Вопросы к экзамену МДК 05.01 «Управление персоналом»
Преподаватель Таборидзе Л.В.
|
1.
|
Содержание, задачи дисциплины «Управления персоналом», основные понятия, связь с другими науками
|
2.
|
Организация как открытая система.
Элементы организации
|
3.
|
Персонал в гостиничном бизнесе.
Классификация персонала. Основные требования к персоналу.
|
4.
|
Основные принципы управления персоналом
|
5.
|
Основные стили и методы управления персоналом
|
6.
|
Цели и задачи организации работы персонала гостиничного предприятия
|
7
|
Основные функции и задачи службы управления персоналом
|
8
|
Сущность, содержание, типы кадровой политики
|
9
|
Методика определения потребности в трудовых ресурсах (планирование и расчет численности)
|
10
|
Стратегическое управление персоналом
|
11
|
Источники и способы привлечения персонала и их оценка
|
12
|
Сущность основных методов отбора и найма персонала в гостиницу
|
13
|
Алгоритм отбора персонала на вакантную должность
|
14
|
Диагностика профессиональной пригодности работника
|
15.
|
Регламентация управления персоналом(положение о подразделениях, должностная инструкция, , трудовой договор)
|
16.
|
Роль корпоративной культуры в организации работы персонала в гостинице
|
17
|
Содержание процесса адаптации персонала в гостинице
|
18
|
Основные виды, этапы адаптации личности в коллективе
|
19
|
Профессиональная ориентация новых сотрудников
|
20
|
Основные формы обучения персонала в гостинице
|
21
|
Основные методы обучения персонала
|
22
|
Управление карьерой. Специфика построения карьеры в гостиничном бизнесе
|
23
|
Основные методы оценки персонала
|
24
|
Понятие, алгоритм, виды аттестации персонала гостиницы
|
25
|
Порядок подготовки и проведения аттестации персонала
|
26
|
Управление трудовой мотивацией
|
27
|
Увольнение персонала
|
28
|
Конфликт как процесс. Сущность и типы конфликтов
|
29
|
Принципы и методы управления конфликтными ситуациями
|
30
|
Текучесть кадров, оценка и меры по снижению ее уровня
|
№
|
Ситуационные задачи к экзамену
МДК 05.01 «Управление персоналом»
Преподаватель Таборидзе Л.В.
|
1
|
Исходные данные
Между двумя вашими подчиненными (коллегами) возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию.
Постановка задачи
Выберите и обоснуйте свой вариант поведения в этой ситуации:
а)порекомендовать пресечь конфликт на работе, а конфликтные взаимоотношения разрешить в неслужебное время,
б)попросить разобраться в конфликте специалистов лаборатории социологических исследований или другого подразделения службы управления персоналом, чьей функцией это является;
в)лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обеих сторон способ примирения;
г)выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.
Обоснуйте.
|
2
|
Исходные данные
Подчиненный (коллега) игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.
Постановка задачи
Как вы будете поступать с этим подчиненным (коллегой) в дальнейшем:
а) разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применить обычные административные меры наказания;
б) в интересах дела постараться вызвать его на откровенный разговор, попытаться найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт;
в) обратиться к коллективу — пусть обратят внимание на его неправильное поведение и применить меры общественного воздействия;
г) попытаться разобраться в том, не делаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным (коллегой), потом решить, как поступить.
Обоснуйте.
|
3
|
Исходные данные
В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения нового стиля руководства, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.
Постановка задачи
Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе:
а) установить контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на противников силой своего
примера и примера других;
б) попытаться разубедить и привлечь на свою сторону приверженцев прежнего стиля работы, противников новаций, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии;
в) выбрать наиболее авторитетных членов трудового коллектива, поручить им разобраться и предложить меры по нормализации обстановки, опираясь на поддержку администрации, профсоюза и т.д.;
г) изучить перспективы развития коллектива, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной трудовой деятельности, опираясь на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.
Обоснуйте.
|
4
|
Исходные данные
Вас недавно назначили руководителем трудового коллектива,
в котором вы несколько лет работали рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.
Постановка задачи
Как вы начнете беседу при встрече:
а) независимо от своего опоздания сразу же потребуете его объяснений опозданий на работу;
б) извинитесь перед ним и начнете беседу;
в) поздороваетесь, объясните причину своего опоздания и спросите его: «Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и вы?»;
г) отмените беседу и перенесете ее на другое время.
Обоснуйте.
|
5
|
Исходные данные
Вы — руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь
его отремонтировать, получил травмы. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать.
Постановка задачи
Как вы ответите на звонок:
а) «Действуйте согласно инструкции. Прочитайте ее, она лежит у меня на столе, и сделайте все, что требуется»;
б) «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся»;
в) «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь»;
г) «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо — вызовите врача».
Обоснуйте.
|
6
|
Исходные данные
Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения вам понравилась больше всего.Обоснуйте.
Постановка задачи
Какая и почему:
а) первый: «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности»;
б) второй: «Все это мелочи. Главное в оценке людей — это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено»;
в) третий: «Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его»;
г) четвертый: «Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».
Обоснуйте.
|
7
|
Исходные данные
Вы - начальник цеха (отдела). После реорганизации вам необходимо срочно перекомплектовать несколько бригад (бюро) согласно своему штатному расписанию.
Постановка задачи
По какому пути вы пойдете и почему(обоснуйте):
а) возьметесь за дело сами, изучите все списки и личные дела работников цеха (отдела), предложите свой проект на собрании коллектива;
б) предложите решать этот вопрос отделу кадров. Ведь это их работа;
в) во избежание конфликтов предложите высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам, создадите комиссию по комплектованию новых бригад (бюро);
г) сначала определите, кто будет возглавлять новые бригады (бюро) и участки, затем поручите этим людям подать свои предложения по составу бригад (бюро).
Обоснуйте.
|
8
|
Исходные данные
Вы недавно начали работать начальником с отдела в крупной промышленной организации, придя на эту должность из другой организации. Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва целых два часа. Идя по коридору, вы видите трех работников вашего отдела, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы видите ту же картину.
Постановка задачи
Как вы себя поведете:
а) остановитесь, дадите понять рабочим (работникам), что вы новый начальник цеха (отдела). Вскользь заметите, что беседа их затянулась и пора браться за дело;
б) спросите, кто их непосредственный начальник. Вызовите его к себе в кабинет;
в) сначала поинтересуетесь, о чем идет разговор. Затем представитесь и спросите, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложите пройти в цех (отдел) на рабочее место;
г) прежде всего представитесь, поинтересуетесь, как обстоят дела в их бригаде (бюро), как загружены работой, что мешает работать. Возьмете этих рабочих (работников) на заметку.
Обоснуйте ваши действия.
|
9
|
Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением срочной работы. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными. Выберите наиболее приемлемый вариант решения и обоснуйте:
A. Строго придерживаться субординации, не оспаривая решения начальника, предложить подчиненному отложить выполнение текущей работы.
Б. Проигнорировать распоряжение начальника, предложить подчиненному продолжить работу.
B. Выразить свое несогласие с решением начальника предупредить его о том, что впредь в таких случаях будете менять его задания, порученные вашему подчиненному без вашего согласия.
|
10
|
Неожиданно для всего коллектива вас назначают руководителем крупного отдела, хотя все ожидали назначения другого человека, являющегося неформальным лидером. В коллективе накалилась обстановка. Обоснуйте Ваши действия:
A. Выяснить, кто из сотрудников является против вашей кандидатуры. Сухо и официально вызвать их на беседу тоном, не терпящим возражений, изложить условия их дальнейшей работы на своем месте. В случае противодействия принимать самые жесткие административные меры.
Б. Постараться найти общий язык с коллективом стимулировать его положительные эмоции (например, устрой поездку за город, где в непринужденной обстановке обсуди положение в коллективе и постараться привлечь сотрудников на свою сторону).
B. Привлекать коллектив к формулировке целей и выработке решений, при первой возможности продвигать подчиненных служебной лестнице, чаще проводить совещания в коллективе делегировать подчиненным дополнительные полномочия.
Г. Пустить ситуацию на самотек, не принимать близко сердцу все выпады и уколы несогласных, сохранять уверенность надеяться, что обстановка нормализуется сама собой.
|
11
|
Сотрудник вашего подразделения допустил халатность: не внес в информацию, направленную в вышестоящий орган госслужбы уточненные данные. Действия руководителя:
A. Посочувствовать работнику, пустив разрешение ситуацию на самотек.
Б. Потребовав письменного объяснения, провести жесткий разговор, припомнив прежние ошибки подчиненного.
B. Вынести факт на обсуждение коллектива, предложить принять коллективное решение.
Г. Приложить к объяснительной записке докладную на имя руководителя организации с предложением о наказании.
Обоснуйте свой ответ.
|
12
|
Составь резюме для поступления на работу в известный отель
|
13
|
Составьте вопросы и проведите собеседование по приеме на работу на вакансию горничной
|
14
|
Составьте рекламное объявление о вакантной должности менеджера службы приема и размещения, которое могло бы привлечь специалиста по отбору кадров в крупную гостиницу
|
15
|
Составьте должностную инструкцию горничной
|
16
|
Предложите основные пути повышения эффективности управления персоналом в условиях расширения бизнеса
|
17
|
Разработайте программу по адаптации новых сотрудников (горничных) (до 7 мероприятий)
|
18
|
Разработайте программу обучения новых сотрудников с использованием активных форм(до 7 мероприятий)
№
|
Наименование мероприятия
|
Сроки
|
Ответственный
|
Результаты
|
|
|
|
|
|
|
19
|
Предложите и обоснуйте методы оценки персонала на новую должность
|
20
|
В вашей гостинице существует только материальное стимулирование труда. Предложите другие способы мотивации. (Не менее 5)
|
21
|
Разработайте программу по Планированию и подготовке резерва руководителей
№
|
Наименование мероприятия
|
Сроки
|
Ответственный
|
Результаты
|
|
|
|
|
|
|
22
|
Составьте профессиокарту ( карта компетентности) для администратора гостиницы
|
23
|
Составьте перечень сведений, которые менеджер по персоналу сообщает новичку на рабочем месте
|
24
|
1. Прочтите предложенную программу (Приложение1)
2. Напишите перечень лиц на кого рассчитана данная программа.
3. Предложите микротемы для 2,3 5 раздела.
(Приложение1)
Программа курса повышения квалификации
Инструменты конкурентоспособности услуг гостеприимства.
1. Управленческая структура современной гостиницы, санатория, базы отдыха, пансионата.
2. Служба бронирования, приема и размещения как визитная карточка предприятия сферы гостеприимства
3. Обслуживание гостей во время проживания.
4. Особенности организации обслуживания VIP-гостей.
5. Привлечение и выстраивание долгосрочных отношений с гостями отеля.
6. Самоменеджмент, управление собственным состоянием
7. Современное оснащение предприятий сферы гостеприимства.
|
25
|
1. Прочтите предложенную программу (Приложение1)
2. Предложите микротемы для 4,6,7 раздела.
(Приложение1)
Программа курса повышения квалификации
Инструменты конкурентоспособности услуг гостеприимства.
1. Управленческая структура современной гостиницы, санатория, базы отдыха, пансионата.
2. Служба бронирования, приема и размещения как визитная карточка предприятия сферы гостеприимства
3. Обслуживание гостей во время проживания.
4. Особенности организации обслуживания VIP-гостей.
5. Привлечение и выстраивание долгосрочных отношений с гостями отеля.
6. Самоменеджмент, управление собственным состоянием
7. Современное оснащение предприятий сферы гостеприимства.
|
26
|
Предложите косвенные методы оценки эффективности программ обучения персонала
Программа курса повышения квалификации
Инструменты конкурентоспособности услуг гостеприимства.
1. Управленческая структура современной гостиницы, санатория, базы отдыха, пансионата.
2. Служба бронирования, приема и размещения как визитная карточка предприятия сферы гостеприимства
3. Обслуживание гостей во время проживания.
4. Особенности организации обслуживания VIP-гостей.
5. Привлечение и выстраивание долгосрочных отношений с гостями отеля.
6. Самоменеджмент, управление собственным состоянием
7. Современное оснащение предприятий сферы гостеприимства.
|
27
|
Предложите перечень мероприятий по совершенствованию организации труда, обеспечение взаимодействия между администрацией и персоналом
|
28
|
Составить организационную структуру отеля (5 звезд)
|
29
|
Предложите дополнительные мероприятия по формированию корпоративной культуры для гостиницы, в которой проходили практику
|
30
|
Вы-руководитель крупной компании, как вы отнесетесь к тому, что резюме одного из претендентов на должность начальника отдела кадров в разделе «Опыт работы» содержит огромную информацию о различных местах работы данного специалиста (при чем не более полугода на одном месте).
|
|