Скачать 1.06 Mb.
|
ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» Кафедра менеджмента А.И.Низамова УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС для студентов направления подготовки бакалавров 080500.62 «Менеджмент» УФА-2011 УДК 658.3 ББК 65.290-2 Н 61 Рецензент: Н.И. Петрова, канд. психол. наук, доц. Составитель: А.И. Низамова, канд. техн. наук, доц. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ Управление персоналом: учебно-методический комплекс для направления 080500.62 «Менеджмент» / сост. А.И. Низамова. - Уфа: БАГСУ, 2011. – 80 с. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу, учебно-методические материалы лекционного курса и практических занятий, методические указания по выполнению курсовой работы, вопросы для подготовки к экзамену. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Башкирской академии государственной службы и управления при изучении ими курса «Стратегический менеджмент». Учебно-методический комплекс содержит совокупность учебно-методических разработок, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в программу дисциплины «Стратегический менеджмент» учебного плана направления 080500.62 «Менеджмент». УДК 658.3 ББК 65.290-2 Низамова А.И., составление, 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка.......................................................................................4 2. Рабочая программа..............................................................................................6 3. Учебно-методические материалы....................................................................13 4. Тесты оценки знаний.........................................................................................55 5. Вопросы к экзамену, зачету..............................................................................73 6. Методические материалы по выполнению курсовой работы…...................76 7. Литература.......................................................................................................104 8. Методические рекомендации для преподавателей......................................118 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Среди всего комплекса дисциплин, направленных на формирование долгосрочных ориентиров управленческой подготовки, курс «Управление персоналом» освещает один из ключевых элементов стратегической системы управления современными организациями. В современных условиях, когда вектор общественного развития государства направлен на формирование социально-рыночного хозяйства, значимость человеческих ресурсов неизмеримо возрастает. А следовательно, повышается важность и трансформируется содержание, структура тех учебных дисциплин, объектом рассмотрения которых является персонал современных организаций. Недооценка управления человеческими ресурсами, реализация необоснованных кадровых решений сдерживает внедрение в практику нововведений в других сферах управления, не позволяет организовать эффективную систему управления предприятием в целом, поскольку все сферы управления тесно взаимосвязаны между собой и дают наиболее полную отдачу лишь во взаимодействии друг с другом. В последнее время становится все более очевидным, что нельзя достичь стабильного предпринимательского успеха, оставаясь в рамках прежней системы управления кадрами. Необходимо кардинально изменить отношение к данной сфере управления предприятием, выработать прогрессивные подходы к управлению человеческими ресурсами, организовать широкомасштабное обучение навыкам их использования на практике. Новая эпоха в управлении персоналом – это, во-первых, усиливающиеся требования признания экономической целесообразности увеличения капиталовложений в привлечение персонала, поддержание его трудовой активности, развитие и создание условий для максимально полного выявления деловых и личностных возможностей и способностей, во-вторых, подбор подходов и процедур к работе с персоналом с учетом нарастающей тенденции вовлеченности его в достижение целей организации, в- третьих, формирование корпуса менеджеров по персоналу, ориентированных на системную деятельность, владеющих навыками анализа и прогнозирования изменений на рынке труда, инновационными методами современной модернизации в системе управления персоналом организаций. Данный учебно-методический комплекс разработан для студентов специальностей «Менеджмент организации» и «Государственное муниципальное управление» и включает: − рабочую программу дисциплины; − тезисы лекций; − тесты для самоконтроля студентов (слушателей); − список учебной литературы, рекомендуемой студентами (слушателям); − план проведения практических занятий с указанием последовательности рассматриваемых вопросов, отводимых для освоения материалов по каждой теме; − вопросы для самоконтроля; − методические рекомендации по выполнению контрольной работы. Тема 1. Управление персоналом как важнейшая сфера современного менеджмента Предмет и задачи курса «Управление персоналом», связь с другими учебными дисциплинами общеуправленческой подготовки : «Менеджмент», «Разработка управленческих решений», «Стратегический менеджмент» и др. Управление персоналом как наука, область профессиональной деятельности и учебный предмет. Методы управления персоналом. Персонал организации как объект управления, исследования и развития. Понятия «кадровая политика», «человеческие ресурсы», «персонал − менеджмент» и «персонал − технологии». Специфика человеческих ресурсов в сравнении с другими ресурсами организации. Тема 2. Развитие взглядов на работу с персоналом в системе менеджмента Связь управления персоналом с развитием человеческой цивилизации. Виток «централизация − децентрализация − централизация» в области управления персоналом. Основное содержание работы с персоналом в соответствии со взглядами на эффективное управление (школы в управлении): школа научного управления (Ф. Тейлор), классическая (административная) школа (А. Файоль), школа человеческих отношений (Э. Мейо), количественная школа. Понятие системы работы с персоналом. Выделение трех основных систем управления человеческими ресурсами (Л.И. Евенко): экономическая, организационная и гуманистическая. Четыре подхода к кадровой функции управления: использование трудовых ресурсов (labour resources use); управление персоналом (personnel management); управление человеческими ресурсами (human resource management); управление человеком (human being management). Новейшие исследования и современные тенденции в области управления персоналом. РАЗДЕЛ 2. Основные виды и этапы работы с персоналом современных организаций Тема 3. Планирование кадров и набор персонала Планирование кадров как составная часть бизнес-планирования предприятия: важность, назначение, цели. Стратегическое и оперативное планирование персонала. Основные этапы планирования кадров и их содержание: оценка имеющихся трудовых ресурсов, оценка перспективных потребностей, разработка программ по удовлетворению потребностей в трудовых ресурсах. Внутренние (внутриорганизационные) и внешние факторы потребностей в трудовых ресурсах: долгосрочная стратегия, внутриорганизационная динамика, макроэкономические параметры, развитие техники и технологии, конкуренция и состояние рынка сбыта, политические изменения. Анализ кадрового потенциала организации. Подбор персонала и профориентация как важнейший элемент управления человеческими ресурсами. Определение источников набора − внешний или внутренний. Положительные и отрицательные стороны внешнего и внутреннего набора. Основные этапы набора персонала: распространение информации, сбор и анализ документов, собеседование, подготовка и принятие решения, завершающая коммуникация и оформление. Методы поиска кандидатов: объявления в средствах массовой информации, обращения в специализированные учебные заведения, услуги государственных и частных агентств по подбору персонала, подбор с помощью сотрудников. Преимущества и недостатки. Тема 4. Планирование и управление деловой карьерной персонала Понятие, этапы и виды карьеры. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала и деловой карьерой. Роль кадровых служб в планировании карьеры сотрудников. Перемещения и работа с кадровым резервом.. Тема 5. Методы мотивации персонала Понятие мотива, мотивация трудового поведения. Мотив и цель, мотив и потребность. Виды мотивов: внешние и внутренние, мотивация достижения результата и мотивация избегания неудачи. Поведенческий подход к формированию мотивации: закон результата. Содержательные теории мотивации: основной постулат. Иерархическая теория А. Маслоу, первичные и вторичные потребности. Трехфакторная теория мотивации Д. МакКлелланда, учет базисного вектора мотивации в практике управления. Выделение гигиенических и собственно мотивационных факторов в теории Ф. Герцберга. Связь между удовлетворенностью трудом и выраженностью мотивационных факторов. Сравнение содержательных теорий мотивации. Процессуальный подход к мотивации: основной постулат. Процессуальная теория ожиданий В. Врума: затраты- результаты- вознаграждение- валентность. Соотношение усилий и вознаграждения в процессуальной теории справедливости. Комплексная процессуальная теория мотивации Л. Портера и Э. Лоулера. Сравнение содержательного и процессуального подходов к мотивации персонала. Тема 6.Адаптация персонала Понятие адаптации сотрудника. Виды адаптации по различным основаниям: производственная и социальная (групповая); первичная (профессиональная) и вторичная (доадаптация); психофизиологическая, профессиональная, социально − психологическая, организационная. Наставничество как институт адаптации молодых специалистов. Стадии адаптации работников: ознакомление, приспособление, ассимиляция, идентификация (подуровни: безразличные, частично идентифицированные, полностью идентифицированные).. Роль менеджера по персоналу в разработке, планировании и реализации мер по адаптации специалистов. Ключевые разделы в программе адаптации: введение в организацию, введение в подразделение, введение в должность. Тема 7. Обучение персонала Место обучения в системе управления персоналом. Организация работы по обучению персонала. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала. Методы обучения. Обучение руководителей. Оценка эффективности учебных программ. Тема 8. Высвобождение, увольнение и текучесть персонала Абсолютное и частичное высвобождение персонала. Виды и формы увольнений. Законодательные правила увольнения. Текучесть персонала и ее оценка. Задачи службы управления персоналом по организационно-психологической поддержке сотрудников, подлежащих сокращению. Управление конфликтами в организации. Повышение стрессоустойчивости персонала. РАЗДЕЛ 3. Организация кадровой работы с персоналом Тема 9. Статус и комплектование кадровых служб Кадровые подразделения в организационной структуре предприятия. Профессионально − квалификационные требования к работникам подразделений по работе с персоналом. Концепция двойной ответственности линейных и кадровых работников за повышение эффективности использования человеческих ресурсов. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Положение о подразделении по работе с персоналом, должностная инструкция менеджера − кадровика. Зарубежный опыт работы кадровых подразделений. Подготовка и повышение квалификации работников кадровых подразделений. Оценка эффективности управления персоналом: использование опроса линейных руководителей. Тема 10. Регламентация и оценка трудовой деятельности сотрудников и подразделений Методы описания рабочего места и профессиональной деятельности. Назначение и структура Положения о подразделении, связь его с миссией и долгосрочной стратегией организации. Должностные инструкции специалистов и руководителей, их структура и взаимосвязанность. Периодичность пересмотра Положений и должностных инструкций. Оценка результативности труда как важнейший элемент работы с персоналом. Информационная и собственно оценочная функции. Нацеленность системы оценки на объективные показатели результативности работы, а не на личность сотрудника. Процедура аттестации специалистов и руководителей. Порядок подготовки, проведения и оценки результатов аттестации. Критерии аттестационной оценки: качественные и количественные. Подбор и утверждение членов аттестационной комиссии, регламента ее работы. Квалификационный экзамен: назначение и порядок проведения. Тема 11. Системы и формы компенсации трудовых усилий персонала Система компенсации как один из важнейших факторов мотивации сотрудников. Основная цель системы компенсации на предприятии, решаемые при помощи нее задачи: привлечение и сохранение персонала, стимулирование, контроль издержек на рабочую силу, административная эффективность и простота, соответствие требованиям законодательства. Традиционная система заработной платы. Повременная оплата труда. Факторы влияющие на размер временной ставки (должностного оклада): ценность рабочего места, спрос и предложение на рынке труда, квалификация работника, стаж и др. Нетрадиционные системы заработной платы. Управление системой льгот и выплат: установление гибкого рабочего графика, страхование работников, корпоративные пенсионные фонды. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ 1. Оценка «отлично» выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал: принципы и методы управления персоналом, современные персонал-технологии в полном объеме, подходы к построению кадровой службы, методику совершенствования кадровой политики. Свой ответ студент сопровождает примерами конкретных практических ситуаций в данной области. При этом он свободно использует статьи Трудового кодекса РФ и соответствующие инструкции по работе с персоналом. 2. Оценка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему следующий программный материал принципы и методы управления персоналом, такие важные персонал-технологии как планирование персонала, подбор и отбор, адаптация, работа с увольняющими, аттестация персонала, правильно применяет правовое обеспечение трудовых отношений. Кроме этого он имеет хорошие знания по формированию кадровой политики. 3. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который имеет знания только о принципах и методах управления персоналом, имеет представления о 2-3 персонал-технологиях, не имеет четкого представления о нормативно-правовом обеспечении трудовых отношений. Слабо ориентируется в методике построения кадровой политики предприятия. 4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает современных персонал-технологий, не имеет представления о соответствующем правовом обеспечении трудовых отношений, допускает существенные ошибки при ответах на «наводящие» вопросы. 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА Тема 1.Управление персоналом как важнейшая сфера современного менеджмента В последнее время становится все более очевидным, что нельзя достичь стабильного предпринимательского успеха, оставаясь в рамках прежней системы управления кадрами. Необходимо кардинально изменить отношение к данной сфере управления предприятием, выработать прогрессивные подходы к управлению человеческими ресурсами, организовать широкомасштабное обучение навыкам, их использованию на практике. Управление персоналом как особая сфера профессиональной деятельности представляет собой управленческое воздействие руководителей, менеджеров и работников служб управления персоналом, направленное на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию и стимулирование к выполнению задач, стоящих перед организацией. Сущность управления персоналом заключается в том, что люди рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо размещать, развивать, мотивировать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь целей организации. Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать глобальную цель управления персоналом − формирование, развитие, реализация с наибольшей эффективностью трудового потенциала организации. Таким образом, главное, что составляет сущность управления персоналом – это системное, планомерно организованное воздействие, с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер в процессе формирования, распределения перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для эффективного использования и развития трудового потенциала работника (рабочей силы ) в целях обеспечения эффективного функционирования организации и всестороннего развития занятых в ней работников. Обобщение зарубежного и отечественного опыта позволяет сформулировать ряд требований общеметодического характера к системе управления персоналом: − при формировании системы необходимо учитывать специфические особенности как отраслевого характера, так и конкретной организации; − система должна иметь комплексный характер, т.е. включать в себя все необходимые элементы – базовую стратегию, операционные подсистемы и блок ресурсного обеспечения; − функционирование системы должно обеспечиваться на всех уровнях управления организацией (организация в целом, структурное подразделение, отдельные исполнители); -система должна обеспечивать по возможности многоплановый характер воздействия на непосредственный объект управления, т.е. включать максимально широкую номенклатуру административных, экономических, сициольно-психологических методов; − необходимым элементом системы должен выступать формализованный процесс ее внедрения, эксплуатации и последующего развития МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ . Административные методы ориентированы на осознанную необходимость соблюдения дисциплины труда, чувство долга, на стремление человека работать в определенной организации. Административные методы носят прямой характер воздействия и включают: − формирование организационных структур органов управления; − утверждение административных норм и нормативов; − подбор и расстановку кадров; − издание приказов и распоряжений; − разработку положения, должностных обязанностей, стандартов предприятия, контроль за их исполнением. Для административных методов характерно их соответствие трудовому законодательству, правовым нормам, действующим в организации, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Рассчитывать на автоматизм действия этих методов невозможно, необходимо прогнозировать и оценивать их действие. Экономические методы: − технико-экономический анализ; − технико-экономическое обоснование и планирование; − материальное стимулирование; − ценообразование; − утверждение экономических норм и нормативов. Социально-психологические методы: − социально-психологический анализ коллектива; − социальное планирование; − участие работников в управлении; − развитие коллектива; − психологическое воздействие на работников (создание социально-психологического климата); − развитие у работника инициативы и ответственности; − мотивирование работника (в том числе моральное стимулирование). Люди – важнейший ресурс любой организации. Они создают новые продукты, контролируют качество, аккумулируют и используют финансовые ресурсы. Люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. В то время как другие ресурсы ограничены, возможности и инициатива людей, человеческие ресурсы безграничны. Персонал − это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. Исследование персонала осуществляется при помощи каждого из трех групп методов. К основным характеристикам персонала как объекта управления относятся: − общий стаж; − стаж по должности; − профессиональная подготовка; − наличие научных трудов, авторских изобретений; − наличие опыта управленческой работы; − мотивация профессионального развития; − навыки работы в команде. Кроме того, персонал характеризуется: − численностью, которая зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных и управленческих процессов; − профессиональной структурой – соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, инженеров, юристов и т.д.) − квалификационной структурой – соотношение работников различного уровня квалификации (главный конструктор, ведущий, старший); − половозрастной структурой – соотношение групп персонала по полу и возрасту; − структурой персонала по уровню образования – выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки – бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее образование, среднее специальное. К понятию «управление человеческими ресурсами» экономическая наука пришла в конце 70-х годов. Термин «управление человеческими ресурсами» акцентирует внимание на стратегических аспектах принятия кадровых решений, а понятие «управление персоналом» в большей мере характеризует повседневную оперативную работу с кадрами. Следовательно, кадровая политика организации – это генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом. Тема 2. Развитие взглядов на управление персоналом Формирование науки об управлении персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки, которое произошло более 100 лет назад в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Ключевые проблемы науки об управлении относились к управлению персоналом. Теория и практика управления персоналом являлись основой управления как науки. В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, технологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики и социологии труда, трудового права, политики и ряда других наук. Видными представителями классических теорий являются: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Эрвик, М, Вебер, Г, Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. К представителям теории человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк и др.. Авторами теории человеческих ресурсов являются : А.Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др. Классические теории получили развитие в период с 1880 по 1930 г. Теории человеческих отношений стали применять с начала 1930 – х г.г. Теории человеческих ресурсов являются современными. Вся история управления персоналом как отрасли науки, которая явилась основой формирования науки об управлении, рассматривается нами как путь к самостоятельному статусу этого научного направления. Рассмотрим историю развития управления персоналом, начиная с 1900 г.- того периода, когда, по мнению исследователей, началась специализация в этой области человеческой деятельности. До этого времени функции управления персоналом были прерогативой руководителя, который до 80 % своего рабочего времени тратил на управление сотрудниками. Промышленная революция и развитие капитализма вытеснили мануфактуры и мастерские, на смену пришли фабрики с большим количеством работников, коллективным характером труда, его жесткой специализацией. Эти изменения сопровождались повышением интенсивности и эксплуатации труда, отдалением прочих работников от собственников и работодателей, обострением социальных конфликтов на предприятиях. В 1930 г.г. работа отдела кадров была сориентирована на ведение переговоров о заключении трудовых договоров, общий контроль за деятельностью в области управления персоналом на предприятиях. В 1930-1940 г.г. принимались законы, корректирующие практику управления персоналом. Принятые в эти годы законодательные акты призывали предпринимателей заключать коллективные договоры, осуждали дискриминацию членов профсоюзов. В 1950- 1960 г.г. развитие новых и модернизация старых отраслей, глубокая технологическая реконструкция производства привели к тому, что трудовые ресурсы приобрели новые качества: появилось большое число грамотных работников с новым отношением к труду, его условиям и организации трудовых процессов. В 1970-80 г.г. кадровые службы наряду с оперативными начинают заниматься перспективным, долговременным планированием трудовых ресурсов и их участием в формировании стратегического управления предприятием, что становится ключевым и необходимым. Практика управления персоналом 1990-х г.г. показывает неэффективность шаблонных решений сложных социально-экономических проблем. Инновационные подходы ук управлению персоналом способствуют реализации творческого потенциала персонала. В настоящее время службы управления персоналом крупных организаций решают сложные и многообразные задачи и представляют собой довольно крупные подразделения, включающие в свой состав 50 служащих и более. Они строят работу на основе стратегического планирования и управления, расширения гарантий занятости, мотивации и стимулирования профессионального роста и управления деловой карьерой. Исторически сложилось так, что металлургия являлась ключевой отраслью для Республики Башкортостан. Появление горных заводов стало важным событием в хозяйственной жизни Башкирии, позволило совершить качественный скачок в развитии производителных сил края. Именно в металлургии сложились исторические предпосылки для формирования первоначального опыта в национальной управленческой практике. И в целом можно сказать, что обращаясь к истории горных заводов на Южном Урале, более отчетливо начинаешь понимать роль и значение этой важной не только для Башкортостана, но и для Челябинской, Свердловской областей отрасли в развитии отечественного менеджмента. Горнозаводская предпринимательская деятельность на Южном Урале получает свое развитие благодаря указам Петра І о поддержке предпринимательской деятельности в отрасли, а также о строительстве казенных горных заводов на территории Урала. Еще в конце XVII века внимание правительства привлекли богатые месторождения железных и медных руд Урала. Глава Сибирского приказа думный дьяк А.А.Виниус, сообщая в 1697 г. царю Петру І о находке руд на Урале, просил прислать мастеров для определения их качества и подыскивания мест для строительства заводов. Правительство, нуждающееся в оружии в связи с напряженной внешнеполитической обстановкой на юге и севере страны, откликнулось незамедлительно. На Урале развернулось строительство заводов, а к горнозаводскому предпринимательству привлекли представителей купечества, тульских оружейников, местных рудознатцев, столичных аристократов и местных дворян. В 1719 г. была учреждена Государственная Берг-коллегия и издан Указ о горных привилегиях, согласно которому «…соизволяется всем и каждому дается воля, какого б чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы, сиречь: золото, медь, олово, свинец, иже, так ж и минералов, яко селитра, сера, купорос, квасцы и всяких красок потребныя земли и камения, к чему каждый толико промышленность принять может». В 1720 г. Петр І направил начальника Главного правления Сибирских и Казанских казенных заводов В.Н.Татищева на Урал для строительства казенных заводов и управления горнозаводским хозяйством края. Им был заложен город Екатеринбург, построены рудники и заводы, составлен Горный устав, созданы Сибирский Обер-бергамт, Канцелярия Главного правления Сибирских и Казанских заводов (с 1734 г., а с 1755 г. – и Оренбургских заводов), открыты первые в России горные школы. По ходатайству В.Н.Татищева из Сената была послана специальная Государственная грамота с обращением к башкирам содействовать поискам и разработке руд. Значительное число рудников находилось на вотчинных землях башкир и принадлежало им. Так, из 310 рудников при Юговских казенных заводах 234 принадлежали рудопромышленникам-башкирам. На добыче руд использовался в основном наемный труд местного населения, а со второй половины XVIII века – иногда и приписных русских крестьян. Башкиры искали и находили многие месторождения руд, знали их свойства, а также способы извлечения и применения полезных ископаемых для нужд того времени. На вывозке руд на заводы использовался гужевой транспорт, металл плавили в печах и домнах, используя древесный уголь и известняк в качестве флюса. Новый толчок развитию горного дела в крае дала Оренбургская экспедиция (1734–1744), организованная обер-секретарем Сената И.К.Кириловым с целью строительства города Оренбурга – крупного экономического и торгового центра страны. Правительственная инструкция от 18 мая 1734 г. обязывала руководителя экспедиции вести разведку металлов и минералов в Башкирии и приступить к их разработке . Принятый в 1739 г. Берг-регламент, подтвердив основные положения Берг-привелегии 1719 г. об уплате вознаграждения за обнаружение руд и праве каждого жителя заниматься горным делом, провозгласил намерение правительства передать в частные руки казенные предприятия, притом заводчикам были обещаны государственные ссуды. Поддержкой горного дела в крае было правительственное разрешение заводчикам-купцам покупать крепостных крестьян, а также приписывать к своим заводам государственных крестьян. Экспедиция провела большие картографические и геолого-поисковые работы и накопила большой материал о горных богатствах Башкирии. Подробное описание руд и минералов края было дано участником экспедиции, выдающимся русским ученым XVIII века П.И.Рычковым в его книге «Топография Оренбургской губернии». П.И.Рычков в своем литературном наследии в полной мере отражает специфику управленческой деятельности тульских оружейников, купечества, дворян и представителей других сословий, заложивших горнозаводское дело на Южном Урале. Уже в ходе продвижения экспедиции к устью реки Орь специалисты вели разведку полезных ископаемых. В одном из первых донесений в Кабинет Кирилов восторженно сообщал, что «от 445 верст до Ори реки ехали по горам… сплошь по благонадежным медным и серебряным и минеральным признакам». Кроме того, для выявления месторождений полезных ископаемых Кириллов привлек башкир, которые «рудные камни и признаки объявлять стали, а многие из платы и возкою на завод промышлять возохотились». Собранные сведения способствовали тому, что в Башкирии развернулось горнозаводское строительство. В начале 1736 г. Кирилов обратился к правительству с предложением основать 3 казенных завода. Вскоре разрешение поступило. В течение 1736 и в начале 1737 гг. по распоряжению Кирилова в 10 верстах от Табынской крепости был возведен Воскресенский медеплавильный завод, который в дальнейшем был продан на льготных условиях симбирскому купцу И.Б.Твердышеву . Твердышев сыграл выдающуюся роль в становлении горных заводов в Башкортостане. П.И.Рычков характеризует личные и деловые качества предпринимателя следующим образом: «Синбирский купец Иван Борисов сын Твердышев, человек такой, который прежде в рассуждениях о внутренней и внешней коммерции основательно был сведущ, и хотя был тогда невеликий капиталист, но по справедливым и честным его поступкам везде имел кредит довольный. Сей по совету своих друзей и по натуральной склонности к горным заводам в том 1743 г. отважился действительному тайному советнику и кавалеру Ивану Ивановичу Неплюеву, который был тогда тайным советником и оренбургским главным командиром, подать прошение, чтоб ему дозволено было оный при Кирилове заведенный бывший медный завод на том или другом месте возобновить своим коштом, обязуясь в казну заплатить по оценке деньгами за все те припасы и инструменты, которые от того прежнего заведения в Табынске на лицо явятся». Далее в «Топографии Оренбургской губернии» исследователь особо отмечает предприимчивость и экономическое мышление И.Б.Твердышева. Из купечества он был первым кто в Оренбурге снабжал казенные магазины из Казанского и Симбирского уездов, изыскивая прямые дороги. Причем поставлял товары, как пишет автор, «с убавкою цены многие тысячи рублей казенному расходу им уменьшено». Отличившись перед правительствующим сенатом среди старых и знатных заводчиков, И.Б.Твердышев получил разрешение заключить контракт с Оренбургской губернской канцелярией по развитию вышеупомянутого горного завода, в том числе по покупке башкирских земель, лесов. Статский советник И.К.Кирилов прекрасно понимал, приглашая купца И.Б.Твердышева, что в деле освоения горных заводов на территории Оренбургской губернии требуется не только предприниматель с «вышеозначенными показанными от него заслугами», но и, как бы мы сказали в настоящее время, талантливый менеджер. П.И.Рычков описывает демократический стиль управления, присущий И.Б.Твердышеву следующим образом: «По состоянию башкирского народа, который ни что столь много не уважает и не бережет, как старинные свои вотчинные земли, и отхожие, то есть лесные угодья, а наипаче пчельные бортевые промыслы, беспристрастно можно сказать, что при первом заведении горных заводов, к коим на всякие строения, тако ж на дрова и уголье, множество лесов необходимо требуется, надо бы были великая осмотрительность и всякая ласковость, справедливость и умеренность с башкирцами, дабы от них, по их дикости и легкомыслию, от новости на землях их таких заводов затруднений не было, и вновь бы беспокойства не отрыгнуло. Но помянутый Твердышев, с компанейщиком его синбирским же купцом Иваном Мясниковым и с двумя родными своими братьями, не жалея ни труда, ни иждевения, так искусно и честно поступали, что башкирцы, полюбив их, почитали всегда хозяевами, и не только никаких помешательств и препятствий ни в чем им не чинили, но и сами, узнав свойство руд, из награждения им объявлять стали; а многие из платы и возкою на завод руды промышлять возохотились». И.Б.Твердышев и его совладелец И.С.Мясников как первые в этих местах заводчики, внесшие огромный вклад в развитие горного дела России, были пожалованы императорским величеством в чин коллежского ассесора и назначены директорами. Таким образом, в эти годы первый опыт эффективной управленческой деятельности на Урале продемонстрировали такие именитые горнопромышленники, как Н.Н.Демидов, Е.Н.Демидов, И.С.Мясников, И.Б.Твердышев и др. Полагаясь лишь на свой опыт, не имея профессиональных знаний в области управления, они создавали практические основы производственного менеджмента в отрасли, разрабатывали подходы к управлению персоналом. Крупнейший российский ученый в области менеджмента профессор Э.Коротков убеждает нас в том, что «…Знание истории влияет на систему ценностей, которые в свою очередь определяют стиль менеджмента и его культуру. Образование современного менеджера немыслимо без знания истории как самой практики, так и науки менеджмента». Тема 3. Планирование кадров и набор персонала Планирование персонала в первую очередь зависит от структурных решений, т.к. на этой стадии управленческих решений можно формировать потребность фирмы в персонале. Структурные решения можно разделить по характеру оказываемых на потребность фирмы в персонале воздействий на:
Это такие решения: − изменение функций подразделений; − реорганизация подразделений фирмы (их образование, закрытие, объединение или разделение).
Это: − отсечение неэффективных видов деятельности − расширение или сокращение контрактных отношений (заказы на сторону). Определение потребности в персонале. Планирование персонала является сферой внутрифирменного планирования, в ходе которого оценивается потребность фирмы в персонале и определяются мероприятия по ее покрытию. Работа по планированию персонала включает: − оценку наличного персонала по качественным и количественным характеристикам − расчет текущей и перспективной потребности в персонале − разработку программы мероприятий по покрытию потребности в персонале: наем, обучение, продвижение и увольнение работников. Оценка наличных ресурсов ориентирована на анализ содержания выполняемых в организации работ, позволяющий определить квалификационные требования к разным профессиональным группам работников и степень их соответствия целям фирмы. В результате анализа определяется укомплектованность фирмы работниками (их нехватка или избыток) и делается расчет текущей потребности в них или сокращения их численности. Расчет перспективной потребности в персонале является более сложной задачей, т.к. носит прогнозный характер и ориентирован на возможные изменения деятельности фирмы. В ходе этой работы анализируются показатели и причины возможного оттока персонала. Последний этап планирования – мероприятия по найму, подготовке, продвижению и увольнению работников, исходя из рассчитанной на предыдущих этапах планирования потребности в них. Баланс персонала. На советских предприятиях результатом работы по планированию персонала была разработка его баланса. Баланс персонала представлял собой инструмент среднесрочного (начиная с годового) и долгосрочного (перспективного) планирования, с помощью которого решались вопросы комплектования. Баланс мог разрабатываться как сводный – по всему предприятию, так и по отдельным подразделениям, профессиям и профессиональным группам. Разработка баланса включала следующие показатели: − оценку наличной численности работников той или иной профессиональной группы, того или иного подразделения; − оценку дополнительной потребности; − определение источников покрытия дополнительной потребности в работниках (за счет найма, продвижения, по договору с учебными заведениями); − определение способов сохранения численности работников. Подбор и отбор персонала При найме работников фирме приходиться решать ряд задач. Кчислу основных относятся: -учет внешних и внутрифирменных факторов, влияющих на процедуру найма; -поиск источников замещения вакансий; -выбор путей поиска кандидатур; -учет влияния правовой среды. 1.Вакансии на предприятии могут появляться по двум причинам: Внешним и внутрифирменным. Внешние причины: -конъюнктура рынка труда; -колебания спроса и предложения рабочей силы; -политико-экономические причины. Внутрифирменные причины: -продвижение по службе и кадровые перемещения; -ротация (люди в пределах одного и того же предприятия поочередно пребывают в какой-либо должности); -замена сотрудников в связи с уходом на пенсию, призывом в армию, по болезни; -всевозможные конкурсы; -расширение номенклатуры. 2.Для решения задачи поиска кадров предприятием могут быть использо- ванны следующие источники: -биржи труда; -центры трудоустройства; -школы, колледжи, университеты; -частные агенства; -родственные предприятия; -самопроявившиеся кандидаты и др. Практическое занятие
|
Учебно-методический комплекс дисциплины информационные технологии... Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от... |
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и практика прикладных... Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от... |
||
Управление персоналом Управление персоналом: спецпрактикум / Сост. С. В. Аржанухин. – Екатеринбург: Урагс, 2006. – 124 с |
Учебно-методический комплекс дисциплины психология и педагогика Специальность... Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от... |
||
Типовая структура и методические рекомендации Методические указания по подготовке и защите выпускных квалификационных работ по направлению 38. 03. 03 (080400. 62) Управление персоналом... |
Типовая структура и методические рекомендации Методические указания по подготовке и защите выпускных квалификационных работ по направлению 38. 03. 03 (080400. 62) Управление персоналом... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины трудовые ресурсы Дальнего... Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от... |
Учебно-методический комплекс дисциплины теория и практика кадровой... Управление персоналом (квалификация (степень) «магистр»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... |
||
Пензенское училище культуры и искусств комиссия дисциплин социально-досугового цикла Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способного многократно повысить ее эффективность,... |
1. 1 Управление персоналом в системе современного менеджмента 4 Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами 12 |
||
Программа государственного экзамена по направлению подготовки: 080400 «управление персоналом» Итоговая государственная аттестация выпускников рггу по направлению 080400 – «Управление персоналом» (магистратура), профиль подготовки... |
Вопросы к экзамену мдк 05. 01 «Управление персоналом» Содержание, задачи дисциплины «Управления персоналом», основные понятия, связь с другими науками |
||
Рабочая программа Производственной практики Для специальности 080505. 65 «Управление персоналом» Федеральным законом №273-фз от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-фз) и требованиями... |
Вопросы к экзамену мдк 05. 01 «Управление персоналом» Вопросы к экзамену мдк 05. 01 «Управление персоналом» по специальности 101101 Гостиничный сервис |
||
Светлана Николаевна Кучеренко Образование Обучение по программе дополнительного профессионального обучения «Управление персоналом», в мае 2014 получение государственного диплома... |
Техническое задание на внедрение программного продукта «1С: Предприятие... В настоящем документе сформулированы требования по технической реализации бизнес-процессов по управлению персоналом и учету заработной... |
Поиск |