Скачать 0.97 Mb.
|
Развитие творческих способностей учащихся через компьютерные технологии Тысячелетиями общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки собранной информации. С вступлением общества в век электроники и компьютерных технологий, появилась возможность эффективной обработки и представления информации. Девяностые годы прошлого столетия характеризуются появлением микропроцессоров, на базе которых можно создавать как суперкомпьютеры, так и персональные компьютеры. Первые позволили эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации, а вторые неотъемлемо вошли в наш дом. Особенности этого процесса в наше время заключается в том, что обучения компьютерной грамотности постепенно переместился, сначала из института в старшие классы, а затем из старших – в младшие. С появлением большого количества новых программных продуктов, из курса информатики в школе постепенно вытесняется программирование, которое заменяется освоением навыков работы с готовыми программными продуктами. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое воспитывается с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. В школьном курсе информатики в настоящее время появляется большое количество новых программных продуктов и, соответственно, новых компьютерных технологий. На сколько целесообразно их изучение в школьном курсе. Все зависит от количества часов, отведенных на информатику в школе. Если информатику изучают только в 10 и 11 классах, то за те скромные часы, которые отведены на этот предмет, можно только познакомиться с перечнем современных программных продуктов и, более подробно рассмотреть приложения Microsoft Office. Если информатика изучается с начальной школы или с 5 класса, то возможны различные варианты преподавания этого предмета. Первый вариант – традиционный. При этой технологии проведения, чаще всего теоретическая часть дополняется практической частью. В практической части урока, как правило, учащиеся выполняют упражнения или лабораторные работы по карточкам. Такая технология позволяет абстрактно изучать приложение, без рассмотрения конкретного применения полученных навыков и знаний. Такая форма работы не вызывает энтузиазма у учащихся и, часто приводит к выработке отрицательного отношения к изучаемому предмету. Второй вариант, инновационный, предполагает освоение материала с помощью творческих работ. В этом случае учащиеся не только на конкретном реальном примере осваивают новый программный продукт, но и развивают свой творческий потенциал. В гимназии 56 используется, как правило, второй вариант. Рассмотрим конкретные примеры. При изучении темы «Графический редактор Paint» ученики 5 классов рисуют бабочек и средневековые замки. Учитель на уроке ставит перед учениками задачи, включающие количество обязательных элементов (узоры, пятна – для бабочки; башни, окна, ворота, стена – для замков) и критерии оценки работы (соответствие цветовой гаммы, общий дизайн, применение технологии клонирования и т.д.). Наибольший интерес вызывают творческие задания, в которых для всех учеников выдаются одинаковые задания. Знакомясь в 6 классе с графическим редактором Adobe PhotoShop, учащиеся должны создать портрет из предложенных в уроке №1 фруктово-овощных элементов. Все элементы одинаковые, а полученные результаты поражают своим разнообразием. По результатам работ, как правило, проводится творческий конкурс. Чтобы работы отличались друг от друга, ученикам необходимо приложить немало усилий. Роль учителя при таком варианте обучения очень важна. Он должен не только владеть технологией работы с приложением, но и обладать творческими способностями. Критерии оценки таких работ вырабатываются в процессе совместного с учащимися анализа их творений. Работая с текстовым редактором Word, ученики младших классов создают визитные карточки и открытки. Часто работы, выполненные в одном приложении, повторяются в другом. Так, визитные карточки и открытки повторяются в редакторе PhotoShop и мультимедийном приложении Power Point. Изменяется технология, изменяются возможности, изменятся и сами работы учащихся. Они становятся более зрелыми и более интересными. Переходя от технологии графики к мультимедиа ученики 7 класса выполняют проект «Туристические фирмы», который включает несколько слайдов и рассказывает о виртуальной турфирме, маршрутах, услугах и т.д.. Особое внимание в этой работе уделяется на единство стиля, соответствие цветовой гаммы, содержательной части. Каждый ученик при оценке его работы представляет её, а остальные ребята принимают участие обсуждении. Обсуждение работ вырабатывает общие критерии в выполнении дальнейших проектов. Начиная с 8 класса, в гимназии принято предпрофильное обучение. Учащиеся выбирают классы по интересам (экономические, технические, историко-правовые, филологические). В 2002 году введен еще один профиль обучения – технологический. В технологическом классе большее внимание уделяется компьютерным технологиям. В 9 классе в технологии мультимедиа старшеклассники создают большие проекты по профилю своего класса. Так в экономических классах выполняются работы, связанные с экономическим развитием стран в различные периоды их развития. В историко-правовых классах – история развития стран и их влияние на мировые процессы. Особо хочется отметить технологические классы, которые подробно знакомятся с самыми современными компьютерными технологиями, изучая основы курса Media Art. В этом курсе предусмотрены работы по созданию концертных афиш, реклам, обложек к CD-дискам и книгам, верстка буклетов и газет, создание анимационных роликов с помощью Flash-технологий, создание и редактирование видеороликов в Adobe Premier. Создание рекламных роликов для художественных и мультипликационных фильмов. Учащиеся этих классов знакомятся с основами не только растровой графики, но и векторной, работая в Corel Draw. В программе предусмотрено создание 3D-графики и анимации. В гимназии предусмотрены различные смотры работ учащихся: издание сборников графических и текстовых работ, проведение конкурсов по мультимедиа и Web-дизайну. В медиатеке гимназии, классах и методическом кабинете созданы постоянно действующие выставки. Лучшие работы учащихся в Web-технологиях выставлены на сайте гимназии Ученики могут продемонстрировать свои способности на различных городских конкурсах и конференциях. В завершении хочется отметить следующее, что такая форма преподавания дает хорошие результаты. Ученики не только успешно осваивают предмет и отдельные технологии, но и получают различные виды популярных на сегодняшний день профессий, такие как, дизайнер, программист и специалист в области мультимедиа. Кроме этого, такой метод активизирует познавательные и творческие способности учеников. Информационные технологии как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся в рамках образовательной области «Технология» «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л.Н.Толстой В современной педагогической литературе можно найти огромное разнообразие форм и методов работы по любой образовательной области, но работа по широко рекламируемым шаблонам далеко не всегда даёт желаемый результат. Учитель творческий, относящийся к своему делу с душой, старается из многообразия педагогических приёмов выбрать наиболее приемлемые для себя, сообразуясь с конкретными условиями. Исходя из образовательных потребностей населения посёлка, изучавшихся путём анкетирования учащихся 8-11 классов и их родителей, была выявлена необходимость: 1. В расширении возможности социализации ученика, так как посёлок находится в горно-промышленной зоне, путём изучения информационно-коммуникативных технологий. 2. В освоении информационно-коммуникационных технологий и их применении в области иллюстративной и инженерной графики 3. В более высоком уровне навыков практического использования персонального компьютера (далее ПК), что невозможно дать на обычных уроках информатики, т.к. специфика этого предмета предполагает больший упор на программирование, нежели на развитие пользовательских навыков. На мой взгляд, существующие программы по информационным технологиям в рамках ОО «технология» имеют следующие недостатки: 1. Обучение использованию персонального компьютера в основном как вычислительной машины для применения в бухгалтерском деле и машинном делопроизводстве, т.е. по сути, превращение персонального компьютера в гибрид калькулятора и пишущей машинки 2. Графические редакторы изучаются поверхностно, да и то, в основном в начальном (2 часа) и среднем звене (2 часа). На отработку навыков практического применения графических редакторов времени не отведено. 3. Знакомство с системами автоматизированного проектирования вынесено в вариативную часть. И на это отводится всего 14 часов, из них на практическую деятельность – 10 часов. 4. Изучение информационных технологий идёт в отрыве от практики, я имею в виду тот факт, что в программах отсутствует интеграция разделов по информационным технологиям и, скажем, обработке конструкционных материалов или художественной обработке материалов. 5. Знакомство с применением персонального компьютера в других сферах деятельности ограничивается номинативным уровнем. Для того чтобы адаптировать систему обучения к образовательным потребностям населения возникла необходимость в целостной системе изучения информационно-коммуникативных технологий, которая позволяет сформировать у ребёнка навыки жизни в информационном обществе. Поэтому я считаю, что важно сформировать у учащихся: умения работать с информацией, исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения. потребность в творческом применении полученных знаний. Концептуальные положения: обучение – общение ребенка с компьютером принцип адаптивности: программное обеспечение подстраивается под индивидуальные особенности ребенка диалоговый характер обучения управляемость: изменение педагогических условий в процессе обучения оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы поддержание у ученика психологического комфорта при общении с компьютером неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения неограниченного объёма. На моих уроках изменяется функциональное назначение персонального компьютера, он используется не только как объект труда, но и приобретает другие функции – учителя и рабочего инструмента В функции учителя компьютер представляет: - источник учебной информации - наглядное пособие - индивидуальное информационное пространство - тренажер - средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: - средство подготовки текстов, их хранения - текстовый редактор - графический редактор - средство для монтажа графических и текстовых объектов - вычислительная машина больших возможностей - средство моделирования плоскостных и объёмных объектов В этом случае работа учителя реализуется в: организации учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом организации внутриклассной активизации и координации, расстановке рабочих мест, инструктаже индивидуальном наблюдении за учащимися подготовке компонентов информационной среды. На уроках технологии с применением новых информационных технологий меняются субъектно-объектные отношения в учении: - знание основных понятий информатики и вычислительной техники - знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники - знание современных операционных систем и владение их основными командами - знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения - владение текстовыми редакторами - владение профессиональными графическими редакторами - владение системами автоматизированного проектирования - первоначальные и расширенные до уровня уверенного пользователя представления о возможностях персонального компьютера - первоначальный опыт применения профессиональных компьютерных программ. - умение пользоваться компьютерной сетью – Internet: Изучение информационных технологий, в особенности компьютерной графики способствует развитию творческих способностей учащихся. В отличие от стандартных программ, я стараюсь дать возможность учащимся попробовать свои силы в различных видах компьютерной графики, причём программы, предлагаемые для изучения в 10-11 классах, являются профессиональными, так как только они могут показать весь спектр возможностей современной компьютерной графики. С первых шагов знакомства с программами, учащиеся получают задания творческого характера: создать визитную карточку, рекламу, собственный иллюстрированный журнал, разработку изделия и т.д. (см. Приложения) По словам И.П.Волкова: «Творчество школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные компетенции, в том числе осуществлён их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи». Обучающая творческая деятельность рассматривается в первую очередь как деятельность, способствующая развитию, целого комплекса качеств - творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д. Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный творческий продукт. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Задачами уроков творчества должны быть: 1.Включение детей в разнообразную деятельность. 2.Выработка гибких умении, позволяющих учащимся быстро осваивать новые виды труда (деятельности, т.е. перенос знаний и навыков. 3.Развитие сообразительности и быстроты реакции при решении различных новых, задач, связанных с практической деятельностью. Принципы при проектировании и организации уроков творчества: 1. Знания - фундамент творчества. 2. Строгий отбор учебного материала. Многократность повторения изучаемого материала. Разностороннее развитие ученика. 5. Формирование устойчивого интереса к учению. 6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. 7. Постоянный контроль учителя за работой ученика. 8. Индивидуальный подход. Требования к урокам: 1.Применение межпредметных связей. 2. Связь теории с практикой. 3. Поэлементное обучение. 4. Чередование изучаемых вопросов и видов труда. 5. Периодическое многократное повторение по-разному организованного материала. 6. Участие в работе всех учеников в течение всего урока. Наиболее успешно проблему социализации и связанной с ней информатизации образования можно решить путём создания профильных классов, в процессе обучения в которых можно решить следующие задачи: 1. Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования; 2. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; 3. Установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; 4. Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, повышение эффективности подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования». Создание профильного класса в нашей школе призвано оказать помощь учащимся 10-11 классов в подготовке к социально-профессиональному самоопределению, эффективной преобразовательной деятельности, мотивации обучения и интеграции гуманитарных и естественно-математических знаний. Программа профильных классов учитывает интересы учащихся. В качестве школьного эксперимента в 2003 г. в нашей школе была предпринята попытка введения в профильных классах преподавания раздела по компьютерной графике в рамках изучения образовательной области «технология». Для нашей школы этот курс был новым, и пришлось по ходу эксперимента корректировать тематическое планирование, создавать базу программного обеспечения для ПК, самостоятельно изготавливать дидактический материал и приобретать учебную и методическую литературу. Все эти проблемы решались и решаются за счёт личных средств и с помощью наших бывших учеников – ныне студентов ВУЗов. Т.к. эксперимент оказался удачным (см. результаты в конце текста), было решено продолжить эту работу на муниципальном уровне, и в 2004 году был создан ещё один профильный класс – технический со специализацией «Дизайн интерьера» (см. Приложение1). Программа курса была обсуждена на районном методическом совете и была рекомендована к использованию. Одной из важнейших составных частей программы по технологии для этого класса является раздел «Компьютерная поддержка дизайна» (см Приложение1), на изучение которого отводится 2 часа в неделю. В ходе изучения этого раздела помимо базового курса пользователя ПК (программ входящих в пакет MS Office) изучаются различные графические редакторы профессионального уровня, такие как «Corel Draw», «Adobe Photoshop», Системы автоматизированного проектирования «Компас», «3D-Дизайн студия», «Floor Plan 3D» и другие, имеется систематизированная персональная медиатека. Учащиеся высокого уровня обученности знакомятся с программой трёхмерного моделирования «3D Studio max», широкое освоение которой, к сожалению, ограничивается техническими возможностями кабинета информатики, т.к. эту программу можно установить только на 3 компьютера. Есть надежда, что по мере модернизации оборудования решится и эта проблема. Изменение содержания программы привело к изменению организационно-методических форм проведения уроков: для контроля и самоконтроля стало возможным компьютерное тестирование – эффективная форма работы, как для учителя, так и для учащихся. В течение всего урока ученики самостоятельно оценивают свою работу в соответствии с установленными ранее критериями, а результаты оценивания заносятся в индивидуальный контрольно - оценочный лист. На каждом этапе применяются различные формы контроля, сначала самоконтроль, затем взаимоконтроль и контроль со стороны учителя. Любая организация контроля и самоконтроля связана с определёнными трудностями, возникает вопрос об объективности оценивания. Для преодоления этих затруднений используется открытое обсуждение выставленных оценок. При ознакомлении учащихся с новым материалом стали использоваться интерактивные учебные пособия и дидактические материалы, в том числе и изготовленные учащимися во время изучения графических редакторов и программы Power Point. Одной из своих задач я считаю необходимость научить детей плодотворно трудиться в коллективе, а для этих целей, с моей точки зрения как нельзя лучше подходит такая форма урока как деловая игра, в процессе которой учащийся на протяжении серии занятий вынужден согласовывать свои действия с действиями бригады и нести свою долю ответственности за конечный результат. В ходе работы над практическим заданием учащиеся имеют право в любой момент обратиться к учителю за консультацией, а значит, в индивидуальном порядке ликвидировать какие-либо пробелы в собственных знаниях, не демонстрируя их всему классу, что создаёт благоприятную психологическую атмосферу на уроке (см. Приложение 7,8 Деловая игра. «Предприятие»). Я стараюсь привлечь своих учеников к сотрудничеству, к совместному поиску путей решения возникающих проблем используя методы обсуждения, мозгового штурма и другие, описанные в педагогической литературе, в частности книгах по ТРИЗ-педагогике (например: в книге А.Гина «Приёмы педагогической техники» М., «Вита-Пресс» 2003г.). В процессе изучения курса компьютерной графики для закрепления полученных навыков учащиеся выполняют большое количество практических работ, значительное число которых по уровню сложности соответствует программам ВУЗов (см. Приложение 2). Например, они издают собственные мини-журналы (см Приложение 3), выбирая одну из тем, предлагаемых учителем, выполняют чертежи различных деталей при помощи Систем Автоматизированного Проектирования (далее – САПР), 3D-эскизы интерьеров (см. Приложение 4), готовят пакеты технической документации на различные изделия. (см. Приложение 5). В пакет входят: изометрическая проекция изделия, деталировка, технологическая карта, расчёт себестоимости изделия. В ходе деловой игры «Предприятие» (см. Приложение 6), учащиеся разрабатывают пакет графических материалов для воображаемой собственной фирмы, начиная с визитной карточки, логотипа и рекламы фирмы и пробуют разработать бизнес-план по предлагаемому образцу (см. Приложение 7). К данной работе прилагаются чёрно-белые копии, цветные оригиналы будут использованы на защите концепции. Изучение информационных технологий в технологическом классе идёт в неразрывной связи с выполнением практических работ в школьных мастерских. Проекты интерьеров и изделий, разработанные с применением персонального компьютера, в мастерских воплощаются в материале, таким образом, происходит интеграция разделов учебного плана. Задания такого рода стимулируют интерес к изучаемому материалу и позволяют учитывать индивидуальные особенности и уровень подготовки каждого учащегося, а также увидеть практическое применение своих знаний. Для выполнения большинства практических работ учащимся приходится применять знания, полученные на уроках математики (в частности различные геометрические построения и расчёты), черчения, физики, русского языка, а значит, появляется дополнительный стимул к изучению и этих предметов. Выбор гибкого сценария преподавания учебного материала позволяет значительно расширить познавательное поле обучающегося, способствует активизации любознательности, усилению интегративности и межпредметных связей. Но, на мой взгляд, никакие приёмы и методы не дадут результата, если учитель не является Личностью интересной для своих учеников, если он общается с детьми на уроке с высоты своего положения и изрекает истины непонятным для учеников языком. Дети мгновенно чувствуют фальшь, и построить нормальные отношения с классом уже очень сложно. Хочется привести цитату из классика: «Дети – это те же взрослые, только маленькие…» Мастерская творческих идей. «О том поразмысли, что ждет впереди; цель выбрав благую, к ней прямо иди» Фирдоуси Педагогическая мастерская - это живое, развивающиеся явление в образовательном пространстве МОУ СОШ № 50 города Воронежа. Она находит применение на разных уровнях: как педагогическая технология в процессе обучения учащихся; как модель для изучения практического значения и теоретических основ мастерской; как форма повышения квалификации в курсовой переподготовки педагогов; как способ принятия управленческих решений на этапе перехода школы в режим развития. Так, в течение десяти лет мастерская постепенно осваивалась различными участниками образовательного процесса. Сегодня мы понимаем педагогическую мастерскую как интегративную технологию, соединяющую игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информации. Условия, в которых формировался наш педагогический опыт, поставили нас перед проблемой достижения оптимального уровня чтения учащимися, активизации их познавательной деятельности на уроках. Это и определило основные педагогические задачи, которые мы ставили перед собой. Многолетние наблюдения за уровнем техники чтения учащихся младших классов показали, что возникла необходимость нетрадиционного подхода к решению данной проблемы. В связи с этим мною был изучен и обобщён опыт работы в этом направлении учителей начальных классов Л. Игнатьевой (г. Москва), Я.Беспаловой (г. Саранск), Л.Антоновой (г. Ярославль), О.Джежелей (г. Москва). В результате была создана система тренировочных упражнений, которая позволила добиться не только совершенствования навыков чтения, но и развить у ребёнка осознанность и выразительность чтения. Тренировочные упражнения по формированию навыка чтения используем как обязательный этап каждого урока. Он занимает 10-15 минут и включает 5 последовательно выполняемых упражнений: Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. Чтение блоков. Отработка дикции. Развитие оперативной памяти. Интонационная разминка. Особое внимание уделяем методике развивающего чтения и методу динамического чтения: «Разведка», «Слалом», «Спринт», «Финиш», «Кенгуру», чтение по догадке, многократное чтение, чтение со счётом слов или строк. Развивающее чтение направлено на подготовку детей к обучению в среднем звене. Введение различных упражнений, направленных на совершенствование техники чтения проводится в системе, не нарушая целостного восприятия текста. Свой опыт работы мы представляли на районных и городских семинарах, давали серию открытых уроков по разработанной технологии. Фильм, отснятый методистами ВОИПКРО с нашими выступлениями и уроками, демонстрировался учителям, занимающимся на курсах повышения квалификации. По обобщённому материалу издано методическое пособие «Как научить детей читать», В., ВОИПКРО, 2003. На городских педагогических чтениях «Поиски, находки, перспективы» в 2004 году, выступали по проблеме «Технология достижения оптимального уровня чтения». В 2005 году принимали участие в международной научно-практической конференции. В сборниках ВОИПКРО 2005-2006 г. включен материал по технологии достижения оптимального уровня чтения. Мы являемся соавторами книги для дополнительного чтения в период обучения грамоте «Как хорошо уметь читать», которая была подготовлена по заказу В.Г. Горецкого. Данное пособие вышло в мае 2006 г., и по нему обучаются школьники города Воронежа и области. В настоящее время готовится к печати методическое пособие по внеклассному чтению для первого класса, соавторами которого мы являемся. В ноябре 2006 г. мы выступали на городских педагогических чтениях «Развитие начальной школы» по теме «Уроки внеклассного чтения в первом классе». Принимая в первый класс детей, практически не знающих букв и не умеющих читать, используя данную методику работы по технике чтения, мы добились того, что 80% наших учеников владеют оптимальным уровнем чтения (120 слов в минуту и выше). Реализуя общую задачу активизации познавательной деятельности учащихся, мы анализировали результаты восприятия ими новых знаний, умения применить их на практике. Анализ результативности техники чтения учащихся начальной школы Вызвать у учащихся желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения и в каждом классе приходится решать её заново, зачастую находя новые средства и методы. Такой процесс требует изменения позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя. Следующим этапом работы нашей творческой мастерской стала организация проектной деятельности учащихся на уроках. Проект – это исследовательская задача, представленная учащимися в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием какого-либо предмета. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения данной проблемы и применять их на практике, способствует развитию творческого потенциала. В ходе проектной деятельности мы учим детей самостоятельно мыслить и находить необходимую информацию, а это возможно только с введением в учебном процессе компьютерных технологий. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно из экзотики превращается в один из стандартных компонентов учебного процесса. Мы проводим медиауроки по предметам с целью активизации познавательной деятельности младших школьников. Задача учителя - помочь маленькому человеку услышать и увидеть прекрасное, доброе. А, познав добро, он будет творить его сам. Главное, что дети должны вынести из детства, - это научиться красоте и любви. Компьютерные технологии на уроках приводят к повышению уровня мотивации учащихся, что является гарантом формирования познавательной активности, необходимым условием для развития мышления и получения знаний для успешной деятельности личности. Использование мультимедиа целесообразно на любом этапе урока. Система тестирования является важной частью урока. Особенно повышается его эффективность с использованием интерактивных мультимедийных средств. Зачастую проблема состоит в организации работы класса из 20-25 учащихся при наличии 7 компьютеров в кабинете информатики. Учителя начальных классов нашей школы разработали и эффективно используют методику конструирования урока с использованием информационных технологий. Наши учителя применяют не только свой опыт использования компьютерных технологий, но изучают и творчески перерабатывают опыт учителей других школ. С этой целью мы используем обучающие электронные ресурсы «Математика в начальной школе», «Русский язык в начальной школе», «Окружающий мир на компьютере», а также ресурсы сети Интернет. При использовании подобных анимационных, красочных тестов дети проявляют огромный интерес и желание ответить на вопросы. С целью включения учащихся в активный познавательный процесс нами используется в преподавании технологии метод проектов, который позволяет школьникам самостоятельно формулировать учебную проблему, собирать необходимую информацию, планировать варианты решения проблемы, делать выводы. При работе над проектом обучаем детей формировать по « кирпичикам» новое знание и приобретать жизненный опыт. Компьютерные технологии заняли одно из главных мест и на уроках технологии и во внеклассной работе. Компьютер на уроках технологии - это схемы для вышивки крестом и цветного вязания, эскизы для росписи по тканям и аппликации, успешное использование программ по конструированию и моделированию одежды, презентации, тестовые задания, огромное количество наглядности и новой информации. Это один из непременных факторов успешного преподавания технологии в современной школе. Проектные работы выполняются на компьютере и подкрепляются презентациями, которые упрощают защиту, делают её более интересной и красочной. Итог – призовые места на городских и областных олимпиадах по технологии. Применение мультимедийных средств обучения обогатили учебный процесс обилием новой информации и большим количеством наглядности. Появился новый вид творческой деятельности – учебный проект. Главной целью этого проекта было привлечь учащихся к определенной теме какого-либо урока, работая в группах провести учебное исследование по этой теме, например: «Свойства тканей», а так же объединить учащихся среднего звена и начальной школы в совместной работе. Конечно, основная работа проводилась во внеурочное время. С огромным интересом осваивалась эта новая творческая деятельность. Она стала открытием не только для учителей, но и для учащихся и их родителей. К тому же, проект «Путешествие в мир тканей» осуществил преемственность между начальной школой и средним звеном, что немаловажно в нашей работе. Итогом этого проекта стали интересные работы учащихся: презентация «Ткань – это суровая необходимость или дань моде?», выполненная ученицами 7 класса, и буклет «Истории из бабушкиного сундучка», сделанный ученицами 4 класса. Появление в учебном процессе медиауроков значительно повысило эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности и мотивации к изучению огромных возможностей таких программ, как Microsoft Office, PowerPoint, Paint, Publisher. Учитель технологии Иванкова С.Н выступала на методическом объединении учителей технологии Ленинского района с темой: «Использование компьютерных технологий на уроках и во внеклассной работе». Результатом использования новых информационных технологий является осуществление более легкого, свободного и быстрого протекания учебной деятельности учащихся. Они становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, инициативными. Ученики легче и быстрее усваивают материал, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку учащихся в коллективе. Таким образом, учебный процесс с поддержкой компьютерных технологий, повышает качество знаний, помогает учащимся преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Поэтому, применение компьютерных технологий необходимо для того, «чтобы детям было интересно учиться, а учителям интересно учить». СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 13 ГЛАВА I. Теория игровых технологий. 17 § 1.1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. 17 § 1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности. 18 §1.3. Значение игры в обучении 25 §1.4. Механизмы, обуславливающие привлекательность игры. 31 §1.5. Ограничения и недостатки использования игр в образовании 34 §1.6. Теория и классификация игр 35 § 1.7. Игровые педагогические технологии 39 ГЛАВА II. Применение игровых технологий на уроках русского языка 42 §2.1. Задания, упражнения и игры для развития речи 43 § 2.2. Задания, упражнения, игры для развития мышления 54 §2.3. Задания, упражнения, игры для развитиям мышления 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 67 Авторские разработки уроков русского языка в начальной школе 67 1-й класс 67 2-й класс 77 3-й класс 78 |
Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся... Целью данного конкурса является развитие творческих способностей, образно-пространственного мышления; привлечение учащихся младшей... |
Реферат по теме: «развитие творческих способностей младшего школьника» Характеристика творческих способностей младших школьников |
||
Институт развития образования республики башкортостан развитие интеллектуальных Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся образовательных учреждений: Сборник авторских программ. – Уфа: Издательство... |
«Создание мультфильмов своими руками» «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, через создание мультфильмов» |
||
I. Теоретическое обоснование развития творческих способностей обучающихся... Приложение сравнительная диаграмма уровня развития творческих способностей обучающихся 21 |
1. пояснительная записка 1 Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие... |
||
Проект «Логико математическое развитие детей дошкольного возраста»... Основная цель познавательного развития, в соответствии с фгос – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих... |
Проекта Развитие базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств, способствующих формированию творческих способностей,... |
||
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе... В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Задача преподавателя дши... |
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального... Оп ООО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,... |
||
Творческие задания и тесты на выявление творческих способностей детей Творческие задания и тесты на выявление творческих способностей для детей 5-7-лет (разработаны преподавателем изобразительной деятельности... |
© Алла Александровна Нестеренко Петрозаводска. Дети называют эти занятия "фантазированием". Официальное название курса — "Развитие творческих способностей с использованием... |
||
Создание и поиск кладов – генетически обусловленный элемент программы... «Совершенствование методики преподавания в средней школе курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Краеведение" на основе... |
Паспорт Программы развития мкоу васькинской оош на 2016 2020 годы... Целевой проект «Развитие познавательных и творческих способностей мотивированных школьников» |
||
Программа направлена на развитие у учащихся 6-7 классов научно-познавательных... Приоритетным направлением общеобразовательной школы становится развитие творческой, самостоятельной и свободной личности, стремящейся... |
Пояснительная записка Образовательная программа основного общего... Ооп ооонаправлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,... |
Поиск |