Программа развития


Скачать 0.49 Mb.
Название Программа развития
страница 1/4
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Октябрьский детский дом»


РАССМОТРЕНО:

на заседании педагогического совета детского дома

Протокол № 1 от «30» августа 2013 г.





УТВЕРЖДАЮ:

Директор детского дома ___________В.М. Каплиева


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

на 2013-2017 годы

п. Октябрьский

2013 г.
Содержание




Название раздела

Страницы

1

Пояснительная записка

3-4

2

Паспорт программы

4-6

3

Информационная справка

6-14

4

Концепция развития учреждения


14-17

5

Цели, задачи, приоритетные направления развития учреждения, ожидаемые результаты

17-22

6

Управление реализацией программы развития

22-23

7

Мониторинг реализации программы

23-24

8

Финансирование программы развития

24-26

9

План мероприятий по реализации программы развития

26-32


конецформыначалоформы1. Раздел: Пояснительная записка

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. Количество детей-сирот при живых родителях неизменно растет.

Детский дом – это государственный социальный институт, призванный в какой-то мере заменить ребенку, оставшемуся без попечения родителей, семью, выполнять важнейшую функцию приобщения ребенка к социальной жизни.

У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия нашего детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников. Но сегодня уровень подготовки воспитанников к самостоятельной жизни нельзя признать достаточным.

Детский дом для воспитанников – временное место пребывания. Успешность их дальнейшего жизненного пути будет зависеть от того, насколько учреждение сумеет подготовить выпускников к самостоятельной жизни.

Исследователями вопросов воспитания и содержания в детском доме доказано, что вне семьи у ребенка формируются иное самосознание. Причины этого являются: частая сменяемость взрослого окружения, групповой подход к детям, недостаточность эмоционального контакта с взрослыми, жесткий регламент всех действий и др. Жизнь в детском доме – это публичность проживания.

У ребенка, живущего в детском доме формируется понятие «сирота». Эта роль удерживает ребенка в иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей. Зачастую выпускники детского дома «умеют быть сиротой», т.е. продолжают надеяться на покровительство, не подозревая о том, что можно опереться на собственные ресурсы.

Анализ успешности выпускников нашего детского дома показывает, что примерно 50 % детей испытывают серьезные трудности в социальной адаптации после выхода из детского дома.

К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям, а для детских домов таковых нет. При этом детский дом призван выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы.

Учреждение и ранее имело программу развития, но она не учитывала сложившуюся ситуацию, новые законопроекты в системе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возникла необходимость разработки стратегического документа учреждения, нацеленного на изменения в государственной политике России в отношении детей-сирот как «нуждающихся в особой заботе государства», на поиск новых методов и приемов в работе с детьми данной категории, введение инноваций.

Программа развития детского дома – это система взглядов педагогического коллектива на процесс развития детского дома. Программа представляет собой долгосрочный нормативно-правовой документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления воспитания, образования, коррекции речевого и психического развития детей, особенности кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований, учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты.

Программа предназначена для решения выявленных проблем, осуществления целей и задач, направлений детского дома в перспективе, решения новых подходов к управлению, которые помогут перевести детский дом в качественно новое состояние.

Приоритетными направлениями развития детского дома на 4 года являются:

В отношении воспитанников – подготовка детей к жизни в семье и обществе;

В отношении педагогического коллектива – определение приоритетных направлений развития учреждения, стимулирование инновационного потенциала, повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы;

В отношении социального окружения – формирование соответствующего имиджа детского дома;

В отношении обеспечения образовательного процесса – улучшение материально-технической базы для обеспечения воспитательно-образовательного процесса детского дома.
2. Раздел: Паспорт программы



Полное наименование программы

Программа развития государственного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Октябрьский детский дом»


Разработчики программы

Каплиева В.М., директор, высшая квалификационная категория

Климова Ю.И., заместитель директора по УВР, первая квалификационная категория.



Нормативно-правовое обоснование


  • Конвенция о правах ребенка.

  • Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

  • Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

  • Семейный кодекс РФ;

  • Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

  • Федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;

  • Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 1.07.1995 №676.


Цель программы


Совершенствование деятельности учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с государственной политикой. Создание условий для социальной адаптации и оптимального развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.


Задачи программы


  1. Совершенствование воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию, формированию системы жизненных ценностей у воспитанников.

  2. Обеспечение эффективного развития учреждения через укрепление материально-технической базы.

  3. Создать условия для повышения уровня квалификации и методического мастерства педагогических кадров;

  4. Совершенствовать систему работы, направленную на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и привития навыков здорового образа жизни.

  5. Построить эффективную систему психолого-педагогического сопровождения воспитанников для успешной адаптации в замещающих семьях.

  6. Эффективное использование информационно-методического сопровождения деятельности учреждения.

  7. Освоить и внедрить новую педагогическую технологию по успешной социализации воспитанников детского дома.





Сроки и этапы реализации программы

2013 - 2017 годы.

  1. Организационно-подготовительный этап (2013 - 2014 уч. год): предусмотрены работы, связанные с планированием и проведением мероприятий, результатов, направленных на разработку Программы развития детского дома.

  2. Основной этап (2014-2017 уч.год): реализация и внедрение разработанных подходов и программ.

  3. Заключительный этап (2017 уч.год): подведение итогов работы по Программе развития; анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития учреждения.






Контроль за ходом реализации программы


  • Система стратегического и тактического планирования детского дома (годовой план работы детского дома, перспективные планы воспитательно-образовательной работы на год; воспитательно-образовательные программы, программы научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы и отчеты о реализации программ);

  • Статистические (аналитические, информационные) и иные справки (отчеты) о реализации работы по основным направлениям деятельности детского дома;

  • Доклады (выступления) педагогов на заседаниях педагогического совета, методического совета, методического объединения, семинарах, совещаниях, конференциях и иных научно-практических (общественных) мероприятиях разного уровня;

  • Публикации педагогов детского дома


Принципы реализации программы

  • программно-целевой подход, предполагающий единую систему планирования и своевременное внесение корректив;

  • вариативность, предполагающая осуществление различных вариантов действий по реализации задач программы;

  • включение в решение задач программы всех субъектов образовательного процесса (воспитанников, педагогов, общественность);

  • открытость.


Ожидаемые результаты

  • положительная динамика основных показателей, характеризующих здоровье воспитанников в результате внедрения здоровьесберегающих технологий;

  • создание условий для успешной интеграции воспитанников в социум через внедрение инновационных методик;

  • рост профессиональной компетентности педагогического коллектива;

  • укрепление материально-технической базы детского дома.






3.Раздел: Информационная справка
3.1. Общие сведения об образовательном учреждении

Полное наименование: государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Октябрьский детский дом».

Юридический адрес 165210 Архангельская область, Устьянский район,

п. Октябрьский, ул.Загородная, д.1.

Телефон/факс (81855) 5-11-06

E-mail ustddom@rambler.ru

Сайт: oktdetdom.ucoz.ru

Учредитель: Министерство образования и науки Архангельской области

Руководители детского дома:

директор –Каплиева Вера Михайловна, высшая квалификационная категория

заместитель директора по УВР – Климова Юлия Ивановна, первая квалификационная категория

заместитель директора АХР – Яцишин Александра Ивановна.
3.2. Контингент воспитанников на 2012-2013 учебный год
ГБОУ АО «Октябрьский детский дом» обеспечивает воспитание и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 3 до 18 лет. На сегодняшний день в детском доме воспитываются 26 детей в возрасте от 7 до 18 лет.








Год рождения

2006

2004

2003

2001

2000

1999

1998

1997

1996

1995

Кол-во воспитанников

2

1

1

2

3


1

3

8

3

2

Возрастная группа

6-10

лет




11-12 лет

13-14 лет

15-18

лет

Количество воспитанников

4




5

4

13



Таким образом, большую часть воспитанников составляют подростки 13 – 14 и 15-18 лет (всего 65 %).

По половому признаку - преобладают мальчики: 18 мальчиков (69%) и 8 девочек (31%).

По группам здоровья воспитанники распределены следующим образом:

II группа – 10 воспитанников или 38,5 %;

III группа – 16 воспитанника или 61,5%.

У воспитанников преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушение зрения и осанки, заболевания эндокринной системы, нарушения поведения, энурез.

Успешность обучения детей, прежде всего, зависит от достигнутого уровня физической зрелости их функциональных систем. Результаты проведённого исследования показали, что большинство обследуемых детей имеют средний или ниже среднего уровни физического развития. Полученные данные свидетельствуют о замедленном морфофизиологическом созревании и отражают снижение адаптивных возможностей детей в течение учебного года.

Охрана и укрепление здоровья детей должна быть одной из основных задач современного детского дома. Здоровый ребёнок быстрее и лучше усваивает любую информацию, чем физически ослабленный и часто болеющий. Дети с низким и дисгармоничным уровнем физического развития чаще болеют и хуже учатся, чем их физически более крепкие сверстники. Так же от сформированности уровня морфофункционального развития зависит генеративное здоровье будущих отцов и матерей.

На наш взгляд, охрана и укрепление здоровья детей должны быть направлены на проведение таких оздоровительных мероприятий, которые оказывают положительное влияние на организм ребенка и повышают их адаптационные возможности. Учебно-воспитательный процесс должен быть организован с учетом функциональных возможностей ребенка.

В детском доме функционирует 2 разновозрастные группы:


Количество детей

Группа «Радуга»

12 чел.

Группа «Бригантина»

14 чел.


Комплектование ГБОУ АО «Октябрьский детский дом» осуществляется по Путевкам Министерства образования и науки Архангельской области.

Социальный состав воспитанников детского дома выглядит следующим образом:





2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

2012-2013

учебный год

Количество

воспитанников

31

31

26

Круглые сироты

3

2

3

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию

28

29

23

Количественный состав круглых сирот очень не велик, но зато преобладают социальные сироты, то есть сироты при живых родителях, лишённых родительских прав. Последствиями социального сиротства для большинства воспитанников детского дома являются некоторые одинаковые особенности:

- медицинского характера - отягощённая наследственность, различные отклонения в физическом развитии;

- психологического характера – тревожность, вялость эмоциональной сферы, слабое развитие коммуникативной сферы, недостаток произвольной регуляции поведения и другое, ранняя депривация неформального общения;

- социального характера – потребительское отношение ко всем взрослым, низкую активность, неуверенность в своих ценностных ориентирах, преобладание защитных форм поведения в конфликтных ситуациях;

- педагогического характера – асоциальное поведение, выражающееся в употреблении алкоголя, токсических средств, в курении, в употреблении нецензурных выражений, в недобросовестном отношении к учебным занятиям, в индифферентном отношении к жизни вообще, в отсутствии интересов и другое.

Не сразу удается вернуть воспитанников к нормальной жизни, многие из них, попадая в Детский дом, остаются в группе риска.


Учебный год

Количество воспитанников

Состоят на учете

в ПДН

на учете детского дома

2010 – 2011

31

3

7

2011 – 2012

31

3

6

2012 – 2013

26

3

5



В Детском доме воспитываются в основном дети из Устьянского района Архангельской области, за ними закреплено жилье, в котором проживают их родители, лишенные родительских прав.

В детском доме для проживания воспитанников созданы условия, приближенные к домашним, у каждой группы имеется:

- групповая комната, где дети могут смотреть телевизор, видеомагнитофон, слушать музыку, собираться для общения друг с другом, готовить домашние задания, здесь же проходят групповые и индивидуальные занятий и прочее,

- спальные комнаты, в которых размещаются 2-3 воспитанника,

- набор санитарно – гигиенических помещений.

