Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования


Скачать 0.66 Mb.
Название Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования
страница 1/8
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.

Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в 10-11 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 10 и 11 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 70 ч/год (2 ч/нед.) в 10 классе и 68 ч/год (2 ч/нед.) в 11 классе.
Цели курса:

  • освоение важнейших знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи изучения химии:

  • формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни;

  • формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;

  • раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира;

  • развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.


Учебно-методический комплект:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. М.: Просвещение, 2011

  2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 11 класс. М.: Просвещение, 2011

  3. Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Тематическое планирование. Химия 8-11 классы по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Волгоград: Учитель, 2010.

  4. Брейгер Л.М. Химия. 10 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003

  5. Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии: 11 класс. – М.:ВАКО, 2011

  6. Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.М.Радецкий. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2011

  7. Малыхина З.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по органической химии. – М.: ТЦ «Сфера», 2001

  8. Гара Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 класс. М.: Дрофа, 1997

  9. Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе. – М.: Просвещение, 2009


Содержание учебного материала
10 класс

70 ч/год (2 ч/неделю)
В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М.Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенности их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии.
Распределение часов по темам:




Тема раздела

Количество часов

1

Введение в органическую химию

5

2

Углеводороды

23

3

Кислородсодержащие органические соединения

27

4

Азотсодержащие органические соединения

7

5

Высокомолекулярные соединения

8




Итого:

70











Предусмотрено 6 практических работ и 4 контрольные работы.

Тема 1: Введение в органическую химию (5 часов)

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.

Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.

Демонстрации

1. Образцы органических веществ, изделия из них.

2. Шаростержневые модели молекул.
Тема 2: Углеводороды (23 часа)

Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические).

Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.

Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.

Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.

Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен­1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.

Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.

Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.

Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.

Генетическая взаимосвязь углеводородов.

Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

Демонстрации

1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)

2. Схема образования ковалентной связи в неорганических и органических соединениях.

3. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.

4. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.

5. Видеоопыты: Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана к бромной воде.

6. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

7. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.

8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с раствором перманганата калия.

9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

10. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.

11. Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.

12. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с раствором перманганата калия.

13. Модель молекулы бензола.

14. Взаимодействие бензола с рас.твором перманганата калия.

15. Горение бензола.

16. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

Лабораторные опыты

  1. Сборка шаростержневых моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных

  2. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.

  3. Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

Практическая работа

1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществ.

2. Получение этилена и изучение его свойств.

Расчетные задачи

1. Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода.

2. Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 3: Кислородсодержащие органические соединения (27 часов)

Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные и многоатомные спирты.

Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.

Фенол. Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала.

Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Получение и применение карбоновых кислот.

Сравнение свойств неорганических и органических кислот.

Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

Мыла — соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.

Полифункциональные соединения

Углеводы. Глюкоза. Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.

Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.

Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.

Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.

Демонстрации

  1. Растворимость спиртов в воде.

  2. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием.

  3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.

  4. Взаимодействие с раствором гидроксида натрия.

  5. Качественная реакция на фенол.

  6. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала») и свежеосажденным гидроксидом меди (II).

  7. Образцы различных карбоновых кислот.

  8. Отношение карбоновых кислот к воде.

  9. Качественная реакция на муравьиную кислоту.

  10. Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.

  11. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании.

  12. Отношение сахарозы к гидроксиду меди (II) и при нагревании.

  13. Гидролиз сахарозы.

  14. Гидролиз целлюлозы и крахмала.

  15. Взаимодействие крахмала с иодом.


Лабораторные опыты

  1. Окисление спиртов оксидом меди (II).

  2. Свойства глицерина.

  3. Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.

  4. Свойства жиров.

  5. Свойства моющих средств.

Практические работы

Получение и свойства карбоновых кислот.

Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon № пояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской...
О. С. Габриелян, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством...
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Рабочая программа по предмету «Немецкий язык»
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных...
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по английскому...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования...
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю). Контрольных работ 2; практических работ 6
Рабочая учебная программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
Примерных программ по учебным предметам Иностранный язык 5—9 классы М, Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Иказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014г. N253 Об утверждении федеральных перечней учебников,...
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Программа по технологии составлена на основе федерального компонента...
...
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Программа по технологии составлена на основе федерального компонента...
...
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Пояснительная записка Данная программа по английскому языку составлена...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2004
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Рабочая программа по русскому языку 5 9 классы, фгос ООО. Пояснительная...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Пояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии...
«Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Пояснительная записка рабочая программа по английскому языку для...
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» (М.: Мон, 2005)
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Пояснительная записка Данная рабочая программа по черчению для 8...
Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ мо РФ №1089 от 05. 03. 2004)
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Пояснительная записка предлагаемая программа составлена к умк «Английский в фокусе 6»
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и Программы...
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования icon Рабочая программа по химии для 10 классов на основе примерной программы...
Примерной федеральной программы основного общего образования по химии для 8 – 11 классов

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск