Пояснительная записка
В настоящее время российская промышленность испытывает острый недостаток специалистов технического профиля. Поэтому очень актуальным является поиск ребят, имеющих склонность к технике и развитие их способностей.
Современную жизнь невозможно представить без автомобильной техники. Карт – небольшой спортивный (гоночный) автомобиль, несложный по устройству, простой в управлении. Спортивно-технический клуб «Вираж» уже 25 лет учит мальчишек и девчонок быть с автомобилем на «ты» и дал «путёвку в жизнь» не одному десятку юношей и девушек.
Детское объединение по программе «Универсал 2» является структурным подразделением клуба «Вираж» и соблюдает все традиции клуба. На занятиях в объединении у кружковцев формируется и развивается познавательный интерес к технике, активное творческое мышление, конструкторские способности, формируются трудовые умения и навыки, воспитывается культура и эстетика труда, осуществляется профессиональная ориентация, воспитываются эмоционально-волевые качества спортсмена-водителя.
Программа «Универсал 2» предназначена для детей, прошедших предварительное обучение по программе «Картинг», обладающих определённой предметной компетентностью по профилю деятельности, устойчивой потребностью к самосовершенствованию и саморазвитию, достижению высоких спортивных результатов.
Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет возможность непрерывного дополнительного образования для детей, являющихся «выпускниками» предыдущего уровня обучения в клубе «Вираж» по программе «Картинг» годичного образовательного цикла, но не достигших возраста поступления в техникум или колледж. Данная программа позволит им продолжить занятия по выбранному профилю, определиться с выбором будущей профессии. Основной акцент в программе делается на самостоятельную практическую деятельность, способствующую допрофессиональной подготовке обучающихся. Знание материальной части карта, полученные на занятиях, навыки вождения помогут ребятам в будущем уверенно получить квалификацию водителя категорий «А» и «В».
СТК «Вираж» - единственный клуб в Эжвинском районе г. Сыктывкара, который предоставляет услуги по данному профилю. Для реализации программы в клубе созданы необходимые условия. Есть боксы для обслуживания техники, необходимое станочное оборудование, ручной инструмент. Для проведения тренировок при клубе создан картодром.
Многолетняя работа клуба позволяет сделать выводы о том, что лучшие результаты даёт работа с группами, включающими в себя ребят разного возраста. В таких группах старшие кружковцы становятся наставниками для младших, их старшими товарищами, такое отношение к младшим сохранится у ребят и после того как они покинут стены клуба, в противовес принципам «дедовщины», укоренившимся в обществе. Кроме того, обучая младших и «новеньких», кружковцы сами гораздо лучше усваивают знания. Неоценимый опыт общения получают ребята в ситуации, когда младший по возрасту, но более опытный кружковец обучает старшего в атмосфере, не предполагающей какого-либо унижения или насмешки.
Непосредственной реализацией программы в клубе занят опытный педагог со стажем работы более 25 лет и имеющий высшую квалификационную категорию. У клуба есть многолетние дружеские связи с различными организациями и учреждениями, оказывающими материально-техническую помощь. Работа ведётся в тесном взаимодействии с детскими объединениями сходной направленности: кружки мотто-картинга при РЦДО, при центрах дополнительного образования в с. Визинга, пгт. Нижний Одес и др..
Созданные условия помогут ребёнку, имеющему склонность к технике и техническим видам спорта развивать свои способности, а к моменту окончания школы определиться с выбором профессии. Ребята, у которых окончание обучения в клубе совпадает с окончанием школы, могут продолжить обучение в высших и средне-специальных учебных заведениях технического профиля. Кроме того, техническая подготовка, полученная в клубе позволяет человеку чувствовать себя уверенно в современном мире, где буквально на каждом шагу мы встречаемся с техническими устройствами.
Программа является модифицированной, составлена на основе типовой программы по техническому творчеству «Кружок автоконструкторов-картингистов», опубликованной в сборнике «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» М. «Просвещение» 1988г.:
Цели и задачи
Цели:
- формирование устойчивого интереса к технике;
- совершенствование спортивного мастерства;
- профессиональное самоопределение учащихся;
Задачи:
- сформировать потребность в самообразовании;
- создать поле деятельности для развития способностей ученика и роста его спортивного мастерства;
- сформировать актив клуба, развить навыки самоуправления;
- познакомить со спектром профессий спортивно-технического профиля.
Организационно-педагогические основы обучения
Выполнение программы рассчитано на один год. - Возрастная категория обучающихся преимущественно 12-16 лет – дети, прошедшие предварительную подготовку по программе «Картинг».
Организационные условия:
Основная форма занятий – по подгруппам.
Количество детей в группе - 10 человек
Группа разбивается на 2 подгруппы по 5 человек для проведения практических занятий и вождения. Занятия по вождению в каждой подгруппе проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, практические занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Учебная нагрузка педагога часов - 8 часов в неделю.
Учебная нагрузка обучающихся - 4 часа в неделю.
Набор детей в группы – свободный, при наличии медицинской справки.
Группы разновозрастные.
Характеристика программы:
Тип программы – дополнительная.
Вид программы – модифицированная.
Направленность программы – спортивно-техническая.
Классификация:
По признаку – обще-профессиональная, обще-развивающая.
По цели обучения – профессионально-прикладная, спортивно-оздоровительная.
По возрасту – разновозрастная.
По масштабу действия – учрежденческая.
По срокам реализации – 1 год.
Прогнозируемые результаты
Окончив курс обучения по программе, учащиеся будут знать:
- устройство мотоцикла и карта, их отдельных узлов и агрегатов;
-ПДД и основы БД;
-правила соревнований;
-ТБ по работе с инструментами и спортивной техникой.
Окончив курс обучения по программе, учащиеся будут уметь:
-пользоваться слесарным и электроинструментом;
-готовить спортивную технику к заездам и участию в соревнованиях;
-осуществлять технический осмотр, техническое обслуживание и несложный ремонт техники.
Окончив курс обучения по программе, учащиеся будут обладать навыками:
-тактичного и уважительного общения со взрослыми и сверстниками;
-вождения спортивного мотоцикла и карта;
-участия в спортивных соревнованиях районного, городского и республиканского уровня.
Учебно-тематический план
№
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Всего
|
Практика
|
Вждение
|
1
|
Вводное организационное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
Цели и задачи объединения, обязанности обучающихся.
|
2
|
2
|
|
2
|
Общее устройство карта класса «Хонда 5,5».
Устройство шасси.
Устройство двигателя.
Устройство тормозов.
Тематический контроль.
|
8
2
|
4
1
|
4
1
|
3
|
Общее устройство карта класса «Хонда 6,5».
Устройство шасси.
Устройство двигателя.
Устройство тормозов.
Тематический контроль.
|
18
2
|
9
1
|
9
1
|
4
|
Общее устройство карта класса «Хонда 9,0».
Устройство шасси карта класса «Хонда 9,0».
Устройство двигателя карта класса «Хонда 9,0».
Устройство тормозов карта класса «Хонда 9,0».
Тематический контроль.
|
14
2
|
7
1
|
7
1
|
5
|
Особенности устройства карта класса «Хонда-зима».
Особенности устройства двигателя карта класса «Хонда-зима».
Особенности устройства рамы карта класса «Хонда-зима».
Особенности устройства тормозов карта класса «Хонда-зима».
Особенности устройства питания карта класса «Хонда-зима».
Промежуточный педагогический контроль.
|
16
2
|
8
1
|
8
1
|
6
|
Общее устройство спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». Особенности устройства рамы спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». Особенности устройства тормозов спортивного автомобиля «Карт-багги-зима».
Особенности устройства питания спортивного автомобиля «Карт-багги-зима».
Тематический контроль.
|
10
2
|
5
1
|
5
1
|
7
|
Общее устройство карта класса «Пионер-кадет-зима».