Для оздоровления воспитанников имеется медицинский блок, физиокабинет, тренажерный зал, малый спортивный зал. В летний период воспитанники выезжают за пределы Архангельской области в оздоровительные лагеря, а также отдыхают на летней даче детского дома в д.Кононовская Устьянского района.

Для развития воспитанников имеется музыкальный зал, где проходят занятия по вокалу, музыкальным танцам, обучению игре на муз. инструментах. Также в детском доме оборудована сенсорная комната, в которой психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками.

Имеется хорошая библиотека с большим книжным фондом, в ней находятся компьютеры с выходом в Интернет.

Территория Детского дома благоустроена, есть спортивная зона, включающая спортивную площадку для игры в футбол, баскетбол, волейбол, а также детский спортивный комплекс; игровая зона оборудована качелями и горкой для катания в зимнее время.

Воспитанники, поступающие в детский дом, обучаются в МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1», МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2», МБОУ «Школа-детский сад им.М.Монтессори».

На начало 2012-2013 учебного года по классам обучения воспитанники распределились так:


класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

кол-во учащихся

1

-

-

2

2

1

2

5

9

1

-




младшее звено

3

среднее звено

10

старшее звено

15


Большинство воспитанников охвачены кружковой работой: посещают спортивные секции и кружки по интересам. Кроме кружков, созданных и работающих на базе детского дома, воспитанники занимаются в кружках и секциях Октябрьской средней школы и Устьянского детско-юношеского центра и Устьянской детско-юношеской спортивной школы п.Октябрьский.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа развития icon Программа развития лицея 17 паспорт программы развития 17 цели ценности...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей №4 имени Героя Советского Союза Г. Б. Злотина
Программа развития icon Программа развития «Центр развития творчества детей и юношества»
Наименование программы – Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей...
Программа развития icon Программа развития на 2008-2012 г г. г. Сокол 2008 г
Целевая программа развития государственного образовательного учреждения «Вологодская областная кадетская школа-интернат» (далее –...
Программа развития icon Программа развития мдоу (указать раздел, подраздел) Образовательная...
Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Детский сад «Умка» г. Надыма»
Программа развития icon Программа развития «Ступеньки к успеху»
Программа развития «Ступеньки к успеху» мбдоу «Детский сад комбинированного вида №10 «Золотая рыбка» г. Юрги» на 2012-2015 годы
Программа развития icon Пояснительная записка Программа развития детского сада
Программа развития детского сада – нормативная модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющего исходное...
Программа развития icon Программа развития
Актуальность обоснования Программы развития школы
Программа развития icon Программа развития на 2014-2018 годы разработана Советом Школы-интерната
Паспорт Программы развития
Программа развития icon Программа комплексного развития систем
Перспективы развития муниципального образования и прогноз спроса на коммунальные ресурсы
Программа развития icon Программа развития
Паспорт программы развития стр. 3
Программа развития icon Программа развития Технического института
Университета и осуществляющим постоянно все или часть его функций по оказанию услуг и выполнению работ в области образования и науки,...
Программа развития icon Программа соответствует Закону РФ «Об образовании»
Программа предназначена для обучения детей VII вида с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях...
Программа развития icon Программа развития муниципального образовательного учреждения «лицей»...
Настоящая программа определяет стратегию развития лицея и основные направления деятельности по ее реализации. Основные цели и задачи...
Программа развития icon Программа развития Муниципального автономного дошкольного образовательного...
Программа развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8» общеразвивающего вида городского...
Программа развития icon Программа духовно-нравственного развития 3 Программа воспитания и...
Дневник успехов (портфолио) как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Программа развития icon Программа развития национального исследовательского университета
Современный этап социально-экономического развития россии и российского образования: новые задачи ниу вшэ 5

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск