Скачать 1.25 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ ЦЕНТР СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМ. С.М.ОМАРОВА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ МАХАЧКАЛА 2014 УДК 372 Авторы разделов: А.Н.Нюдюрмагомедов (Введение, глава1, 2.1, 2.11 , глава 4 ), Нурмагомедов Ш.А (2.2), Казимова Э.А. (2.3; гл. 3), Шейхова Р.Г. (2.4), Корашвили Н.Ш. (2.5), Махдилова Ю.М. (2.6), Ризаханова З.З. , Халимбекова Б.Н. (2.7), Гусенова Д.А. (2.8, 2.13), Джамалова Э.К. (2.9),Магомедова П.А. (2.10), Османов О.А. (2.12), Алыпкачева П.С. (2.14), Темирбекова З.М. (2.15), Акаева Н.Ш. (2.16). Рецензенты: Маллаев Дж. М. докт. пед наук, член-кор. РАО, профессор Зав кафедрой ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» Мирзоев Ш. А., канд.пед наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» Издается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный университет" ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: научно-методическое пособие / под ред. профессора А.Н.Нюдюрмагомедова. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2014 - с. В научно-методическом пособии описаны интерактивные образовательные технологии, разработанные, апробированные и рекомендованные к внедрению в учебный процесс сотрудниками ЦСОТ им. С.М.Омарова, исследователями проекта "Стратегическое развитие университета", разд.1 "Разработка и реализация интерактивных технологий в высшей школе", и мастер-классы инноваторов университета. Каждая технология сопровождается характеристикой степени интерактивность и рекомендациями к использованию. Пособие рекомендуется преподавателям университета, слушателям факультета повышения квалификации, магистрам и студентам бакалавриата. Издательство ДГУ ЦСОТ ДГУ им С.М. Омарова. Содержание…………………………………………………………………3 Введение…………………………………………………………………………4 Глава 1. Интерактивность как научная и методическая категория образования……………………………………………………… …8 Глава 2. Методики реализации интерактивных технологий в учебном процессе вуза…………………………………………………………..............13 1. Технология «Эстафетный диалог» ………………………………………..13 2. Метод проблемного изложения в вузе ……………………………………16 3. Технология дискурса……………………………………………………….21 4. Технология: « Корпоративный смотр компетентностей студентов» ….28 5. Технология «Психологическое сопровождение» ……………………….35 6. Учебная технология «Three-learning» ( три-обучение) …………………42 7. Технология бинарного учебного занятия в вузе ………………………...46 8. Учебная технология блиц-опрос …………………………………………56 9. Технология «Мозговой штурм в поликультурных группах студентов»..61 10. Технология « Диалоговый семинар «ТОК-ШОУ»……………………..71 11. Технология " Проблемная лекция" ………………………………………84 12. Технология (кейс) метода при изучении новых знаний…………………92 13. Технология «Лекция с исследовательскими тренингами……………….95 14. Технология «Подиум дискуссия»…………………………………………103 15. Технология тренинга техники сценической речи……………………….109 16. Технология «Тренинг для тренеров»…………………………………….. 114 Глава 3. Наши ветераны……………………………………………………….119 Глава 4. Каталог инновационных технологий……………………………….135 ВВЕДЕНИЕ Педагог как понятие образования в начале своего возникновения относилось к человеку, ведущего ребенка к источнику знаний, то есть сопровождающего ребенка, который и без него способен, может и хочет идти к познанию мира. Соответственно педагогика как наука исследует пути, средства, технологии совместного поиска педагогом и студентов своего понимания, отношения и смысла в знаниях о мире. Если так, то сущностью педагогического процесса становится обеспечение взаимодействия студента и педагога, студента и информации о мире, студентов между собой в диалоге с миром. Такое взаимодействие преподавателя и студента в учебном процессе позволяет создавать условия диалога с человеком, объектами и явлениями природы и общества или знаниями в информации, представленной разными способами. Технологии, обеспечивающие такое взаимодействие преподавателя и студентов, учителя и учащихся, получили название интерактивных. Суть интерактивного обучения состоит в том, что в нем создаются условия для свободного выражения и обмена мыслями и отношением к изучаемым знаниям. Каждый участник при этом получает возможность понимать и по своему представлять то, о чем думает. В интерактивном обучении обеспечивается обмен мнениями между преподавателем и студентам, между студентами и информацией и между самими студентами. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В нашем подходе обучение является условием стимулирования и поддержки инициативы и познавательных усилий студентов в процессе понимания ими изучаемых знаний, наблюдаемых явлений мира или получаемой информации. В связи с этим мы расширяем понятие интерактивных технологий до понятия смыслосозидающего обучения, в котором каждый ученик создает свое представление об изучаемых знаниях, может пользоваться собственным механизмом понимания и определения значимости образования для себя. Обучение, в котором создаются условия стимулирования и поддержки собственных мыслей, идей, отношений, оценок учащихся, студентов в содержании образования, заданном для всех одинаково, можно назвать смыслосозидающим. Принципиальное отличие его от традиционного обучения заключается в направленности не на знания и их значение, которое придано им в науке, а в формах и способах понимания ученика, которые возникают при изучении знаний и уникальны для каждого человека. Обращение к смыслу дает нам возможность прослеживать механизмы движения мыслей каждого студента, а в традиционном обучении они скрыты и преподаватель признает только те, которые ближе или совпадают с известным в науке значением знаний. Значимость смыслосозидающего обучения и интерактивных образовательных технологий возрастает в современных условиях модернизации образования в связи со следующими факторами: 1. Переход экономики и социальной жизни на рыночные условия организации требует подготовки мобильных специалистов, способных оперативно реагировать на неожиданные перемены в науке, развитии наукоемких технологий, в собственных запросах людей, в обеспечении национальных интересов страны. 2. ФГОС ВПО третьего поколения в качестве критериев оценки качества образования выдвинула компетенции специалистов, и потребовали организации не менее 20% учебных занятий в интерактивной форме. 3.Реализация принципа перспективности обучения требует от обучающихся способности к самостоятельному добыванию знаний и оперативного поиска эффективных способов деятельности. 4. Доступность студенту информации о мире из разных источников дает преподавателю возможность сделать его активным соучастником процесса поиска новых знаний и способов их изучения и использования и оценки их значимости в жизни человека. Интерактивные технологии, описанные в данном пособии, позволяют ответить на ряд актуальных проблем, стоящих перед высшим профессиональным образованием и непосредственной организацией взаимодействия студента с разными способами представления информации в педагогическом процессе: 1.Каковы особенности использования интерактивных и смыслосозидающих образовательных технологий в региональном вузе. 2. Как подобрать к содержанию учебной дисциплины, разделу, отдельной теме адекватные интерактивные образовательные технологии. 3. Какие технологические процедуры и в какой последовательности необходимо выполнять при разработке, проведении и анализе занятия в интерактивной форме? 4. Как разработать или использовать известные интерактивные технологии преподавателю в своей работе. 5. Как оценить эффективность влияния интерактивных технологий на смыслосозидающую деятельность студента. В данной книге представлены интерактивные технологии, разработанные работниками ЦСОТ им. С.М.Омарова и старшими научными сотрудниками исследовательской группы «Разработка и реализация интерактивных образовательных технологий в вузе» и мастер-классы инноваторов университета, изученные и рекомендованные к внедрению в учебный процесс. Глава 1. Интерактивность как научная и методическая категория образования В последнее десятилетие в нашей стране был предпринят ряд важнейших шагов в направлении совершенствования образовательной деятельности, роста качества образовательных услуг. Для достижения этого предлагают большое количество методов обучения, но в настоящее время тенденцией развития профессионального образования становится переход к интерактивным технологиям, позволяющим обеспечивать высокое интеллектуальное и психическое напряжение студентов. Интерактивные образовательные технологии позволяют напрямую обращаться к мыслительным структурам студентов в непринужденной, стимулирующей, эмоциональной и творческой атмосфере учебного процесса. Среди разнообразия интерактивных технологий более перспективными можно считать, те которые помогают вызывать активное взаимодействие между студентами при изучении учебного материала. Интерактивные образовательные технологии в последние годы становятся одним из более продуктивных средств развития профессиональной подготовки специалистов в высших образовательных учреждениях. Результаты многих педагогических исследований подтверждают, что использование интерактивных технологий является более эффективным путем обучения в вузе и способствует более глубокому и осознанному пониманию изучаемого материала, дает возможность студентам формировать свои мысли в сравнении с мнением других и на основе понимать степень влияния образования на собственное развитие. Исходя из результатов научных исследований и инноваций в высшем образовании, методические разработки и технологии их реализации по любой учебной дисциплине обязательно должны включать интерактивные методы и средства обучения. В связи с этим в ФГОС ВПО третьего поколения указано, что удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе, должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. (ФГОС, 7 раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», п. 7.3). В идеологии новых образовательных стандартов профессионального образования необходимость их проведения связана с формированием у студентов компетентностей, то есть способности и готовности оперативно и качественно выполнять профессиональные функции. Сравнительный анализ разных вариантов интерактивного обучения позволяет выделить следующие существенные его свойства и возможности повышения влияния на развитие познавательных способностей студентов: - создание условий стимулирования и поддержки собственных идей; - приобщение к процессу размышлений над знаниями и способами их изучения; - использование собственного опыта студентов в поиске новых знаний; - стимулирование межличностного диалога в поиске смыслов и значения изучаемых знаний; - включение в диалог неожиданных, неопределенных и противоречивых фактов и вопросов; - создание открытых и доверительных взаимоотношений между преподавателем и студентами. Очень важным аспектом в инновационной деятельности преподавателя является способность выявлять и оценивать основные признаки интерактивной деятельности студентов по ходу занятия. Обобщение опыта организации интерактивных образовательных технологий в университете позволяет выделить следующие типичные проявления инициативы и активных познавательных усилий студентов в интерактивном обучении: - создавать условия, в которых каждый участник педагогического процесса может создать, выразить и защищать свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; - включать студента в диалог, в котором он может демонстрировать умение услышать и слушать друг друга, внимательно относиться друг к другу, ориентироваться на мнение товарищей в формировании своего видения пути решения проблемы. - организовать активную мыслительную деятельность преподавателя и студента, в которой они совместными усилиями создают новые идеи, строят новые проекты, испытывают свои творческие возможности; - превращать учебный процесс в пространство созидания собственных смыслов в одинаковых для всех знаниях и способах деятельности, заданных в содержании образования; - давать студентам возможность испытания, тренинга своих способностей и их презентации; - получать адекватную оценку своей успешной познавательной деятельности не только от преподавателя, но и от других студентов группы, выполнявших функции экспертов. - создавать условия, в которых студент может испытать себя в разных компетенциях. В ряде педагогических и методических исследований в области профессионального образования сформулированы основные принципы и законы интерактивного обучения, на которые должна опираться инновационная деятельность в вузе: - учебное занятие является не только процессом усвоения студентами знаний, но и заинтересованной и значимой совместной работой преподавателя и студентов над пониманием сущности и смысла изучаемых знаний; - преподаватель и студенты должны стать равноправными участниками поиска смысла знаний и способов их изучения и использования; - у преподавателя и студентов в ходе совместной поисковой работы возникает возможность формировать, высказывать и отстаивать свое мнение по любому из обсуждаемых вопросов; - открытое общение на интерактивных учебных занятиях вызывает ряд сомнений, противоречий, неопределенностей, разных позиций, не совсем понятных мнений и идей участников полемики, вызывающих критики, но при этом критиковать можно мнение, а не личность оппонента; - открытость учебных дискуссий позволяет делать студентов соучастниками процесса создания или преобразования изучаемых знаний, и они могут принять свое понимание научных знаний, заданных в содержании учебных дисциплин. В связи с этим интерактивное обучение предъявляет к работе преподавателя ряд специфических требований. К ним, в частности, можно отнести: оптимизм относительно развития любого студента, стимулирование и поддержка любых инициатив студентов, признание за студентом права на собственное мнение, которые помогают строить доверительные и открытые взамоотношения в учебном процессе. Кроме того, выделяются требования к профессионализму преподавателя, такие как создание в учебном процессе ситуаций столкновения разных мнений и позиций студентов, готовность к разным способам объяснения знаний, открытость к обсуждению разных позиций и вопросов, высказывание собственного мнения об изучаемых знаниях. Глава 2. Методики реализации интерактивных технологий в учебном процессе вуза |
П. М. Абдулаева Дагестанский государственный университет, магистр... Дагестанский государственный университет, магистр (367000, г. Махачкала, ул. Гаджиева, д. 43-а; тел.: (8722) 68-23-26, ) |
Фгбоу впо «пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»... Разработано учебно-методическим управлением и отделом мониторинга и контроля качества подготовки специалиста фгбоу впо «Пермский... |
||
Методические рекомендации сургут, 2015 ббк 74. 50р30 удк 376(07)... Богатая О. Ф., старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инновационных образовательных технологий гоу впо хмао-югры... |
Фгбоу впо «пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» Гбоу впо «пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» ( пггпу) |
||
Название (полное) учебного заведения, год его окончания Уральский государственный педагогический университет, учитель-логопед – 2009 год; Ижевский государственный технический университет... |
Гоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический... Культура. Образование. Право: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, гоу впо «Российский... |
||
Разработка и интенсификация процесса сублимационной сушки растительного... Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский... |
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав Негосударственного... Контактный телефон 8 (498)698 20 43 e-mail контактного лица: L окончила в 2010 году Мордовский государственный университет имени... |
||
Учебное пособие «Учимся выполнять тесты» Забайкальский государственный гуманитарный педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского |
Г рошев Алексей Юрьевич Московский педагогический государственный университет, Педагогика и психология, Педагог-психолог |
||
«Самарский государственный социально-педагогический университет» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Учебно-методический комплекс ... |
||
Учебно-методический комплекс ... |
Учебно-методический комплекс ... |
||
Учебно-методический комплекс ... |
Всероссийская конференция (Пенза, 8-11 декабря 1999 г.) Материалы Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского Лаборатория "Системность коммуникации" |
Поиск |