очень важно понять, что этот документ содержит требования к деятельности, а не к личности. Это поможет избежать двусмысленности и субъективизма в процедуре аттестации так как четко поставленные, достижимые и диагностируемые задачи для каждого преподавателя, методиста, педагога дополнительного образования и понятный механизм оценки результатов их действий. На сегодняшний день ни один из документов, содержащих квалификационные характеристики, не обеспечивает выполнение этих требований, в то время как профессиональный стандарт позволяет справиться с данной проблемой. Заметим: чем более инструментально описана деятельность, тем легче оценить, владеет ли ею человек.
Проект стандарта от 2013 года мне был более понятен, чем тот который утвердили.
Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ
В этом стандарте описание трудовых функций для учебных заведений СПО соответствуют кодам А – преподаватель, В – мастер производственного обучения и С – преподаватель и мастер ПО. В проекте стандарта были коды для кураторов и методистов. Их не утвердили, а жаль.
В стандарте представлена характеристика трудовых функций: они однотипные. Для категории СПО требования к образованию и обучению схожи. Это образование, курсы повышения квалификации, стажировки.
Ядрова Елена Геннадьевна,
ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ
Профессиональный стандарт преподавателя разбит на несколько трудовых функций, которые имеют определенное кодирование. Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации (код А, профессионального стандарта преподавателя), задает трудовые функции. Одним, из которых является: разработка и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в среднем специальном образовании.
Данная функция является наиболее актуальной так как на данный момент разработано в пределах 800 стандартов, которые должны строго быть привязаны ПС. Актуализацию данных стандартов проводят Федеральные Учебно-Методические Объединения (далее ФУМО), в состав которых входят преподаватели учебных организаций на общественных началах. Преподаватели СГПЭК (Саранский государственный промышленно-экономический колледж) являются членом федерального учебно-методического объединения среднего профессионального образования, занимающиеся актуализацией рабочих программ ФГОС.
На рынке труда и в образовательной сфере происходит распределение рабочих профессий в укрупненную группу.
Рисунок 1 – Зависимость распределения рабочих профессий
по укрупненным группам
Как видно из рисунка 1 по мнению работодателей большая часть рабочих профессий относится к группе машиностроения.
Процесс актуализация действующих ФГОС СПО ориентирована на 2016-2017 год и предусматривает:
Анализ всех профессий и специальностей и Перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 29 октября 2013г. №1199 (в ред. от 18.11.2015) на предмет возможного рассмотрения их как квалификаций одного ФГОС СПО или нескольких в зависимости от схожих подходов к подготовке.
Учет требований соответствующих профессиональных стандартов (работодателей).
Учет требований международных стандартов WSR (профессиональные модули, вариативная часть).
Усиление материально-технической базы (с учетом WSR).
Определенные требования к преподавателям (с учетом WSR).
По 5 пункту в настоящее время идет активная разработка и внедрение курсов повышения квалификации для мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин.
Усиление материально технической базы образовательных учреждений (пункт 4) – первостепенная проблема не только образовательного учреждения но и государства. Проводя анализ ФГОС с учетом требований ПС требуется совершенно новая материальная база, оснащенная современным оборудование, что не каждое учебное заведение может позволить себе иметь требуемое оснащение.
Международные стандарты WSR направлены на одну конкретную компетенцию, что не совсем приемлемо для учебного заведения, где идет подготовка не только по специальности и квалификации, но и формирование личности, ориентированного на изменения. Профессиональные стандарты изменяются ежегодно, т.е. документ работает, но при этом знания, полученные во время обучения переписать не возможно.
Стандарты WSR внедренные в рабочие программы устанавливают следующие требования:
использовать соревновательный метод WSR в качестве контрольно-измерительного материала при сдаче квалификационного экзамена;
внедрять курсы иностранного языка по требованиям WSR;
разрабатывать ПМ под определенную компетенцию WSR.
Цель внедрения ПС в рабочие программы ФГОС является выход на мировой уровень, т.е. содержание государственного стандарта должно быть более современным, прозрачным для других государств и удобным для работы учебных заведений.
При изменении текста ФГОС необходимо учитывать определенные требования к которым относится: во-первых, нельзя менять макет федерального государственного стандарта, во-вторых, вносить изменения в содержание общих и профессиональных компетенций, в-третьих, четкое определение квалификации через знать и уметь.
Изменения, вносимые текст ФГОС касаются профессиональных модулей (изменения по требованиям знаний и умений). В содержание профессионального модуля вносятся изменения, которые отражают требования указанные в ПС. Для многих специальностей разработаны ПС как для СПО так и для ВПО и тут возникает самая основная проблема необходимо найти грань в ПС между СПО и ВПО и внести изменения в учебный процесс. Основные изменения вносятся в ПМ, но рекомендуется также затронуть и ОП (обще образовательные предметы по специальности). В результате выявляется связь между ОП и ПМ. На рисунке 2 указаны виды деятельности (трудовые функции) ПС для специальности «Технология машиностроения».
Рисунок 2 – Виды деятельности для специальности «Технология машиностроения»
Возможно, в процессе внесения изменений в федеральные стандарты по специальности будут разработаны сквозные ФГОС как для СПО так и для ВПО. В этом случае возможно СПО как отдельное звено в образовании исчезнет.
Чем отличаются ПС от ФГОС. Профессиональные стандарты описывают требования к содержанию и качества труда, необходимые для достижения высокой производительности труда и являются механизмом саморегулирования сферы труда.
ФГОС формируется с учетом требований работодателей отраженных в профессиональных стандартах. Имеет более широкое предназначение. Содержит: требования ту компетенциям, обеспечивающих трудоустройство и востребованность выпускников на рынке труда; требования к знаниям и умениям, обеспечивающие карьерный рост, успешную самореализацию человека в течении всей жизни. В этой связи при проектировании ФГОС нужно учитывать «относительный вес» ПК в осваиваемой квалификации, сложность объем и уровень ПК, трудозатраты обучающегося, необходимые для освоения ПК.
Рисунок 3 – Структурная и функциональная карты
В тексте ПС указаны виды профессиональной деятельности, которые формируют виды ПК, а ПК формируют знать и уметь.
Членами ФУМО укрупненной группы «15.00.00 Машиностроение», разрабатывались функциональные карты, анализировались ПС и ФГОС по специальностям, проводилось соответствие ФГОС СПО по специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, и утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов, и рекомендованных для использования при разработке соответствующих ФГОС СПО.
Рекомендации по доработке:
Термин «режимы резания» заменить термином «технологические режимы» в соответствии с ПС.
Внести в перечень профессиональных компетенций по ВПД 1 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин ПК. Производить анализ конструкции детали на технологичность.
Внести в перечень умений по дисциплине «Технология машиностроения»: применять методику отработки конструкции изделия на технологичность.
Внести в перечень ПК по ВПД 3: вносить изменения в технологические процессы и технологическую документацию.
Внести в перечень умений по ВПД 3: согласовывать внесение изменений в технологические процессы, согласовывать внесение изменений в технологическую документацию.
-
Внести в перечень знаний по ВПД 3: процедура согласования предложений по изменению технологических процессов, процедура согласования предложений по изменению технологической документации.
Марков Николай Петрович,
ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум», Дубенское отделение
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Введение в образовательный процесс Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.
В новых требованиях образовательных стандартов к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников техникумов. Поэтому в настоящее время подготовку специалистов необходимо проводить с учетом объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина. Специалиста, который нацелен на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность. Установление соответствия уровня профессиональной подготовленности выпускника требованиям государственных образовательных стандартов направлены, в основном, на выявление степени освоения дисциплинарных и междисциплинарных знаний, умений и навыков, являющихся важной целью среднего профессионального образования. Однако в современном обществе на первый план выходят потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Для решения этой проблемы, внимание преподавателей должно быть направлено на вовлечение каждого студента в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности студентов. Наиболее перспективными, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного (электронного) обучения, проектной деятельности, нестандартными занятиями, которые мы используем в техникуме. При организации учебного процесса оптимальное использование электронных программ возможно при проведении занятий разного типа это изучение нового и закрепление учебного материала, проверка сформированных навыков. При этом можно использование для оценивания результатов учебных достижений обучающихся, компьютерное тестирование. Частичное использование содержание Интернет-ресурсов в зависимости от потребностей в дополнительном учебном материале: теоретический материал, базу тестовых заданий, лабораторно - практические занятия удаленного доступа.
При такой организации обучения у студентов формируется опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности за конечный результат. Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование общих компетенций, позволяет добиваться существенных успехов в обучении и воспитании студентов. Новый подход в организации обучения требует использования разнообразных учебных материалов, которые должны чётко и ясно излагаться, находиться в постоянном открытом доступе, быть удобными для пользования. Поскольку при таком подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность качественных и разнообразных учебных материалов. Организацию учебного процесса, комфортные условия для студентов и преподавателя на занятиях должны обеспечивать педагогические технологии. Использование инновационных образовательных технологий – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования. В педагогической деятельности преподавателей общетехнических и специальных дисциплин нашего техникума применяются следующие образовательные технологии использование электронных программ и учебников, проектный метод обучения, тестовый контроль знаний, компьютерная презентация уроков, технология игр.
Использование электронных программ и учебников, которые содержат систематизированный материал, имеет ряд преимуществ, здесь используются различные каналы восприятия звук, текст, видео, анимация. Для более детального изучения теоретического материала студенты имеют возможность пользоваться лекциями в электронном виде. Например, применение по ПМ.01 «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» и ПМ.03 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники» электронных программ «Практикум слесаря по ремонту автомобилей» и «Практикум слесаря по ремонту тракторов» Проектная деятельность обучающихся, формируют у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Внимание к проектной деятельности обусловлено требованием повышения качества к профессиональной подготовке обучающихся в техникумах. Выведение проектной деятельности за пределы занятий создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении. Для выполнения проектного метода обучения, мы провели анкетирование среди студентов 2, 3, и 4 курсов, по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» о наличии техники у студентов в домашнем хозяйстве. Проведя анализ анкетирования, выяснено, что 95% студентов имеют в домашнем хозяйстве грузовые и легковые автомобили, мотоблоки даже комбайны и трактора. Данные анкетирования мы в техникуме применяем во время обучения, студентов по профессиональным модулям ПМ.01 «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц», ПМ02 «Эксплуатация сельскохозяйственной техники», ПМ.03 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники», при самостоятельной работе, при работе над рефератами, в индивидуальном подходе к каждому студенту, при работе над курсовыми и дипломными проектами. Применяя проектные технологии в процессе подготовки специалистов, формируется общие и профессиональные компетенции для каждого выше приведенных профессиональных модулей.
Тестовый контроль знаний на сегодняшний день одна из самых распространённых форм контроля знаний, т. к. обеспечивает объективность и достоверность оценки, позволяет проконтролировать большее количество обучающихся, ставит тестируемых в равные условия за счёт использования единых критериев оценивания, экономит время при ответе. На занятии студенты выполняют тесты на бумажных носителях, а также в электронном виде, самоконтроль и компьютерный контроль. Применение компьютерных презентаций уроков способствует лучшему усвоению учебного материала за счет их наглядности и компактности. При разработке презентаций есть возможность использования нескольких учебников. Есть возможность разработки и применения презентаций студентами самостоятельно.
Основным звеном процесса обучения является учебное занятие. От того, как оно построено, чем насыщено, насколько активно, интересно и динамично, зависит его результат. Сегодня преподаватель имеет право на творчество, при создании учебного занятия. Поэтому мы должны искать, изобретать, и не упускать в этом важном процессе главного на занятии каждый студент должен получить обязательный минимум знаний, определённый программой курса, в полном объёме. Для выполнения этих требований мы в нашем техникуме применяем следующие современные педагогические технологии: технология развивающего обучения, проектная технология, личностно-ориентированный подход, информационно-коммуникационные технологии.
Технологии развивающего обучения заключается в проблемном изложении учебного материала, частично-поисковой деятельностью и самостоятельной деятельностью студентов.
Проектная технология обучения применяется со студентами 2, 3 и 4 курсов при подготовке рефератов, курсовых проектов по профессиональным модулям ПМ.02 «Эксплуатация сельскохозяйственной техники» и ПМ.03 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники» и при подготовке к дипломному проектированию.
Требованиями к использованию метода проектов является наличие значимой в творческом плане проблемы или задания, требующие интегрированных знаний, для ее решения. Проекты оформляется в виде конечных результатов это анализ полученных данных, оформление полученных результатов, защита и выводы. Личностно-ориентированный подход предполагает обязательную опору на знания, умения и навыки обучающегося при выполнении проектов или творческой работы, умения проверять правильность собственной работы, корректировать её.
Информационно - коммуникативные технологии предусматривают работу с Интернет-ресурсами, создание собственного цифрового образовательного пространства, создание собственной мультимедийной библиотеки.
Применение информационно-коммуникативных технологий позволяет решить следующие задачи: это умение студентов работать с информацией, создавая собственную систему восприятия, освоить учебную дисциплину, формировать у них умения и навыки, развивать способности.
Для студентов на занятиях должны создаются условия для максимального учета индивидуальных возможностей, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, раскрытия творческого потенциала и самостоятельного освоения знаний. В настоящее время преподаватель может применять информационно-коммуникативные технологии при подготовке к занятию, использовать электронные и информационные ресурсы в качестве учебно-методического сопровождения при изучении нового материала, создавать мультимедийные сценарии занятий, применять компьютерные тесты для организации контроля знаний и отработке первичных навыков. Технология мультимедиа ориентирована на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, на воспитание личности, живущей в информационном обществе. Мультимедисистемы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации, и это повышает качество усвоения учебного материала. Однако использование медиатехнологии ещё не стало массовой практикой в нашем техникуме. Потому, что отсутствует методическое обеспечение, которое позволяло бы преподавателю добиваться максимального образовательного эффекта от применения информационных технологий с применением компьютерной техники. Также недостаток компьютерной техники. Основным показателем качества подготовки специалистов является мониторинг - оценка качества, проводимая различными формами контроля это тестирование на бумажном и электронном носителях, различные формы игр, викторины, соревнования. Проведя анализ работы преподавателей общетехнических и специальных дисциплин, на протяжении последние восьми лет, студенты нашего техникума занимают призовые места на республиканских соревнованиях, олимпиадах и играх профессионального мастерства. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы он, попадая в проблемную ситуацию, мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это зависит не только от полученных знаний, умений и навыков, но и от дополнительных качеств, то есть компетенций и компетентности, соответствующих пониманию современных целей образования. Поэтому в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов и к организуемой ими учебной деятельности обучающихся. Компетенции закладываются в образовательный процесс посредством набора технологий, содержания образования и стиля жизни образовательного учреждения. Во многом усвоение компетенций зависит от взаимодействия между преподавателями, мастерами производственного обучения, преподавателями и обучающимися и между самими обучающимися.
Коротков Владимир Евгеньевич,
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
|