Особенности устройства двигателя карта класса «Пионер-кадет-зима». Особенности устройства рамы карта класса «Пионер-кадет-зима».
Особенности устройства тормозов карта класса «Пионер-кадет-зима».
Особенности устройства питания карта класса «Пионер-кадет-зима».
Тематический контроль.
|
14
2
|
7
1
|
7
1
|
8
|
Общее устройство карта класса «Союзный». Устройство шасси карта класса «Союзный».
Устройство двигателя карта класса «Союзный».
Устройство тормозов карта класса «Союзный».
Устройство системы питания карта класса «Союзный».
Тематический контроль.
|
14
2
|
7
1
|
7
1
|
9
|
Общее устройство карта класса «Ракет 60-80».
Устройство шасси карта класса «Ракет 60-80».
Устройство двигателя карта класса «Ракет 60-80». Устройство тормозов карта класса «Ракет 60-80». Устройство системы питания карта класса «Ракет 60-80».
Тематический контроль.
|
16
2
|
8
1
|
8
1
|
10
|
Общее устройство карта класса «Ракет-120».
Устройство шасси карта класса «Ракет-120».
Устройство тормозов карта класса «Ракет-120».
Устройство системы питания карта класса «Ракет-120».
Итоговый педагогический контроль.
|
14
2
|
7
1
|
7
1
|
|
ИТОГО:
|
144
|
72
|
72
|
Содержание разделов и тем программы
1
|
Вводное организационное занятие (2 часа, практическое занятие)
Инструктаж по технике безопасности.
Цели и задачи объединения, обязанности учащихся. Противопожарная безопасность. Охрана труда. Техника безопасности при работе с электрооборудованием. Оказание первой медицинской помощи. Экскурсия по спортивно-техническому клубу «Вираж» (СТК «Вираж»). Ознакомление с оборудованием.
|
2
|
Общее устройство карта класса «Хонда 5,5» (практика 4 часа, вождение 4 часа)
Устройство шасси.
Практика: Общее устройство рамы. Управляемость. Прочность.
Вождение: трогание и движение по прямой со скоростью 10 км/ч.
Устройство двигателя.
Практика: Основные параметры двигателя. Отношение объема двигателя к мощности.
Вождение: Трогание и движение по прямой со скоростью 15 км/ч.
Устройство тормозов.
Практика: Детали тормозной системы. Устройство главного тормозного цилиндра.
Вождение: Трогание и движение по прямой со скоростью 20 км/ч.
Трогание и движение по прямой со скоростью 25 км/ч.
Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час)
Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Хонда 5,5 ».
|
3
|
Общее устройство карта класса «Хонда 6,5» (практика 9 час., вождение 9 час.)
Устройство шасси.
Практика: Общее устройство рамы. Управляемость. Прочность. Техническое обслуживание и устройство передних и задних колес.Детали системы управления. Допустимый размер люфта. Обслуживание системы управления – смазка.
Вождение: Трогание и движение по прямой со скоростью 10 км/ч. Трогание и движение по прямой со скоростью 15 км/ч. Трогание и движение по прямой со скоростью 20 км/ч.
Устройство двигателя.
Практика: Основные технические характеристики двигателя. Отношение объема двигателя к мощности.Устройство и обслуживание двигателя.
Вождение: Трогание и движение по прямой со скоростью 25 км/ч. Трогание и движение по прямой со скоростью 30 км/ч. Трогание и движение по прямой с скоростью 35 км/ч.
Устройство тормозов.
Практика: Детали тормозной системы. Устройство главного тормозного цилиндра.
Устройство рабочего тормозного цилиндра. Регулировка системы тормозов.
Вождение: Трогание и движение по подъемам и спускам. Трогание и движение по прямой со скоростью 50 км/ч. Отработка выхода из заноса при подъеме. Отработка выхода из заноса при спуске.
Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час)
Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Хонда 6,5 ».
|
4
|
Общее устройство карта класса «Хонда 9,0». (практика 7 час., вождение 7 час.)
Устройство шасси карта класса «Хонда 9,0».
Практика: Контроль и обслуживание оболочки безопасности карта. Контроль, обслуживание и регулировка силовой передачи карта.
Вождение: Трогание и движение по грязевой поверхности дороги со скоростью 10-15 км/ч.
Трогание и движение по грязевой поверхности дороги со скоростью 20-25 км/ч.
Устройство двигателя карта класса «Хонда 9,0».
Практика: Контроль и обслуживание системы смазки двигателя. Контроль и обслуживание системы смазки муфты сцепления. Контроль и обслуживание системы очистки воздуха.
Вождение: Трогание и движение по различным траекториям со скоростью 40 км/ч.
Трогание и движение по различным траекториям со скоростью 45 км/ч. Отработка движения по трассе с соперником.
Устройство тормозов карта класса «Хонда 9,0».
Практика: Контроль, регулировка и обслуживание механического привода тормозов.
Контроль и технология замены изнашиваемых деталей.
Вождение: Трогание и движение по прямой со скоростью 55 км/ч. Трогание и движение по прямой с максимальной скоростью.
Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час)
Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Хонда 9,0 ».
|
5
|
Особенности устройства карта класса «Хонда-зима». (практика 8 час., вождение 8 час.)
Особенности устройства двигателя карта класса «Хонда-зима».
Практика: Особенности эксплуатации двигателя при пониженных температурах.
Особенности контроля и обслуживания системы смазки двигателя и муфты сцепления.
Вождение: Выработка навыков трогания и движения по рыхлой поверхности дороги.
Разворот на месте при помощи ручного тормоза.
Особенности устройства рамы карта класса «Хонда-зима».
Практика:Особенности конструкции зимней рамы. Разновидности и применение зимних шин
Вождение: Выработка навыков трогания и движения по ледяной поверхности дороги.
Заезд в ворота на задней передаче.
Особенности устройства тормозов карта класса «Хонда-зима».
Практика: Способы контроля и устранения неисправностей тормозной системы. Настройка тормозов для вождения карта в зимний период.
Вождение: Выработка навыков трогания и движения по ледяной поверхности дороги.
Отработка движения по трассе с соперником.
Особенности устройства питания карта класса «Хонда-зима».
Практика: Состав топливной смеси, используемой для вождения карта при низких температурах. Особенности устройства фильтра для очистки воздуха в зимний период.
Вождение: Переезд и остановка на эстакаде. Переезд через трамплин. Трогание и движение по прямой с максимальной скоростью.
Промежуточный педагогический контроль (практика 1 час, вождение 1 час.)
Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Хонда-зима».
|
6
|
Общее устройство спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». (практика 5 час., вождение 5 час.)
Особенности устройства рамы спортивного автомобиля «Карт-багги-зима».
Практика: Устройство и назначение и эксплуатация каркаса безопасности спортивного автомобиля «Карт-багги-зима». Отработка способов безопасной посадки и высадки из спортивного автомобиля «Карт-багги-зима», в том числе, при опрокидывании на бок.
Вождение: Выход из заноса. Торможение без блокировки колес.
Проезд в узкие ворота на скорости. Отработка действий при опрокидывании.
Особенности устройства тормозов спортивного автомобиля «Карт-багги-зима».
Практика: Выработка приемов торможения с применением объемной картинг-шины.
Вождение: Разворот на месте при помощи ручного тормоза.
Особенности устройства питания спортивного автомобиля «Карт-багги-зима».
Практика: Состав топливной смеси, используемой в зимнее время, в том числе, для увеличения мощностных характеристик двигателя. Реконструкция механического привода системы питания для эксплуатации на спортивных режимах.
Вождение: Максимальное ускорение по прямой. Движение по рыхлой поверхности со скоростью 30 км/ч.
Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час.)
Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения спортивного автомобиля «Карт-багги-зима».
|
7
|
Общее устройство карта класса «Пионер-кадет-зима». (практика 7 час., вождение 7 час.)
Особенности устройства двигателя карта класса «Пионер-кадет-зима».
Практика: Особенности эксплуатации трехступенчатой коробки передач (ТКП). Правила, применяемы при работе со сцеплением.
Вождение: Движение по рыхлой поверхности со скоростью 40 км/ч. Отработка действий при заносе на рыхлой поверхности.
Особенности устройства рамы карта класса «Пионер-кадет-зима».
Практика: Увеличение дорожного просвета (клиренса) зимней рамы. Способы, назначение.
Устройство деталей и регулировка развал-схождения колес.
Вождение: Движение по рыхлой поверхности со скоростью 50 км/ч. Замена колеса на время.
Особенности устройства тормозов карта класса «Пионер-кадет-зима».
Практика: Контроль исправности, способы регулировки и применения гидравлических дисковых тормозов на трассах с нетвердым покрытием.
Вождение: Движение по рыхлой поверхности с максимальной скоростью.
Особенности устройства питания карта класса «Пионер-кадет-зима».
Практика: Составляющие компоненты рабочей смеси для двухтактных двигателей.
Устройство, анализ исправности, устранение неполадок и эксплуатация системы питания при использовании в спорте.
Вождение: Движение по рыхлой поверхности с максимальной скоростью. Движение «змейкой» на задней передаче.
Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час.)
Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Пионер-кадет-зима».
|
8
|
Общее устройство карта класса «Союзный». (практика 7 час., вождение 7 час.) Устройство шасси карта класса «Союзный».
Практика: Увеличение дорожного просвета (клиренса) зимней рамы. Способы, назначение.
Устройство деталей и регулировка развал-схождения колес.
Вождение: Заезд в ворота на задней передаче. Переезд и остановка на эстакаде.
Устройство двигателя карта класса «Союзный».
Практика: Особенности эксплуатации четырехступенчатой коробки передач (ЧКП).
Правила, применяемы при работе со сцеплением.
Вождение: Переезд через трамплин. Движение по твердой поверхности. Проезд в узкие ворота на скорости. Отработка действий при опрокидывании.
Устройство тормозов карта класса «Союзный».
Практика: Контроль исправности, способы регулировки и применения механических барабанных тормозов на трассах с нетвердым покрытием.
Вождение: Движение по рыхлой поверхности с максимальной скоростью.
Устройство системы питания карта класса «Союзный».
Практика: Составляющие компоненты рабочей смеси для двухтактных двигателей.
Устройство, анализ исправности, устранение неполадок и эксплуатация системы питания при использовании в спорте.
Вождение: Движение по рыхлой поверхности с максимальной скоростью. Отработка движения по трассе с соперником.
Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час.)
Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Союзный».
|
9
|
Общее устройство карта класса «Ракет 60-80». (практика 8 час., вождение 8 час.)
Устройство шасси карта класса «Ракет 60-80».
Практика: Особенности устройства задней передачи.
Вождение: Движение по поверхности с водными преградами. Движение по поверхности с водными преградами.Подбор и регулировка передаточного отношения.
Устройство двигателя карта класса «Ракет 60-80».
Практика: Устройство и особенности эксплуатации муфты сцепления. Способы запуска двигателя. Регулировки мощностных характеристик и холостого хода.
Вождение: Движение по бездорожью. Приемы выезда при пробуксовке.
Устройство тормозов карта класса «Ракет 60-80».
Практика: Контроль исправности, способы регулировки и принципы маневрирования без тормозов на трасах с нетвердым покрытием. Навыки по разборке, сборке и замене изношенных деталей.
Вождение: Движение по бездорожью. Разворот на месте при помощи ручного тормоза.
Устройство системы питания карта класса «Ракет 60-80».
Практика: Ремонт и обслуживание карбюратора двигателя импортного производства малого объема. Устройство системы тонкой очистки топлива для двухтактного двигателя импортного производства малого объема.
Вождение: Движение по бездорожью. Приемы выезда при пробуксовке.
Тематический контроль (практика 1 час, вождение 1 час.)
Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Ракет 60-80».
|
10
|
Общее устройство карта класса «Ракет-120». (практика 7 час., вождение 7 час.)
Устройство шасси карта класса «Ракет-120».
Практика: Особенности устройства силовой передачи.Подбор передаточного отношения относительно изменяющихся условий трассы.
Вождение: Трогание и движение по различным траекториям со скоростью 40 км/ч.
Временная замена колеса.
Устройство тормозов карта класса «Ракет-120».
Практика: Регулирование деталей дисковой тормозной системы с гидравлическим приводом.
Вождение: Трогание и движение по различным траекториям со скоростью 50 км/ч.
Устройство системы питания карта класса «Ракет-120».
Практика: Замена штатного карбюратора высокого давления на карбюратор поплавковой системы. Его устройство, регулировка и обслуживание.
Вождение: Трогание и движение по различным траекториям с максимальной скоростью.
Движение «змейкой» на задней передаче.
Устройство двигателя карта класса «Ракет-120».
Практика: Знание усовершенствованных и дополнительно установленных деталей.
Понимание принципов работы деталей, прошедших форсировку и их обслуживание.
Вождение: Отработка движения по трассе с соперником.
Трогание и движение по твердой поверхности с максимальной скоростью.
Итоговый педагогический контроль (практика 1 час, вождение 1 час.)
Практика: Проверка знаний основных дидактических единиц и навыков вождения карта класса «Ракет-120».
|
Условия реализации программы
Программа «Универсал 2» реализуется на базе МОУДОД «ЦДТ». Для занятий используется отдельно стоящее строение, включающее в себя боксы для обслуживания картов, а так же подсобные и учебные помещения.
Для проведения тренировок на территории клуба создан асфальтированный картодром.
Материально - техническое обеспечение:
Помещение клуба оснащено необходимой мебелью, ручным инструментом, имеются комплекты гаечных ключей, слесарных инструментов, щупов. Есть в клубе станочное оборудование - 6 единиц. Имеются в клубе два сварочных аппарата, два компрессора, три подъёмника, стенд для изготовления рам картов и ремонтных работ, трактор для очистки картодрома, карты в количестве 30 шт., комплекты запасных покрышек для зимних гонок, комплекты запасных частей.
Информационно-методическое обеспечение:
Имеются технические средства обучения: компьютеры, видеомагнитофон, телевизор, мультимедийная установка, звуковоспроизводящая аппаратура. Имеются дидактические материалы: электронные версии материалов по ремонту спортивной техники, видеоматериал «Мастер-класс по ремонту двигателей картов» (составители Марчук Е.Н., Сокерин С.В., Бережных И. Ю.), видеоматериалы и плакаты по технике безопасности, плакаты по устройству и ремонту багги, инструкции по техническому обслуживанию картов, справочники «Машиностроение», летописи мероприятий и соревнований в клубе за предыдущие годы.
В обеспечении учебного процесса большую помощь оказывают клубу спонсоры, родители учащихся.
Внешние условия:
Поддерживаются связи с детскими объединениями, учебными, производственными учреждениями аналогичного профиля:
-картинг-клуб «Автомиг»
-стк «Виктория»
-Нижнеодесский картинг-клуб
-картинклуб при «РЦДО»
-мото-картинг клуб при «РЦДО» филиал в с. Визинга.
Методическое обеспечение программы
Работа спортивно-технического клуба «Вираж» построена на следующих ПРИНЦИПАХ:
-принцип систематического и последовательного обучения;
-принцип доступности обучения;
-принцип воспитывающего обучения;
-принцип наглядности;
-принцип сознательного усвоения знаний, творческой активности;
-принцип связи обучения с практикой.
Методы и приёмы обучения
Работа педагога направлена на создание в д/о творческой доброжелательной атмосферы, способствующей максимальному развитию способностей детей с учётом их интересов, возможностей, состояния здоровья. Для формирования у обучающихся позитивного отношения к занятиям техническим творчеством, используются следующие
МЕТОДЫ:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа и т. д.);
-наглядные ( иллюстрации, наглядные пособия, Т .С. О.);
-практические (ремонт и техническое обслуживание спортивной техники).
ПРИЁМЫ:
-создание проблемной ситуации;
-использование сравнений и аналогий;
-постановка наводящих вопросов, помогающих осознать информацию;
-создание ситуации занимательности (необычные факты, необычное в обычном);
-эмоциональное изложение материала;
-опора на жизненный опыт обучающегося;
-создание ситуации успеха через оказание дифференцированной помощи учащимся;
-использование различных познавательных игр.
В определении последовательности и содержании прохождения учащимися программы учитываются следующие факторы:
- возрастные особенности детей.
- индивидуальные психологические и физические особенности учащихся.
- состояние межличностных отношений в группе;
- состояние материально-технической базы;
- календарные даты и времена года.
Воспитательная работа
Воспитательная работа в клубе «Вираж» является неотъемлемой частью учебного процесса и направлена на:
- развитие личностных творческих способностей каждого ребёнка;
- создание ситуации успеха для каждого обучающегося;
- создание условий для сплочения коллектива;
- развитие умения общаться с людьми разных возрастов, формирование навыков культуры общения, умения организовать досуг.
-патриотическое воспитание.
Воспитательные мероприятия в клубе, обычно, проводятся в дни школьных каникул, проводятся клубные дни.
Беседы, конкурсы, экскурсии, выставки, соревнования и пр. проводятся в течение всего учебного года согласно плану.
Традиционными в клубе стали мероприятия:
«Дни открытых дверей», на которые приглашаются учащиеся школ района и их родители; соревнования по картингу среди образовательных учреждений района; «Парад техники», проходящий ежегодно 9 Мая.
Работа с родителями
В начале учебного года для родителей учеников проводится родительское собрание, на котором они знакомятся с уставом клуба, учебной программой, расписанием занятий, планом мероприятий на учебный год. Обсуждаются существующие проблемы, намечаются пути их разрешения и возможности посильного участия родителей в жизни клуба.
Родители кружковцев приглашаются на мероприятия клуба, привлекаются к их подготовке.
Поощряются совместные занятия детей и их родителей.
Педагогический контроль
Тематический педагогический контроль качества освоения учащимися программного материала проводится по разделам образовательной программы, результаты диагностики фиксируются в журнале.
Промежуточный педагогический контроль проводится по итогам I полугодия, итоговый педконтроль проводится в апреле-мае.
В ходе педагогического контроля проверяются ЗУН по устройству карта, технологии выполнения ТО и ремонтных работ, навыки практического вождения.
Результаты промежуточного и итогового педагогического контроля протоколируются.
V. Список литературы
Нормативно – правовые документы
Конституция РФ. Администрация Президента РФ. // Юридическая литература- 1997г. Официальное издание. //
Конституция РК. Принята Верховным Советом РК 17.02.1994 года с изменениями и поправками.
ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
Конвенция о правах ребёнка.// Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от20 ноября 1989 года. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от13.06.1990г. №1559-1.//
Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» от 01.06.2012 №761.
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). // СанПиН 2.4.4.1251-03//.
Нормативно-правовые акты Министерства образования РФ, Министерства образования РК.
Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования и науки РФ //от 11.12.2006г. № 06-1844//
Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества»//Утверждён Главой администрации МО ГО «Сыктывкар», 2010 г.//
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Ерецкий Т.И. «Автомобиль, карт в школе» М. ДОСААФ 1976г.
2. Мелентьев Ю.А. «Организация соревнований, автоспорт» ДОСААФ
1994г.
3. Программа. ТТУ, 1998 г.
4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ. М. «Просвещение», 1982г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Вершигора В.А., Игнатов М.В «Автомобили. Устройство и ремонт»
1990г.
2. Григорьев И. М. «Мотоцикл без секретов» ДОСААФ 1973г.
3. Рехтор Т. «Картинг» Машиностроение 1988г.
4. Силин А. Н. «Пособие по ремонту мотоциклов» 1987г.
5. Сингуринди С. В. «Спортивные автомобили» 1980
|