Эмоциональный интеллект и его развитие у детей


Скачать 440.72 Kb.
Название Эмоциональный интеллект и его развитие у детей
страница 1/8
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ


Новикова Любовь Михайловна, педагог-психолог

Интуитивный разум суть священный дар,
а рациональное мышление – преданный слуга.
Мы создали общество, чтящее
слуг, но забывшее о дарах.
Альберт Эйнштейн [2, с. 17].

Что такое эмоциональный интеллект?


В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности [2, с. 48].

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Работа по расширению эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками, которые отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов [2, с. 230].

Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?


У педагогов и психологов может возникнуть справедливый вопрос: а почему так важно развивать эмоциональный интеллект? Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.

Кроме того, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека [3, с. 57]. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;

  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему [3, с. 58].

Зарубежные исследователи эмоционального интеллекта выявили некоторые возрастные особенности развития этого качества. Эмоциональный интеллект повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Это значит, что у ребенка уровень эмоционального интеллекта заведомо ниже, чем у взрослого, и не может быть ему равен. Но это не означает, что формирование эмоциональных способностей нецелесообразно в детском возрасте. Наоборот, существуют данные о том, что специальные обучающие программы существенно повышают уровень эмоциональной компетентности детей [2, с. 37].
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Литература Ссылка для цитирования
Ключевые слова: принятие решений, толерантность к неопределенности, бдительность (вигильность), рациональность, рефлексивность, склонность...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon 1. интеллект, его понимание и проблемы измерения
Д. П. Дас (1973) понимает интеллект как “способность планировать и структурировать собственное поведение в перспективе на конечную...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Эмоциональный интеллект в связи с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Шингаев Сергей Михайлович доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии
Аннотация. В статье раскрывается история возникновения понятия «эмоциональный интеллект» в отечественной и зарубежной науке, приводятся...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Пояснительная записка Обоснование программы, актуальность
Развитие интеллектуальных способностей ребенка дошкольника определяется потребностью общества и практической необходимостью пополнения...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Э. Е. Волкова Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей (познавательное развитие, речевое развитие, социально...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Рабочая программа младшей группы на 2016 2017 учебный год Программа разработана воспитателем
Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей (познавательное развитие, речевое развитие, социально...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Инструкция При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных...
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы: оригинальность, простота,...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Проект «Логико математическое развитие детей дошкольного возраста»...
Основная цель познавательного развития, в соответствии с фгос – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Методическая разработка по направлению познавательного развития детей...
Доу является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Содержание образовательного процесса...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Инн 7536026540 огрн 1027501151600 кпп 753601001
В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, дает ребенку...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Английский язык 2012 Москва «Интеллект-Центр» 2012
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Английский язык. 2012. Учебное пособие. /Ю. С. Веселова....
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Казанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие...
Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Пояснительная записка 2 2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Пояснительная записка 3 2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей icon Пояснительная записка. Цель и задачи работы программы. Принципы и...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск